Минфин - Курсы валют Украины

Установить
30 сентября 2021, 12:30 Читати українською

Налоговики нашли способ заставить граждан декларировать доходы

Налоговая создала прецедент, когда неподтвержденные доходы гражданина были приравнены к средствам, полученным преступным путем, и арестовала 26 млн грн. Что это значит и какие последствия может иметь для других, в колонке для ЭП рассказал управляющий партнер АО «Радзиевский и партнеры» Юрий Радзиевский. «Минфин» выбрал главное.

Налоговая создала прецедент, когда приравняла неподтвержденные доходы гражданина полученным преступным путем, и арестовала 26 млн грн.
фото: slovoidilo.ua

Все неподтвержденные доходы — преступные?

На днях ГНС опубликовала новость о разоблачении в Харьковской области гражданина, который «легализовал доходы незаконного происхождения».

Из текста следует, что гражданин «сделал расходы без наличия доходов с подтвержденным источником происхождения»: приобрел ряд автомобилей и земельных участков на общую сумму более 20 млн грн.

«При этом расходы в несколько раз превышали официальные доходы указанного лица. Операции имеют признаки легализации доходов, полученных преступным путем», — указано в информационном сообщении.

В единый реестр досудебных расследований внесены сведения о совершении уголовного преступления по признакам преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 209 Уголовного кодекса: легализация (отмывание) имущества, полученного преступным путем, совершенная в особо крупных размерах.

Гражданину грозит лишение свободы на пять-восемь лет с конфискацией имущества.

Следователи также инициировали арест средств гражданина — более 26 млн грн. Очевидно, в дополнение к тем, которые он потратил на покупку земли и машин.

Читайте также: Налоговая амнистия: кого фискалы ждут с декларациями

Что не так с этой историей

Первое — это статья «за легализацию». Если упрощать предписания ст. 209, то факту легализации (в данном случае покупки имущества) должно предшествовать установление его преступного происхождения. Это не неуплата налогов, а, например, мошеннические действия, кража, махинации на фондовой бирже.

В тексте сообщения ГНС о таком преступлении не указано, хотя правоохранительные органы обычно описывают преступные деяния. Можно сделать вывод: в этом случае преступлением считается отсутствие документов о происхождении доходов.

В украинском законодательстве норма, обязывающая доказывать законность своих доходов, существует только для чиновников. Она известна как норма о незаконном обогащении. Согласно ей, преступлением является приобретение активов, которые на определенную сумму превышают официальные доходы. Это антикоррупционная норма, призванная сделать прозрачными доходы и расходы госслужащих, которые живут на наши налоги.

Нормы, которая бы обязывала гражданина объяснять происхождение своих доходов, не существует. Возможно, ее только планируют ввести. Ранее говорили, что «чиновничью» норму скопируют для обычных граждан, положив на последних бремя доказывания невиновности.

Консенсуса по этому поводу нету. Так же нет официальных косвенных методов контроля (налоговая не сможет сравнить с официальными доходами все ваши расходы). В налоговой службы нет прямого доступа к банковской тайне.

Сейчас выявить «лишние» доходы можно только в момент, когда человек совершает крупную сделку в банке. То есть когда банк в процессе финансового мониторинга просит подтвердить происхождение денег, а гражданин не может это сделать.

Также, при попытке провести крупный платеж без соответствующих документов, банк может заблокировать средства на счету. В этих случаях банки обязаны сообщать о попытках таких операций Госфинмониторинг, а это ведомство — информировать правоохранителей. Обязанность последних — доказать незаконность происхождения средств. Сам человек доказывать ничего не обязан.

Читайте также: Налоговая амнистия: сколько заработает бюджет на тех, кто не платил налоги

Новый механизм принуждения

Все это неудобно, но не настолько, как уголовное производство, которое может закончиться восемью годами заключения. Появление такого прецедента гласит, что налоговые органы отрабатывают новый механизм принуждения граждан к участию в налоговой амнистии, которая пока дает скромные результаты.

