Минфин - Курсы валют Украины

Установить
23 марта 2021, 11:53 Читати українською

Сможет ли Украина прожить без денег МВФ

Учитывая относительно стабильную макроэкономическую ситуацию и положительные тенденции на мировых финансовых и товарных рынках, Украина может обойтись без денег МВФ. Об этом в аналитическом отчете сообщил один из ведущих инвестиционных банков.

МВФ, транш МВФ, сотрудничество с МВФ, деньги МВФ, Дмитрий Сологуб, Нацбанк
фото: hromadske.ua

Заместитель главы Нацбанка Дмитрий Сологуб рассказал ЭП, при каких условиях Украина может обойтись без кредитов Международного валютного фонда. «Минфин» выбрал главное.

Будет ли «жизнь без МВФ»

Увеличивается вероятность того, что украинская сторона не будет пытаться подписать новую программу сотрудничества с фондом после того, как срок текущей программы истечет в конце 2021 года.

Такой вывод живо обсуждало украинское экспертное сообщество. Особенно он порадовал тех экспертов, которые считают, что МВФ в обмен на деньги требует от Украины принятия мер, которые «нарушают ее суверенитет».

Очевидно, речь идет о требованиях МВФ касательно эффективной антикоррупционной политики, судебной реформы и поддержки независимости НБУ. Если стране не понадобится финансирование МВФ, то она сможет проводить «суверенную экономическую политику».

Однако в обсуждениях потерялись другие важные выводы этого отчета. В частности, вывод о том, что отказ от сотрудничества с МВФ возможен только при двух условиях.

Читайте также: В 2021—2022 годах сотрудничество с МВФ будет стоять на паузе — Goldman Sachs

Первое условие «жизни без МВФ»

Сохранение очень благоприятной внешней среды для Украины. То есть, мировые цены на товары нашего экспорта должны быть очень высокими, а энергоресурсы — дешевыми.

Кроме того, на мировых финансовых рынках должен сохраняться высокий аппетит к инвестициям в страны с emerging markets, что позволит Украине финансировать дефицит бюджета путем внешних и внутренних заимствований.

По моему мнению, эти предположения достаточно оптимистичны и противоречат последним тенденциям. Нефть и газ постепенно дорожают, что ухудшает условия торговли для Украины. По оценкам Национального банка, такая тенденция будет продолжаться.

Опасения инвесторов по ускорению глобальной инфляции усилили турбулентность на мировых финансовых рынках, от которой, прежде всего, страдают страны с низким суверенным рейтингом.

Например, во второй половине февраля доходности украинских еврооблигаций выросли примерно на 100 б. п. В то же время, иностранные инвесторы сократили свои вложения во внутренние государственные ценные бумаги.

Не стоит забывать, что улучшение платежного баланса в 2020 году произошло, в частности, благодаря двум факторам, действие которых в 2021—2022 годах будет не таким ощутимым. Речь идет о существенном падении импорта потребительских товаров в условиях пандемии и более чем двукратном (до $4 млрд) сокращении расходов на путешествия.

Читайте также: В 2020 году Украина выплатила МВФ $4 миллиона за невыбранные транши

Второе условие «жизни без МВФ»

Изменения в макроэкономической политике. Отказ от сотрудничества с фондом, скорее всего, приведет к росту расходов на обслуживание долга, сокращению притока иностранных инвестиций, давлению на валютные резервы Национального банка.

Поэтому правительству придется сокращать дефицит госбюджета, курс гривны будет ослабевать, чтобы нивелировать негативное влияние на платежный баланс, соответственно инфляция ускорится. Ведь, как учат на первом курсе экономического факультета, there is no such thing as a free lunch. То есть, за все нужно платить.

За отказ от сотрудничества с МВФ и право проводить «суверенную экономическую политику» Украине придется платить уменьшением затрат на важные бюджетные проекты (инвестиции в дорожную инфраструктуру, повышение социальных стандартов, поддержку малого и среднего бизнеса) и ростом процентных ставок, поскольку НБУ будет вынужден проводить более жесткую монетарную политику для сдерживания инфляции.

