Большой карантин 2020 года открыл еще одну знаковую проблему, которая не так сильно бросается в глаза в обычные времена: сейчас мы оказались запертыми не только в квартирах, но и в своих банках.
Счет по скайпу. Когда банки начнут принимать клиентов онлайн
Открыть счет, если вы не были клиентом банка, невозможно из-за требования так называемого «личного присутствия», когда менеджер банка и клиент должны лично встретиться друг другом, хотя и необязательно в отделении. Давно известной во многих странах Европы процедуры удаленной идентификации клиента в Украине пока нет.
Так совпало, что именно большой карантин, вероятно, станет отправной точкой для решения этой проблемы: 28 апреля вступает в силу обновленный закон о финансовом мониторинге, который позволит украинским банкам идентифицировать клиентов по видеосвязи.
Читайте также: Новые правила финмониторинга: За что банки будут блокировать счета и «стучать» на клиентов
По информации «Минфина», НБУ уже разработал черновой вариант постановления, которое подробно описывает саму процедуру видеоидентификации. Но, как обычно происходит, к реализации этой идеи у участников рынка есть много вопросов.
Когда украинцы смогут становиться клиентами банков, не выходя из дома, и как это будет выглядеть, разбирался «Минфин».
В Украине нет удаленной идентификации. Почему?
Проект monobank Универсал Банка не был первым игроком рынка, который предложил «доставку» карт на дом клиентам и прием документов для открытия счета через смартфон. Но все же это буквально взорвало наш рынок. Украинцы оценили подход, при котором им не нужно ходить в отделение банка, чтобы оформить обычный текущий счет.
На поверку все оказалось не так просто: согласно требованиям НБУ, «курьеры» обязательно должны быть штатными сотрудниками банка. Их задача – лично проводить идентификацию клиента и экспертизу его документов: сверять скан-копии паспорта с оригиналом, оценивать их подлинность, проверять сходство на фото.
По другому нельзя: вам обязательно нужно подписать договор с банком либо классическим путем, либо с помощью квалифицированной цифровой подписи (КЕП), которая есть у очень небольшого количества украинских потребителей финуслуг.
Сам по себе такой подход значительно сужает аудиторию банковских услуг. Даже без ограничений, связанных с карантином, банки не могут обслуживать многих жителей небольших городов и людей с особыми потребностями, хотя с удаленной идентификацией — могли бы. С развитием онлайн-сервисов проблема становится более явной: часть потенциальных клиентов банков автоматически отсеивается именно из-за необходимости приходить в отделение.
Альтернатива существует, но в очень ограниченном виде – BankID. В теории эта система позволяет банкам обмениваться друг с другом данными о клиентах: вам достаточно один раз пройти идентификацию в одном из участников BankID, дальше он ручается за достоверность данных конкретного человека во всех его последующих контактах с банковской системой.
Читайте также: Приватбанк подключился к системе BankID НБУ
На практике идея работает искаженно. Причин несколько.
- Во-первых, BankID покрывает только так называемую «вторичную идентификацию» – если вы клиент банка, который не входит в эту систему (сейчас таких порядка десяти), воспользоваться BankID невозможно даже теоретически.
- Во-вторых, банки не особо доверяют экспертизе друг друга. Все – из-за правил финмониторинга, которые устанавливает НБУ. Ведь за риски отвечает тот, кто принял данные, а не тот, кто их предоставил.
- В-третьих, многие не согласны делиться клиентской базой (читай — рисковать потерять клиента) – даже за деньги.
- В-четвертых, само качество и полнота информации о клиентах украинских банков оставляет желать лучшего. «Цифровые» профили есть только у пятой части клиентского портфеля, остальные либо не оцифрованы, либо давно не проверялись и могут содержать неправильные данные.
На выходе BankID хорошо работает только в случае административных услуг. Для удаленной идентификации нового клиента банком этого пока явно недостаточно. Для того, чтобы не ходить в отделения, нужна альтернатива. НБУ уже придумал, как это будет.
