После долгих переговоров МВФ согласовал программу «Stand-by» для Украины и даже успел перевести первые $2,1 млрд кредитных средств. Теперь ждем реакции остальных инвесторов и кредиторов.
Чужие грабли: как Украине не повторить судьбу Аргентины
Сотрудничество с МВФ означает, что Украина сможет привлекать иностранный капитал и стабилизировать экономику и финансовую систему. Но не все так просто, как на первый взгляд. Вопрос — как страна распорядится деньгами.
О том, как кредит МВФ повлияет на экономику Украины и как не повторить судьбу Аргентины, в колонке для «Минфина» рассказал аналитик ИГ «Универ» Михаил Федоров.
Эффект домино
В это возможно сейчас сложно поверить, но текущая программа помощи МВФ может стать поворотной точкой, поскольку далее в экономике страны запустится позитивный эффект домино.
Читайте также: Красный свет для расширения льгот «упрощенцам» и снижения пенсионного возраста
Последовательность событий будет следующая: МВФ выделяет деньги и дает сигнал всем инверторам в мире о том, что инвестировать в Украину безопасно. За счет этого мировой капитал будет закладывать меньший риск в инвестиции в страну и охотнее вкладывать деньги в государственный долг Украины. Вложения нерезидентов в ОВГЗ, которые в прошлом году выросли практически с нулевой отметки до 120 млрд. гривен, могут кратно увеличиться. Это позволит полностью решить проблемы с государственным долгом и снизить ставки по заимствованиям.
Читайте также: Нерезиденты будут осторожно возвращаться на рынок ОВГЗ. Объем инвестиций на конец года может превысить 120 миллиардов
После окончательной стабилизации государственных финансов агентство Moody's наконец повысит кредитный рейтинг Украины до уровня «В». В результате страна будет иметь рейтинг «В» от всех трех ключевых рейтинговых агентств мира. Это позволит стране еще более укрепить финансовую стабильность.
Благодаря стабилизации финансовой системы и крепкому курсу гривны, в стране, наконец-то, упадут ставки по кредитованию, что позволит запустить кредитный мотор экономики. А учитывая то, что уровень кредитования в Украине сейчас очень низкий, то и потенциал роста кредитования у страны просто огромный.
Рост кредитования даст огромный толчок для роста экономики во всех сферах, и покупательная способность украинцев будет увеличиваться. Страну ждет цикл роста экономики, и сейчас экономика Украины находится лишь в начале этого пути.
Читайте также: Украина и МВФ. Инвестиционный бум уже не за горами
Суть проблем Аргентины
Но во всем этом есть огромная мина. Поскольку важен не только рост номинальной экономики и рост покупательной способности людей. Очень важно качество этого роста, и тут невольно встает вопрос о том, как Украине не повторить судьбу Аргентины.
Если вспомнить историю, то в 1989 году номинальный ВВП Аргентины составлял $76 млрд, а в 1998 году он вырос до $298 млрд, то есть почти в 4 раза за 9 лет. Но потом Аргентину постиг дефолт, и к 2002 году ВВП упал до $97 млрд.
Читайте также: Чему Украину может научить новый дефолт Аргентины
Суть проблем Аргентины заключалась в том, что в начале 90-х в страну пошел прилив денег, эти деньги запустили экономику, в том числе и кредитование, и благосостояние аргентинцев, их покупательная способность стала очень быстро расти. Но аргентинцы, образно говоря, очень быстро научились «кушать» как развитые страны, а работать так же производительно не научились.
Поэтому когда кредитный цикл завершился, экономика Аргентины оказалась в состоянии дисбаланса, когда потребительская экономика оказалась в отрыве от производственной экономики. Номинальный рост экономики Аргентины и рост потребления значительно обогнал производственную составляющую, и из-за сложившегося перекоса и случился дефолт.
Читайте также: Чем дефолт Аргентины может аукнуться Украине
Варианты для Украины
Украина сейчас находится в схожем состоянии, что и Аргентина в 1989-1992 годах. Деньги у страны будут, они придут, такова будет конъюнктура. Но вопрос стоит в том, как этими деньгами страна распорядится. Проест ли их и потратит их на «стразы», или пустит на инвестиции?
