Депутаты хотят перекроить упрощенку — увеличить налоговую нагрузку на высокодоходные виды деятельности и освободить самых мелких предпринимателей от необходимости использовать кассовые аппараты. Соответствующий законопроект уже зарегистрирован в парламенте. В случае его успешного прохождения через сессионный зал новые правила заработают уже с 1 января следующего года.
Новые правила работы упрощенцев: кого заставят платить больше
Авторство изменений к Налоговому кодексу, касающихся упрощенной системы налогообложения, принадлежит группе депутатов. Большинство — представители фракции «Слуга народа», что повышает шансы документа на успешное голосование в Верховной Раде.
Читайте также: Более 100 тыс. вакансий в год: каких IT-специалистов ищут в Украине и сколько платят
Из текста пояснительной записки следует, что к работе над законопроектом депутатов подтолкнуло желание не допустить расширения сфер обязательного применения РРО. Поскольку одно это не поможет перекрыть контрабанду и исключить возможность использования упрощенной системы в схемах уклонения от уплаты налогов. А именно эти задачи ставит перед собой грядущая повальная фискализация.
Читайте также: «Большая» война: 70% украинского бизнеса не готово к такому варианту
Однако освобождение определенных категорий упрощенцев от необходимости обязательного использования РРО — далеко не единственная новация законопроекта. Документ сильно перекраивает всю упрощенную систему, а потому коснется многих предпринимателей. Ведь сейчас в Украине работает почти 2 млн ФОПов, из которых примерно 1,5 млн — на едином налоге.
Как перекроят группы
Одна из главных идей документа — заставить платить больше тех упрощенцев, которые занимаются производством, высокодоходными видами деятельности, а также продают товары, которые чаще всего ввозятся в Украину по «серым» схемам, или как контрабанда.
Для этого законопроект ограничивает перечень видов деятельности, занимаясь которыми ФОП может работать на 1 и 2 группах упрощенной системы налогообложения. Из этого перечня предложено исключить такие виды деятельности:
- оптовая торговля и посредничество;
- частная медпрактика (включая и врачей, и клиники);
- оценка недвижимости;
- риелторские услуги;
- строительные и ремонтные работы;
- торговля меховыми изделиями;
- торговля секонд-хендом;
- торговля подакцизными товарами и лекарственными препаратами;
- услуги по предоставлению доступа в интернет (провайдеры);
- распространение лотерей;
- производство, поставки и торговля ювелирными изделиями;
- продажа техники стоимостью свыше которой 50% размера минимальной заработной платы (до 1 октября 2022 г — 3250 грн).
«То есть ФОПы, которые работают в этих сферах, будут вынуждены перейти на третью группу единого налога и использовать РРО», — поясняет адвокат Asa Group Валерий Ефремов. Но главное, что такие предприниматели и платить будут больше. Ставки налога для 1−2 групп — фиксированные, то есть сумма налога не зависит ни от дохода, ни от прибыли: сейчас максимум для 1 группы — 239,3 грн, для 2-й — 1200 грн. А вот перейдя на 3 группу, придется уплачивать 5% от дохода, не являясь плательщиком НДС, или 3% от дохода плюс НДС.
Такой шаг может стать болезненным для оптовиков, где вся наценка может составлять 5%. Розница накручивает 20−30%, поэтому у розничных торговцев есть запас прочности, чтобы пережить такое повышение налога без изменения ценников. Но вряд ли торговцы согласятся снизить свои доходы: скорее всего, дополнительные издержки будут переложены на конечных потребителей,
3 группа: каждому по РРО и новый офшор
В то же время законодательные новации открывают для единщиков на 3-ей группе более широкие возможности для действий. Во-первых, упрощенцев стимулируют расширять штат.
Для плательщиков единого налога на 3-ей группе со штатом наемных работников от 10 человек законопроект повышает порог дохода до 3000 зарплатных минималок. При нынешнем уровне этого показателя (6 тыс грн) это 19,5 млн грн в год, тогда как по нынешним правилам потолок дохода для этой категории упрощенцев зафиксирован на уровне 7 млн грн в год.
ФОПы, которые имеют 10 и более наемных работников, или после вступления в силу этого закона создадут не менее 5 рабочих мест, смогут платить единый налог в размере 2,5% (без регистрации плательщиком НДС) или 1,5% (с регистрацией плательщиком НДС)", — рассказывает Дмитрий Оносовский, старший юрист ЮКК «Де-Юре».
Но, пожалуй, самая интересная норма, касающаяся этой группы, — касается новых полномочий местных властей. Сейчас они вправе устанавливать ставки налога для упрощенцев, работающих на 1-й и 2-й группах. Аналогичное право местным властям планируется делегировать и в отношении единщиков 3-ей группы.
Ставка налога для них сможет варьироваться в таких пределах:
- от 1,5% до 3% в случае уплаты НДС;
- от 2,5% до 5% (если НДС включен в состав единого налога).
«Последствие действия этой нормы может стать образование локальных офшоров. Не исключено, что некоторые предприниматели будут менять места регистрации (налоговые адреса) на населенные пункты, в которых органами местного самоуправления будет установлена самая низкая ставка единого налога для плательщиков, находящихся на третьей группе», — считает Валерий Ефремов из Asa Group.
Увесистой ложкой дегтя для третьей группы станет повальная фискализация. Законопроект предлагает ввести обязательное использование РРО, в том числе программных, для:
- юридических лиц;
- плательщиков единого налога 3 группы.
А вот для упрощенцев на 2-й группе кассовые аппараты в случае вступления в силу нового закона не понадобятся.
