Глава налогового комитета Верховной Рады Даниил Гетманцев анонсировал главные аспекты налоговой реформы, которую планируют реализовать в 2022 году. О новациях и их последствиях рассказал в колонке для Экономической правды координатор экспертных групп Экономической экспертной платформы Олег Гетман. «Минфин» публикует сокращенную версию статьи.
Отмена ЕСВ, 15% на инвестдоход: как планируется изменить налоги
Запланированные изменения
Среди ключевых запланированных элементов реформы — уменьшение нагрузки на фонд оплаты труда до 25% совокупно (отмена ЕСВ с 1 января 2023 года, установление базовой ставки НДФЛ с 2023 года на уровне 30%, с последующим уменьшением ее до 25% в течение нескольких лет, отмена военного сбора с 2023 года).
Установление единой ставки 15% для пассивных и инвестиционных доходов, а также ставки 10% для доходов от аренды недвижимости.
Также речь идет о внедрении института налогообложения домохозяйств, который предусматривает уплату налогов уполномоченным представителем домохозяйства и подачу единой декларации об имущественном положении и доходах.
Предусматривается введение новых налоговых льгот для физических лиц, в частности — гарантированный возврат из бюджета НДФЛ для определенных категорий населения (например, многодетных и малообеспеченных семей), возврат 50% уплаченного НДФЛ на погашение ипотечного кредита
Еще планируют ввести специальный режим налогообложения физических лиц, которые занимаются отдельными видами профессиональной деятельности (без необходимости специальной регистрации): такси, ремонт недвижимости, услуги по переводу, образовательная или преподавательская деятельность вне учебных заведений и другое.
И в заключение — введение налога на выведенный капитал для МСБ, доход которых не превышает 200 млн грн за предыдущий год.
Так каким же образом такие изменения повлияют на бизнес и граждан?
Снижение нагрузки на фонд оплаты труда
Сейчас, по оценкам разных социологических служб и аналитических центров, уровень тенизации заработной платы составляет 33−50%. По расчетам специалистов аналитических центров, масштабы уклонения от уплаты налогов и сборов при выплате заработных плат оцениваются в 220−300 млрд грн ежегодно, а потери бюджета от них составляют от 110 до 159 млрд ежегодно.
Причин, по которым значительная часть работников работает без оформления или на минимальной заработной плате, а другую часть получает в «конверте», как минимум три:
- Слишком высокая нагрузка на фонд оплаты труда (34% — эффективная ставка, 51% соотношения выплаченной з/п к уплаченным налогам). Украина по этому показателю является «антилидером» среди стран, подобных по уровню экономического развития.
- В Украине трудовые отношения до сих пор регулируются устаревшим Кодексом законов о труде, принятым еще в СССР и разработанным в условиях советской административно-командной экономики, в которой единственным работодателем были государство, в частности, государственные предприятия.
- Работники в некой мере не хотят официального оформления из-за их желания получать субсидию на жилищно-коммунальные услуги.
Эти схемы уклонения от уплаты зарплатных сборов невозможно преодолеть исключительно контролем или административными мерами, так как нагрузка на фонд оплаты труда чрезмерная, а трудовое законодательство — крайне обременительно.
Предложенное новой налоговой реформой решение — снижение нагрузки на фонд оплаты труда до 25% выглядит сбалансированным и оптимальным. Компенсаторами недопоступлений в бюджет должны стать сокращение неэффективных расходов бюджета и модификация налогов на землю и имущество.
Читайте также: Где возьмут деньги на экономический паспорт украинца
Вместе с тем, необходимо либерализовать и дерегулировать архаическое трудовое законодательство, привести его к современным реалиям, а также урегулировать вопросы со связью субсидий и заработных плат.
Налог на выведенный капитал
Для Украины решение об отказе от классического налогообложения прибыли и перехода к инновационной модели налога на распределенную прибыль (distributed profit tax) или, как его назвали в Украине, налог на выведенный капитал (НнВК), является достаточно сложным и неоднозначным. Предыдущие пробы его внедрения вызвали острые дискуссии.
Аналогичная ситуация наблюдается и в экономической науке, где присутствует давняя дискуссия по поводу целесообразности или нецелесообразности корпоративного налога, который оказывает негативное влияние на сбережения и инвестиции.
Теоретический консенсус смещается с вопроса о том, следует ли облагать налогом прибыль предприятий, к вопросу о том, в какой мере и в какое время должен применяться налог.
Анализ опыта применения НнВК в разных странах свидетельствует, что внедрение новой модели налогообложения оказывает положительное влияние на привлечение инвестиций. В ряде стран наблюдались рекордные показатели прямых иностранных инвестиций.
