Сергей Погребной, совладелец SK Security, партнер юридической фирмы Sayenko Kharenko, рассказал НВ, как реагирует украинский бизнес на риски полномасштабной войны и есть ли на это силы и средства. «Минфин» выбрал главное.
«Большая» война: 70% украинского бизнеса не готово к такому варианту
Война — реальна ли угроза
О вероятности полномасштабной войны на всей территории Украины говорят уже все: от иностранных СМИ и политических деятелей до украинских медиа, политиков, официальных лиц, бизнесменов и простых граждан на каждой украинской кухне.
Вопрос о том, будет ли «большая» война и что делать, если будет, обсуждается не только на собраниях в бизнес-коллективах, но и в семьях. В том числе и в моей. По-другому, наверное, и быть не может. Для большинства это вопрос жизни и смерти в прямом смысле слова. И уровень обсуждения этого вопроса заставляет нервничать большую часть нашего общества.
Конечно, за восемь лет гибридной войны, которая для Украины не сильно отличается от настоящей, наше общество и бизнес так или иначе привыкли к мысли о том, что однажды война может прийти и на всю территорию Украины. Но уровень информационной эскалации сейчас явно зашкаливает, вызывая различные процессы как в обществе, так и в бизнесе.
То, с чем уже столкнулись и мы, и наши клиенты — это отложенные визиты и встречи, отложенные инвестиции, отложенные мероприятия международного уровня. Пресс-конференция президента Зеленского, к сожалению, ясности в этот вопрос не внесла. Я так и не смог, например, для себя сделать вывод о том, насколько реальна угроза полномасштабной войны для Украины в ближайшее время.
Читайте также: Два года программы «5−7−9%»: почему кредиты не стали доступнее
Как реагирует на это бизнес
О готовности бизнеса к войне, несмотря на многолетние боевые действия, статистических данных практически нет, поэтому мы, в рамках опроса «Оценка безопасности ведения бизнеса в Украине», задавали несколько вопросов об этом. Например: «Оценка готовности к ведению войны» и «Как бизнес готовится к возможным военным действиям на территории Украины». Конечно, подразумевая полномасштабную войну.
И что выяснилось? Готовится к войне всего 30% респондентов, а 70% бизнеса — нет. Конечно, такой ответ может быть вызван разными причинами. Например, за восемь лет военных действий большая часть бизнеса уже подготовилась. Или бизнес настолько уже привык к ситуации, что при появлении информации о вероятной полномасштабной войне, он просто не реагирует, считая такую войну менее вероятной, по сравнению с теми военными действиями, которые уже идут на нашей территории.
Например, весной, когда мы наблюдали такую же эскалацию возле наших границ, запросы к нам на вероятную эвакуацию топ-менеджмента и подготовку бизнеса к войне исчислялись десятками, сейчас же бизнес практически не отреагировал. Буквально несколько запросов показали отсутствие реального волнения.
Также видно, что украинский бизнес готовится к войне на 13% меньше, чем иностранный, что не удивительно. И надо отдать должное крупным компаниям, они готовятся к войне на 17−19% больше, чем средний и малый бизнес. Но и это объяснимо, так как крупные компании часто имеют физические активы или большие коллективы, которые необходимо защищать.
Инфографика: Sayenko Kharenko
Читайте также: Как кризис в Китае влияет на украинский бизнес
Бизнес должен быть готов к войне
Буквально на этой неделе в Киеве собрались на закрытой встрече более 50 экспертов в сфере частной безопасности и разведки, которые представляли два международных сообщества и одно украинское. Также ко встрече присоединились руководители бизнес-сообществ и руководители служб безопасности крупнейших предприятий страны.
Темой встречи был только один вопрос: «Зимнее военное вторжение в Украину — реально или нет?» За более чем два часа, участниками встречи были подробно разобраны:
- информационно-психологическая кампания, которая сейчас идёт;
- на основании OSINT было проведено сравнение соотношения военных компонентов стран участников потенциальной зимней компании: военно-тыловых, военно-медицинских, возможностей резервистов, военно-морских и иных;
- предварительные признаки реальной военной кампании;
- опыт начала современных военных кампаний в других странах;
- были выработаны рекомендации по мониторингу начала возможной широкомасштабной войны на территории Украины.
Вывод, к которому пришли участники собрания, говорит о том, что сил и средств для ведения полномасштабной войны этой зимой на сегодня пока нет. Но это не значит, что нашей стране и бизнесу не надо готовиться к возможной «большой» войне завтра, со всеми возможными усилиями.
Инфографика: Sayenko Kharenko
В инфографике, которая есть в этом обзоре, можно также проанализировать и остальные данные по подготовке бизнеса в Украине к войне, надеюсь, что они помогут принять правильные решения в это непростое время.
Комментарии - 32
правда ракеты от этих бомбардировщиков россия забрала еще в 1992 году, так что они были немножко без вооружений, но то фигня.
согласен. ющенко во всем виноват.
при том что россия начала захват крыма 23 февраля, турчинова назначили и.о. президента в марте, порошенка избрали в июне…
верю. продали.
п.с. как это — яныка не любят ??? да они же всю заваруху начали чтобы его вернуть. Или уже нет? версия опять меняется?
Ще одне мі нє рабі — рабі нє мі вилізло! Расія ввєді вайська…
Постанова є остаточною та оскарженню не підлягає.
Как он мог внести ясность, если это не от него зависит? Он лишь думает об обороне.
ага, прям по «классике» шуточек его уровня: «Золотой ты человек, Юрий Венедиктович! Не бережешь себя, всё о народе думаешь»
туда сбрасывают все старье из армии — до пушек включительно.
https://armyinform.com.ua/2021/10/03/u-kozhnij-brygadi-teroborony-vzhe-ye-neobhidna-kilkist-minometnyh-pidrozdiliv-anatolij-bargylevych/
На пресс-конференции многие «журналисты» об этом забыли.
и в принципе правильно и делают если государству пофиг так зачем должны граждане об этом переживать