Минфин - Курсы валют Украины

Установить
26 ноября 2020, 14:00 Читати українською

Коллекторов заставят работать в рамках закона и этики

Коллекторам запретят запугивать должников, звонить им по ночам и оказывать психологическое давление. Тех, кто нарушит правила, будут штрафовать.  Соответствующий законопроект недавно зарегистрирован в парламенте.

«Минфин» разбирался, какие требования к коллекторам предусмотрены в документе, и сможет ли он реально защитить потребителей финансовых услуг.

Без вины виноватые

Методы работы коллекторов трудно назвать этичными. Часто объектами их террора  становятся не только злостные должники. Под «пресс» попадают также граждане, которые никогда не имели дела с кредитами.

Читатель «Минфина» под ником ekassw рассказал, что 8 лет назад номер телефона его жены оказался в банке как телефон поручителя.

«Об этом мы с удивлением узнали после первых звонков из этого банка. Причем имя самого должника до сих пор ровно ничего нам не напоминает», — пишет пользователь.

По его словам, с тех пор раз в год номер штурмуют звонками. И каждый год приходится иметь дело с новыми коллекторами, которые купили долг у предыдущих.

«Звонят и по выходным, и рано утром (что уже есть прямое нарушение закона и без принятия нового). Пара или тройка сотен номеров, накопившихся с тех пор в черном списке, тому подтверждение», — жалуется ekassw.

Пользователь Екатерина Николаенко рассказала, как столкнулась с работой коллекторов после приобретения новой сим-карты.

«Начали звонить мне и угрожать судом, по 10 раз в день с утра до ночи, звонки и звонки, и звонки. Выяснилось, что 4 года назад какая-то Тэмникова Юлия у них взяла кредит, выбросила карту, а через 2 года я купила карточку, и началась эта какофония с коллекторами», — жалуется женщина.

По словам читателя, год назад она оставила заявление, что телефон уже принадлежит совсем другому человеку, который ни к кредиту, ни к должнику не имеет никакого отношения. Тогда ее заверили, что недоразумение устранено, ее больше беспокоить не будут. Но через полгода звонки из-за несуществующего долга возобновились.

К сожалению, таких историй немало. По данным пресс-службы НБУ, только за период с июля по сентябрь 2020 года в Нацбанк поступило 1043 жалобы на коллекторов. Из них 75 жалоб касались случаев работы коллекторов по займам банков, 968 случаев — по займам финансовых компаний. Около 40% жалоб на коллекторов — это навязчивые звонки людям, которые вообще не имеют никакого отношения к кредиту.

Что не так с коллекторами

По словам начальника управления прав защиты потребителей финансовых услуг НБУ Ольги Лобайчук, сейчас коллекторам не нужно получать лицензию. Также нет единого реестра таких компаний. И в этом заключается серьезная проблема.

«Если компания получила лицензию как факторинговая, то НБУ может выяснять у нее детали работы с должником и применять методы воздействия. Совсем другое дело, если это просто юридическое лицо, занимающееся проблемной задолженностью. Тогда влияния на него регулятор не имеет, поскольку оно не подпадает под надзор НБУ», — поясняет специалист НБУ.

И если в первом случае потребитель может пожаловаться на неправомерные действия коллекторов в Нацбанк, то во втором — может рассчитывать только на вмешательство правоохранителей.

Вежливость и никаких угроз — новые правила для коллекторов

Законопроект № 4241 должен поставить в этой истории точку. Он не запрещает коллекторам заниматься взысканием долгов, но устанавливает для них четкие правила работы.

Согласно законопроекту: 

  • Заниматься коллекторской деятельностью смогут только фирмы, которые внесены в Реестр коллекторских компаний. Его распорядителем станет НБУ.
  • Владельцами и сотрудниками коллекторских фирм не смогут быть лица с непогашенной судимостью, резиденты страны-агрессора или с регистрацией в стране-агрессоре.

