За 10 лет население Украины сократилось почти на 40%. В ближайшие 2−3 года украинцев может стать еще на 20% меньше. То есть население рискует сократиться до 20 млн. Что может спасти ситуацию, рассказал украинский экономист, финансовый аналитик Алексей Кущ.
За 10 лет население Украины сократилось почти на 40%: как это изменит экономику
Фазы «демографического коллапса»
В 2013-м году население Украины составляло 45,5 млн человек. При условии отсутствия переписи, эта цифра могла быть завышена на несколько миллионов.
Первая фаза «демографического коллапса» состоялась в 2016 году — в результате оккупации Крыма и части Донбасса, а также в результате первой волны миграции за границу, — население страны сократилось до 42,7 млн (цифры опять же завышены).
В 2021 году численность населения в Украине уже определи на уровне 37 млн человек (миграция и последствия пандемии).
Итак, первая фаза — это сокращение населения с 45 до 37 млн, или на 8 млн человек, то есть на 19%.
Вторая фаза началась с началом полномасштабного вторжения рф на территорию Украины. Численность населения сократилась с 37 до 28 млн, или на 9 млн человек, или 24%.
Совокупно Украина потеряла 17,5 млн человек (естественное сокращение, миграция, население в оккупации, потери на войне, пандемия), или 39%.
Удивительным образом, но произошло поразительное совпадение: на каждой фазе мы теряли в среднем по 20% демографического потенциала.
Если война будет заморожена в 2024-м году, финал коллапса демографической модели застынет на отметке примерно 25 млн человек.
В случае продолжения войны на ближайшие два-три года, Украина может потерять очередные 20% своего демографического потенциала, или 5 млн человек. То есть население рискует сократиться до 20 млн.
Еще более катастрофическая ситуация происходит с рабочей силой трудоспособного возраста: ее численность сократилась с 19,4 млн до 11 млн, или на 8,4 млн человек, то есть на 43%. В финале нас ждет примерно 8 млн, то есть падение составит 59%.
Почему сокращение экономически активного населения происходит более высокими темпами, чем падение численности населения страны в целом?
Здесь все закономерно: мигрируют активные и трудоспособные. Пенсионеры, как правило, остаются дома. Кроме того, на оккупированных территориях пенсионеров остается всегда пропорционально больше, чем других возрастных групп населения.
В случае затягивания войны, численность рабочей силы в Украине может сократиться до 6 млн человек. И это будет катастрофически мало для столь большой страны.
Читайте также: Почему Украине невыгодно развивать свое производство и что с этим делать
Что «вытягивало» украинскую экономику раньше
Еще в 2019 году я написал статью «Проблема роста. Если Украина не вернет мигрантов, то может потерять еще 10 млн человек». Многие из ее выводов сохраняют свою актуальность до сих пор.
В моделях оценки конкурентоспособности, которые применял Всемирный экономический форум в Давосе для классификации стран по типу экономического роста, Украина находилась в нижней части корзины «факторных» государств, то есть экономик, которые опираются на какой-либо базовый, внутренний фактор конкурентоспособности, или их комбинацию.
К примеру, в Саудовской Аравии это нефть.
У нас в разное время это были: дешевая рабочая сила (данный фактор начал стремительно исчезать перед войной), арендный характер землепользования, когда агропроизводители не отвлекали финансовый ресурс на выкуп земли и вкладывали средства в развитие своих хозяйств, собственное сырье, в частности, аграрное.
Мы так и не смогли перейти во вторую корзину стран, где основой конкурентоспособности является производительность труда (маркер целого ряда успешных развивающихся государств, которые проводят национальную промышленную политику). В то же время, наши квазифакторы конкурентоспособности постепенно угасают.
Квалифицированная рабочая сила в Украине не такая уж дешевая, стоимость энергоресурсов выше, чем у стран — экономических конкурентов, либерализация рынка земли грозит разрушением сложившихся бизнес-моделей в аграрном секторе, государство полностью отказалось от проведения суверенной промышленной политики.
