Минфин - Курсы валют Украины

Установить
12 сентября 2024, 16:08 Читати українською

Где найти деньги на Силы обороны, не повышая налоги для граждан

С конца августа длится «эпопея» с законопроектом о повышении налогов. Он предусматривал, в частности, повышение ставки военного сбора с 1,5% до 5%, увеличение налогов для ФОП и т. д. Вместо этого из проекта убрали норму, которая предусматривает повышение налога на прибыль банков с 25% до 50%, что приведет к недополучению 72 млрд грн. В первом чтении проект был провален и направлен на подготовку к повторному рассмотрению. Где Украине найти необходимое финансирование для нужд Сил обороны, рассказал вице-президент ICC Ukraine Дмитрий Алексеенко.

По расчетам Минфина, благодаря этому законопроекту удастся получить около 30 млрд грн в 2024 году и 127 млрд грн в 2025 году, при ранее запланированных 125 млрд гривен в 2024 году.

Спрашивается, стоило ли устраивать такую кутерьму с этим законопроектом, добавлять налоги едва работающему легальному бизнесу и создавать новые административные сложности, чтобы получить всего 30 млрд гривен? В то же время отказываясь от 72 млрд, которые можно безболезненно получить из профицитной банковской системы?

Более похоже, что этот законопроект направлен не на реальное наполнение бюджета, а на постепенное уничтожение упрощенной системы налогообложения и на побуждение бизнеса к уходу в тень. Ведь необходимые бюджету деньги находятся именно в теневой экономике, с которой никто не спешит бороться.

Сколько денег в теневой экономике

Анализ экономической ситуации в Украине свидетельствует, что значительные ресурсы могут быть мобилизованы путем эффективной борьбы с теневой экономикой, масштабы которой за два с половиной года полномасштабной войны в некоторых отраслях только выросли.

По оценкам Министерства экономики, в 2021 году объемы теневой экономики составили впечатляющие 31% ВВП. Несмотря на сокращение экономики почти на 25% после 24 февраля 2022 года, доля теневого сектора осталась практически неизменной, колеблясь в пределах 25−30% ВВП. Это свидетельствует о том, что теневые схемы не только выжили в условиях войны, но и адаптировались к новым реалиям, продолжая наносить значительный ущерб государственному бюджету.

Масштабы проблемы поражают: по разным оценкам, ежегодные потери от схем уклонения от уплаты налогов достигают суммы в 300 млрд гривен. Только в подакцизных отраслях государство недополучает около 40 млрд гривен в год. Эти цифры особенно болезненны в контексте насущной необходимости финансирования оборонного сектора и восстановления страны.

Анализ ключевых секторов теневой экономики демонстрирует тревожную тенденцию к росту тенизации. Особенно ярко это проявляется на табачном рынке. Если в 2019 году уровень тенизации составил 5,6%, то к 2024 году он вырос на 13,5%, достигнув 19,1%. По данным исследования Kantar Ukraine, на которое ссылается МВФ, уровень нелегальной торговли сигаретами оценивается даже выше — в 22% рынка. Эта динамика привела к тому, что потери бюджета от неуплаты налогообложения с табачной продукции оцениваются в 17−31 млрд грн только акцизного налога. И это без учета неуплаты других налогов, особенно НДС.

Не менее тревожная ситуация сложилась на алкогольном рынке. В первом квартале 2024 года уровень теневого потребления алкоголя оценивается на уровне 3,65 литра чистого этилового спирта на человека, что соответствует 41% рынка. Это приводит к потерям бюджета в размере 7−8 млрд гривен ежегодно. Стоит отметить, что хотя в 2021 году наблюдалось определенное снижение уровня тенизации рынка алкоголя до 34%, с началом войны ситуация снова резко ухудшилась, вернувшись к показателям 2019 года и даже превысив их.

Рынок топлива также демонстрирует негативную динамику. В 2023 году потери бюджета от неуплаты налогов с топлива («черные» продажи и минимизация налогов сетями) составили 9−10 млрд гривен. Хотя в течение 2023 года удалось немного улучшить ситуацию, сократив объемы нелегального рынка в 2,5 раза, проблема остается острой, особенно, по сравнению с периодом до 2022 года.

