По данным ООН, из-за полномасштабного вторжения россии за границей находятся 5,6 млн украинцев (не учитывая тех, кто живет в рф). Это больше, чем население многих европейских стран, например, Финляндии, Словакии, Хорватии или стран Балтии. Как этот фактор влияет на перспективы Украины, в колонке для Экономической правды рассказал глава Национального банка Андрей Пышный.
Как интеграция украинцев за границей меняет стратегию их возвращения в Украину

Тренд 1. Гостеприимство Европы — не только гуманизм, но и инвестиция
Европейские общества продемонстрировали чрезвычайную солидарность, приютив миллионы украинцев. Большинство из 5,6 млн остающихся в странах Европы украинцев получили временную защиту и уже интегрировались с новыми общинами.
Однако вместе с гуманизмом работает и экономический стимул. В частности, в Польше, Чехии и Словакии украинцы платят больше налогов и социальных взносов, чем получают в виде помощи.
По оценкам Deloitte, украинцы способствовали росту производительности в Польше: в 2024 году вклад созданной украинцами добавленной стоимости в польский ВВП составил 2,7%. Это компенсировало негативные последствия усиления конкуренции на рынке труда.
Благодаря большому участию мигрантов на внутреннем рынке труда Чехии общий баланс доходов и расходов для чешской экономики положительный. Оценки чешских экспертов свидетельствуют, что в ближайшем будущем поступления от украинцев будут расти, в то же время расходы на их поддержку будут снижаться.
По оценкам Института финансовой политики Словакии, украинские вынужденные мигранты в 2022—2024 годах уплатили больше налогов и взносов, чем Словакия потратила на пособие. Мигранты из Украины ежегодно увеличивают налоговые поступления в бюджет Словакии на 0,1−0,2% ВВП, свидетельствуют оценки института.
Тренд 2. Больше доходов на месте — меньше расходов по картам украинских банков
Расходы с украинских банковских карт за рубежом продолжают уменьшаться. Об этом свидетельствуют результаты очередной волны опроса банков, проведенного НБУ. Среднемесячные объемы сделок в торговых сетях в первом квартале 2025 года составили $485 млн ($550 млн в 2024 году), а среднемесячные объемы снятия наличных — около $130 млн ($155 млн в 2024 году).
Это свидетельствует о локализации доходов, адаптации и росте самодостаточности наших граждан. По данным опросов SEIS, в 2024 году, по сравнению с 2023 годом, уровень занятости украинских мигрантов в большинстве стран вырос — всего на 9 п.п. — на региональном уровне до 64%. Этот показатель всего на 7 п.п. ниже эквивалентно взвешенного среднего значения для населения принимающих стран (71%).
Географическая структура операций почти не изменилась: украинские карты больше всего используются в Польше, Германии и Испании. Расходы распределяются следующим образом: первое место занимает Польша (20% от общего объема операций в торговых сетях и 14% от операции по снятию наличных денег); второе место — Германия (10% и 13% соответственно); третье место — Испания (8% и 10% соответственно).
Тренд 3. Высокое образование, но низкоквалифицированная занятость
У 70% украинских мигрантов есть высшее образование, но большинство из них трудоустроены на должностях, не соответствующих их квалификации. Основные барьеры — препятствия для признания страной пребывания иностранных квалификаций (в частности, украинских), языковой барьер, несоответствие между квалификацией и местным спросом.
В результате средний уровень оплаты труда на 30% ниже, чем у местных, несмотря на повышение средневзвешенной региональной зарплаты мигрантов в 2024 году.
Тренд 4. Дилемма социальной поддержки: больше помощи — меньше мотивации к труду
В странах с высокими социальными стандартами уровень занятости украинцев значительно ниже. Там, где поддержка меньше, занятость выше. Яркий пример — Германия, где наблюдается один из самых низких показателей занятости украинцев (около 25%). Это объясняется немецкой системой социального страхования, которая является одной из лучших среди стран, принявших украинских вынужденных мигрантов.
Этот баланс должен быть учтен при определении будущей политики реинтеграции и привлечения трудовых ресурсов.
