Минфин - Курсы валют Украины

Установить
15 декабря 2021, 14:00 Читати українською

Новые правила работы упрощенцев: кого заставят платить больше

Депутаты хотят перекроить упрощенку — увеличить налоговую нагрузку на высокодоходные виды деятельности и освободить самых мелких предпринимателей от необходимости использовать кассовые аппараты. Соответствующий законопроект уже зарегистрирован в парламенте. В случае его успешного прохождения через сессионный зал новые правила заработают уже с 1 января следующего года.

Авторство изменений к Налоговому кодексу, касающихся упрощенной системы налогообложения, принадлежит группе депутатов. Большинство — представители фракции «Слуга народа», что повышает шансы документа на успешное голосование в Верховной Раде.

Читайте также: Более 100 тыс. вакансий в год: каких IT-специалистов ищут в Украине и сколько платят

Из текста пояснительной записки следует, что к работе над законопроектом депутатов подтолкнуло желание не допустить расширения сфер обязательного применения РРО. Поскольку одно это не поможет перекрыть контрабанду и исключить возможность использования упрощенной системы в схемах уклонения от уплаты налогов. А именно эти задачи ставит перед собой грядущая повальная фискализация.

Читайте также: «Большая» война: 70% украинского бизнеса не готово к такому варианту

Однако освобождение определенных категорий упрощенцев от необходимости обязательного использования РРО — далеко не единственная новация законопроекта. Документ сильно перекраивает всю упрощенную систему, а потому коснется многих предпринимателей. Ведь сейчас в Украине работает почти 2 млн ФОПов, из которых примерно 1,5 млн — на едином налоге.

Как перекроят группы

Одна из главных идей документа — заставить платить больше тех упрощенцев, которые занимаются производством, высокодоходными видами деятельности, а также продают товары, которые чаще всего ввозятся в Украину по «серым» схемам, или как контрабанда.

Для этого законопроект ограничивает перечень видов деятельности, занимаясь которыми ФОП может работать на 1 и 2 группах упрощенной системы налогообложения. Из этого перечня предложено исключить такие виды деятельности:

  • оптовая торговля и посредничество;
  • частная медпрактика (включая и врачей, и клиники);
  • оценка недвижимости;
  • риелторские услуги;
  • строительные и ремонтные работы;
  • торговля меховыми изделиями;
  • торговля секонд-хендом;
  • торговля подакцизными товарами и лекарственными препаратами;
  • услуги по предоставлению доступа в интернет (провайдеры);
  • распространение лотерей;
  • производство, поставки и торговля ювелирными изделиями;
  • продажа техники стоимостью свыше которой 50% размера минимальной заработной платы (до 1 октября 2022 г — 3250 грн).

«То есть ФОПы, которые работают в этих сферах, будут вынуждены перейти на третью группу единого налога и использовать РРО», — поясняет адвокат Asa Group Валерий Ефремов. Но главное, что такие предприниматели и платить будут больше. Ставки налога для 1−2 групп — фиксированные, то есть сумма налога не зависит ни от дохода, ни от прибыли: сейчас максимум для 1 группы — 239,3 грн, для 2-й — 1200 грн. А вот перейдя на 3 группу, придется уплачивать 5% от дохода, не являясь плательщиком НДС, или 3% от дохода плюс НДС.

Такой шаг может стать болезненным для оптовиков, где вся наценка может составлять 5%. Розница накручивает 20−30%, поэтому у розничных торговцев есть запас прочности, чтобы пережить такое повышение налога без изменения ценников. Но вряд ли торговцы согласятся снизить свои доходы: скорее всего, дополнительные издержки будут переложены на конечных потребителей, т. е. на нас с вами.

3 группа: каждому по РРО и новый офшор

В то же время законодательные новации открывают для единщиков на 3-ей группе более широкие возможности для действий. Во-первых, упрощенцев стимулируют расширять штат.

Для плательщиков единого налога на 3-ей группе со штатом наемных работников от 10 человек законопроект повышает порог дохода до 3000 зарплатных минималок. При нынешнем уровне этого показателя (6 тыс грн) это 19,5 млн грн в год, тогда как по нынешним правилам потолок дохода для этой категории упрощенцев зафиксирован на уровне 7 млн грн в год.

ФОПы, которые имеют 10 и более наемных работников, или после вступления в силу этого закона создадут не менее 5 рабочих мест, смогут платить единый налог в размере 2,5% (без регистрации плательщиком НДС) или 1,5% (с регистрацией плательщиком НДС)", — рассказывает Дмитрий Оносовский, старший юрист ЮКК «Де-Юре».