И, конечно, нам очень далеко до перехода в третью группу самых развитых экономик мира, где фактор конкурентоспособности — это инновации, творческая модель развития и экономика знаний.
Хотя данная классификация уже не используется ВЭФ, так как мир становится более сложным, но в целом это очень показательная стратификация стран по типу экономического роста.
Итак, с одной стороны, в ближайшее время Украина потеряет свои существующие базовые квазифакторы конкурентоспособности, а с другой — уже завтра нашей стране придется выдержать очередной экзамен по конкуренции в системе глобального разделения рынка труда за место в мировых цепях добавленной стоимости.
И все это на фоне глобальной фрагментации, перезагрузки ключевых мировых рынков и бизнес-моделей межгосударственной промышленной кооперации.
Закон Оукена и как он работает в украинских реалиях
В экономической науке используется закон Оукена, разработанный Артуром Мелвином Оукеном, главой Совета экономических консультантов при президенте США в 1968—1969 гг., неокейнсианцем и автором концепции «индекса несчастья», ученым, который вошел в рейтинг «100 известных экономистов после Кейнса».
Суть этого закона заключается в следующем: есть определенная эмпирическая зависимость между темпом роста ВВП и динамикой уровня безработицы. К примеру, сокращение темпов роста валового продукта на 2 п.п. приводит к росту безработицы в среднем на 1 п.п.
Кстати, этот закон почти сработал у нас в 2022 году: ВВП упал на 29%, а безработица выросла с 9% до 28% (по закону Оукена должна была вырасти: ((29+3)/2) + 9% = 25%.
В реальности, безработица в прошлом году выросла до 28%.
Для базовой модели темпы роста ВВП принимаются в расчете 3% ежегодно.
Естественно, существует широкий спектр допусков и ограничений по применению этого закона, в зависимости от типа экономики, региональных различий
Но вернемся к закону Оукена. Существуют разные числовые интерпретации описанной экономистом зависимости между ВВП и уровнем безработицы.
Так называемая шкала Чеддока, которая показывает, что прямая связь между указанными показателями есть, но она не полная, то есть в каждой стране могут быть свои варианты: 1 к 3 или 1 к 2 при падении ВВП и росте безработицы.
А что можно сказать о характере обратной зависимости?
Существует зависимость и между ростом ВВП и сокращением безработицы, которая работает иначе. Некоторые исследования показали, что при росте ВВП на 100 б.п. уровень безработицы сокращается на 25 б.п.
Здесь нужно сделать одну оговорку: рост/падение безработицы в контексте динамики изменения ВВП оценивается на уровне, что превышает так называемую структурную безработицу в размере 3−4%, который будет всегда, если мы, конечно, анализируем не тоталитарную экономику.
Как эти показатели интерпретировать в украинских условиях?
Если вычесть структурную безработицу, у нас есть примерно 15% экономически активного безработного населения, которое, чисто теоретически, можно привлечь в хозяйственный оборот.
То есть в случае послевоенного восстановления мы очень быстро подойдем к так называемой структурной безработице в 3−4%.
Основными поглотителями трудовых ресурсов станут те отрасли, которые являются крупнейшими работодателями, то есть сектор торговли, ремонта и предоставления услуг, транспорта и связи, перерабатывающей промышленности.
Высокие темпы развития без создания нового индустриального ядра в украинских реалиях невозможны.
Самое проблемное направление — именно промышленность, где использование «экстремальных» возрастных групп ограничено, и существуют относительно высокие требования к уровню квалификации персонала.
В такой парадигме развития у нашей страны есть несколько вариантов, среди которых:
- или наращивание имеющегося промышленного потенциала (с дефицитом трудовых ресурсов, согласно закону Оукена) и повышение производительности труда, но для этого потребуется привлечь не менее $10 млрд прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в год в реальный сектор экономики;
- или «утилизация» промышленного ядра и переход в формат сервисной экономики (с акцентом на сектор услуг).
