Парламентарии намерены законодательно закрепить возможность людей заниматься собственным делом без регистрации частным предпринимателем. Идеологи новации уверяют, что действуют исключительно в пользу простых украинцев, упрощая им отношения с государством. Но что реально стоит за этим предложением, расскажет «Минфин».
Бизнес без регистрации ФОП: что на самом деле скрывается за этим предложением государства
Что изменится
20 октября в Раде был зарегистрирован законопроект № 10166, в котором рассматривается возможность внедрения нового налогового режима со ставкой 6% от оборота для неофициально занятых лиц. Речь идет о людях, которые оказывают услуги. В целом, в перечне определены 20 видов деятельности, среди которых, например, курьеры, таксисты, фотографы, няни, парикмахеры, мастера маникюра
По подсчетам депутата Ярослава Железняка, одного из 17 авторов законопроекта, новым налоговым режимом смогут воспользоваться более 500 тыс. самозанятых украинцев. При этом авторы законодательной инициативы уверены, что люди оценят его преимущества.
«Люди, которые занимаются определенными видами деятельности, определенными в ст. 1781, который предлагается дополнить Налоговый кодекс, смогут абсолютно законно и прозрачно работать, не регистрируясь как ФОП», — объясняет преимущества Евгений Лысенко, старший юрист Практики корпоративного и налогового права TOTUM LF.
Выигрывает от введения новых правил, по мнению депутатов, и бюджет, который будет дополнительно получать 10 млрд грн ежегодно.
Читайте также: Новый налог для таксистов и нянь: чем он может быть интересен
Новый режим или обычный ФОП: что лучше
Специальный налоговый режим обещают сделать максимально простым. Чтобы выйти из тени, самозанятому лицу достаточно подать соответствующее заявление в налоговую, открыть счет в банке и установить программный РРО на телефон или планшет.
Такой формат налогообложения, как отмечают авторы законопроекта, будет удобен тем, у кого есть основная работа, но они получают дополнительный доход на нерегулярной, сезонной основе.
Главным его преимуществом является низкая налоговая нагрузка, которая составляет 6% от оборота. При этом порог дохода не должен превышать 153 минимальных зарплаты в год (сейчас это более 1 млн 25 тыс. грн). В случае превышения этого потолка придется платить уже 18% суммы превышения.
«Военный сбор (1,5%) не взимается, а уплата ЕСВ осуществляется по желанию плательщика. По факту, если доход самозанятого лица составляет 1 млн гривен в год, то размер налога, который он должен уплатить, составит 60 000 грн», — подчеркивает Максим Боярчуков, управляющий партнер юридической компании «Максим Боярчуков и Партнеры».
Если сравнивать с правилами налогообложения ФОП, то новый спецрежим не так уж выгоден. Так, предприниматели 1 группы уплачивают единый налог в размере 10% прожиточного минимума в месяц (это 268,4 грн) и ЕСВ — 22% от размера минимальной заработной платы (это 1 474 грн). В год расходы составляют 20 908,8 грн.
Нагрузка на ФОП 2-й группы немного больше — налог в размере 20% минимальной заработной платы (1 340 грн в месяц) и ЕСВ. Итого — 33 768 грн в год.
Предприниматели 3-й группы, в отличие от двух предыдущих групп, уплачивают налог в размере 3% дохода и НДС, или же 5% от дохода в случае, если работают без НДС. Также у них остается необходимость уплаты ЕСВ.
Однако, все ФОПы обязаны предоставлять налоговую декларацию, отчетность по уплате ЕСВ, а 3 группа — еще и вести в бумажном или электронном виде учет полученных доходов и расходов. В то же время, новый налоговый режим освобождает самозанятых лиц от бумажной волокиты.
«Подводя итог, отмечу, что основным преимуществом нового налогового режима без регистрации ФОП будет все же отсутствие необходимости в представлении отчетности и деклараций», — прокомментировал управляющий партнер юридической компании «Максим Боярчуков и Партнеры».
Эксперт сомневается, что новая система налогообложения будет интересна уже существующим ФОПам. Разве что предпринимателям с небольшим доходом, отсутствующими оформленными работниками, и тем, кто устал от налоговой отчетности.
Редактор dengi.ua Александр Крамаренко в своей заметке на фейсбук сравнивает новый режим со 2 группой ФОП.