О том, что якобы требования МВФ не отвечают национальным интересам Украины. Спросите украинцев, нужны ли им борьба с коррупцией, честные суды и Нацбанк, который обеспечивает низкую и стабильную инфляцию. Уверен, что ответ будет утвердительным. Поэтому вопрос не в том, есть ли жизнь без МВФ, а в том, какой эта жизнь будет.

Читайте также: Глобальная экономика выздоравливает быстрее, чем ожидалось — Fitch

Комментарии - 35

+
0
Все буде Україна
Все буде Україна
23 марта 2021, 12:04
#
Сможет, так как наш пенсионер, но сможет), мы вообще такие, мы МогьоМ!!!
+
0
bonv
bonv
23 марта 2021, 12:46
#
До пенсии-личность, после — лишность…
+
+105
yarg
yarg
23 марта 2021, 12:16
#
Интересно каким образом «МВФ в обмен на деньги требует от Украины принятия мер, которые „нарушают ее суверенитет“.»

все требования МВФ сводятся к стандартным «не воруйте, живите по средствам и будьте счастливы».
Я так понимаю -эти требования очень угнетают наших правителей.
+
+15
AleksandrBank
AleksandrBank
23 марта 2021, 12:25
#
Это нарушает суверенитет Олигархов, вот и все.
+
+45
yarg
yarg
23 марта 2021, 12:31
#
Олигархам вообще начхать на эту проблематику.
какая разница олигарху Тигипко — что там написал МВФ в меморандуме.

молодая зеленая власть переживает — это да. Но нужно прост оперестать воровать и мошенничать.

что там с аудитом Ковид-фонда, который год назад был в размере 80 миллиардов гривен — и исчез непонятно куда?
вот это оно и есть…
+
0
Vladio
Vladio
25 марта 2021, 23:54
#
Требования МВФ нисколько не нарушают суверенитет Украины. Украина всего лишь глубже залазит в долговую яму. Всё открыто пишут: кредит или транш нужен, чтобы «стабилизировать» (?) макроэкономику и ВНИМАНИЕ! — погасить старый долг. Европа это рынок, Украина идёт в Европу, бросая на произвол олигархического капитализма свое население. Последний майдан для чего затевался, чтобы все разом оказались в Европе. Вот повышение цен, тарифов, нищенские пенсии це Европа. Кто виноват и что делать???
+
+15
bonv
bonv
23 марта 2021, 12:35
#
Зеленський зустрівся з головою ЄБРР: що обговорювали. Дайте грошей:)
Зеленський розповів главі ЄБРР про законопроекти, які допоможуть залучити інвесторів до реалізації інвестиційних проектів. Серед них законопроекти про концесії і про велику приватизацію.
Також Рено-Бассо розповіли про реформу правоохоронних органів, у рамках якої створено Бюро економічної безпеки.
+
+16
bonv
bonv
23 марта 2021, 12:36
#
Зеленський обіцяє за три роки створити в Україні «прозору та ефективну» судову систему.
Співпраця з МВФ в лютому-березні:)
За 5 років ріст економіки в 40%
Зарплата вчителям у 4 тис баксів.
Вартість розмитнення легкових автомобілів буде зменшена на 30% але протягом п’яти років.
500 тис нових робочих місць але в минулому році:)
Що не пообіцяєш, щоб тільки народ вірив і інвестори транші давали…
+
+28
yarriik
yarriik
23 марта 2021, 17:15
#
Требование МФВ одно и понятное, мы даем вам средства под самый большой процент в мире, в сравнении с другими странами, а вы кровь с носа должны обеспечить гарантию выплат по телу и процентам. Остальные все рекомендации и письма, пшик. Суть ясна
+
0
yarg
yarg
23 марта 2021, 17:39
#
А власть-то и не знает…
+
+39
bonv
bonv
23 марта 2021, 17:45
#
2−3% це хороша позика. Але ж не дають:)
+
+9
Exba
Exba
23 марта 2021, 18:05
#
Ставка МВФ от страны не зависит. Там стандартная плавающая база (еженедельный репрайсинг), но итоговая ставка зависит от соотношения квоты и уровня задолженности (чем больше кредит, тем выше ставка выходит)
+
+21
Kroahs
Kroahs
23 марта 2021, 20:44
#
Спокойно, даже кредитовать МВФ, просто тогда нельзя будет воровать, а там уже внуки подсвинки подрастают пора им отжать на 16 летие пару заводиков мелких…
+
0
R S
R S
23 марта 2021, 23:40
#
«Сможет ли Украина прожить без денег МВФ»

Ответ: да, сможет.
+
+15
jurius
jurius
24 марта 2021, 3:25
#
Гениально) И не сомневался, что у вас параллельная реальность, которая отличается от сценария, описанного Сологубом
+
0
R S
R S
24 марта 2021, 22:30
#
Можно подумать, что мнение Д. Сологуба — это истина в последней инстанции… А вы уши развесили и покорно слушаете россказни чиновников НБУ про «спасительный круг» от МВФ.

