На прошлой неделе Президент подписал законопроект №1210, который войдет в официальную историю как Закон №466-IX. Это произвело эффект разорвавшейся бомбы. Бизнес-ассоциации и крупный капитал решительно высказались против многих его положений. На сайте Президента появилась петиция об отмене закона.
«Закон 1210»: Три ключевых изменения для частных инвесторов
Незаслуженно мало внимания получили изменения документа, которые касаются частных лиц. О тех ключевых изменениях, которые принесет закон для частных инвесторов, «Минфину» рассказала партнёр, глава практики Private Wealth юридической фирмы Sayenko Kharenko Алина Плющ.
Налоги с иностранных инвестиций
Испокон веков между украинским инвестором и созданием зарубежного инвестиционного портфеля стояли две скалы: лицензия НБУ на инвестирование за рубеж и налоги.
И если с лицензиями НБУ скала подупала – сейчас физические лица могут выводить до 100 000 евро в год для инвестиционных целей – то с налогами до недавних пор был бардак.
Всё дело в нечеткости положений Налогового кодекса. Представьте, что вы купили акции FAAGM на $10 тысяч на недавней просадке рынка и хотите продать их сейчас за $13 тысяч на фоне отскока в 30%. С какой суммы нужно заплатить налог?
Читайте также: Украинцы на карантине увеличили инвестиции за рубеж втрое. В какие страны инвестируют (список)
Разумный человек ответит без раздумий: с разницы, то есть с $3 тысяч, являющейся инвестиционной прибылью для инвестора. Ему возразит налоговый инспектор: полученная из-за рубежа сумма облагается налогом полностью как иностранный доход. Нехитрый расчёт покажет, что при таком раскладе налог на доходы физлица и военный сбор в совокупности «съедают» $2 535, оставляя «на руках» $465.
Мало? – Это вам еще повезло!
Парадоксальность ситуации проявляется на другом примере. Представьте теперь, что вы поспешили и продали свои акции за $12 000 долларов. В таком случае, после уплаты налогов остаётся даже меньшая сумма, чем до инвестирования! Магия негативного процента, не иначе.
У меня, как и у многих моих клиентов, такие налоговые сюрпризы начисто отбили желание инвестировать в иностранные ценные бумаги. Новый закон же устраняет противоречия между понятиями «инвестиционная прибыль» и «иностранный доход». Разум восторжествовал, и налог теперь должен взыматься с инвестиционной прибыли.
Читайте также: Может ли Украина стать офшором и кому это нужно
Контролируемые иностранные компании (КИКи)
Разумеется, куда же без них. Если вкратце, владельцы иностранных компаний, за редким исключением, должны будут информировать налоговые органы Украины о наличии таких компаний, подавать их отчётность и платить налог с их доходов. Под определения попадут и Кипрские компании, и сейшельские юрлица, и панамские фаундации, и даже швейцарские трасты.
Но, в первую очередь, это затронет владельцев компаний-кошельков. Функция этих компаний, особенно массово создававшихся в начале 2010-х годов, была простой – хранить деньги подальше от Украины на корпоративном счёте в швейцарском банке. Нередко такая компания использовалась для получения платежей и осуществления инвестиций. Поскольку формальным получателем средств и собственником инвестиций выступала компания, а не ее украинский владелец, налог у владельца не возникал. О том, что компания нередко оплачивала личные нужды её владельца и членов семьи, предпочитали не упоминать.
С 1 января 2021 года реалии изменяются: из мешка с золотом вдали компания-кошелёк превратится в обузу, которой требуется ежегодное внимание.
Так, даже если компания ничего не заработает в отчётном году (мало ли, все средства компании лежат на банковском счёте с негативным процентом), её владелец обязан подать отчёт о каждой из своих компаний, и сопроводить его аудиторским заключением по требованию налоговых органов Украины.
Отдельная категория пострадавших – стартапы и новые бизнесы, создававшие иностранные компании под отдельные проекты. Чаще всего целью таких компаний было распределение долей участников и согласование условий работы для каждого из них, – благо иностранное право имеет вековую историю акционерных соглашений.