«Потому что эта группа лучше всего подходит для услуг, как мне кажется. Лимит доходов для уплаты налога по новому режиму в 6% из дохода — 153 минимальных зарплаты в год. То есть по состоянию на сегодняшний день это примерно 1 млн грн в год. Хотя сейчас эти люди могут работать на 2 группе ФОП и платить только 1 340 грн в месяц. С точки зрения денег, следует переходить на 6% дохода, если доход в месяц меньше 22 333 грн, или 268 тыс. грн в год.
Но: в закон забивают требование об использовании кассовых аппаратов (РРО и программные РРО). И это дает основания полагать, что введение этой новой формы налогообложения является началом ликвидации второй группы ФОП. Внедрить альтернативу — вот тот «6%», а затем отменить вторую группу", — считает он.
Читайте также: Украинцам разрешат вести бизнес без регистрации ФОП: чем придется за это заплатить
Применение спецрежима добровольное, но могут и заставить
Применение специального режима налогообложения дохода, согласно законопроекта, добровольное. Люди смогут сами решать, подавать или нет соответствующее заявление о регистрации в налоговый орган.
Однако, документ определяет понятие «оператор цифровой платформы». Проще говоря, это электронные сервисы, через которые украинцы продают товары или услуги, например, OLX, Рrom.Ua, Kabanchik, Bolt, Uber, Uklon, Glovo. На операторов возлагается обязанность предоставлять налоговикам информацию о суммах доходов, полученных их пользователями.
«По факту, в случае принятия законопроекта, может сложиться ситуация, когда операторы цифровых платформ будут побуждать своих пользователей легализироваться через оформление ФОП или применение специального режима налогообложения во избежание вопросов от налоговой к самим операторам», — предполагает Евгений Лысенко, старший юрист Практики корпоративного и налогового право TOTUM LF.
Читайте также: Сколько получают банкиры и почему их зарплаты растут во время войны
Кто, куда и сколько будет отчислять
Все средства, полученные от деятельности человеком, который применяет новый режим налогообложения доходов, должны попадать на специальный счет, открытый в одном из банков.
«После поступления средств, банк будет делать предавторизацию (блокировать, — ред.) 6% от дохода, и раз в квартал будет списывать 6% от дохода, полученного за этот период. Поэтому, по факту, человек может разграничить обычный счет физического лица и счет для получения прибыли», — говорит Максим Боярчуков, управляющий партнер юридической компании «Максим Боярчуков и Партнеры».
Если на счет зашли деньги, подлежащие возврату, скажем, были ошибочно перечислены, или это аванс, или предоплата заказчика работ, в состав дохода они не включаются. Но при условии наличия письма-заявления о возврате средств.
То же касается и случаев, когда к плательщику на спецрежиме налогообложения были применены определенные доначисления налога или штрафные санкции, но он это обжаловал.
«О факте такого обжалования, и о том, что налоговое уведомление — решение спорное и несогласованное, банку должен сообщить именно налогоплательщик. В противном случае, банком со специального счета будет уплачена также и обжалуемая сумма», — обращает внимание Евгений Лысенко, старший юрист Практики корпоративного и налогового права TOTUM LF.
Читайте также: Иностранные фискалы уже собирают данные об украинцах: ГНС рассказала, как их использует
Закончится ли все на 6% от оборота?
Эксперты сходятся во мнении, что предложенные в законопроекте № 10166 изменения явно несут в себе увеличение фискальной нагрузки для населения.
По мнению адвоката Ростислава Кравца, несправедливым является уже сам подход к налогообложению. 6% от дохода, при этом абсолютно не учитываются сопутствующие расходы, которые человек несет для покупки необходимого, чтобы выполнить работу или оказать услугу.
«Швея, чтобы работать, должна купить швейную машину, материалы и все остальное. Курьер для выполнения работы должен обзавестись транспортом. Но это все не учитывается. Хочется посоветовать авторам законопроекта купить себе велосипед, аккумуляторы, и в жару, дождь поездить с доставками, а затем предложить им заплатить из дохода налог», — говорит Ростислав Кравец.
Не стоит также, по словам эксперта, пренебрегать такой статьей расходов для плательщиков на спецрежиме налогообложения, как приобретение РРО/ПРРО. Да, устанавливать РРО нужно не всем. Этой участи избегут те, кто работает через цифровые платформы. Но ведь никто из них не работает на благотворительных началах, всюду нужно платить комиссию, пусть, может, небольшую. Но все это деньги — деньги из кармана плательщика.