Читайте также: Что делать, если звонят коллекторы и угрожают прийти домой

  • Коллекторы смогут контактировать с должниками только в том случае, если это предусмотрено в договоре о потребительском кредите
  • При первом контакте с должником коллектору придется сообщать свою фамилию и имя, название кредитора и коллекторской компании, основание звонка, размер просроченной задолженности и т.д. Всю эту информацию нужно будет предоставить в письменном виде, если этого потребует потребитель. Пока коллектор этого не сделает, он не будет иметь права повторно побеспокоить должника.
  • Законопроект запрещает коллекторам шантажировать, угрожать и любыми действиями наносить ущерб чести и деловой репутации должника.
  • Запрещено обрабатывать персональные данные третьих лиц и близких заемщика, которые не являются сторонами договора, если на это не получено их предварительного согласия.
  • Под запретом также окажется информация относительно самого потребителя финансовой услуги. В частности, его график работы, место и время отдыха, поездки по стране и за ее пределами, место и время встречи с родными, друзьями, информация в соцсетях.
  • Больше никаких угроз о выселении из квартиры или лишении родительских прав в случае неуплаты долга. Информация о размере задолженности и последствиях неуплаты должна быть точной и правдивой.
  • Уйдут в небытие бесконечный террор и звонки среди ночи. Документ устанавливает допустимое количество контактов коллектора с должником. Их может быть не более двух в течение суток и строго в период с 8.00 до 20:00 часов. При этом запрещается использовать засекреченный номер и ставить на автодозвон на протяжении более чем 60 минут в сутки.

Штрафы и наказания

За нарушение правил для коллекторов предусмотрены штрафы в размере от 3 до 6 тыс. необлагаемых налогом минимумов (на данный момент 51 тыс. грн — 102 тыс. грн).

Кроме того, НБУ может временно запретить деятельность компании или вообще исключить ее из реестра коллекторов.

НБУ может наложить штраф и на кредитора, приостановить или аннулировать его лицензию. Это заставит последних ответственно относиться к потребителям кредитных услуг, а также осторожно выбирать коллекторские компании и реагировать на жалобы.

Как прекратить террор коллектора

Если потребители финуслуг столкнутся с нарушениями, алгоритм действий должен выглядеть следующим образом.

Первый шаг: Узнать название коллекторской компании, с которой звонят.

Второй шаг: Обратиться туда с официальным заявлением. Например, объяснить, что вы не являетесь должником и не даете разрешения на обработку персональных данных. Иногда этого достаточно, чтобы решить проблему.

Третий шаг: Если это не помогло, можно обратиться в НБУ и подать жалобу в удобной форме — на горячую линию, электронную почту или через сайт. После изучения вопроса регулятор будет применять свои меры воздействия.

Читайте также: Как защититься от коллекторов. Советы НБУ

Факторы риска

Эксперты, с которыми пообщался «Минфин», положительно оценивают попытку урегулировать коллекторскую деятельность на законодательном уровне.

«С одной стороны, законопроект содержит широкий спектр требований и ограничений для коллекторских компаний. На первый взгляд, они отвечают мировой практике и защищают потребителей от недобросовестных кредиторов и их коллекторских компаний. С другой стороны, документ предусматривает достаточно жесткие меры воздействия, которые Нацбанк может применять не только к самим коллекторским компаниям, но и к финансовым учреждениям — даже до отзыва лицензии, или исключения из реестра коллекторских компаний», — отмечает старший юрист KPMG Law Ukraine Богдан Шишковский .

Ведущий адвокат практики разрешения споров АО MORIS Владимир Бабий говорит, что для кредиторов и коллекторских компаний прописаны очень подробные правила — от порядка получения статуса коллекторской компании до ответственности за нарушение порядка осуществления деятельности. Однако, такая регламентация деятельности может иметь и обратный эффект.

«Деятельность коллекторских компаний будет лишена смысла — кредитору будет достаточно иметь небольшой штат наемных работников, только будут следить за соблюдением порядка урегулирования просроченной задолженности со своими должниками, предусмотренного настоящим законопроектом. И главное, этот законопроект не возлагает никаких обязанностей на должников», — подчеркивает адвокат Владимир Бабий.

Этот факт настораживает также партнера, руководителя практики банкротства и реструктуризации Eterna Law Дениса Киценко. Он отмечает, что запрет передавать задолженность по потребительскому кредитованию для взыскания третьим лицам выглядит как попытка защитить должника. В то же время эксперт подвергает сомнению возможность ограничивать свободу договора и фактически запрещать заключения договора об уступке права требования.

Но самое главное, что препятствует заработать этому закону с максимальной эффективностью, это отсутствие положительных стимулов для коллекторских компаний или кредиторов им воспользоваться.

Вероятно, что во время рассмотрения в законопроект еще будут вносить изменения. Но то, что коллекторская деятельность должна быть выведена из тени и урегулирована на законодательном уровне, остается фактом.