Никто в Украине проводить реформы не собирается, тут сплошная имитация реформ в обмен на дерибан страны. И никакие подачки от МВФ страну уже не спасут. Доигрались в демократию, б… ть…

+
+15
yarg
yarg
24 марта 2021, 23:25
#
Какая демократия? *** мы!
+
0
R S
R S
24 марта 2021, 23:30
#
Я даже плюсанул!
+
0
jurius
jurius
25 марта 2021, 2:13
#
Его мнение пожалуй авторитетней вашего будет, к тому же из вашего последнего коммента не совсем понятно что не понравилось в выступлении Сологуба кроме как слово МВФ. Понятно что вы против самого упоминания о МВФ, как средстве американского заговора) Но вы согласны, что без МВФ растут вызовы для власти, которая снижает возможность пиариться на социальной политике, дешёвой ипотеке, НБУ будет вынужден повышать ставку, уровень доходности украинских ценных бумаг будет падать, а инфляция рости, т. е. доходность не будет выполняться. Если нет, почему. А если согласны, проясните первый коммент «да сможет». Две ваши реакции в двух последних комментах, «никакие подачки страну не спасут» и «да сможет» противоречат сами себе и здоровому смыслу)
+
0
R S
R S
25 марта 2021, 20:20
#
То, что мнение Д. Сологуба авторитетнее, чем моё — это понятно.
В его выступлении мне не понравилось следующее: мы берём у МВФ в долг для финансирования дефицита бюджета! Вы только вдумайтесь в этот лютый бред — занимать деньги в долг для проедания!!! Может, пора переходить от дефицитного бюджета к профицитному (для этого надо сокращать расходы и увеличивать доходы за счет развития промышленного производства) ??? Развитое промышленное пр-во — это основа любой экономики, всё остальное — вторично. (ИМХО: я бы еще ввёл пошлины при экспорте сырьевых товаров, а для экспорта товаров с высокой добавленной стоимостью применил субсидирование, льготы и другие преференции).
«Но вы согласны, что без МВФ растут вызовы для власти…» — частично согласен. Слово «вызовы» — это мягко сказано. В случае отказа от МВФ для властей растут не вызовы, а ответственность за будущее Украины как единого государства. Власть это хорошо понимает, поэтому боится ответственности и проводит лишь имитацию реформ за право дерибанить бюджет страны.
И напоследок, выскажу сугубо личное мнение. Последние мировые события (СП-2 будет достроен, немцы и янки договорились; конфликт с китайцами из-за Мотор-Сичи; активизация боёв на Донбассе) показывают, что с Украиной больше никто не хочет иметь дел. На западе уже давно поняли, что такое Украина. Точка невозврата очень близко, и страна уверенно к ней движется. Как только пройдём её — нас не спасут ни кредиты, ни «джавелины»…
+
0
jurius
jurius
25 марта 2021, 21:20
#
Сокращать расходы и увеличивать доходы за счет развития промышленного производства? Не находите, что развивать (создавать с нуля) промышленное производство очень затратный процесс и на это тоже нужны деньги… Очень большие деньги. Которых кстати нет… А единое средство получения которых МВФ вам не нравится. Это как кот который выступает против колбасы. Насчёт уменьшения расходов согласен и увеличения доходов согласен, но что-то подсказывает, что идея бездефицитного бюджета в условиях социального популизма Зеленского это большой миф, а чтобы реализовать социальные хотелки нужно чтоб были финансовые ресурсы… Которых тают. И для которых нужен тот же МВФ как единый возможный кредитор. Который, кстати, выступает примерно за то же, что озвучили вы. А именно уменьшение расходов и увеличение доходов при разумной макрофинансовой политике.Т.е. содрудничество с МВФ стимулирует борьбу с социальным популизмом. Что может быть плохого в МВФ кроме идеологического неприятия не нахожу. Вы, наверняка, слышали аргумент что разрыв отношений с МВФ по факту приведет к отказу других кредиторов, т. е. ухудшению финансовых рейтингов Украины, что точно не поможет уменьшить дефицит бюджета, так как Украине прийдется рефинансировать долг при более невыгодных процентах. И денег на промышленное развитие не будет (даже если власть бы в едином порыве посчитала что да, тратим деньги только промышленное развитие)… Мне просто интересно, неужели вы всего этого не замечаете что все взаимосвязано как в сообщающихся сосудах
+
0
R S
R S
25 марта 2021, 22:23
#
Jurius,
вы должны знать, что МВФ не кредитует промышленность. Этим занимаются другие фин. организации: банки, инвестфонды, инвесторы…
Создавать высокотехнологичное производство с нуля — да, процесс очень затратный. Нужны большие деньги, и они есть! Просто их вывели в офшоры, т.к. Украина — это территория непредсказуемого бизнес-климата и правового беспредела. И пока это не изменится, никакие инвестиции в страну не придут.