Можно говорить о подтвержденных фактами положительных эффектах в краткосрочной и среднесрочной перспективе, в то же время для оценки эффектов в долгосрочной перспективе необходимы дальнейшие наблюдения за странами, которые ввели НнВК.
Что касается влияния на рост ВВП, то из-за многих разных факторов невозможно выделить вклад НнИК.
Влияние модели НнВК для МСБ (предусмотренной Налоговой реформой 2022) на привлечение инвестиций и рост ВВП — крайне сложно спрогнозировать, ввиду ее отличия от моделей, которые уже применяются в Эстонии, Грузии, Латвии.
Читайте также: Каких изменений ждать бизнесу от «антиахметовского» закона
Однако начало перехода от дискреционного налога на прибыль к инновационной модели налогообложения распределенной прибыли в Украине является шагом в правильном направлении.
Специальный режим налогообложения самозанятых
Мелкий бизнес, в том числе в форме самозанятости, играет немаловажную роль в экономике любой страны по ряду причин.
В частности, это гибкие условия труда, позволяющие увеличить инклюзивность рынка труда, удобный старт для предпринимательства и многих радикальных инноваций, конкуренция производителей товаров и услуг на потребительском рынке создает благоприятные условия для покупателей, улучшает качество жизни и увеличивает покупательскую способность доходов населения
Украинская система упрощенного налогообложения (ССО) достаточно благоприятна, по сравнению с другими странами, и создает в целом неплохие возможности для тех самозанятых лиц, для которых такая деятельность является основной.
Но существует проблема негибкости сроков перехода на ССО и невозможность делать это эпизодически, при необходимости. Поэтому получать дополнительные к основной работе заработки на нерегулярной (например, сезонной) основе в легальном секторе для самозанятых лиц может быть обременительно и невыгодно, поэтому этот сектор остается в «тени».
Кроме того, определенная часть самозанятых лиц не готова регистрироваться официально из-за обременительности процесса открытия и закрытия ФЛП, дополнительной отчетности, возможных проверок
Для добровольной легализации микробизнеса нужно сделать соответствующим экономическим субъектам привлекательное предложение, которое могло бы одновременно приносить умеренные бюджетные поступления.
Предусмотренный налоговой реформой специальный режим налогообложения физических лиц, которые занимаются отдельными видами профессиональной деятельности (без необходимости специальной регистрации), позволяет легально работать десяткам тысяч физлиц, работающих нерегулярно.
Читайте также: Зарплата по требованию: когда этот сервис будет в Украине
Для услуг такси, ремонта, услуг по переводу, образовательной или преподавательской деятельности вне учебных заведений, вспомогательных услуг
Комментарии - 90
«Слишком высокая нагрузка на фонд оплаты труда (34% — эффективная ставка, 51% соотношения выплаченной з/п к уплаченным налогам). Украина по этому показателю является „антилидером“ среди стран, подобных по уровню экономического развития.» — это нужно менять.
Это не новый налог, это изменение существующего налога.
Вот это бляха неожиданность. У нас ушло всего-то 30 лет и десятки процентов недополученного экономического роста, чтобы до последнего гетьманцева дошла такая очевидная истина.
То есть налоги на недвижку, землю, автомобили и акцизы на порядок увеличат. Следовательно те накопления которые до этого вкладывались у нас в бетонометры, прийдётся вкладывать в бетомометры в Польше.
https://napolshu.com/kakie-nalogi-nado-zaplatit-pri-pokupke-kvartiry-v-polshe.html#:~:text=%D0%9F%D1%80%D0%B8%20%D0%BF%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BF%D0%BA%D0%B5%20%D0%BA%D0%B2%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D1%80%D1%8B%20%D0%BD%D0%B0%20%D0%B2%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%87%D0%BD%D0%BE%D0%BC,%D0%BB%D0%BE%D0%B6%D0%B8%D1%82%D1%81%D1%8F%20%D0%B8%D1%81%D0%BA%D0%BB%D1%8E%D1%87%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%20%D0%BD%D0%B0%20%D0%BF%D0%BB%D0%B5%D1%87%D0%B8%20%D0%BF%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BF%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8 °F.
При владении 0,85 злотого за метр в год.
Плюс если покупает иностранец, надо разрешение от МВД.
Доходи фізичних осіб це завжди витрати юридичних осіб, то замість того, шоб посилити контроль за доходами та витратами юридичних осіб, держава намагається посилити контроль за доходами фізичних осіб.
Так само, аби досягнути детенізації економіки треба намагатися виводити з тіні не доходи фізичних осіб, а доходи та витрати юридичних осіб, власники яких і стають олігархами.