Новые правила учета
Еще одна неприятная новация для всех единщиков — реинкарнация ненавистной книги учета доходов и расходов. Правда, второе пришествие будет вариативным. ФОПам снова вменят в обязанность вести ежедневный учет доходов и расходов по типовой форме. Правда, вести такой учет можно будет либо в бумажной, либо в электронной форме.
«Для частных предпринимателей, которые будут вести учет доходов и расходов через электронный кабинет, будет введен новый электронный сервис. Среди его функций — автоматическое заполнение информации о доходах, полученных с применением РРО, автоматическое заполнение и проверка в электронном кабинете налоговой декларации.
После ее подписания единщиком сервис сможет предоставить декларацию через электронный кабинет в контролирующий орган", — рассказала Марина Семенова, адвокат адвокатского бюро «ЮФ «Семенова и Партнеры».
Отдельные новации коснулись правил проведения проверок. Так, законопроект предлагает внести следующие изменения:
- При проведении фактических проверок контролеры не смогут требовать у ФОПов документы, относящиеся к происхождению товара.
- Контролеры смогут назначить повторную внеплановую проверку документов, если предприниматель снова будет уличен в нарушении порядка расчетов.
Что дальше
Сейчас началась самая интересная и интригующая часть работы над законопроектом. Документ передан для рассмотрения в профильные ассоциации. Именно на этом этапе лоббисты попытаются выбить для «своих» лучшие условия работы. Причем отстаивать могут диаметрально противоположные нормы.
Например, продавцы секонд-хенда точно постараются сохранить за собой возможность работать на 2-й группе, где не требуются РРО. Зато украинские швейники будут рады обязательным кассовым аппаратам для этой группы предпринимателей. Поскольку считают, что неконтролированный ввоз европейского тряпья мешает развиваться их бизнесу.
Не исключено, что в документе появятся новые нормы, которые вообще не связаны с темой законопроекта. Уже сейчас такая норма затесалась в текст. Например, законопроект предлагает ограничить комиссионное вознаграждение банка за предоставление услуг по приему платежных средств в оплату товаров и услуг. Сейчас ясно одно — до финального варианта документ могут сильно перекроить.
Но если депутаты действительно планируют запустить законодательные новации с нового года, с согласованием придется поторопиться.
Комментарии - 21
Поскольку контрабанду пока победить не могут/не хотят, то вполне логичным бы было увеличить беспошлинный лимит, со 100 евро, скажем до 1000 или еще больше, но контрабандистам это не выгодно, тогда у них покупать не будут. Замкнутый круг!
Я все прекрасно розумію, і в мене як раз математична освіта. Та й професія теж пов’язана. В моєї дружини був швейний бізнес, який вона закрила ще пару років тому. І закрила зовсім не через податки, хоча 5% від обороту — так, це відчувається, але не так вже й багато. Головна проблема була у тому що наш ринок відкрили для всіх бажаючих, і зайшли глобальні корпорації, які демпінгом почали викошувати наших виробників, а економічні негаразди почали викошувати платоспроможний попит. Нас звісно секонд-хенд не дуже турбував, оскільки не та публіка, але виробникам більш бюджетного одягу ви конкуренцію створюєте, маючи додаткову конкурентну перевагу з боку оподаткування.
читаю и плачу… И где эти корпорации, которые одевают меня дешевле броварской обувной фабрики? … И кто они? И где они были 10 лет назад?
«Мені було би дуже цікаво подивитись як всі торговці секонд хендом більше цим займатись не будуть» Вже не займається половина! тільки через РРО, а якщо ще 3 група буде, буде біда.
А тепер розрахунки: припустимо що оборот ФОП за рік 10млн (упустимо що ліміт навіть для 3групи 7,5млн). За рік мають чистого доходу 5%, тобто 500тис/12=41666 в міс — це зараз.
З 01.01.22 припустимо що витрати у ФОП ті які були не зростуть, а лише добавиться еквайринг і обслуговування РРО. Тобто 10млн/2(приблизно половина розраховується картами)*2%=100тис плата за еквайринг за рік. Плюс 400грн в міс за обслуговування терміналу, плюс якісь 2тис бухг аутсорт, це ще плюс 400*12+2000*12=майже 29тис. Не будемо рахувати комісію за зняття коштів з рахунку, там пару тисяч. Що маємо: 500тис доходу мінус додаткові витрати 130тис (заокруглимо)=370тис/12=30800 в місяць. Це покращення однозначно для ФОП. І це тільки 2 група з РРО, не третя.
Ну і 3 група: 10млн*5%=500тис і плюс 130тис які ми вже рахували, хоча там уже бухгалтер буде коштувати не 2тис в місяць, а мінімум 3−4тис. Тепер рахуємо 500тис доходу мінус 650тис (заокруглимо) витрат=-150тис доходу.
Ціни, на скільки їх підняти: допустимо 10млн це за 10тонн проданого товару, тобто 100грн/кг. Якщо кг буде коштувати 150грн то заг. дохід=15млн. Припустимо дохідність буде 10% (1,5млн) віднімаємо 5%(750т), 2%(300т)-150тис= 300тис/12=25т в міс
Тому підсумовуючи, держава нічого від цього не виграє абсолютно, закриються всі, крім 1−2 торгових мереж, в яких речі подорожчають в половину точно. Об'єми продаж впадуть і держава на виході отримає приблизно те що і отримувала, тільки при цьому роботу втратять пару тисяч людей, люди будуть платити вищу ціну за речі, а фопи поїдуть в Польшу чи іншу країну європи. Це буде небувале покращення!
https://minfin.com.ua/blogs/bonv/121870/
Новый закон опять предлагает затянуть пояса, когда выборы уже? Надоели уже!
малый бизнес не жилец