Сигнал подан четкий: не можете объяснить происхождение активов — рискуете оказаться за решеткой. Или декларируйте, платите 5% и о происхождении никто не спросит. На самом деле это злоупотребление полномочиями и подмена понятий.

Обжаловать такие действия налоговиков будет непросто: следственные судьи обычно не берут на себя ответственность и не вмешиваются в ход досудебного следствия.

Дело может оставаться «фактовым», то есть без формального подозреваемого, но следственные действия (обыски, допросы) и арест имущества могут длиться месяцами. В это время следователям можно «работать» с фигурантом, торгуясь об условиях закрытия уголовного производства или невручения ему подозрения.

Привлечение внимания к этому прецеденту должно стать точкой отсчета не только для дискуссии о методах агитации за налоговую амнистию, но и вообще о практике манипуляций и давления налоговых органов на граждан с игнорированием предписаний уголовного и процессуального законодательства, имеющего признаки произвола.

Читайте также: Налоговая амнистия: сдаваться или нет

Автор:

Комментарии - 53

+
+262
Три літри
Три літри
30 сентября 2021, 12:57
#
Хоть что-то полезное на Минфине — толковый разбор ситуации.
+
+52
Ferox
Ferox
30 сентября 2021, 13:59
#
Не понял логики… У человека арестовали 25 млн, когда он декларировал ради амнистии или нет? Если ДА, то как можно таким образом принудить граждан к участию в декларировании? Так можно только принудить вывести все деньги из банков и спрятать их подальше.
+
+43
Три літри
Три літри
30 сентября 2021, 14:14
#
У человека арестовали 25 млн, когда он декларировал ради амнистии или нет?

Нет.

Никто никогда и нигде не писал ничего про то что он декларировал что-либо для налоговой амнистии.

Как раз то что он не задекларировал — позволило открыть против него уголовное дело. Если бы подал в первые дни декларацию то налоговая бы осталась с носом. Впрочем ей и сейчас, как написал Юрий, ещё надо доказать что это именно «легализация». Максимум что налоговая может вменить «герою» это уклонение от уплаты налогов. Но и тут не так просто и легко — иначе бы это было уже массово.
+
+121
Vasililiy
Vasililiy
30 сентября 2021, 14:29
#
Нет. Он купил машину и землю на 25 лямов хотя официальных доходов не имел. Промокомпания декларирования начата.
+
+15
Maleficarum
Maleficarum
30 сентября 2021, 14:47
#
«Нет. Он купил машину и землю на 25 лямов хотя официальных доходов не имел. Промокомпания декларирования начата.» А я понял из статьи-иначе. 26 лямов стопорнули в банке, а земля и авто то иные «сферы» Хотя и эти «активы» арестовали Иными словами он попал не токмо на 26 лямов а на 26 лямов плюс авто- земля и что там ещё Дома?
+
+15
Три літри
Три літри
30 сентября 2021, 15:19
#
При чём тут банк?

Цитата: «громадянин придбав низку автомобілів та земельних ділянок на загальну суму понад 20 млн грн. При цьому здійснені витрати у декілька разів перевищували офіційні доходи вказаної особи.»
https://tax.gov.ua/media-tsentr/novini/505459.html
+
+45
Maleficarum
Maleficarum
30 сентября 2021, 15:24
#
«Следователи также инициировали арест средств гражданина — более 26 млн грн. Очевидно, в дополнение к тем, которые он потратил на покупку земли и машин.» Вот притом. « В дополнение к тем которые он потратил на покупку земли и машин» В дополнении это как бы сверх того что уже было арестовано. Объясняю для непонимающих.
+
0
Три літри
Три літри
30 сентября 2021, 17:22
#
Следователи, не банк.