Мало того, олігархам замість підвищення навантаження на тіньові доходи та витрати пропонують «цукерочку» у вигляді… зниження навантаження на фонд оплати праці
Що, у податковій не розуміють, що фонд оплати праці це всього СКЛАДОВА частина витрат,і що зменшуючи навантаження на оплату праці вони зменшують витрати та збільшують доходи юридичної особи, з чого й формується прибуток, а з ним і доходи олігархів?
І все це в межах оголошеної боротьби з цими самими олігархами!!!
А потім вони дивуються, чому ж прірва між бідними та багатими — РОСТЕ, а не зменшується, а народ зубожіє, а не збагачується.
К, примеру, у юрлица работает Вася и получает реально 10 тыс. При этом по бумагам 4 тыс и с этой суммы налоги идут, а 6 тыс в конверте.
Юрлицо в затраты может закинуть лишь те самые 4 тыс.
Я очень сильно упрощаю математику.
Расчет же в итоге, чтобы юрлицо отражало в своих расходах всю реальную з/п Васи — а это 10 тыс.
С этой точки зрения затраты увеличились и соответственно прибыль предприятия уменьшилась.
ИМХО.
Контроль физиков с точки зрения их доходов/расходов — единственно верный способ жесткого учета оплаты налогов.
США и ЕС тому пример. Я не говорю, что это идеальная схема, но это всяко лучше, чем пытаться глубже и детальнее анализировать деятельность юр. лиц.
Юр-лицо не просто может, а ОБЯЗАНО закинуть в затраты те самые реальные 10 тыс.
Интересно получается, доходы юриков, которые ОБЯЗАНЫ вести налоговую документацию государство НЕ хочет контролировать, а доходы физиков, которые НЕ обязаны вести налоговую документацию — ХОЧЕТ.
Вам не кажется это НЕлогичным?
Что легче «глубже и детальнее анализировать» — кто ведёт или НЕ ведёт налоговую документацию?
В США и ЕС именно так и делают, а мы — «идём своим путём».
Юр-лицо не просто может, а ОБЯЗАНО закинуть в затраты те самые реальные 10 тыс.
Что-то я запутался в Ваших рассуждениях.
Вы говорили о том, что мол:
що фонд оплати праці це всього СКЛАДОВА частина витрат,і що зменшуючи навантаження на оплату праці вони зменшують витрати та збільшують доходи юридичної особи, з чого й формується прибуток, а з ним і доходи олігархів?
Мое сообщение было посвящено этому:
фонд оплати праці це всього СКЛАДОВА частина витрат — ЭТО ВЕРНО
що зменшуючи навантаження на оплату праці вони зменшують витрати — ЭТО СПОРНО, если все останется, как есть и Васе так и будут платить официалку 4 тыс и 6 в конверте; но основная идея снижения налоговой нагрузки на ФОТ, чтобы начали выходить из тени и платили официально 10 тыс и налоги с этой суммы;
доходи юридичної особи, з чого й формується прибуток, а з ним і доходи олігархів — ЭТО ВЕРНО, но только если после уменьшения налоговой нагрузке все также и останется в тени.
В США и ЕС именно так и делают
У них там кошмарят физиков, а за юриками бегают меньше.
Яркий пример тому, я когда счет открываю в банке в Украине мне задают вопрос — не являюсь ли я гражданином США и т. д. Именно с той целью, чтобы знать все активы физика. Чтобы потом точнее налоги посчитать.
И каждая семья на западе в конце года сдает налоговую декларацию такую, что без консультанта и юриста не сдашь. И сравните с нашей реальностью.
Именно этим путем будет идти и Украина. О каком «своем пути» Вы толкуете — не понимаю. Мы же копируем запад на 100%.
Ну вот смотрите ,цитирую — уменьшение нагрузки на фонд оплаты труда до 25% совокупно (отмена ЕСВ с 1 января 2023 года
Разве отмена ЕСВ это не снижение затрат для работодателя?
Именно этим путем будет идти и Украина. О каком «своем пути» Вы толкуете — не понимаю.
Что тут непонятного — доходы юриков, которые ОБЯЗАНЫ вести налоговую документацию государство НЕ хочет контролировать, а доходы физиков, которые НЕ обязаны вести налоговую документацию — ХОЧЕТ.
Вам не кажется это НЕлогичным?
Что легче «глубже и детальнее анализировать» — кто ведёт или НЕ ведёт налоговую документацию?
Прочитайте внимательнее и ответьте на вопросы и всё.
Я в курсе как на западе всё делается — прожил там 13 лет,и декларации подавал.
«Свой» путь я потому и назвал ,что делаем — наоборот,это типа «круглое — носим,квадратное — катаем».
6 тис которые в конверте, тоже где-то нужно взять
Это если у Вас 100% доходы в белую. Если так, то на таких предприятиях обычно все в белую и с кэшом очень туго ибо нет его.