«Вы, наверняка, слышали аргумент что разрыв отношений с МВФ по факту приведет к отказу других кредиторов, т. е. ухудшению финансовых рейтингов…» — да, читал такое мнение. Но мы и так почти на дне всех этих рейтингов. А сотрудничество с МВФ — это маркер глубокого кризиса. И любой инвестор, который хоть немного соображает, никогда на пушечный выстрел не подойдет именно потому, что понимает — это сигнал, что у страны серьезные проблемы. Вот такое моё мнение.
+
0
SAndreyS
SAndreyS
30 марта 2021, 13:55
#
R S:
1. Да, МВФ никогда напрямую не кредитует экономику.
2. Да, модернизация экономики — это большие деньги.
3. Да, много денег повывозили из Украины.
4. Нет, эти деньги не вернутся никогда, те кто их повывозил неспособны модернизировать экономику, они были способны приватизировать-выдоить-вывезти.
5. Нет, их не получится посадить и вернуть эти деньги. Потому что деньги уже потрачены, а то что осталось крохи по сравнению с нужными для экономики деньгами. И транзакционные издержки и ущерб репутации при внесуденом отборе не стоят тех денег.
6. Да, в мире гиганский объем денег, которые все хотят инвестировать куда-то, чтобы заработать.
7. Да, МВФ — это все понимают фонд для тех кому плохо.
8. Но, нет. Не получится просто отказаться и получить деньги на модернизацию, потому что там не дураки и узнают почему мы отказались.
9. Единственный правильный вариант — выполнить на 100% программу МВФ и потом отказаться. Среди всего прочего там и судебная реформа, правильно выполненная она снизит беспредел очень сильно. Да уже делали не раз и неправильно, но это не признал и МВФ.
Мы не разу не выполнили на 100% «программу лечения», чтобы говорить, что оно не помогает.
+
0
R S
R S
1 апреля 2021, 20:58
#
SAndreyS
Другая точка зрения:

Есть ли у Украины альтернатива сотрудничеству с МВФ?

https://www.minprom.ua/articles/254334.html
+
0
yarg
yarg
1 апреля 2021, 22:05
#
Конечно есть.
можно брать деньги не под 2% у МВФ , а под 5% у других кредиторов.
думаю и до этого дойдем.
+
+15
SAndreyS
SAndreyS
2 апреля 2021, 9:39
#
R S, по ссылке не другое мнение, а «за все хорошее против всего плохого».
Там не указаны источники финансирования, 0 источников. Только — Китай (и иже с ним) обошелся без МВФ.
На самом деле Китай, Корея, Тайвань поднялись именно за счет инвестиций, вот только на момент их получения, в странах этих была нищета, у нас сейчас намного лучше.
И поднимались они по 20 лет, когда народ пахал за жменьку риса.
Просто повторить — это не удастся.
Ограничение вывоза сырья не обеспечит сразу переработку, на это годы и миллиарды нужны, просто узкий круг с доступом к экспорту подешевке купит, тех у кого нет.
Технопарки, зоны развития — не работают без нормальной налоговой, судебной, таможенной и антимонопольной системы, просто практика показала, что через эти схемы люди уклоняются от налогов.
Вообще понимание влияния государства на экономику у нас идет неправильно, почему-то все думают, что если как в совке все национализировать и строить мет. комбинаты пачками мы, что-то где-то поднимем.
+
0
Vladio
Vladio
25 марта 2021, 23:39
#
500% yes
+
0
Vladio
Vladio
25 марта 2021, 23:56
#
500% согласен
+
0
yarg
yarg
26 марта 2021, 0:18
#
СП-2 будет достроен. И заброшен на следующий день. Как заброшены «Сила Сибири «и «Турецкий поток». Потому что это не экономика, а политика плюс распил бабла.

