Минфин - Курсы валют Украины

Установить
14 ноября 2022, 9:30 Читати українською

Власти согласовали новый план сокращения чиновников: почему теперь их станет больше

Власти планируют сократить количество министерств с 20 до 14. Но практика предыдущих реформ демонстрирует, что попытка уменьшить количество чиновников провоцирует их рост. Почему так происходит и как разорвать замкнутый круг, в фейсбуке рассказал преподаватель Киево-Могилянской бизнес-школы Валерий Пекар.

Математика государственной службы

Я против сокращения численности чиновников. Постойте, не бросайте пока помидоры, дайте высказаться. Я против сокращения численности чиновников, потому что каждое сокращение ведет к увеличению числа чиновников.

Я изучаю этот вопрос много лет и могу утверждать, что это так, при небольших исключениях. Между тем, осенью 2015 года мы с друзьями и волонтерами-юристами провели функциональный аудит большей части тогдашних министерств. А потом я два года был членом команды, которая разрабатывала реформу государственного управления. Поэтому у меня есть определенные наблюдения.

Возьмем какое-нибудь министерство. К примеру, сегодня в нем 400 человек. У них есть некоторое количество функций. Мы сокращаем численность до 100. Функции остаются — их нельзя убрать, они прописаны в сотнях законов, которые изменить просто нереально (если вы измените один, то остальные автоматически не изменятся).

Почти каждый из тысяч действующих законов возлагает на министерство какие-то обязанности. Юристы министерства тщательно вычитывают все законы и составляют список, что должно делать министерство, а затем под эти функции вырисовывается структура министерства, а работа разбрасывается между сотрудниками. Не выполнять функции невозможно — это прямое нарушение законов.

Итак, мы сократили численность чиновников с 400 до 100, при этом, функции остались. 100 не могут справиться с их выполнением. И тогда для выполнения этих функций создается новая структура, на которую возлагаются эти функции. Но поскольку у каждой структуры есть, кроме основных, поддерживающие и руководящие бизнес-процессы, то и новая структура без них не обойдется.

Кроме того, новая структура не может использовать ресурсы старой для определенных необходимых вспомогательных работ. Поэтому, у новой структуры (или структур) будет около 400 сотрудников, и то — в лучшем случае. Значит, было 400, стало 100+400=500. Если вы думаете, что такого быть не может, то вы ошибаетесь, именно так бывало при всех предыдущих сокращениях.

Законы переписать не удастся

Следовательно, надо сокращать функционал, но это сделать невозможно, потому что некому. Нет ресурса на то, чтобы написать, подготовить и протолкнуть сотни законопроектов (а в процессе этой работы добрые люди туда напихают кучу различных правок, которые не имеют отношения к министерствам, но аккуратно перекладывают деньги из вашего кармана в какой-то другой, так обычно бывает, и потом надо все вылавливать, растягивая процесс на годы). А без сокращения функционала сокращение чиновников ведет к росту их численности.

Конечно, можно создать министерство реформ и поручить ему провести все реформы, а затем самоликвидироваться. Но поскольку самоликвидироваться никто не хочет, то это министерство будет тормозить и останется существовать навсегда, пока его не убьют во время какой-то очередной реорганизации, создав два новых. А потом снова их объединят.

Какая реформа сработала бы

Когда у проблемы нет решения, нужно искать его на следующем уровне сложности. Нельзя изменить систему изнутри системы — нужно выйти за ее пределы. Но, в то же время, чтобы изменить систему, нужно быть ее частью. Выход из этого противоречия — на следующем уровне сложности.

Идея реформы государственного управления заключалась в том, чтобы создать внутри каждого министерства «оранжерею», где родится новое министерство, которое выпорхнет из старого, как бабочка из кокона, выбросив ненужных остальных. Команда, которая сделает необходимые изменения «под себя» и останется. Команда, которая «урежет» функционал, оставив лишь тот минимум, который реально необходим Украине будущего.

Тогда не сложилось, потому что помешали, с одной стороны, популистское стремление держать низкие зарплаты госслужащих; с другой — сопротивление системы новым правилам отбора (то же наблюдаем сейчас в судебной реформе, и понятно, как это преодолеть, но невероятно сложно, когда на то нет поддержки ни политического руководства, ни рядовых граждан).

Читайте также: Как Минцифры обеспечит Украину интернетом во время блекаутов

Так же, как поспешное сокращение приводит к увеличению численности и затрат, так же и наоборот: путь к продуманному сокращению ведет через временное увеличение численности и затрат. Разумеется, это может делать только сильный политический лидер, уверенный в правоте своего дела и способный объяснить гражданам сложные вещи.