Но, пожалуй, самая интересная норма, касающаяся этой группы, — касается новых полномочий местных властей. Сейчас они вправе устанавливать ставки налога для упрощенцев, работающих на 1-й и 2-й группах. Аналогичное право местным властям планируется делегировать и в отношении единщиков 3-ей группы.

Ставка налога для них сможет варьироваться в таких пределах:

  • от 1,5% до 3% в случае уплаты НДС;
  • от 2,5% до 5% (если НДС включен в состав единого налога).

«Последствие действия этой нормы может стать образование локальных офшоров. Не исключено, что некоторые предприниматели будут менять места регистрации (налоговые адреса) на населенные пункты, в которых органами местного самоуправления будет установлена самая низкая ставка единого налога для плательщиков, находящихся на третьей группе», — считает Валерий Ефремов из Asa Group.

Увесистой ложкой дегтя для третьей группы станет повальная фискализация. Законопроект предлагает ввести обязательное использование РРО, в том числе программных, для:

  • юридических лиц;
  • плательщиков единого налога 3 группы.

А вот для упрощенцев на 2-й группе кассовые аппараты в случае вступления в силу нового закона не понадобятся.

Новые правила учета

Еще одна неприятная новация для всех единщиков — реинкарнация ненавистной книги учета доходов и расходов. Правда, второе пришествие будет вариативным. ФОПам снова вменят в обязанность вести ежедневный учет доходов и расходов по типовой форме. Правда, вести такой учет можно будет либо в бумажной, либо в электронной форме.

«Для частных предпринимателей, которые будут вести учет доходов и расходов через электронный кабинет, будет введен новый электронный сервис. Среди его функций — автоматическое заполнение информации о доходах, полученных с применением РРО, автоматическое заполнение и проверка в электронном кабинете налоговой декларации.

После ее подписания единщиком сервис сможет предоставить декларацию через электронный кабинет в контролирующий орган", — рассказала Марина Семенова, адвокат адвокатского бюро «ЮФ «Семенова и Партнеры».

Отдельные новации коснулись правил проведения проверок. Так, законопроект предлагает внести следующие изменения:

  • При проведении фактических проверок контролеры не смогут требовать у ФОПов документы, относящиеся к происхождению товара.
  • Контролеры смогут назначить повторную внеплановую проверку документов, если предприниматель снова будет уличен в нарушении порядка расчетов.

Что дальше

Сейчас началась самая интересная и интригующая часть работы над законопроектом. Документ передан для рассмотрения в профильные ассоциации. Именно на этом этапе лоббисты попытаются выбить для «своих» лучшие условия работы. Причем отстаивать могут диаметрально противоположные нормы.

Например, продавцы секонд-хенда точно постараются сохранить за собой возможность работать на 2-й группе, где не требуются РРО. Зато украинские швейники будут рады обязательным кассовым аппаратам для этой группы предпринимателей. Поскольку считают, что неконтролированный ввоз европейского тряпья мешает развиваться их бизнесу.

Не исключено, что в документе появятся новые нормы, которые вообще не связаны с темой законопроекта. Уже сейчас такая норма затесалась в текст. Например, законопроект предлагает ограничить комиссионное вознаграждение банка за предоставление услуг по приему платежных средств в оплату товаров и услуг. Сейчас ясно одно — до финального варианта документ могут сильно перекроить.

Но если депутаты действительно планируют запустить законодательные новации с нового года, с согласованием придется поторопиться.