В последнем варианте существует опасность того, что Украина может потерять еще 5 млн. человек, которые поедут работать за границу, а крупные мегаполисы (кроме Киева и Львова) деградируют.
При этом в стране нужно обеспечить высокий уровень личной безопасности, инфраструктурное развитие и качественную среду для микропредпринимательства.
Естественно, усиление трудовой миграции не будет вызвано исключительно сокращением рабочих мест в промышленности: эффект мультипликации, когда мигрируют члены семьи, сокращается занятость в смежных сервисных сегментах экономики и сфере услуг.
К примеру, когда останавливается градообразующее предприятие, то страдает весь город, а не только штатные работники.
«Сервисный» сценарий или вариант с $10 млрд инвестиций: что лучше
С точки зрения вероятности вышеуказанных сценариев, существуют определенные нюансы.
«Сервисный» вариант наиболее ментально близок к нынешнему правительству, но должностные лица даже не представляют сложности его реализации в нынешних украинских реалиях.
Более того, этот вариант угрожает тотальной экономической катастрофой, здесь, как в пословице «пан или пропал», можно окончательно разрушить индустриальное ядро и не построить качественную экономику услуг.
Вариант с $10 млрд инвестиций и ростом производительности пока хорош только на стадии презентаций и предвыборных политических программ.
Здесь нас подстерегает ловушка в виде закона Оукена: при высоких темпах роста ВВП у модели опережающего развития уже через несколько лет будет исчерпан потенциал в виде существующих трудовых ресурсов с учетом кадрового резерва.
Быстрый рост украинской экономики в начале нулевых происходил еще на старой демографической базе, которой уже нет.
Металлурги и химики из африканских стран: насколько это реально
Потенциально ситуацию могли бы изменить трудовые мигранты из самых бедных стран. Если оценить показатели оплаты труда по данным МОТ, то мы можем интересовать только работников из тех государств, где подушной трудовой доход составляет менее $200 в месяц.
Если не брать совсем экзотические и далекие от нас государства, это могут быть: Камбоджа, Сирия и ряд африканских стран, таких как Мозамбик, ДРК, Конго, Чад.
Насколько выходцы из Африки смогли стать украинскими химиками, металлургами и ракетостроителями — вопрос сложный.
И дело здесь не в дискриминации, а в том, что африканские страны активно реализуют свои национальные промышленные политики, а избыток населения, не поглощенный этим процессом, уезжает на заработки в ЕС и США, как правило, в сектор услуг.
Или мигрирует в высокоразвитые страны в поисках социальных выплат.
Времена вьетнамских ткачей на предприятиях легпрома УССР остались в далеком прошлом.
Так же, как и стереотип об индусах, которые работают за один доллар в день (Индия с более чем $500 нетто-зарплаты в месяц на своих предприятиях уже впереди многих стран).
Итак, единственный выход для нас — вспомнить свою «экономическую сложность», изменить социальную политику государства и возвращать потерянный трудовой потенциал пропорционально параметрам реализации национальной промышленной политики.
Читайте также: Зарплаты в Украине выросли на 20%: почему украинцы не стали богаче
Комментарии - 65
Сам бюджет ЕС для дотаций довольно маленький относительно экономик ЕС — около 100 миллиардов евро. Когда члены ЕС все разбирают дотации, то на страну остается примерно 3 ярда в год. По этой причине 50 ярдов от ЕС нам и зависли. Все свалили на Орбана, но он просто «удобный дурак» и позволяет всем сохранять лицо. Так нет проблем его вообще лишить голоса, если он один против. Просто даже 4−5 ярдов в год это довольно много для ЕС для дотаций Украине.