В первом варианте со «стразами» наплыв денег будет тащить экономику вверх несколько лет. Но после того, как кредитный цикл завершится, а завершится он тем, что большая часть страны (и население, и компании, и государство) будут в долгах, наступит кассовый разрыв. ВВП, который к тому моменту может быть вырастет до $300-400 млрд, рухнет назад, в его нынешнее состояние.
Во втором варианте страна получит здоровый экономический рост, и в будущем разрыва кассы не случится, что позволит экономике развиваться и дальше.
Для второго варианта Украине нужно научиться работать как развитая страна. Причем когда речь идет о работе, то вопрос стоит не о том, что нужно вылить много «пота». В развивающихся странах люди много работают и, образно говоря, выливают 100 литров «пота» для того, чтобы заработать $10 тыс., поскольку работают на оборудовании стоимостью $20 тыс. В развитых странах люди работают на оборудовании стоимостью $200 тыс., а потому тратят только 50 литров «пота», зарабатывая при этом $50 тыс.
Для того, чтобы в стране был здоровый рост экономики, нужно создать условия для инвестиций, чтобы частный капитал сам хотел вкладывать и работать, чтобы половина кредитных денег шла в инвестиции, а не только в потребление. А чтобы так случилось, нужно продолжать реформы, нужно совершенствовать налоговую систему, нужно создавать конкурентный рынок, нужно завершить судебную реформу, нужно полностью реализовать на практике принцип о незыблемости права на частную собственность, реализовать принцип разделения властей и многое другое.
Тогда для ведения бизнеса в Украине будут созданы нормальные условия, и тогда у страны будет нормальный, здоровый рост экономики. В противном случае через 10 лет деньги будут «счастливо проедены», и вновь будет «разбитое корыто».
И проблема заключается в том, что рост экономики в любом здоровом и не здоровом виде усыпляет всех — и политиков, и население. Сейчас, когда «тяжело», все озабочены тем, как развиваться и что делать, и потому готовы делать реформы. Но через несколько лет номинальный рост экономики может усыпить бдительность, ведь все вдруг станет хорошо, и будет эйфория светлого будущего, от того и реформы могут не завершиться.
Какой путь выберет страна и каково будет положение в экономике в 2028-2030 году, будет зависеть от того, хватит ли у нынешних властей Украины сил и решимости достроить полноценную рыночную экономику в предстоящие годы или нет. Усыпит ли наплыв денег их желание менять страну в лучшую сторону или нет. Удастся ли стране построить экономику с балансом между потреблением и производством или нет. От этого зависит будущее, точно так же как настоящее зависело от прошлых действий властей.
Комментарии - 38
Ирония.
Согласна, наш наебизнес в массе - ''купи и переподай''.
Потенциал кредитования внутри страны? Потенциал упирается как будет работать экономика, пока она скрепит, карантин в Украине и мире не дает ей работать, потому потенциал слабый, одно хорошо ставки падают - это даст возможность многим кредитоваться по хорошим ставкам, особенно те кто финансируется в валюте (я говорю о юриках).
Многое что будет зависеть от того как мир будет выходить с карантина и как далее будет, а пока у нас внутри страны политическая импотентность продолжается. При Порохе отменили условие МВФ о незаконном обогащении, при Зеленском отменят закон о Рынке Земли и о Не возврате банков, спасибо Юля и люди Бени в Слуге Народа, плюс «рыгалы».
Потому, с учетом падения экономики в 1-2 квартале, мало кто отважится быстро к нам бежать.
насчет нерезы гривна и ОВГЗ — то не надо думать что МВФ дал денег и в тот же день сразу счастье будет — стратег действия и решений создают тренд а не сиюминутную реакцию.
А по сиюминутной реакции вчера S&P500 рухнул — потому в мире пошел уход в качество — вот клиент Сити и скидывали ОВГЗ. и гривна под давлением оказалась. Но это все тактика.