немцы и янки понятно что договорятся.

никакого конфликта с китайцами нет — это фантазии. Пацаны которые пытались мотор купить — в китае в розыске за махинации

активизация на Донбассе- это попытки россии давить на нас. как обычно неудачные — сил давить у них нет.

точка невозврата это что? нет такого понятия для государства. никуда оно не исчезнет. как бы этого не хотелось некоторым :)
+
0
R S
R S
26 марта 2021, 20:32
#
«СП-2 будет достроен. И заброшен на следующий день… Потому что это не экономика, а политика плюс распил бабла.» — неужели прагматичные немцы пилят с русскими бабло на строительстве СП-2 ??? Не смешите людей, YARG. Придумайте новую зраду…)

«никакого конфликта с китайцами нет — это фантазии.» — да, явного конфликта нет и не будет. Просто Украина с этой темой дважды ̶п̶о̶п̶а̶л̶а̶ ̶н̶а̶ ̶б̶а̶б̶к̶и̶ наступила себе на свои же пасхальные погремушки:
1. Иск на $3,6 млрд + проценты по делу.
2. Китай «прикрутил» инвестиции в Украину.

По вопросу ситуации на Донбассе — поверьте, у нас в городе много офицеров, с кем можно откровенно пообщаться на эту тему.

Точка невозврата — это фразеологизм, означающий критическую точку (черту, рубеж), после перехода которой невозможно вернуться к исходному состоянию. И к нашему государству это имеет самое прямое отношение…
+
0
yarg
yarg
27 марта 2021, 0:31
#
Причем там немцы? пилят русские. Строительство оплачивает их бюджет. Который переливается в карман ротенбергов.

и иск и «прикрутил» — фантазии. Это я уж молчу что прикручивать там особо нечего — небыло у нас китайских инвестиций никогда :)

Ну понятно. И эти офицеры после 200 граммов откровенно говорят — «весна придет — наступать беудем». И вы им верите. они не обманут :)

Что такое для государства «исходное состояние»?
2013 год? 2005 7 1991?
Жизнь меняется и государство меняется. и так понятно что после 2014 года — оно не будет прежним. здесь не нужно и гадалкой быть.
+
+15
SAndreyS
SAndreyS
24 марта 2021, 13:19
#
Ответ на вопрос, сможет ли Украина жить без МВФ, такой же как: может ли Янукович держать доллар по 8 в 2011м.
Ответ и там и там один, временно сможет, только потом снова прибежит обратно, когда курс ловить будем на 50+.
+
0
yarg
yarg
24 марта 2021, 13:37
#
Без проблем может. просто воровать меньше нужно.
за последние 5 лет МВФ дал нам меньше кредитов. чем разворовали в одном только «Ковид-фонде» за прошлое лето.
+
0
Vladio
Vladio
25 марта 2021, 23:44
#
Почему в украинском кабинете министров этого не понимают и делают глазки «а нас за шо?» да отмена льготного энерготарифа и продление тарифа в 1,68грн ВСЕГО ЛИШЬ НА 1 МЕСЯЦ, до 1 мая, это не грабёж простого трудяги. Повышение энерготарифа произойдёт летом однозначно, сейчас кабмин лихорадочно придумывает будущие оправдания.
+
0
yarg
yarg
26 марта 2021, 0:19
#
«а нас за шо» — это отговорка донецких пацанов, которые делали вид что не понимают за что их бьют. На самом деле конечно понимали.

причем здесь МВФ к стоимости электроенергии?

Чтобы оставить комментарий, нужно войти или зарегистрироваться