Распространение коронавируса COVID-19 нанесло удар по мировой и украинской экономике. Сокращается большинство сфер бизнеса, а правительство ожидает в этом году падение ВВП до 4,8%. Но трудные времена переживают не все: отдельные компании, наоборот, именно сейчас не только увеличивают заработки, но и имеют шанс расширить количество клиентов на последующие годы.
Карантин с пользой. Кто больше всего зарабатывает на изоляции
Продукты питания
Здесь все понятно. Отсутствие некоторых товаров на полках магазинов и повышение цены, наверное, многие увидели собственными глазами.
Но заработать больше, чем обычно, могли не только производители соли, гречки и муки. Например, совладелец холдинга «Молочный альянс» Александр Деркач в первые дни карантина сообщил, что его предприятие в день производит 310-320 тонн продукции вместо обычных 270.
«По Яготинскому для детей, примерно такая же ситуация. Отпускаем со складов по 60 тонн продукции в день. Это на 25-30% больше, чем обычно», — сообщил он.
Выросли по всему миру и продажи продуктов, которые люди, как правило, покупают нечасто. Например, в США на 84% увеличились продажи сухого молока и почти на 37% — сушеной фасоли. В Германии более чем вдвое подскочили продажи консервированных супов.
Читайте также: АМКУ говорит, что магазины перестали повышать цены на продукты
Конечно, можно сказать, что, скупив продукты сейчас, граждане ближайшие несколько недель не пойдут в магазин, а за гречкой кое-кто и год. Но не забывайте о том, что продукты могут портиться, а потому спрос будет оставаться и в будущем.
Кухонная техника
Панические настроения и массовое затаривания продуктами внесли свои коррективы и в продажу кухонной техники.
По данным GfK Ukraine, в первую неделю карантина продажи в Украине бытовой техники и электроники сократились на 37%. И если продажи смартфонов упали вполовину, то, к примеру, морозильных камер наоборот выросли на 7%.
Карантин и необходимость готовить дома спровоцировали бум продаж и другой бытовой техники. К примеру, по данным allretail.ua (один из популярных онлайн ресурсов о розничной торговле в Украине и странах СНГ), продажи хлебопечек выросли в 20 раз, по сравнению с докарантинным периодом.
Сервисы доставки
Для тех, кто не хочет готовить самостоятельно, работают сервисы доставки. Как сообщили «Минфину» в Pizza 33 и Суши 33, спрос на их доставку повысился на треть.
Возросли объемы заказов и на доставку продуктов питания. Например, в Glovo — на 35%. А количество заказов в Zakaz.ua повысилось на 80%.
Читайте также: 2 недели карантина: люди заказывают доставку консервов и отказываются от «здоровой» еды
Сейчас у этих сервисов есть шанс не только временно увеличить объемы, но и впоследствии закрепить за собой большую долю на рынке. Если за время карантина у потребителей выработается привычка пользоваться их услугами.
Грузовые дроны
Такой сервис в Украине пока не работает, но в мире начал развиваться еще до карантина. Например, Amazon экспериментировала с этим направлением еще в 2016 году.
Сейчас же его актуальность существенно возросла. Ведь во время карантина он позволяет избежать контакта покупателя с курьером. Как рассказали в компании XAG (китайский производитель сельскохозяйственных дронов), в этом году предприятие ожидает увеличения выручки минимум в 4 раза.
Стриминговые сервисы
Недоступность других развлечений увеличила интерес к просмотру фильмов и телесериалов.
Естественно, что увеличилась нагрузка на стриминговые сервисы. Netflix и Youtube, по просьбе регуляторов, даже снизили качество изображения, ведь массовый просмотр видео мог обрушить интернет.
Читайте также: $26 миллионов в год. Столько зарабатывает школьник, распаковывая игрушки на YouTube
Для Netflix карантин имеет как позитивные, так и негативные последствия. С одной стороны, остановилось производство собственных сериалов. С другой — киностудии уже подумывают о переносе отложенных премьер на стриминговые сервисы. Так, фильм студии Paramount «Неразлучники» вместо кинотеатров выйдет сразу на Netflix.