Комментарии - 21

+
+65
bonv
bonv
15 декабря 2021, 14:28
#
Ключова фраза: збільшити податкове навантаження. На більше нелохи з непрофанами і не здатні. Обдерти народ і збагатитись на них.
+
0
044blog
044blog
15 декабря 2021, 20:43
#
Спрощено жити не цікаво)) челленджи наше все)
+
0
zevs1
zevs1
15 декабря 2021, 15:11
#
Превратили Украину в страну секонд-хенда.
+
+6
demarin
demarin
15 декабря 2021, 16:03
#
Нічого не поробиш, якщо самі нормального нічого зробити не можемо то вихід тільки один — купувати із за кордону, що зараз і відбувається повально. А так як народ у нас не дуже багатий то і везуть все саме дешеве.
+
0
Марти Макфлай
Марти Макфлай
15 декабря 2021, 18:14
#
Предпочитаю заказывать заграницей, хороший товар, но налоговая пошлина этому не способствует и тебе нужно либо переплачивать, уплачивая превышение беспошлинного лимита, либо покупать этот товар у местных барыг, которые завозят его в страну контрабандным методом.
Поскольку контрабанду пока победить не могут/не хотят, то вполне логичным бы было увеличить беспошлинный лимит, со 100 евро, скажем до 1000 или еще больше, но контрабандистам это не выгодно, тогда у них покупать не будут. Замкнутый круг!
+
+11
Ruderalis9999
Ruderalis9999
15 декабря 2021, 22:31
#
В Европе полно секонд хендов и это нормальная практика. Что вас не устраивает? Покупайте брендовые вещи и не делайте выбор за других.
+
0
Kanarej
Kanarej
16 декабря 2021, 13:47
#
Вопрос не в секонд-хенде как таком, а в том что они используют вторую группу по сути для уклонения от уплаты налогов. И перевод их в 3-ю группу с кассовыми аппаратами обламывает всю халяву.
+
0
demarin
demarin
17 декабря 2021, 10:28
#
Тобто ви думаєте що якщо їх перевести на 3 групу то їх буде так же багато як і в європі? я трішки повязаний з даною сферою і можу вам сказати що всі торговці секонда заявляють що якщо їх переведуть на 3 групу то всі повально цим займатися більше не будуть. Можливо лишиться 1−2 великі мережі, в яких ціни зростуть в половину і все. Секонди мають від обороту 3−5 максимум 7% прибутку, який їм сенс платити 5% від обороту і працювати в кращому випадку в 0? Вже станом на сьогодні багато дрібних магазинів вже закрилося і ще більше закриється якщо цю фігню приймуть. Держава просто бачить їхній оборот і думає введем 5% і огого скільки податків отримаємо, а по факту всі закриються і оборот буде мінімальний. Хто від цього що виграє, питання риторичне.
+
0
Kanarej
Kanarej
17 декабря 2021, 17:09
#
Виграють виробники одягу. Це з одного боку. З іншого, як 5% податок може викликати подорожчання в півтора рази? Мені було би дуже цікаво подивитись як всі торговці секонд хендом більше цим займатись не будуть, через те що доведеться платити аж 5% податку. Я розумію що це від обороту, але найгірше що станеться, це те що всі дружно піднімуть ціну аж на 5%.
+
+15
demarin
demarin
17 декабря 2021, 20:16
#
Надіюсь у вас не математична освіта і ви просто не подумавши таке написали. Як буде вільний час пограйтеся з калькулятором і ви все самі зрозумієте. Тільки врахуйте що зараз ФОП платить 2700 ЄСВ та ЄП в місяць, а на 3 групі 5% обороту плюс зп бухгалтеру, який це все буде вести тис 8−10, плюс 2% еквайринг, комісія за поточний рахунок та зняття готівки з рахунку. Я думаю ви все зрозумієте.
+
0
Kanarej
Kanarej
18 декабря 2021, 6:08
#
Ну тобто хочете сказати, що зараз не потрібно платити за еквайринг і комісію за поточний рахунок та зняття готівки з рахунку? :) І 3-я група — це все ще спрощена система, вести її цілком можна і без бухгалтера якщо обороти не дуже великі. А якщо великі, то як варіант — аутсорс в бухгалтерській фірмі, і це буде мабуть не 8−10 тис. на місяць.

Я все прекрасно розумію, і в мене як раз математична освіта. Та й професія теж пов’язана. В моєї дружини був швейний бізнес, який вона закрила ще пару років тому. І закрила зовсім не через податки, хоча 5% від обороту — так, це відчувається, але не так вже й багато. Головна проблема була у тому що наш ринок відкрили для всіх бажаючих, і зайшли глобальні корпорації, які демпінгом почали викошувати наших виробників, а економічні негаразди почали викошувати платоспроможний попит. Нас звісно секонд-хенд не дуже турбував, оскільки не та публіка, але виробникам більш бюджетного одягу ви конкуренцію створюєте, маючи додаткову конкурентну перевагу з боку оподаткування.
+
0
yarg
yarg
18 декабря 2021, 9:48
#
«Головна проблема була у тому що наш ринок відкрили для всіх бажаючих, і зайшли глобальні корпорації, які демпінгом почали викошувати наших виробників»