Арестовать могли и счета в банках и даже наличку если в рамках уголовного дела проводили у него дома обыск.
+
+15
Chu123
Chu123
2 октября 2021, 8:54
#
Он имел доходы в разы меньшие чем 25 лямов. Но и это неплохо. Похоже какого то дельца средней руки прижали. Похоже финмон работает ещё жесче сейчас.
+
+72
antgmbox
antgmbox
30 сентября 2021, 14:25
#
Нет, ну реально интересно, как можно заработать 26000000 гривен, не работая в наблюдательных советах. Это ж как хорошо в школе, наверное, надо было учиться, чтобы потом день и ночь вагоны разгружать — и заработать на стартовый капитал.
+
+84
penetrator1963
penetrator1963
30 сентября 2021, 19:16
#
Та элементарно. вот Ferox — криптомагнат. захочет обналичить свои 2,5 биткоина и купить яхту, как у Абрамовича. тут его налоговая и хлопнет.
+
+60
R S
R S
30 сентября 2021, 21:17
#
А еще Зелёные младо-депутаты задекларировали за 2020 год разных криптовалют на 1,5 млрд. грн.
Не работая в наблюдательных советах…

А вы удивляетесь каким-та 26-ти лямам гривни???
+
0
Chu123
Chu123
2 октября 2021, 8:57
#
Обычно. Способ его заработка понятен по его делам. Он обычный барыга перекуп. Купил дёшево продал в два три раза дороже. Плюс наварил ещё на куче сторонних услуг. Просто у этого и масштаб больше и наглости хватало проводить такие суму через банк или как ещё без налога
+
0
Paul Balashov
Paul Balashov
2 октября 2021, 12:23
#
Люмпенский подход к вопросу
+
+114
bonv
bonv
30 сентября 2021, 18:31
#
В українському законодавстві норма, яка зобов’язує доводити законність своїх доходів, існує лише для чиновників. Все крапка. А решта маніпуляції свідомістю несвідомих:))
+
+146
ramgarrot
ramgarrot
1 октября 2021, 11:45
#
Все умные пока не столкнуться с нашей гос машиной, вот когда заблочат счета, проведут обыски и посадят в сизо тогда все понимают что реальность далека от буквы закона :(у нас же законы выборочно применяются
+
+103
bonv
bonv
30 сентября 2021, 18:33
#
Декларування доходів добровільна, а не примусова процедура. Не ведись народ від влади на розвод:) Сплять і бачать як би ще глибше залізти до народу в кишені.
+
+30
BEZE
BEZE
30 сентября 2021, 18:57
#
Все має бути прозоро в кишенях народу;)))
+
+22
R S
R S
30 сентября 2021, 21:20
#
Т. е., в карманах народа должны зиять дыры?))
+
+15
BEZE
BEZE
2 октября 2021, 12:27
#
Таким народом легше управляти;)
+
+44
bonv
bonv
30 сентября 2021, 21:34
#
Народ вчиться від можновладців які декларують тільки те що вважають за потрібне:))
+
+15
BEZE
BEZE
2 октября 2021, 12:29
#
Обговорювати любить але свої гроші просто так владі не віддасть;)))
+
0
SerGor
SerGor
2 октября 2021, 23:34
#
Сначало все должно быть прозрачно в карманах чиновников, их близких родственников (1, 2 линии), бюджетах городов и страны с народными наблюдателями. Завысили цену, перевели в обнал, сделали плохо работу по госзаказу — в тюрьму на 0,5−1 год с конфискацией всего незаконно приобретенного на сумму убытков. Тогда и народ будет отвечать своими кровно заработанными, тогда и жизнь людей наладиться в стране. Удачи нам!
+
+29
bonv
bonv
3 октября 2021, 9:26
#
Такого напевне ніколи не буде. Народ завжди крайній і за все відповідає а влада наживається.
+
0
anton1969
anton1969
4 октября 2021, 8:58
#
Не прозоро, а пусто. Только каста неприкасаемых (депутаты, судьи, прокуроры — нужное подчеркнуть) имеет право лямами ворочать, покупать-продавать живя в украине как в офшоре и ничего не отдавая державе.
Всем остальным ноги на ширину плеч, мордой в стену и стоять с вывернутыми карманами.
+
+97
Igor310776
Igor310776
1 октября 2021, 4:32
#
Наши времена скоро сказкой будут считаться. Презумпция невиновности полностью уходит из нашей жизни, теперь можно любого в петлю загнать только на основании, а нам так хочется. Вообще, что можно считать чистым доходом? Например, купил 20 лет назад 1 кг золота, сегодня его продал, это прибыль? Ведь как тогда, как сегодня на эти деньги при продаже теперь опять не купишь 1 кг золота, но бумажек вроде у тебя ого-го сколько стало
+
+55
Три літри
Три літри
1 октября 2021, 8:08
#
У физлиц не бывает прибыли. По налогам никогда и не было презумпции невиновности.