Ирина Рыбницкая

Комментарии - 28

+
+70
yarg
yarg
26 ноября 2020, 14:10
#
Давно пора.
Взысканием долдгов должно заниматся государство — правоохранительная система.
мы для этого содержим кучу народа.
Пора прекращать самодеятельность.
+
+14
Італій .
Італій .
26 ноября 2020, 20:22
#
Гроза айтишников не знает что правоохранительная система не решает хозяйственных споров?
+
0
yarg
yarg
26 ноября 2020, 22:12
#
А где я говорил о решении споров ? я говорил о процедуре взыскания. 
хотя , кому это я - для айтишников все что за пределами монитора - темный лес...
+
0
Італій .
Італій .
26 ноября 2020, 23:23
#
Коллекторы это досудебная процедура взыскания. Или процедура взыскания долгов срок исковой давности которых истёк.

Где тут место правоохранителей занимающихся исключительно уголовными и административными наказаниями за преступления и правонарушения? Полицейский будет вместо коллектора звонить и просить вернуть кредит?

К твоему сведению исполнительная служба занимающейся исполнением решений судов тоже не является частью правоохранительной системы.
+
0
yarg
yarg
27 ноября 2020, 0:33
#
Коллекторы - это люди  ,которые занимаются взысканиями. 
До суда , после суда , вместо суда... как получается. 

И появились они в отсутствие нормальной работы правоохранительной системы. В широком смысле. (включающей полицию , суд и исполнительную службу)

так понятней ? 
можно конечно не понимая сути процесса цеплятся к словам - но не вижу смысла.
+
0
bonv
bonv
26 ноября 2020, 14:33
#
«бідні» колектори:)))
+
0
Італій .
Італій .
26 ноября 2020, 20:23
#
Нарушать закон - это право КСУ, клоуна-президента, кабмина.

А кто такие коллекторы? Их хоть раз видели в выступлениях Квартала?
+
+15
bonv
bonv
26 ноября 2020, 20:40
#
Оптимісти впевнені, що щастя є, песимісти – що щастя немає, а реалісти знають, що на порадах, як стати щасливим, можна добре заробити:))))
+
+54
bonv
bonv
26 ноября 2020, 14:34
#
Пошёл в банк и сообщил им, что согласно проведенному вчера в моей семье референдуму, мы с женой отказываемся возвращать кредиты на ремонт:)))
+
+29
ccc2013
ccc2013
26 ноября 2020, 14:59
#
И правда..Когда должников заставят работать в рамках закона и, особенно,этики?:)))
+
+43
yarg
yarg
26 ноября 2020, 15:10
#
Никогда. у нас до сих пор социализм. Должника  - заставлять нельзя. Наоборот - ему и дальше все должны по гроб жизни...
+
+29
ccc2013
ccc2013
26 ноября 2020, 15:35
#
Лохторат может обидеться. Лучше продлить мораторий на выселение,а банки пусть и дальше сами выкручиваются:)))
+
+14
Італій .
Італій .
26 ноября 2020, 20:24
#
Лохторат наоборот будет рад - никто не будет звонить и требовать долги.
+
+14
NFH
NFH
26 ноября 2020, 16:14
#
Законопроект поддерживаю, но введение жесткого контроля над коллекторами явно не окажет позитивного влияния на возвращение кредитов.
+
0
Toxa David
Toxa David
26 ноября 2020, 17:09
#
Третий шаг: Если это не помогло, то трудно будет жаловаться в НБУ со сломанной челюстью.
+
0
Dmytro31
Dmytro31
26 ноября 2020, 17:16
#
Согласен.Пора давно начинать обыски оффисов МФОшек.Там явно работают неадекватные люди.Не раз читал и слышал как людей доводили до самоубийства звонками.Представляете,эти тва.....ри плевать хотели на закон,свободы и конституцию граждан!со слов знакомых,у которых дети попали под давление таких МФО как Быстрозайм,Cashup,moneyveo и др. Это просто ад как они общаются,угрожают «детям» на улице «бить морду».Мол типа они знают где они живут....Не раз люди сталкиваются с таким явлением когда не только мошенники,а и сами компании используют паспортные данные «бывших» заёмщиков и оформляют на них кредиты...причем ставят автосписание с банковских карт.Пора-давно пора их прыкрывать...Что касается процентов-это кошмар-даже в 90-е бандиты рекетом так много не брали.
+
+43
infrared
infrared
27 ноября 2020, 10:17
#
Так может долги надо возвращать? Вернул долг — и никто тебя не трогает. Это как дразнить собаку, а потом жаловаться что она тебя покусала.
+
0
SkrudjMacduck
SkrudjMacduck
29 ноября 2020, 21:10
#
Підтримаю... але вони ще й родичам дзвонять, сусідам. А ще можуть тебе поручителем записати...
+
+29
Pravdarubik
Pravdarubik
27 ноября 2020, 16:26
#
Благодаря таким как ты, набирают множество кредитов и пропадают, морозятся и кидают финансовые компании...
Не по наслышке - Не звоните ко мне я вам ничего отдавать не буду! Это ответ конче..ого который оформил кредит и кинул фин компанию. И им после этого дают картбланш по набиранию кредитов... Набирай по 50 шт. и живи спокойно! МФО работают на ровне Банков у всех есть лицензия, все работают в правовом поле!
Не надо гнать, что они все такие плохие, ЗАПОМНИТЕ, НИКТО ВАС не заставляет оформлять кредит! Вы и только Вы решаете нужны ли Вам эти деньги или нет! Да проценты высоки, но их не берут на пол года и не суммы в сотни тысяч гривен! Нормальная практика взять деньги до 2000 грн на 7-10 дней, не унижаясь перед родственниками или сотрудниками на работе..., а взять использовать и спокойно отдать переплатить 200 грн!!!
Зайдите на форум антиколлектор, почитайте отзывы отбитых от жизни у Вас волосы встанут дыбом. Они пишут, что имеют по 30-50 кредитов и учат этот электорат, как забить, не переживать, что все образуется... и жить с этим далее... Эти клоуны натаскивают и утешают тем, что - спите спокойно, набирайте кредитов, что - Никто ничего не сделает и т.д. и т.п.
+
0
Pravdarubik
Pravdarubik
27 ноября 2020, 16:32
#
Dmytro31 26 ноября 2020, 17:16 - Не раз люди сталкиваются с таким явлением когда не только мошенники,а и сами компании используют паспортные данные «бывших» заёмщиков и оформляют на них кредиты...причем ставят автосписание с банковских карт.Пора-давно пора их прыкрывать...Что касается процентов-это кошмар-даже в 90-е бандиты рекетом так много не брали.