читаю и плачу… И где эти корпорации, которые одевают меня дешевле броварской обувной фабрики? … И кто они? И где они были 10 лет назад?
+
0
demarin
demarin
20 декабря 2021, 17:05
#
В тому то й справа, що зараз на 2 групі цього всього немає, тому коли зрозуміли що потрібно ставити РРО, половина закрилася вже.
«Мені було би дуже цікаво подивитись як всі торговці секонд хендом більше цим займатись не будуть» Вже не займається половина! тільки через РРО, а якщо ще 3 група буде, буде біда.
А тепер розрахунки: припустимо що оборот ФОП за рік 10млн (упустимо що ліміт навіть для 3групи 7,5млн). За рік мають чистого доходу 5%, тобто 500тис/12=41666 в міс — це зараз.
З 01.01.22 припустимо що витрати у ФОП ті які були не зростуть, а лише добавиться еквайринг і обслуговування РРО. Тобто 10млн/2(приблизно половина розраховується картами)*2%=100тис плата за еквайринг за рік. Плюс 400грн в міс за обслуговування терміналу, плюс якісь 2тис бухг аутсорт, це ще плюс 400*12+2000*12=майже 29тис. Не будемо рахувати комісію за зняття коштів з рахунку, там пару тисяч. Що маємо: 500тис доходу мінус додаткові витрати 130тис (заокруглимо)=370тис/12=30800 в місяць. Це покращення однозначно для ФОП. І це тільки 2 група з РРО, не третя.
Ну і 3 група: 10млн*5%=500тис і плюс 130тис які ми вже рахували, хоча там уже бухгалтер буде коштувати не 2тис в місяць, а мінімум 3−4тис. Тепер рахуємо 500тис доходу мінус 650тис (заокруглимо) витрат=-150тис доходу.
Ціни, на скільки їх підняти: допустимо 10млн це за 10тонн проданого товару, тобто 100грн/кг. Якщо кг буде коштувати 150грн то заг. дохід=15млн. Припустимо дохідність буде 10% (1,5млн) віднімаємо 5%(750т), 2%(300т)-150тис= 300тис/12=25т в міс
+
0
demarin
demarin
20 декабря 2021, 17:12
#
Тобто, людина в якої буде куча головняка, оборот в 15млн (хоча як він може бути на 3 групі з таким лімітом), вже не беремо до уваги комунальні космічні і штрафи за порушення касової дисципліни, буде мати в місяць в кращому випадку 25тис гривень, і то при умові що в нього буде дохідність 10%, це при тому що він ціни підніме на 50%!!! відсотків, не на 5%, не на 10%, а на 50%. Наврядчи в нього після такого підняття цін об'єм продаж буде на такому самому рівні.
Тому підсумовуючи, держава нічого від цього не виграє абсолютно, закриються всі, крім 1−2 торгових мереж, в яких речі подорожчають в половину точно. Об'єми продаж впадуть і держава на виході отримає приблизно те що і отримувала, тільки при цьому роботу втратять пару тисяч людей, люди будуть платити вищу ціну за речі, а фопи поїдуть в Польшу чи іншу країну європи. Це буде небувале покращення!
+
+15
bonv
bonv
15 декабря 2021, 15:42
#
Фінансова криза. Політика як бізнес:)
https://minfin.com.ua/blogs/bonv/121870/
+
+6
bobmarle
bobmarle
15 декабря 2021, 16:04
#
«А вот для упрощенцев на 2-й группе кассовые аппараты в случае вступления в силу нового закона не понадобятся.» — это не так, все кто электроникой торговали уже обязаны были иметь.
Новый закон опять предлагает затянуть пояса, когда выборы уже? Надоели уже!
+
+13
yarg
yarg
15 декабря 2021, 16:33
#
Хужє нє будеть. дагаваримся па середине.
+
0
Марти Макфлай
Марти Макфлай
15 декабря 2021, 18:10
#
А за кого голосовать? Кто те добродетели, которые готовы ради людей стараться?
+
+15
efess
efess
15 декабря 2021, 18:55
#
Как кто? Они все как сидели в телевизоре, так и сидят;)))
+
+26
slaff1976
slaff1976
16 декабря 2021, 0:02
#
Не локдаун, так рро…
малый бизнес не жилец
+
+26
blago
blago
16 декабря 2021, 11:04
#
Вся реформа заключается в том, чтобы украинцы стали платить больше ! Оригиналы)
Чтобы оставить комментарий, нужно войти или зарегистрироваться