На практике, реальность такова: иностранные компании с активами до 5-10 млн евро потеряют смысл, ведь их преимущества далеко не всегда перекроют затраты на содержание, подготовку и подачу отчётности.
Но нет худа без добра. Парадоксально, но законодательство о КИК уже помогло некоторым моим клиентам. Так, ещё в преддверье второго чтения закона мы представляли украинского клиента в переговорах с крупной иностранной компанией. Наш клиент планировал вступить в партнёрство и совместно развивать украинский бизнес.
Читайте также: «Черные списки» офшоров 2020 года. Что нового
Уже тогда было понятно, что закон будет принят и определение КИКа окажется в Налоговом кодексе. Но наши контрагенты требовали от нашего клиента структурировать инвестицию через иностранный холдинг. Достаточно бессмысленная затея с точки зрения интересов клиента была идеей фикс на переговорах.
Стоит ли говорить, что контрагенты и слышать не хотели наши контраргументы (вероятно, наличие твоих акций в индексе S&P 500 мешает восприятию чужого мнения)? И тем не менее, упоминание о скором появлении законодательства о КИКах вызвало понимание контрагентов (США живут с подобным законодательством далеко не первый год), и предварительная структура сделки была пересогласована.
Амнистия для (ни)кого?
Наконец, закон предлагает своеобразную налоговую амнистию для владельцев компаний-кошельков. Так, если владелец такой компании ликвидирует её до 31 декабря этого года (или 31 декабря следующего – при соблюдении определенных условий), подготовит документальный отчёт о её активах и соберёт другие бумаги, то, получив при ликвидации активы компании, он будет освобожден от налога на эти активы.
Полагаю, эта возможность немало обрадует владельцев полуспящих компаний с относительно небольшими активами, ведь при правильной реализации нормы закона они смогут «амнистировать» активы компании с минимальными для себя затратами.
В любом случае, законопроект 1210 уже стал реальностью, и дальше медлить нельзя. Полагаю, мне пора открыть счёт у иностранного брокера и начать инвестировать, а кому-то – подумать насчёт своей старенькой иностранной компании.
Комментарии - 26
А вы лично пробовали получить вид на жительство по этой программе на Кипре? Там сейчас сильно закрутили гайки. Гарантий никаких.
У меня несколько знакомых уже пару лет пытаются пролезть по этой программе, вложили по 2 млн в недвижимость и всем отказали. Хотя, есть связи там на уровне министров, деньги 100% прозрачные и люди «гугляться».
Другое дело, что новый стартапер уже не будет мотивирован с момента начала бизнеса создавать кипрский оффшор.
И раз уж вы привели в пример Россию, то там эти правила вступили в силу 1 января 2015-го, если я не ошибаюсь. Можно открыть https://www.minfin.ru/ru/statistics/conbud/execute/?id_65=93449-yezhegodnaya_informatsiya_ob_ispolnenii_konsolidirovannogo_byudzheta_rossiiskoi_federatsiidannye_s_1_yanvarya_2006_g. и посмотреть объем ненефтегазовых доходов бюджета по годам:
2013 - 17 908.6
2014 - 19 332.3
2015 - 21 059.4
2016 - 23 337.5
2017 - 25 074.8
2018 - 28 302.5
Никакого провала в 2015-м бюджет не ощутил - продолжил расти теми же темпами.
Вот эти вот два владельца вашей большой компании, они уже сейчас уклоняются/оптимизируют? Или только начнут после введения этого закона?
У меня сложилось впечатление, что они уже сейчас оптимизируют, а после вступления закона в силу просто перейдут на следующий уровень уклонения.
Один из самых корп.низких налогов в мире
https://www.audit-it.ru/article_img/2015/daereg.gif
https://www.youtube.com/watch?v=zwY4nBG_F5Q&feature=youtu.be
Підписуйтесь на youtube-канал «Мінфіну» та коментуйте відео ;)