- 15 ноября 2017, 16:02
Торговое финансирование и точки стимулирования экспорта
Из наиболее ярких мероприятий в финансовом секторе, проводимых в Киеве в октябре–первой половине ноября, мне больше всего запомнился форум «Шелковый путь – аспекты торгового финансирования». Форум проводился 4 октября, организаторами выступили Европейский Банк Реконструкции и Развития, а также государственный Укрэксимбанк, при содействии Ощадбанка и ПАО «Креди Агриколь Банк».
Финансирование торговых операций – особенности Украины
К сожалению, в Украине финансирование торговых операций остается непопулярным источником финансирования. Местный бизнес, стремясь укрыться от высоких налогов, как правило, окружает себя частными предпринимателями, оффшорными партнерами, запутывая структуру выручки и внешнеэкономические операции в группах из обществ с ограниченной ответственностью и ЧП. Частично именно «кривая» структура бизнес-групп приводит к тому, что классические и проверенные годами инструменты торгового финансирования (от простого аккредитива и гарантий, до целых цепочек, выстроенных из сравнительно дешевых ресурсов экспортно-кредитных агентств или эксимбанков, или структурированного финансирования) не работают.
Вместо того чтобы пользоваться подобными инструментами, местный бизнес чаще всего привязывается к обычным кредитным продуктам, стоимость которых может быть выше, а эффект от их использования может не всегда приводить к ожидаемым результатам. Из-за низких кредитных рейтингов Украины продукты большей части экспортно-кредитных агентств (ЭКА) и эксимбанков в Украине недоступны. Тем не менее, на нашем рынке очень активную позицию занимает ЕБРР, пытаясь активизировать развитие данного рынка, а наиболее продвинутыми банками в области предоставления торгового финансирования в Украине остаются: Укрсиббанк, Креди Агриколь Банк, Укрэксимбанк, Ощадбанк, Райффайзенбанк Аваль,, ОТР, Дойче Банк ДБУ и. Всего же мы насчитали около 15 украинских банков, которые активно предоставляют услуги по этому виду финансирования.
Наиболее интересные условия финансирования могут быть, конечно, у банков со 100% иностранным капиталом, чьи аккредитивы и гарантии охотнее и дешевле «подтверждают» иностранные банки и принимают зарубежные партнеры. Учитывая плавные изменения в структуре экспорта и импорта в Украине с переориентацией на Европейский союз, идея получения торгового финансирования в таком банке становится все более привлекательной. Украинские банки в конкурентной борьбе могут опереться на более гибкую кредитную и клиентскую политику, а выход на зарубежные рынки обеспечивают кредитные линии ЕБРР, МФК и просто наличие денежного покрытия, недорогого в наши дни.
Тенденции последних лет
Европейские ЭКА практически все знают Украину, и знают ее с не очень хорошей стороны: по кризисам 1998-1999 гг., 2008-2009 гг. и конечно по 2014-2015 гг. ЭКА и эксимбанки, особенно те, которые берутся за финансирование длинных проектов, как правило, очень чувствительны к валютном риску и резкому падению деловой активности в Украине. Непонятные ситуации с Japan Bank for International Cooperation (JBIC) немецким Euler Hermes и французским агентством Coface, конечно, не способствовали росту популярности Украины среди ЭКА. Однако эти местные риски пытается нивелировать ЕБРР, проявляя значительную активность в европейском регионе. С 1999 года ЕБРР провел транзакций более чем на 12,8 млрд. долл. США в 28 странах мира. Думаю, что именно благодаря активности ЕБРР в нашем регионе тема «торгового финансирования» для бизнеса постоянно получает импульсы.
В октябре 2017 года ЕБРР пригласил в Украину представителей крупнейших банков, ЭКА и эксимбанков из Китая, Тайваня, Японии, Кореи, стран Ближнего Востока и Африки. Конечно, подобного рода форумы способствуют появлению новых деловых связей. Вместе с иностранными банкирами и юристами на форуме выступали представители крупных и известных компаний, заинтересованных в экспорте своей продукции, таких как Samsung, ZTE и другие. Слушая их выступления, возникало ощущение, что финансисты этих компаний воспринимают операции по торговому финансированию не как финансирование, а скорее как услугу, способную двигать их товарные потоки в нашу страну.
Тактическая соломинка от ЕБРР
Когда-то, в начале 2000-ых, я достаточно детально изучал работу Эксим банка США, который на самом деле не является классическим банком в прямом смысле этого слова, а скорее выполняет роль правительственного агентства. В одном из годовых отчетов этого банка я нашел пример успешного финансирования, который, очевидно, считался наиболее показательным – экспорт американского секондхенда в Нигерию. Жителям с развивающихся рынков читать такие примеры нелегко, поскольку на них понимаешь, что сегодня секондхенд в Нигерию, завтра – мусор в Мексику и т.д.