То что налоговая не использует массово подход контроля доходов и расходов — совершенно не означает что она не могла это делать год, десять или двадцать назад. Не хотела этим заниматься так как были более простые способы работы и более «прибыльные» юрлица — да. Или не хватало обученного персонала — да.

Ситуация можно сравнить в нарушением правил парковки. Десятилетиями народ массово кидал корыта где попало — милиция жаловалась что не может ждать у автомобиля часами пока придёт водитель, а потому не выписывает штраф. Четыре года назад приняли закон позволивший выписывать штраф заочно — и всё равно теперь уже полиция не выписывает штрафы и не эвакуирует автомобили У налоговой ситуация аналогичная: она имеет право доначислить налоги, но это много работы которую она делать не хочет. Сейчас не хочет. А когда это будет автоматизровано то ситуация может измениться.
+
+21
Три літри
Три літри
1 октября 2021, 8:19
#
В догонку по аналогии с ПДД и полицией — у нарушителей ПДД тоже отсутствует презумпция невиновности — сотрудник полиции выписывает штраф без судов, адвокатов и состязательного процесса между обвинением и защитой, он в одном лице и суд и обвинение.
+
+25
ramgarrot
ramgarrot
1 октября 2021, 11:49
#
Отчасти так, коп выносит постанову, которую можно в суде уже оспорить если не согласен. Другое дело что его нельзя притянуть к ответственности, если постанова вынесена с нарушениями, но можно писать заявления и создать немного геморроя)))
+
+11
Три літри
Три літри
1 октября 2021, 12:02
#
С налоговой так же.

Налоговая выписывает штраф и доначисляет налог примерно так же как полицейский выписывает штраф за (к примеу) поворот не с того ряда. Но это всё можно оспорить в суде и вот уже в том суде налоговая должа будет доказывать обоснованность штрафа и доначисления. Точно так же как если оспорить штраф то полиции приходится доказывать его правомерность и за отсутствием доказательств суд часто отменяет штрафы даже если водитель реально нарушил правила, но полиция не успела зафиксировать это так чтобы предъявить суду.
+
+29
san4os
san4os
1 октября 2021, 8:51
#
Повністю підтримую.
По закону, податки повинні платити всі. І я думаю що з часом у нас буде як в США. Податки будуть платити усі. Питання тільки в тому як ми до цього дійдем. Будем платити свідомо, чи нас буде податкова кошмарити.

Взяти, наприклад, ОЛХ. Торгують всі: школярі, студенти, домогосподарки. Продають з ОЛХ доставкою. Гроші зараховує платіжна система UAPAY на картку банку. А через років три, податкова порахує їх витручку від реалізації за три роки, і донарахує 18% прибуткового податку…
+
+30
Agosto
Agosto
1 октября 2021, 11:29
#
буде як в США. Податки будуть платити усі

Только вот silicon six (самые крупные IT компании США) «оптимизировали» налогов на 96 миллиардов. А дурачок Джо получит от IRS по полной программе и заплатит за всех. Никто добровольно не заплатит налоги, если их можно не платить, и дело не в сознательности. Более того, чем больше бизнес, тем больше возможностей не платить.
+
0
BobKickass
BobKickass
1 октября 2021, 17:00
#
А дурачок Джо получит от IRS по полной программе и заплатит за всех.