Впрочем, больше всего в этой ситуации со спецрежимом налогообложения настораживает другое. «Все мы знаем, как у нас происходят изменения в законе — на раз-два. Сегодня 6%, а завтра может быть 26%, сегодня не нужно сдавать отчетность, а завтра нужно», — резюмировал адвокат.
Комментарии - 42
Интересно совместили под оператором «оператор цифровой платформы» и услуги (такси, курьеры) и маркетплейсы (olx, prom) вот здесь непаханое поле. Если начнут с идентификации клиентов (что конечно давно назрело) то налогообложение продаж это вопрос времени. Они, конечно, и сейчас облагаются НДФЛ, но это естественно не соблюдается.
Але чи вартує це все того?
В статті є посилання на перелік професій: не можу придумати в кого з них отримані від клієнта 1000₴ це 835₴ прямих витрат і лише 165₴ прибутку.
* або класична схема бухобліку яка доступна і для ФОП
* або ФОП другої групи з фіксованою сумую податку
Саме так. Держава згодна отримувати хоча б 6% податку ніж не отримувати нічого.
Це як було з податковою амністією у 2021 році: держава дозволила легалізувати гроші заплативши лише 2,5−5-9% податку замість 18% які вже не були сплачені і точно ніколи б не були споачееі у майбутньому. До слова досвід податкової амністії показує що скоріш за все число тих хто скористається 6% податком буде не дуже велике: бо ті хто хочуть чи змушені працювати в білу вже працюють як ФОП і перехід на 6% не дуже привабливий, а ті хто принципово не платив податків і далі не будуть платити навіть 6%.
каких еще витрат, але
Якщо є можливість вести ФОПа, то ФОП мабудь вигідніший. Правда, за умови, коли дохід та прибуток відрізняються. Коли ж витрат майже немає, то цей режим — просто казка у порівнянні з тим, як це працює в західних країнах.
Сам принцип такого оподаткування в цілому вельми непоганий. І ставка цілком демократична. Просто, будь-який податок більше 0 у нас вважається неприйнятним. А звідки береться безкоштовна освіта, освітлення на дорогах та латки на дорогах — то нікого не хвилює. Не кажучи вже про воєнні витрати.
У нас тому і контроль дій влади мінімальний, бо люди не відчувають ніби оплачують це «шапіто».
Тож, не розумію, чому одні перукарі чудово працюють як ФОПи,мають термінал і сплачують податки, а інші не можуть цього зробити навіть коли все спростили практично до повної автоматизації.
А ще це казка в порівнянні з рабами на галерах. Для чого ці порівняння? В західних країнах видно на що ідуть податки.
То вже інший аспект. Зовсім незалежний від фактично всієї системи оподаткування. Так можна вічно жалітися — «на що йдуть податки, коли (бла-бла-бла)».
Розмова була про те, чи має залежати розмір податків від «якості» держави.
Я уже забыл когда платил в такси наличкой. Еще до появления Убера активно пользовался Онтакси где оплата картой появилась за несколько лет до этого, скорей всего с момент появления данной службы. Сейчас же большинство известных служб имеют оплату картой, а следовательно у них оформлены отношения с таксистом иначе бы к ним самим уже давно пришла налоговая ну или банк бы заблочил операции.
Якісь телефоні служби мабуть ще залишились, але їх майже не видно.
До слова на районі поруч зі старими магазинами що торгують виключно за готівку відкрився новий в якому є термінал. Це не по темі новини, а лише ілюстрація що все одно послуги та торгівля будуть відходити від готівки.
В проекте, тоже предлагают работать исключительно через банк, но нужен РРО.
Какие же они тупые!!!
Якщо раптом якийсь айтішний ФОП зробить якусь роботу і отримає оплату готівкою чи картою то йому заради однієї роботи доведеться купити/арендувати термінал і провести оплату через нього.
Черговий диванний «експерт» який навіть не спробував прочитати про те що ця ініціатива це зниження податків.
Нє, ну це ж капець які вкладення капіталу — купити велік. То все життя податки не платити, бо велік купив? А типу якщо роботодавець купить велік, то це є нормально в спеку працювати і платити 18,5% + 1,5% податку? А швейна машинка — то взагалі капець аж 3000 коштую. То мабуть за такі витрати взагалі 1% платити податку? Що за ідіот адвокат якісь дивний у вас в експертах? 😂😂