Основной сейчас риск на деле том, что при перемирии население моментом свалит из Украины, т.к. научено уже чего стоит вовремя не сбежать. Вероятность, что будет уже 3я война с Россией после 2х как бы очевидная. Останутся только те, кто ничего не умеют или глупы или немощны.
При чем для них он ничуть не меньше чем для нас, т.к. если сейчас большинство выехавших относительно обеспеченные и продвинутые граждане, то потом их захлыснет волна реальных беженцев. Но проблема даже тут не сколько в них, а в том что все прекрасно понимают что захват Украины (а он при сценарии перемирья неизбежен) безусловно вдохновит путина как минимум на прибалтику. И дело даже не вдохновлении, а в миллионах которые остануться, ну не кормить же и содержать их, да и оставлять опасно, отправить освобождать прибалтику или Польшу это просто идеальный вариант, к тому же откатанный и показавший свою эффективность.
Так что там всё тоже не так просто и гладко, потому всё чаще мы слышим заявления европейских топ-генералов о необходимости быть готовым к реальной войне. И если домик (Украина) начнет сыпаться, им логично вмешаться, дабы дать бой рф на нашей территории что думаю и будет сделано.
это ахинея «российская угроза Европе» или там «Украина щит Европы от орков». Это глупости все для нашего употребления. В НАТОвских тусовках совсем другой взгляд на вещи. Они видят, что Путин не в состоянии победить даже аграрную страну, пусть и с приличным количеством оружия НАТО. Однако основную силу НАТО как ВВС и тысячи Томогавков никто и не включал еще. Поэтому в реале в том же Бундесвере ржут над тем как там Путин, который не может захватить даже Харьков у его границы, захватит тот же Таллинн.
Украина другая история и вообще даже не про войну. Путин и не собирался воевать, а собирался ввести войска «как в Крыму». Он как идиот думал, что все также разбегутся увидев его колонны танков. Примерно наши также как *** думали, что русские разбегутся увидев Леопарды и Бредли. Путину казалось, что как минимум в юго-восточной Украине он не встретит никакого сопротивления насления.
Если Путин реально хотел воевать, то он бы нанес удар из Белоруссии на Ровно. Мы бы сразу остались без 2х АЭС и без дорог в ЕС. Под Львом была довольно слабовооруженная группировка войск, все же были на Донбассе.
Такого вопрос как «защита Европы от России» просто нет. Это и есть причина, почему нам так слабо помогают
Против кого? Против возможной «армии» голодранцев с вилами отловленных на оккупированых территориях. Или против кого? Они не представляют угрозы НАТО, просто если станет вопрос убивать их на территории Польши, или помочь им убивать русских на территории Украины то очевидно что 2 вариант для ЕС предпочтителен. Асвабадить Польшу, цель заманчива, но в таком раскладе второстепенна, главное нужно избавится от баласта в виде местного населения, ведь не понятно что у них в головах и что будет дальше, проще заселить бурятами и т.п.
Не знаю что Вы там читаете, но министры обороны Нидерландов и Германии публично заявляли о необходимости быть готовым к войне.
Нанести с Белорусии на Ровно в 2022 году удар нереально, это не на Харьков и не Херсон, там непроходные болота и леса+на это нужны силы, которых до мобилизации в рф не было+подготовка не останется незамеченной+«освобождение западной Украины» от украинцев, это даже по меркам путина бред ещё тот.
В НАТО как и у нас многие не верили и Байдену осенью 2021.
Логіка приблизно така — я заробляю 3000 у.о. в Україні. Всі в Україні можуть/мають заробляти стільки ж.
Хотя, можно и поиграть: трава- зеленая, это правда и факт. Небо- голубое, правда и факт. Значит луна- плоская, основываясь на первых 2 фактах :D
Я гадав ця функція на батьках має бути і забезбечення дітей всім необхідним.
Чи для батьків народження дитини це лише випадок, а далі вона їм не потрібна чи потрібна як ресурс?