Учитывая тренды: на чем следует сконцентрироваться
Во-первых, пора создать стратегический мост между Украиной и ее диаспорой. Учитывая, что значительная часть украинцев получила временную защиту, устроилась на работу и интегрировалась с новыми общинами, все меньше наших граждан намерены возвращаться домой сразу после завершения боев.
Однако они могут быть двигателем модернизации экономики Украины. Условие — правильная государственная политика. Предложение экономиста Юрия Городниченко удачное: привлечение западных инвесторов к обучению украинцев за рубежом для работы на предприятиях с европейским капиталом в Украине — это win-win-стратегия.
Во-вторых, одним из условий возвращения украинских мигрантов домой является дальнейшая евроинтеграция Украины.
Наша общая задача с Европой — создать условия для циркуляционной мобильности и возвращения украинцев домой. Опыт стран Балтии и Польши показал: 25−30% мигрантов возвращаются в течение пяти-семи лет после стабилизации. Следовательно, вступление Украины в Евросоюз может стать одним из инструментов балансировки миграционных процессов.
Читайте также: Пенсия для тех, кто за границей: что делать, чтобы не потерять ее в 2026 году
В-третьих, следует признать, что нехватка рабочей силы и неопределенность возврата части населения являются одними из главных «узких мест» для экономической выносливости вместе с нехваткой инвестиций. На основе этого понимания мы должны сформировать комплексное видение государственной политики.
Комментарии - 19
До речі, Гороховський якось давно ще розповідав в інтерв`ю, що він спілкувався з якимось високопосадовцем польським (він в інтерв`ю там каже посаду і ім`я), ну і поляк йому сказав, що вони будуть боротися за українців, котрі переїхали до них, що вони їх просто так не віддадуть, бо звісно українці зараз розвивають їх економіку)
На март-2024 года, на сайте ООН эта цифра — 6,5 млн. украинцев.
Также, по данным госпогранслужбы РФ, с марта-2022 года туда въехало около 5,2 млн. украинцев.
Итого: минус 11,7 млн.граждан. Великолепная миграционная политика!
И даже не надейтесь, что украинцы будут возвращаться домой на нищенские зарплаты и правовой беспредел, на территорию беззакония и всеобщей шизофрении. Нет! Грамотные, обученные и трудоустроенные уже никогда не вернутся.
Досвід країн Балтії та Польщі продемонстрував: 25−30% мігрантів повертаються впродовж п’яти-семи років після стабілізації.
Что за бред? Какой опыт? Вы о чём??? Из Польши продолжают бежать в более богатые страны, а «прибалтийские тигры» вообще вымирают — там критически не хватает молодёжи, все кто может валят оттуда!
Можна було з таким підходом помножити ті цифри, вийде 100500 добісаліардів.
6,5 млн. выехало в ЕС и другие страны (кроме РФ).
5,2 млн. выехало в противоположную сторону — в РФ.
О чем мы вообще говорим?
Какое повернення? Куди та й навіщо?
Приехал такой во Львов, вышел на вокзале. И? Какой алгоритм повернення?
Вы даже у пенсионеров (внутренних беженцев) забрали 2000 гривен.
Создайте министерство повернення министров.
А как эта *** внесла залог 120 млн грн?
Финмониторинг? Справка о доходах? Не? Боярям не обязательно?
«Bitcoin как они могут бежать через Белорусь если границы закрыты и мужчин априори не выпускают?»
Так само, як люди виїхали через кацапстан до ЄС. Я особисто знаю хлопця призовного віку, котрий з Токмака (вже нині окупованого) виїхав через кацапстан до Германії, і зараз в Європі добре себе почуває. В цьому весь парадокс, коли «вільна» країна «вільних» людей не випускає своїх же громадян, котрих приймають в Румунії в кімнаті з піцею і фантою та написом на стіні «for free ukrainians», а хтось виїздив прямо через фронт, приїхавши в кацапстан і вже звідти виїхав до ЄС, але при цьому ми сміялися колись з paбів кацапстану :)