Особенно критическая ситуация в аграрном секторе, где проблема «серого» экспорта приобрела угрожающие масштабы. По данным Бюро экономической безопасности, за девять месяцев 2023 года рисковые предприятия экспортировали зерновых неизвестного происхождения на сумму 133,9 млрд грн, что составляет более 20% от общего количества. По оценкам Украинской аграрной конфедерации, «серый» экспорт зерновых сейчас составляет около 30−35%. И хотя это определенное улучшение, по сравнению с 2022 годом, когда этот показатель превышал 50%, ситуация остается критической и далекой от показателей 2019 года.

Не обошла тенденция к росту тенизации и рынок бытовой техники и электроники. Если в 2019 году доля «серого» импорта составляла 24% от общего объема продаж легального рынка (что в валютном эквиваленте составляло 20,5 млрд гривен, или $792 млн), то в последние месяцы эта проблема обострилась. Особенно поразительная ситуация с техникой Apple: по оценкам, 75% этой продукции в Украине ввозится контрабандой, что приводит к потерям бюджета только на таможне в размере почти 7 млрд гривен в год.

Рынок труда также демонстрирует негативную динамику в вопросе тенизации. Проблема заработной платы «в конвертах» остается одной из самых болезненных для украинской экономики. В 2020 году бюджет Украины недополучил от 110 до 150 млрд гривен из-за этой схемы уклонения от налогообложения. Согласно данным Главы комитета ВРУ по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики Даниила Гетманцева, в 2023 году неуплата НДФЛ из-за зарплат в конвертах оценивалась в 200 млрд гривен.

Кроме вышеупомянутых секторов, получили распространение и другие схемы, наносящие значительный ущерб государственному бюджету. В частности, манипулирование с налоговыми накладными, «скрутки», деятельность «конвертационных центров» и т. д.

Что должно сделать правительство

В свете этих тревожных тенденций становится очевидным, что, вместо того, чтобы увеличивать налоговое давление на легальный бизнес и граждан, правительство должно сосредоточиться на эффективной борьбе с теневой экономикой. Эта борьба должна быть комплексной и включать все секторы экономики, где наблюдается рост тенизации.

Ключевыми направлениями такой борьбы должны стать:

  1. Модернизация системы таможенного контроля. Это подразумевает внедрение системы автоматизированного сканирования грузов на всех ключевых таможенных пунктах, создание единой электронной базы данных для отслеживания движения товаров через границу и сотрудничество с таможенными службами соседних стран для обмена информацией о подозрительных грузах. Такие мероприятия помогут значительно снизить объемы контрабанды и случаи занижения таможенной стоимости товаров.

  2. Ужесточение контроля за экспортными операциями, особенно в аграрном секторе, где проблема «серого» экспорта стоит наиболее остро. Создание единой электронной системы мониторинга экспортных операций, внедрение обязательной сертификации происхождения товаров для экспорта и усиление ответственности за предоставление недостоверной информации об экспортных операциях могут существенно снизить объемы нелегального экспорта.

  3. Реформа налоговой службы. Эта реформа должна включать в себя внедрение системы анализа больших данных для выявления аномалий в налоговой отчетности, усиления противодействия схемам уклонения от налогообложения и разработку программы обучения персонала современным методам выявления налоговых нарушений. Особое внимание следует уделить усовершенствованию системы администрирования НДС, обеспечить прозрачность и сделать невозможным манипуляции с налоговыми накладными. Автоматизация процесса верификации налогового кредита и создание системы оценки рисков для выявления потенциальных «скруток» НДС также будут способствовать уменьшению злоупотреблений в этой сфере.

  4. Стимулирование бизнеса выходит из «тени». Это может включать в себя внедрение программы «налоговой амнистии» для предприятий, которые добровольно легализируют свою деятельность.