Украинский велосипед
FATF (Financial Action Task Force on Money Laundering – межправительственная группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег) еще в конце нулевых пришла к выводу, что возражать против удаленной идентификации нет смысла. Еще раньше аналогичный вывод был закреплен в редакции Basel CDD paper 2001 года.
Европа давно разрешила банкам работать с клиентами на расстоянии. 20 лет спустя эту идею готовится реализовать и Украина. Старт выглядит довольно консервативным: если НБУ примет новую регуляцию в том варианте, который сейчас обсуждается рынком, украинским банкам придется использовать скорее «закрытый» вариант удаленного доступа клиентов, когда процедура максимально регулируется законодательством.
Черновая редакция документа (проект изменений в Постановление правления НБУ №417) есть в распоряжении «Минфина». В нем несколько ключевых позиций.
- Видеосвязь не должна прерываться (иначе нужно начинать все сначала). Менеджер банка обязан сохранять «конфиденциальность» разговора (никто не может подсматривать и подслушивать). Изначально Нацбанк вообще говорил о том, что видеоидентификация должна проходить в отдельном помещении, но после критики со стороны банков эту норму убрали.
- Банк сам выбирает, как именно он идентифицирует клиента – посредством экспертизы сотрудника или с использованием IT-разработок. Перечень необходимых документов – тоже прерогатива банка. Но все не так просто: нужно соблюдать требования финмониторинга.
- Клиентов с «паспортом-книжечкой» (за 4 года ID-карты оформили только 4,3 млн человек) нужно дополнительно идентифицировать: через BankID, с помощью КЭП или за счет данных из Бюро кредитных историй. Данные ID-карты можно считывать дистанционно.
Эти четыре варианта подойдут далеко не всем. КЭП встречается редко, BankID работает неполноценно. Данных о клиенте в БКИ может и не быть. А ридер для считывания информации c ID-карт есть далеко не во всех отделениях банков, не говоря уже об устройствах считывания по видео.
Альтернатива – символическая первая операция, когда клиент делает перевод на небольшую сумму со своего счета в другом банке на счет в банке, который его идентифицирует. Но НБУ не разъяснил, на какой именно счет нужно отправлять деньги (ведь клиент и банк пересекаются впервые). Объемы «символической суммы» также не прописаны.
В документе есть и другие спорные нормы.
- Банкам придется хранить терабайты записей с каждой видеоидентификацией. Сохранять нужно все, хотя это тоже стоит денег. Такое требование может стать дополнительным барьером, особенно для небольших банков. Участники рынка предлагали прописать этапы идентификации, которые обязательны для хранения, но НБУ проигнорировал эту идею.
- Главное: Нацбанк решил лимитировать суммы операций клиентов, которые были идентифицированы дистанционно. Общий лимит по всем счетам и e-кошелькам — 20 тыс. грн в месяц или 100 тыс. грн в год (в эквиваленте для валютных счетов). Общий остаток по всем счетам – не более 30 тыс. грн. Сумма каждой отдельной операции — не более 5 тыс. грн.
Это — один из самых проблемных моментов в новой регуляции. Участники рынка, с которыми беседовал «Минфин», соглашаются, что лимиты должны быть: НБУ таким образом пытается предупредить отмывание денег. Нет смысла разбивать крупные суммы на множество мелких операций – затратно, долго и слишком заметно.
Но в то же время, настолько жесткие ограничения фактически убивают весь смысл удаленной идентификации: речь может идти разве что о небольших депозитах (20-25 тыс. грн) или дебетовых картах для минимальных расходов — без кредитного лимита.
Среди предложений участников рынка, которые они подавали в НБУ (перечень есть в распоряжении «Минфина») были ограничения в 100-200 тыс. грн для депозитов и 50 тыс. грн – для кредитов. Нацбанк пока предпочитает ограничения в первой версии.
Как это может работать в Украине
В официальном комментарии «Минфину» в пресс-службе НБУ отметили, что регулятор еще не закончил формирование проекта изменений: идут дискуссии с рынком.