Надіюсь не той Джо, що в білому домі живе? :)
+
0
san4os
san4os
12 октября 2021, 7:48
#
Правільно. Річ не в сознательності, а в знанні…
ФОПи платять податків меньше ніж фізособи.
Юрособи — там по оподаткуванню взагалі окрема тема.
+
+15
Chu123
Chu123
2 октября 2021, 9:07
#
Вы такой свидомый прям бабочка. Но все же вопрос. Почему посадили именно этого чувака? Почему это не один из депутатов который надекларировали лярды только крипты. А сколько у них имущества. И все это появилось у них за несколько лет. Как так? Это по вашему по примеру США? И во вторых в США крупный бизнес всегда платит меньше. Потому что у них есть всякие финансисты которые находят возможность обойти налоги. И на это не стоит ровняться в стране где ахметово коломоцские и так не платят. Ахмет платит 5% от своего бизнеса потому что все регистрирует как доход от ценых бумаг. Они и так обманывают нас. А вы предлагаете чтобы весь груз лег на плечи граждан Украины? И не с налогом как в США 10% а все 20
+
+15
Три літри
Три літри
2 октября 2021, 14:23
#
Почему посадили именно этого чувака?

Ответ очевиден — потому что по нему была информация.

Почему это не один из депутатов который надекларировали лярды только крипты.

Ответ очевиден — потому что по ним нет информации. А то что они задекларировали — совпадает с суммами их доходов в течение года.
+
0
san4os
san4os
12 октября 2021, 8:02
#
«А вы предлагаете чтобы весь груз лег на плечи граждан Украины?» — Ви так сказали, ніби зараз весь груз лежить на комусь іншому. Може на ФОПах і ТзОВах?

«Ахмет платит 5% от своего бизнеса потому что все регистрирует как доход от ценых бумаг. Они и так обманывают нас. «

Слово «обманюють» — не зовсім точно підібрано. Вони грають по правилах, які вони самі і встановлюють. А правила такі: громадянин фізособа платить 18% від прибутку, яким вважається ВСЯ виручка від реалізації. А потім, платить ще 20% ПДВ, яке включене в вартість продукції яку він купує, і яке повністю лагає на кінцевого споживача.
+
+27
Chu123
Chu123
2 октября 2021, 9:01
#
Ну не удивительно. Все же радовались когда зеля первый раз антиконституционным путями остановил конституционный суд. Потом санкции начали накладывать на граждан украины в нарушение конституции. Все тоже поддержали. Да и сейчас многие поддержат скажут молодцы. Рабское мышление не выбить из человека (а жаль
+
+15
SerGor
SerGor
2 октября 2021, 23:37
#
Совершенно верно. 1997 г, 1 к.кв. в 450тыс. населенном городе стоила 1.700$, сейчас она стоит 17.000$, а доллар тот же. В 2007г 1гр чистого золота стоил ~10,5$, сейчас ~56$.
+
+50
ramgarrot
ramgarrot
1 октября 2021, 11:52
#
Если бы налоговая захотела, и имела возможности, на изи прижать народ. Но с другой стороны, когда прижали кого-то с 26ю лямами пересичный может даже ликовать, а если начнут дрючить за переводы на карту в пару штук гривен то народ может просто бунтануть и вынесет их на вилах.

Власть обдирает народ, народ крутится и мутится как может, все всё знают и смотрят в сторону, так и живем.

У системы не хватит ни сил ни ресурсов дотянуться до всех, а у всех хватит и сил и ресурсов дать звиздюлей «системе», опыт уже есть :)
+
+11
Igor310776
Igor310776
1 октября 2021, 18:56
#
Какой опыт? Один олигархат поменять на другой? Не спешите тапочки олигархов с выносом их на вилах
+
0
san4os
san4os
12 октября 2021, 8:17
#
«а если начнут дрючить за переводы на карту в пару штук гривен то народ может просто бунтануть «