  5. Борьба с нелегальным оборотом подакцизных товаров, в частности, алкоголя и табака. Ужесточение ответственности за производство и продажу контрафактной продукции и создание межведомственной рабочей группы для координации усилий в этой сфере могут значительно уменьшить объемы нелегального рынка подакцизных товаров.

  6. Реформа трудового законодательства. Упрощение процедуры оформления трудовых отношений и усиление ответственности работодателей за использование неоформленного труда могут значительно снизить привлекательность неофициального трудоустройства.

По консервативным оценкам, эффективная реализация вышеупомянутых мер могла бы принести в бюджет дополнительные 150−200 млрд грн ежегодно. Это существенно превышает ожидаемые поступления от предлагаемого повышения налогов и не окажет негативного влияния на легальный бизнес и граждан. Более того, эти меры будут способствовать созданию более прозрачной и конкурентной бизнес-среды, что критически важно для долгосрочного экономического развития Украины и ее интеграции в европейские структуры.

Читайте также: Какие дополнительные налоги отстаивает правительство и от каких сборов готово отказаться

Важно понимать, что борьба с теневой экономикой — это не разовая акция, а длительный процесс, требующий политической воли, профессионального подхода и поддержки общества. Только при таких условиях Украина сможет не только остановить негативную динамику роста тенизации, но и построить прозрачную и эффективную экономическую систему, способную обеспечить ее обороноспособность.

Комментарии - 33

+
+60
mantis05
mantis05
12 сентября 2024, 22:15
#
Та легко находятся эти деньги, но нужна помощь силовиков СБУ. Сначала вычесления: в каждой области, считаем население, делим на количество городов, сел и районов, и вычисляем пропорции соотношения населения к населенным пунктам. Далее, берем начальников ТЦК, их замов и личный состав, и вместе с паяльником- узнаём где кроются средства. Всё. Буквально всё. Просто и со вкусом, а главное- население Украины поддержит данный метод
+
+15
Hardlyworker
Hardlyworker
12 сентября 2024, 22:34
#
Ніколи такого не буде. Бо держава перестане існувати. Ці начальники і є держава.
+
+30
mantis05
mantis05
12 сентября 2024, 22:53
#
Ну штош, тогда МСБ будет и дальше уходить. Хочу посмотреть как пенсы, бюджетники и прочие- будут наполнять бюджет)
+
+15
gorobezus
gorobezus
13 сентября 2024, 11:24
#
Мегазрелище будет
+
0
juular
juular
15 сентября 2024, 10:11
#
Тогда навіщо існувати такої державі? у чому цінність такої системи?
+
+15
mantis05
mantis05
15 сентября 2024, 16:15
#
Но кто-то же с 92го года голосовал и строил такую страну, значит большинству она нужна и нравится такой
+
+15
Hardlyworker
Hardlyworker
15 сентября 2024, 23:30
#
«Я так люблю свою країну, але ненавиджу державу"©
+
+75
bonv
bonv
12 сентября 2024, 22:28
#
Що там з посадками весною всіх олігархів? Квартал95 то вже олігархи?
+
+90
bonv
bonv
12 сентября 2024, 22:30
#
Народ обдерти як липку — слоган слуг типу народу.
+
0
Dimamizdm1
Dimamizdm1
12 сентября 2024, 22:59
#
Надрукувати
+
0
Aldruino
Aldruino
13 сентября 2024, 8:42
#
Схоже на статтю ШІ.