А львиная доля компаний просто имеет доход как по Ф1 так и по Ф2, поэтому конверт центры конкретно в этом вопросе — не самый лучший пример. Хотя их для оптимизации налогов используют активно.
ИМХО.
И вообще перелом начнется в тот момент, когда мы им в лицо будем говорить: мои налоги = твоя зарплата. И тогда сразу понятно кто кому служит.
Ну зачем Вы так буквально, а?
Я же говорю про переворот в сознании, а не про сказать в глаза.
Есть сейчас:
1. Налоги не плачу или не знаю, что плачу или сознательно уклоняюсь.
2. Пофигу кого выбирать во власть и не задаюсь вопросом зачем человек идет на з/п в 15 тыс грн. Если задаюсь, то получается — он сознательно понимает, что будет «левый доход», а такое не беспокоит только если сам человек живет в такой же парадигме.
3. Уверен что все должно быть бесплатно и комуналка только падать.
Реальность и вопрос ее принятия:
1. Налоги платят все, даже те кто думает, что их не платит.
2. Сильное государство там где с налогами все норм — они высокие и их платят (хотя случаи уклонения всегда есть, были и будут, но их меньше).
2. Государство живет за счет налогоплательщиков. Как следствие все кто платит налоги косвенно — это работодатель для всех гос. служащих. А если мы работодатели, то и отношение к ним должно быть соответствующее — Вы берете человека на понятный фронт работ с понятным окладом.
3. Бесплатно ничего не может быть — точнее сказать может, но за это все равно кто-то заплатит.
4. Комуналка не может ТОЛЬКО падать = зависит от ситуации на глобальных рынках + локальной + инфляция (грубо). В случае с Украиной это почти всегда означает РОСТ.
Пенсия у нас сейчас в любом случае не накопительная, а солидарная, потому что там было уплачено — значения особого не имеет так как пенсию будут платить из налогов и сборов детей и внуков. Она и сейчас уже во многом платится из общего бюджета поскольку того что насобирали в виде 22% — не хватает.
Это одно и то же. И там не 34, а 41.
а дефицит компенсируют другими налогами (например на землю).
Налог на землю есть и сейчас, я его плачу. Идёт он на совершенно другие цели, никак не пересекается с ЕСВ.
После модификации налог на землю может перестать быть местным и растворится в общем бюджете
Зарплата 100, а не 80,5. 80,5 это нетто которое работник получает на руки и это нигде и никогда не называется зарплатой.
Но это отдельная ошибка.
Поскольку ЕСВ и НДФЛ считается от зарплаты (оклада в твоем системе ценностей), то и именно эту число надо брать как основу для расчёта налогов. А не то которое отражает расходы работодателя на оплату труда работника. Потому 41,5, но никак не 34. А то ты там довычисляешься что у нас НДС на 20%, а 16,6%.
ООООК
Распространённый кейс в Украине. :D
Что мешает уже сейчас копить себе на пенсию самому, а не полагаться на те крохи которые будет платить государство?
Это наоборот правильный путь: сколько накопил всё твоё. Или кто-то думает что если оставить 22% то на пенсии можно будет шиковать?
Мои дед и баба всю советскую жизнь платити эти 22% или сколько там было в те времена. И не смотря на то что при Кучме, Ющенко и Януковиче мы, дети и внуки, всё ещё платил 22% — жили они не очень сытно и мои родители и дяди с тётями им помогали деньгами помимо тех 22%.
Да и советские пенсионеры не запомнились мне как довольные и обеспеченные люди.
И вы рассказывайте © Никто никакие налоги не отменял и не собирался. Более того напомню что был налог на яйца. Я его не платил только в силу возраста, все прочие платили.
К слову, к 1960 году уже отменили трудодни в колхозах? Паспорта крестьянам ещё не давали, это я и так знаю.
Ещё напомню что в 1961 году произошло одно интересное событие отраженное на многих советских копейках.
Попробуй открой и прочитай. Ты же не читал, не та ли? А я всегда читаю оригиналы и первоисточники.
Ты так пишешь будто государство гражданам нужно лишь для того чтобы пенсию получать.
Ну и напомню что вместе с ЕСВ налог составляет 41 процент, потому снижение его до 30 в любом случае не хуже чем сейчас. Ты точно хочешь продолжать платить 41% в расчёте на миску супа после 60?
Мы обсуждаем идею снижения налогов, а находятся люди которые ради призрачной пенсии в будущем готовы платить государству 41% сейчас и не хотят брать на себя ответственность за свою старость.
работодатель платит 22грн налога и 100грн зарплаты
в дальнейшем человек будет платить 30грн, т.е 30%
работодатель будет платить 100грн зарплаты
работодатель в выигрыше 22грн
а человик в «-»
кому выгодно?