Что можно сделать сейчас

Сконцентрироваться не на сотнях чиновников министерств, а на десятках тысяч чиновников разных служб — там можно получить не настолько красивый, но гораздо более весомый и устойчивый результат.

1. Провести налоговую реформу, которая радикально упростит администрирование и позволит сократить большинство налоговиков. Преимущественное большинство налоговиков занимается ручным управлением.

2. Провести таможенную реформу, что радикально упростит контроль и позволит сократить значительную часть таможенников. Ситуация на таможне аналогична налоговой, только хуже.

3. Провести тотальную приватизацию, что позволит сократить огромную армию чиновников, которые управляют государственной собственностью (должно остаться 30 стратегических госпредприятий, а сейчас — в сто раз больше).

4. Внедрить во все контрольные органы риск-ориентированный принцип проведения проверок, который сконцентрируется на тех точках, где есть большой риск нарушений и угроза общественным интересам, и прекратить «чистить» киоски с шаурмой.

5. Внедрить принцип личной ответственности контролера за заведомо неправовое решение относительно субъекта предпринимательской деятельности — и не нужно будет увольнять чиновников, потому что они сами уволятся, потеряв возможности хорошей жизни за счет других.

6. Отменить глупый принцип, согласно которому государство, проиграв в суде, обязательно и автоматически должно подавать апелляцию, а проиграв второй раз — еще и кассацию (это и суды разгрузит).

Читайте также: Почему «накопительную пенсию» не стоит внедрять сейчас

7. Наконец, посягнуть на святое — принцип персонального ответа на обращение граждан, который ныне отвлекает примерно половину ресурсов каждого министерства.

Вместо быстрых красивых невыполнимых решений следует принимать непонятные для народа медленные, но результативные.