Не надо ЛЯ-ЛЯ, Вы даже не знаете, как система работает, как выдаются кредиты и как идут проверки... Мне смешно читать знатока 90-х!!!))) 
Так просто деньги не получить даже если у Вас есть все данные на руках + оригинал паспорта и ИНН. Вы эти страшилки по телевизору насмотрелись, а в жизни не у кого и не видели...
ПС - берут кредиты, а потом говорят, что якобы на них оформили и они не будут платить или доки потеряли это все ложь!  Если человек изначально хотел обмануть он обманет!
+
0
SkrudjMacduck
SkrudjMacduck
29 ноября 2020, 21:12
#
Твоя система працює, поки менеджер хоче чесно оформляти. Якщо він має твої дані, то яка перевірка? Він і є перевірка.
+
0
washburn
washburn
26 ноября 2020, 17:23
#
Жаль, с коллекторами неплохие пранки получались...
+
+29
Mindent
Mindent
26 ноября 2020, 17:28
#
Так не берите в долг у МФО. Одалживайте у знакомых и родственников..Им тоже можно ничего не возвращать:)))
+
0
nebo1002
nebo1002
27 ноября 2020, 8:09
#
Эти  скотские  МФО, должны давать  вонючие  кредиты ,  только  с  писменным    заявлением -  подтвеждением    поручителя !  Тогда  это  будет  правильно!
+
0
Siege
Siege
27 ноября 2020, 11:24
#
Уже давно пора делать всё через суд. Подал в суд, наложили арест на счета. Потом деньги самостоятельно будут отдавать и звонить лишь бы арест снять. Некоторые банки уже начали таким способом возвращать долги, но наверное это ещё слишком затратно
+
+43
yarg
yarg
27 ноября 2020, 12:39
#
Особенно действенная эта мера - когда счета в этом банке пустые..
+
0
Danconia
Danconia
27 ноября 2020, 13:43
#
Ага тоже повадились спамить звонками «доброго дня..» 
пора бы закон о защите ПД дополнить и штрафовать за спам

коммунальщики тоже спамят у вас долг 172 грн,  погасил в ноль все равно звонит робот

думаю ну раз так ставлю приложение блэклист и все номера начинающиеся на 073, 044 и 057 блочить нафиг
тишина и никто не докучает больше




+
0
Ігор Петров
Ігор Петров
28 ноября 2020, 22:49
#
Долги надо платить и точка. Требования нбу четко и внятно расписывать условия кредитного договора- это плюс. Но этот популистский законопроект - жирный минус
Чтобы оставить комментарий, нужно войти или зарегистрироваться