В Украине из-за популярности пиратских сайтов легальным сервисам резко нарастить аудиторию будет сложно. Однако определенные успехи уже есть. Как сообщал медиа сервис Megogo, его трафик в будние дни уже сравнялся с тем, что был в выходные. В целом, с начала карантина продолжительность пользования сайтом возросла на 22%.
Дополнительный кэшбек за оплату стриминговых сервисов предлагали monobank и Альфа-Банк. Подробнее об этих акциях можно почитать здесь и здесь.
Игровая индустрия
Не отстает от фильмов и интерес к играм. Например, CS:GO впервые в своей истории достиг отметки 1 млн игроков онлайн. О рекордной посещаемости с начала года отчитывается и Dota 2. Это не удивительно, ведь играть в компьютерные игры даже призвала ВОЗ, мол это лучше, чем бродить по улицам.
Акции китайских разработчиков игр росли даже в условиях карантина, когда падал весь остальной фондовый рынок КНР.
Читайте также: Как заработать 1000% на коронавирусе
Правда и у представителей этой сферы тоже есть трудности. Параллельно с ростом количества игроков в бесплатных играх упали доходы от рекламы.
Значительно увеличились в Украине и продажи товаров в категории гейминга и видеоконтента. Наибольший прирост, как отмечает allretail.ua, продемонстрировали игровые консоли — их популярность выросла в 10 раз, по сравнению с докарантинным периодом.
Онлайн-обучение
Списки сайтов, на которых в карантин можно учиться бесплатно или за умеренную плату, начали распространять пользователи социальных сетей и СМИ. С подборкой, которую подготовил «Минфин», можно ознакомиться здесь.
Расширить свою аудиторию эти сервисы сейчас могут как за счет школьников, так и взрослых, которые в изоляции изучают новые языки, или приобретают новые профессии. Для украинских платформ, которые специализируются только на онлайне, это вообще «билет в жизнь».
Спортивные товары
Продажи тренажеров и ковриков для йоги в Китае во время карантина выросли на 250%, по сравнению с тем же периодом год назад. Повышенный интерес к спортивным товарам фиксируют и европейские страны, которые идут на карантин. А в России, тем временем, почти на 30% выросли продажи бейсбольных бит — сообщают местные СМИ.
Читайте также: Как приобрести акции иностранных компаний
Основатель и совладелец интернет-магазина Rozetka.ua Владислав Чечеткин говорит, что объемы заказов в категории спортивных товаров для дома выросли на 157%. Спектр товаров очень широкий — от перчаток для занятий фитнесом до гантелей. «Это одна из самых динамичных категорий», — говорит Чечеткин.
Аналитики фондового рынка советуют присмотреться к акциям производителя велотренажеров Peloton. Они обвалились вместе со всем рынком, но уже отыграли последнее падение и торгуются дороже, чем месяц назад.
Воспользоваться карантином смогут и разработчики мобильных приложений и приложений для здорового образа жизни. Мол, если вы не идете в спортзал, то спорт идет к вам. По крайней мере, в смартфон.
Домашний офис
Из-за карантина многие перешли на онлайн работу. А это изменило и подходы к организации рабочего процесса. Онлайн-конференции, летучки через SKYPE, SLACK, JIRA и многое другое стали новой реальностью.
В связи с этим вырос спрос на товары для домашнего офиса. Веб-камеры, гарнитуры, роутеры, мониторы, ноутбуки и сетевое оборудование показали заметный рост. Особенно популярными стали веб-камеры — продажи этой категории увеличились в 15 раз.
Огромный рост продаж также продемонстрировали категории контрактов мобильной связи и модемов операторов сотовой связи. Так, продажи контрактов выросли в 20 раз, а доля продаж модемов — в 7 раз.
Алексей Писарев
Комментарии - 9
Расскажите мне про летучки (и все прочее) через Jira :) Чего я не знаю про продукты Atlassian :)?
P.S. Волны падали вниз стремительным домкратом?