ВВП на душу 4 тыс долл. у страны. При том что один из лучших человеческих капиталов. Если сделать все правильно - все реформы - то можно будет расчитывать на рост до 30 тыс долл и выше.
Но с высоты 4 - и рост до 6-8 будет за счастьем. Хотя по мировым масштабам 6-8 это так себе.
«Про Порошенко коррупционера не надо.» — почему же не надо? Не так легко судить очень богатого и влиятельного человека в Украине. Тем более договариваться он умеет, а во власти всегда были все свои. Было дело только при Ющенко, которое потом благополучно замяли. Я сужу только по косвенным признакам. Как уже написал выше. Человек, будучи политиком и чиновником почти всю сознательную жизнь — стал миллиардером, для меня это более чем достаточный аргумент. И тот «пушок», который есть у Зеленского — найдется у любого, кто хоть чего-то достиг в этой стране. Но на фоне зарослей Порошенко — это именно что пушок. Про воров и преступников — я вот вспоминаю, на кого опирался Порошенко, и что-то не вижу, чем были те лица лучше. Даже больше того, вспоминая расцвет рейдерства от Пашинского и прочих товарищей (например захват и уничтожение ЖЛ в интересах Порошенка)… Кто тут воры и преступники? Для меня важно другое. Порошенко на выборах выбрал путь на раскол общества и нагнетание вражды, и продолжает его дальше, что грозит как минимум нестабильностью в стране, а как максимум развалом страны. В случае Зеленского было ясно, что ничего подобного не будет. И по факту так и есть, хотя сам курс не сильно отличается от того что был при Порошенко, кто бы что ни рассказывал.
С этим я бы очень сильно поспорил.
Если говорить о каком-то среднем параметре, то мне кажется вполне логичным наше текущее положение в мире. Мы на периферии цивилизации и чем дольше тут будем, тем сложнее будет приблизиться «к центру». С тем уровнем с которым сейчас развиваются технологии - не достаточно просто повторить «подвиг соседа» - нужно предлагать что-то абсолютно новое.
Выдаём каждому гражданину чек на энное количество денег. Он может либо их потратить на инфраструктурные проекты через волонтёров/локальные организации (тут будет проблема, волонтёров больше нет), либо получить половину номинальной стоимости получив отметку в паспорте, что на следующие Н лет он не может голосовать.
Хотя без судов это в любом случае бесполезно. Без судов бесполезно всё.
Абсолютно согласен.
Только добавлю - без РАБОТАЮЩИХ ПО ЗАКОНУ судов - бесполезен сам институт государства.
Вот и у нас его по сути - нет, к сожалению.
Самая идея, что любой спор двух людей может разрешить третий (незаинтересованный) - это один из фундаментов государства.
Поэтому все озираются на Запад, но не многие в мышлении готовы так жить.
А получается, как в др. рим. поговорке: Для своих - всё, а для врагов - закон!
Никакого позитивного домино этот кредит МВФ не запустит, как и все предыдущие. Для того, чтобы пришли реальные инвесторы - нужны совсем другие условия.
Из слов «аналитика» складывается впечатление, что по всему миру «инвесторы» прямо таки сидят на низком стартом и ждут, а когда же МВФ наконец-то провозгласит «всем инверторам в мире о том, что инвестировать в Украину безопасно» — и теперь мгновенно зальют нас дешёвыми деньгами.
О каком росте или кредитиовании можно говорить в Украине, если в программе правительства не проанализировано падение импорта (50% из которых можно заменить)?!
Как же власть украинская не любит (ненавидит может быть точнее сказано) свою страну, что уже более 28 лет уничтожает Украину! И кого-нибудь привлекли к ответственности? Ах да, у нас же МВД, судьи и прокуроры получают очень хорошее содержание, чтобы выполнять свои обязанности.
Даже на 100 миллиардов долларов чистых инвестиций в Украине нет инструментов для инвестиций.
Я даже не говорю про ликвидность и прочее.
Просто не-ку-да нивестировать.