Пишеться про зменшення податкового тиску на населення, але тут же як рішення подається збільшення відповідальності то контрабандистам, то роботодавцям… Відповідальність (тиск) перетікає із порожнього в пусте.
+
+30
Loginnnnn
Loginnnnn
13 сентября 2024, 11:38
#
Зарплаты в конвертах до конца войны никуда не денутся, мужчины без брони устраиваться не будут. Остальные кому осталось больше 10−20 лет до пенсии врядли видят смысл в официальном трудоустройстве при периодических высказываниях властей что пенсий не будет. Хорошо что люди хоть зарплатные фопы открывают, вот с них и была основная идея насобирать военного сбора, но кто ж будет самому себе в ногу стрелять, мандат рано или поздно закончится, а бизнес останется.
+
+45
nitrolog
nitrolog
13 сентября 2024, 13:05
#
В статті сказано чітко (про що багато експертів каже) де брати гроші, і там мільярди.
Але Кверті ось наприклад піклується виключно айтівцями що вони обнаглєлі і їх треба на загальний податок перевести чи просто фоп 3 підняти відсоток бо катаються на своїх моноколесах зі своїми айфонами життя від них немає, от обідрати айтівців тоді бюджет отримає все чого не вистачає
+
+59
SkeptikUA
SkeptikUA
13 сентября 2024, 14:14
#
Це звичайна заздрість, не дивуйтесь. Типу «у сусіда і жінка краща і діти швидше спати лягають, тому піпірка не підводить».
+
0
nitrolog
nitrolog
13 сентября 2024, 21:52
#
Я так теж думаю, але Кверті мене в цьому намагався переконати, але щось не вийшло))
+
+60
mantis05
mantis05
13 сентября 2024, 17:30
#
Meanwhile: Словения даёт на 3 года ставку 7% для айтишников, 9.5% после 3 лет. Но это от прибыли. У нас- 5% от оборота, и вешают военный сбор+повышение ставки. Вопрос актуальный: а чем Украина привлекательнее Словении?) Черногория даёт условия еще лучше, но там счет не в SEPA будет.
+
0
nitrolog
nitrolog
13 сентября 2024, 21:51
#
100%
+
+74
Riojas
Riojas
13 сентября 2024, 18:11
#
Заметьте, что именно уклонения айти в этой статье нет. Потому что мы дурачки дисциплинированные и и так все заплатим и задонатим сверху. На контрасте аграрка, где 35% черного экспорта (который надо везти морем и за который каждую ночь выгребает Одесса) зато забронированных на втором месте после энергетики. И будем же дальше молчать, потому что как же в сложную минуту бросить государство. Как таких гусей не ощипать?
+
0
nitrolog
nitrolog
13 сентября 2024, 21:52
#
++
+
0
vt313
vt313
13 сентября 2024, 17:02
#
Такі ідеї озвучуються постійно вже 20 років. Час від часу хтось їх реалізовує. Результат завжди негативний.
+
+15
regantan
regantan
14 сентября 2024, 8:45
#
А можна зупинитись в популізмі і вимкнути безадресні додатації на електрику, воду, тощо.

І отримаєш ті самі кількасот мільярдів.
А на сірий бізнес вже тиснути будуть робітники, щоб зарплатню підвищував.
+
0
vt313
vt313
14 сентября 2024, 17:13
#
Тих дотацій досить мало.
В моменті, підеш в мінус.
+
0
regantan
regantan
16 сентября 2024, 11:37
#
Понад 120 млрд здається на початок року. Зараз може менше, з урахуванням підняття цін на електрику
+
0
vt313
vt313
16 сентября 2024, 20:48
#
Https://ua-energy.org/uk/posts/v-ukraini-zmenshat-kilkist-domohospodarstv-shcho-otrymuiut-subsydiiu#:~:text=%D0%9D%D0%B0%D0%B3%D0%B0%D0%B4%D0%B0%D1%94%D0%BC%D0%BE%2C%20%D1%83%20%D0%B4%D0%B5%D1%80%D0%B6%D0%B0%D0%B2%D0%BD%D0%BE%D0%BC%D1%83%20%D0%B1%D1%8E%D0%B4%D0%B6%D0%B5%D1%82%D1%96%20%D0%BD%D0%B0,%D0%B1%D1%83%D0%BB%D0%BE%20%D0%B7%D0%B0%D0%BF%D0%BB%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%BE%20%D0%BD%D0%B0%202023%20%D1%80%D1%96%D0%BA.

50 це не кількасот.
+
+15
regantan
regantan
18 сентября 2024, 20:14
#
4 млрд кВт-годин на 5 грн різниці для тарифу 2.6.