На самом деле, если вникнуть глубже, ничего плохого в работе иностранных ЭКА нет. Да, они усиливают импорт в Украину и в другие развивающиеся страны, но в основном они работает как катализаторы рыночного спроса и предложения. Часть импорта в Украину, особенно это касается сельхозтехники, оборудования для агропромышленного комплекса, транспортных и IT-решений, помогает увеличивать производительность труда в нашей стране. Чем более передовые технологии приходят с импортом в Украину, тем в большем выигрыше оказывается наша экономика.
Украинские власти уже двадцать лет работают над созданием государственного ЭКА в Украине, Тотальное взаимное подозрение, что государственная поддержка экспортеров окажется адресной помощью «любым друзям», не дает создать в стране важнейший финансовый институт. Украинские экспортеры машин, оборудования или даже сельхозпродукции не получают поддержки, на которую опираются их конкуренты из любой другой страны мира (в Европе ЭКА нет только в Албании и в Украине). Но это тема для отдельного и непростого разговора.
Что касается поддержки импорта, тех услуг, которые предоставляет ЕБРР в пуле с местными банками, вполне достаточно, чтобы удовлетворить пока еще узкий спрос на торговое финансирование. Но в том-то и задача банкиров, чтобы переориентировать бизнес с «дешевых кредитов» на торговое и структурное финансирование. Роль ЕБРР тут уникальна, поскольку международная финансово-кредитная организация имеет репутацию и очень высокие международные кредитные рейтинги, что может способствовать привлечению в Украину новых торговых и финансовых партнеров.
Точки стимулирования экспорта
ЕБРР и пул местных банков никто не заставляет стимулировать именно импорт или экспорт из Украины. Они продолжают работать, исходя из рыночного спроса и предложения в обоих направлениях. Для дальнейшего расширения популярности этого инструмента, именно для финансирования украинского экспорта, нужны изменения – реформы.
Так, кроме налогово-ориентированных структур бизнес-холдингов, существует банальная проблема незнания предпринимателями о возможностях торгового финансирования, нет и стратегии поддержки (фискальных льгот) для экспортеров (если не считать возврат НДС). Кроме того, достаточно слабо развит информационный обмен с регионами, где украинский экспорт пользуется спросом без дополнительной сертификации: Африкой, Азией и Латинской Америкой. Конечно, последнее – это не задача банкиров, но без бизнес-идеи и готовых контрактов торговое финансирование также ненужно. Чем будет заниматься государственное ЭКА в первые месяцы работы на уже в принципе занятом рынке? Думаю, что принимать уже существующий бизнес у Укрэксимбанка и строить схемы работы с иностранными партнерами.
Итак, государственное ЭКА в первые годы работы уж никак не сможет стать точкой заметного стимулирования экспорта. В остальном, отправная точка – это фискальная реформа, поскольку крупный бизнес надо стимулировать отказаться от услуг частных предпринимателей и выстраивать прозрачные бизнес-модели. Конечно, добиться этого можно уменьшением налоговой нагрузки, особенно на экспортеров.
Второй точкой роста может быть расширение экономической части Соглашения об ассоциации с ЕС в плане экспортных квот. Торговые переговоры с ЕС проходят непросто, и часто под давлением их желания экспортировать из Украины сырье, а не готовую продукцию. Но в текущей ситуации расширение экономической части Соглашения об ассоциации – это еще и привлечение в страну прямых иностранных инвестиций. Близость к ЕС и возможность беспошлинной торговли на фоне низких зарплат и небольших расходов на организацию бизнеса являются очень хорошим стимулом для иностранцев по организации бизнеса на основе экспортных потоков из Украины.
Третья точка роста – усиленное информирование об украинской продукции потребителей с нетребовательных рынков: Африки, Средней Азии, Латинской Америки и т.д. Как правило, в эти страны хорошо уходит сельскохозяйственный экспорт, их устраивает продукция украинского машиностроения и военного назначения. Чем занимаются многочисленные офисы и грантовые проекты по стимулированию Экспорта в Украине – для меня остается загадкой. Как по мне, сегодня в этом сегменте куда большую пользу приносят Торговые палаты.
Виталий Шапран,
Член исполкома УОФА
|
0
|
- 14:39 ВВП Украины по итогам года вырастет на 4% — Минэкономики
- 12:22 Binance и Kraken инвестировали $10 млн в стейблкоин Usual, MoonPay может купить Helio за $150 млн: что нового
- 11:27 Турция ввела строгие правила для переводов криптовалют
- 11:08 Банк Кореи: Более трети жителей страны владеют криптовалютами
- 10:46 В 2025 году НБУ запланировал выездной мониторинг: проверит ПУМБ и Универсал Банк
- 10:29 Курс валют на 26 декабря: доллар в банках потерял 7 копеек
- 10:14 «єОселя» хотят расширить на аграриев
- 09:43 Япония выделит Украине еще $3 миллиарда от российских замороженных активов
- 09:26 Уставный капитал «Укрфинжитло» увеличат на 20 млрд грн за счет выпуска ОВГЗ
- 09:02 Revolut запустил бета-тест своего приложения в Украине
Комментарии - 3