начнуть. І народ не бунтане. Мільйони людей отримують мінімальну пенсію, і при цьому чесні перед державою в плані податків. Мільйони людей підприємці. І при цьому теж платять податки. Якщо начнуть кошмарити тих хто «крутиться і мутиться» — то всім пересічним це на користь.
+
0
Paul Balashov
Paul Balashov
2 октября 2021, 12:26
#
Лидера партии 5.10 в сизо упекли за продажу квартиры 3 года назад и налоговикам пофиг что 3 года прошло, что были соблюдены все законы и нормы, следователь решил что человек этот хитрый и полюбому виноват
+
+15
Три літри
Три літри
2 октября 2021, 14:27
#
Лидера партии 5.10 в сизо упекли за продажу квартиры

Его посадили в СИЗО из-за отказа внести залог. Продажа квартиры тут не при чём.
+
0
anton1969
anton1969
4 октября 2021, 9:02
#
Первично все-таки квартира была причиной наезда. залог и другое — это потом, после беззакония.
+
0
Три літри
Три літри
4 октября 2021, 17:05
#
Я не могу судить насколько та продажа была нормальной, вообще не слежу за этим делом. Но посадили Балашова всё же не за квартиру.
+
0
ippolit kavarzin
ippolit kavarzin
3 октября 2021, 1:08
#
То есть, если я открою свою кубышку с баблом, которое мне оставил мой умный отец и красивая мама, царство им небесное, и реализую в депозите, то у меня спросят откуда бабло! Ведь так?, — так! А я им отак, как написал отвечу… Ну, и шо ото меня под следствие, бабло под арест, обыск в квартире, сарае … с вскрытием пола и перекапыванием огорода, а меня самого в СИЗО на период следствия!?, ибо мне ж не поверят, а с умерших спросу нет…, а доказать, что я там как-то, типа, не законно бабло мозгами накрутил, у налоговой и следаков мозга не хватит! Ну, шо???
Вывод: 1. а там, как после обысков увидят шо у меня есть… в СИЗО я долго жить не буду… А палицаи и налоговики скажут, шо удавился от стыда… :)!
2. повезло тем, кто успел нажитое непосильным трудом засветить раньше в финорганизациях?
+
0
ippolit kavarzin
ippolit kavarzin
3 октября 2021, 1:12
#
Вывод: 3. не хочет пускать старая элита в свои ряды новых деловых людей, ибо бояться потерять власть! А у самой-то старой элиты, напомню, ручки-то по плечи в крови…
+
+15
Три літри
Три літри
3 октября 2021, 8:47
#
и реализую в депозите, то у меня спросят откуда бабло! Ведь так?, — так!

Спросит банк. Новость про налоговую.

У тебя в кубышке 26 миллионов и всё это время ты был безработный и не имел доходов? Если нет то твои упражнения в мазохизме выглядят жалкими.

+
0
Три літри
Три літри
3 октября 2021, 9:24
#
повезло тем, кто успел нажитое непосильным трудом засветить раньше в финорганизациях?

Данного товарища накрыли не за депозит, так что узнай налоговая о том что у него просто есть такая сумма — его бы накрыли в любом случае.
+
0
Николай Бодро
Николай Бодро
3 октября 2021, 12:06
#
«мой умный отец и красивая мама» надеюсь оставили Вам расписку задним числом? Если нет, то может «красивая тётя и умный дядя» ещё живы? А ещё можно магазинчик открыть и поторговать.
+
+14
Umkamen
Umkamen
4 октября 2021, 16:42
#
Палка о двух концах. С другой стороны — засвети наш герой статьи свои 26 М в декларации, заплати 5% налога, получи 24,7 М белого нала и покупай без вопросов налоговой хоть машины, хоть земли. Не знаю, что лучше для нашего героя: синица в руках или 26 М под арестом, с перспективой остаться «без ничто» с конфискацией или если они (26М) не криминал — заплатить не 5%, а 18,5%, потеряв не 1,3 М, а 4,81 М.
+
0
san4os
san4os
12 октября 2021, 7:39
#
26 М і 24,7М — це навіть не синиця і журавль… Це обидва журавлі…
Чтобы оставить комментарий, нужно войти или зарегистрироваться