А если родители молодые, и ещё не имеют достаточно доходов? А если эти родители ещё и не имеют собственного жилья и им нужно как-то на него копить деньги? Государство помогать не должно ведь, да??? 15 век, блин…
Тут не про війну і армію. А про обов’язок батьків перед своєю дитиною.
Тобто люди народжують в усьому світі лише через те, що про них держава піклується? А 1000 років тому теж через те народжували?
Не тому що це природнє бажання розмножуватись? Навіть якщо ви будете на безлюдному острові з жінкою ви все одно будете розмножуватись, звісно якщо подумаєте перед тим як будете свою родину забезпечувати.
тому ще раз повторюю не натягуйте сову на глобус
ви написали так наче народжуєте виключно для держави, а якщо держава на вас забила болт, то народжувати не будете
Любую украинскую власть, — от Кучмы до Зеленского со всеми остановками, — всегда выбирал украинский народ. И народ всегда имеет то правительство, которое заслуживает.
То, что обсуждается демографическая ситуация в Украине, а не благосостояние Ивана в России?
Не считая мастурбеков, вот новая порция подъехала: https://www.moscowtimes.ru/2024/01/12/v-rossiyu-zavezut-10-tisyach-rabochih-iz-kenii-chtobi-zakrit-kadrovii-golod-a118263
Боюсь у Вас есть большой шанс ощутить всю любовь асвабадителей на себе, для них то Вы не расходник. :)
или у Вас причинно-наследственная логика просто не развита?
Да и в очередя их никто насильно не ставил, все кто хотел остался в Донецке или Мариуполе, там нет ни ТЦК ни ВЛК ни бандитов ни жуликов, всё как Вы мечтаете.
наверное на российские, чтобы вернуться в освобожденную от ТЦК и ВЛК Горловку. :)
Шо та Европа, как Вы выше писали "Украина для них просто инструмент расходник", вот асвабадители, то другое дело.
30 лет пересичному украинцу кажется, что нужно только правильного президента выбрать, и все проблемы решатся сами собой.
В начале пьянки хвастать свежекупленными правами, после третей рассказывать как страну разваливают чиновники корупционеры, а после 10 позвонить куму Васе-полицейскому, и спросить где сейчас патруль стоит, бо пора уже и домой ехать.
автор хай починає думати не про якусь там демографію, а про те, ЯК ВИГРАТИ ВІЙНУ!!!
якщо війна буде програна, то населення скоротиться до АБСОЛЮТНОГО НУЛЯ, бо такої країни, як Україна тупо не буде існувати на карті.
Война идет уже два года. Т.е. по вашей логике Россия уже на 2/3 от запланированного Британией и США ослабла. Можно поинтересоваться, на основании каких фактов вы делаете этот вывод?
Спросил, потому что полагал, что у вас есть какие-то фактические свидетельства тому, что младший офицерский состав в РФ заканчивается, запасы ракет и прочей техники редеют, а заморозка $300 млрд (~15% российского ВВП) как-то ощутимо сказывается на благосостоянии простых россиян. Но раз вместо фактических свидетельств вы основываетесь на докладах каких-то там экспертов, то вопрос можно считать закрытым.
Переубеждать вас у меня тоже нет никакого желания — заблуждающимся самим платить за свои ошибки.
Про $300 млрд я прокомментировал (прочтите комментарий, на который отвечаете ещё раз). Фактических свидетельств, что российская экономика как-то реально ощущает отсутствие этих миллиардов вы тоже не привели.
Бремя доказательства лежит на утверждающем. Вы сделали утверждение, что через год РФ ослабнет, но доказать его не смогли.
Мне, чтобы что-то доказывать фактами, нужно для начала что-то утверждать. Но, если вы внимательно перечитаете тред, то увидите, что я ничего не утверждал.
¯\_(ツ)_/¯
P. S. Если вы не хотите вступать в дискуссию — не вступайте.