На 2 млрд м3 води. Різниця щось біля 20 грн за м3.

На Н млрд перевезення пасажирів.
Лише Укрзалізниці щось біля 0.5 млрд для пільгових категорій.

Кількасот тут не набігають, але колись рахував, до 120−150 млрд.

P.S і це скоріше за все без згаданих субсидій, бо я не пам’ятаю щоб їх враховував.

Ну і родзинка цього популізму, це збільшення бюджету ПФУ на 80% (+350 млрд) з 2021. Це при скороченні економіки на десятки відсотків.
Це
+
0
vt313
vt313
18 сентября 2024, 21:25
#
Так не рахують.
+
0
mantis05
mantis05
14 сентября 2024, 19:37
#
Пчелы против меда? ну…
+
0
Bitcoin
Bitcoin
15 сентября 2024, 14:55
#
Сокращайте госаппарат, олухи вороватые
+
0
regantan
regantan
16 сентября 2024, 11:38
#
Яку частину бюджету витрачається на нього?
Скільки мільярдів?

Назвіть цифри
+
0
Vadimra
Vadimra
20 сентября 2024, 13:29
#
Я, конечно, не экономист, но чувствую какой то подвох в этой «статье». Ведь деньги это просто бумага. И главный вопрос в количестве товарно-материальных ценностей, произведенных в конкретной стране. От перемены мест слагаемых сумма, наверное, не изменится. Вот, например, с табаком. Вывести всех из тени по сути означает заставить дядю Васю (конечного потребителя) платить больше за пачку сигарет (или меньше курить, но это автору не нужно). Хрен с ним, что это мало вяжется с обещанием автора не увеличивать налоговое давление на население). Просто непонятно, где дядя Вася возьмет денег, чтобы заплатить больше за сигареты. Наверное, он тогда купит меньше молока своей дочери. Но тогда государство получит меньше налогов от молзавода.
Половина статьи полная чушь, списанная с учебника, без учета реалий. Например, налоговая амнистия… Дядя, ты сначала с предыдущей разберись, прежде чем новую запускать. И такую ерунду пишет целый вице-президент Торгово-промышленной палаты…
А ничего, что в статутных задачах ТПП значится содействие выходу украинских предприятий на новые рынки и привлечение инвесторов в Украину? Камон,чувак, может быть, уже пора заняться своими прямыми обязанностями? Когда такие люди начинают петь про автоматизацию и яростную борьбу с контрфактом, предприниматели всегда слышат только одно: новые бюджеты на все эти «инновации» и новый виток маски-шоу от духовных потомков ОБЭХСС.
Короче, у меня контрпредложение из учебника. Давайте сократим всех этих бездельников
+
0
vt313
vt313
20 сентября 2024, 17:27
#
----
Короче, у меня контрпредложение из учебника. Давайте сократим всех этих бездельников
----
Любое сокращение ведет к увеличению
+
+30
mantis05
mantis05
21 сентября 2024, 1:24
#
Ничего подобного. Просто и с пониманием цифр: ***-***- у нас достаточно чиновников всех уровней, чтобы поддерживать функционирование всего госаппарата на всех уровнях. Т. е. чиновников достаточно, чтобы работать со всем населением Украины. Начинается война- люди выезжают. ЕС говорит что 7.2 ляма наших тусят в ЕС, ООН говорит что 9.3 ляма выехало из Украины. Количество чиновников не поменялось. Хммм…что-то не состыковывается. Кстати, по старым нормам СССР, которые перешли в наследство Украине, большинство чиновников-мужчин, обязаны отслужить в армейке, т. е. с белым билетом- не берут, поменяли это только в 2020, но чиновников по-новому, набрали лишь 4%. :D :D :D, но что-то никто из них не спешит воевать, имея опыт и допуск ВЛК. Интересно, как же так? М? м? м? У-Украина.
+
0
regantan
regantan
21 сентября 2024, 9:06
#
Як ви оцінили «достатність»? За якими критеріями?
Чтобы оставить комментарий, нужно войти или зарегистрироваться