Автор:
Пекар Валерий
Преподаватель Пекар Валерий
Киево-Могилянская бизнес-школа

Комментарии - 22

+
+35
BatonUA
BatonUA
14 ноября 2022, 9:51
#
Панує думка, що чиновники не ефективно працюють. Тому скорочення ледацюг зменшить витрати. Коли бачиш кількість працівників, то виникає питання, а що вони там всі роблять?
+
0
SkeptikUA
SkeptikUA
14 ноября 2022, 14:49
#
А ви ким працюєте і що робите? Легко вважати щось хтось повинен ефективно працювати 40 годин на тиждень. По перше не всі це можуть впринципі, по друге — чи є у них достатня мотивація працювати ефективно? Як на мене то це частина нашого менталітету — «що би такого зробити, щоб нічого не робити».
+
+61
bonv
bonv
14 ноября 2022, 10:02
#
Влада погодила новий план скорочення чиновників: чому тепер їх побільшає - дуже точний заголовок. Імітація скорочення в дії.
+
+10
GrugoriyHoland
GrugoriyHoland
14 ноября 2022, 10:36
#
Реформа налоговой и таможенной -это уже было в 2011 году и с периодичностью в 4 — 6 лет, к чему привело все видят.
Дальше можно не читать!
+
+15
mantis05
mantis05
14 ноября 2022, 12:07
#
Чиновников стало меньше, по сравнению с 2012 годом. И это данные ЕБРР и МВФ. Это всё что вам надо знать из этой статьи.
+
0
neverice
neverice
14 ноября 2022, 14:42
#
Щось не дуже сходиться — автор же сам каже, що для нової структури всередині міністерства треба додаткові люди «підтримки» для додаткових робіт. Так от, у випадку окремого міністерства цих людей треба більше. Усілякі прес секретарі, заступники заступників, зв‘язки з громадькістю та приймальні, водії і т.д. Роботу треба виконувати ту саму, але значну частину допоміжного персоналу можна оптимізувати, об‘єднавши.
+
+17
Adadad1326
Adadad1326
14 ноября 2022, 15:54
#
А може спочатку слід ввести нормальний облік і контроль робочого процесу? Зараз повно систем моніторингу зайнятості людини на робочому місці. Через три місяці(пілоту) буде чітке розуміння реальної завантаженості. А тоді зробити ребаланс задач і звільнити гуляк. Для повного щастя, звісно, треба цифровізувати хоча б 85% всіх процесів і документообігу (о, доречі і економія на видаткових матеріалах). Чомусь, у приватному секторі(Особливо ІТ) процеси більш ефективні і раціональні.
p. s. Хто не вміє працювати із ПК і смартфоном/планшетом — навихід одразу.
+
+15
yarg
yarg
14 ноября 2022, 18:24
#
Мудро глаголит. Но нужно подступатся и к самому страшному — чистить законодательство. Отменять сотни принятых на волнах популизма законов «о государственной поддержке бурякозбиральної галузі», которые порождают в свою очередь кучу работы гос. органам — и никакой пользы.
+
+15
kadaad1988
kadaad1988
14 ноября 2022, 22:56
#
В совдеповские времена в Украине на 52 миллиона населения было 60 тыс. чинуш, сейчас на 30−35 миллионов 300 тыс. из которых две трети тупо протирают штаны! К сожалению Украина за тридцать лет превратилась в страну для чинуш и их обслуги, а население тупо пашет на весь этот сброд!
+
0
yarg
yarg
15 ноября 2022, 9:18
#
Ну… не совсем 60 , скорее 600 … но это мелочи. тогда же не считали чиновниками партию и комсомол. Формально — они чиновниками и небыли. Хотя в реальности — именно они и были. Никто не помнит председателей совета министров , зато первых секретарей — помнят все.
+
0
Abramon
Abramon
15 ноября 2022, 9:13
#
Чиновник не зникає і не виникає, а лише переходить з однієї державної структури в іншу.
+
0
brigadirius
brigadirius
16 ноября 2022, 20:48
#
Нічого не вийде. Чиновників плодять закони. Закони приймає Рада. Депутатів вибирають виходячи з симпатій нав’язаних ЗМІ. ЗМІ належать олігархам які утримують теперішню систему для запобіганню конкуренції. Для приходу до влади прогресивним силам потрібен ресурс, а ресурс є лише в монополістів-олігархів, яких створила державна система на чолі з Кучмою.
+
0
mantis05
mantis05
17 ноября 2022, 13:11
#
Если совсем не смогли найти аргументов- надо тащить дело Кучмы и Гонгадзе :D традиция Украины в действии. Гайд успехов Украины: Бахматюк, Ахметов, Коломойский, Ярославский, Порошенко, Косюк, Тигипко, Суркис, Новинский, Тарута, Боголюбов, Фирташ, Льовочкин, Бойко- вот этих ребят собрать в одном месте, и этапом до конца из жизни в ИТК отправить, и спецконфискацию устроить. Вот после этого- будет какой-то вариант что-то сделать.
+
0
Abramon
Abramon
17 ноября 2022, 17:39
#
Так, це буде схоже на якісь реформи і боротьбу з корупцією. Для початку будівництва сильної в усіх відношеннях держави.
+
0
yarg
yarg
17 ноября 2022, 17:56
#
Это будет больше похоже на «отнять все и поделить между новыми пацанами».
Фамилии новых пацанов сразу пишите. Интересно же.
+
0
Abramon
Abramon
17 ноября 2022, 18:02
#
Я надіюсь, що не буде. Як показала практика, що олігархат — це зло, монополізм, корупція і т.д. Хоча б рівень Польщі в побудові нової держави для початку.
+
0
yarg
yarg
17 ноября 2022, 18:17
#
Продвижение российских теорий…
олигархи — зло. У олигархов поотбирали имущество и отдали его «проверенным пацанам».
и наступило счастье. Вместо ходорковского — пригожин , якунин , кадыров и делимханов.
и нам такого хотите ?

+
0
Abramon
Abramon
17 ноября 2022, 18:45
#
Ви плутаєте «грішне з правидним».
В Польщі є олігархи, яким належать стратегічні сектори економіки. Як приклад. Країна -+ по структурі економіки та населенню схожа на Україну.
+
0
yarg
yarg
17 ноября 2022, 20:18
#
Ян Кульчик и много других. просто у нас они неизвестны.
+
+22
Abramon
Abramon
17 ноября 2022, 18:50
#
В балалаїшній при владі чекісти. Олігархи типу дерипасок, Потаніних та багато інших — це кошельки владних чекістів, Патрушева, Путіна та інші. Їм (дерипаскам, потаніним) дали в управління стратегічні галузі та підприємства (Норнікель, Русал) та безліч інших підприємств і чекісти можуть в любий момент змінити цих олігархів. пригожин -це тимчасове явище, кадрова задавлять як кошеня генерали армії або чекісти. Балалаїшна не приклад там своя «кухня».
+
0
mantis05
mantis05
17 ноября 2022, 19:20
#
Достаточно предприятия, которыми они владеют- сделать акционерными и разрешить ребяткам из-за бугра выкупить до 45% акций. Совет директоров, европейские нормы управления ценными бумагами и корп аудит- это отличный путь
+
0
Abramon
Abramon
17 ноября 2022, 19:30
#
Як варіант.
Чтобы оставить комментарий, нужно войти или зарегистрироваться