По словам исполнительного директора Независимой ассоциации банков Украины Елены Коробковой, на данном этапе главная задача регулятора – подготовить нормативную базу до вступления в силу обновленного закона о финмоне — то есть до конца апреля.
«Устаревшее положение войдет в коллизию с новым законом, и это совсем усложнит работу банков с клиентами. Поэтому сейчас нужно описать хотя бы процедуру видеоидентификации, а уже следом можно разработать дополнения о более современных инструментах», — говорит она.
В НБУ утверждают, что не будут ставить банкам жесткие рамки в техническом плане. Но банкиры пока не берутся прогнозировать, как это будет работать на практике.
По словам руководителя по развитию и стратегии ОТП Банка Игоря Руснака, под удаленную идентификацию банкам однозначно придется менять процедуры и выстраивать соответствующую IT-инфраструктуру.
Как это может выглядеть? Есть два варианта
Первый: банки сосредоточатся на классической видеоидентификации.
Все будет происходить точно также, как если бы клиент пришел в отделение. Прорывных новшеств в таком случае, вероятно, не будет, а сама услуга не станет массовой. Как минимум, из-за низкой «пропускной способности» видео-менеджеров, которых, к тому же, нужно дополнительно обучить. По словам Руснака, один из вариантов, как расширить прием «удаленных» клиентов – разрешить сотрудникам колл-центров тоже идентифицировать клиентов.
Второй вариант: искусственный интеллект и другие IT-разработки.
В НБУ рассказали «Минфину», что действительно рассматривают возможность применения банками «упрощенных моделей» дистанционной верификации. «Например, liveness detection и возможности дистанционного считывания идентификационных данных чипа документа с NFC смартфона», – пояснили в Нацбанке.
Читайте также: НБУ вводит коммерческую модель использования системы BankID
У банков пока не так много опыта в использовании финтех-идей именно для идентификации клиентов. Но на украинском финансовом рынке есть успешные кейсы: по словам СЕО финкомпании Moneyveo Алены Андрониковой, которая идентифицирует всех клиентов удаленно, за счет технологий искусственного интеллекта им удалось сократить до 1 минуты длительность процедуры андеррайтинга, включая идентификацию/верификацию, проверку через антифрод, скоринг и составление индивидуального офера клиенту.
«Наша система распознает 5 типов изображений, в частности, определение паспорта старого или нового образца, карты с номером, селфи-фото и др. Благодаря системе оценки рисков процент фрода удалось свести практически до нуля», – рассказывает Андроникова.
Важный момент в процессе верификации у Moneyveo – компания не выдает кредит без валидной карты украинского банка. Номер нужно ввести в онлайн форме: подтверждение, что карта действительно принадлежит этому человеку, происходит с помощью технологии 3D Secure (по аналогии с покупками в интернете, когда на финансовый номер телефона приходит одноразовый пароль). Также IT-системы компании запрашивают информацию в Бюро кредитных историй и т.п.
Готовы ли банкиры к более продвинутым методам в идентификации клиентов – вопрос открытый. В отличие от финкомпаний, финмониторинг банкам никто не отменяет.
С одной стороны, готовы. К тому же, уже в июле финкомпании тоже перейдут под надзор Нацбанка и их опыт можно будет перенести на простые банковские продукты.
С другой – далеко не все зависит от самих банкиров. В НБУ прежде чем рассуждать о технологиях, указывают на риски. «Пока мы только отрабатываем разные варианты, приемлемые с точки зрения рисков (таких как отмывание денег, — Ред.). В основе всех – собственноручная подпись на экране или же КЭП», – отметил в комментарии «Минфину» замглавы НБУ Сергей Холод.
Поэтому, на первом этапе, вероятно, будет преобладать уже практически готовый к использованию и не столь рисковый, по мнению НБУ, вариант с видео. IT-составляющую банки пока будут только тестировать, говорит Коробкова.
Тем же, кто захочет поставить процесс на поток, придется не только договориться с Нацбанком, но и инвестировать в это серьезные деньги. Как отмечает Андроникова, одна качественная «фича» (5-6 разработчиков и аналитиков, до 6 месяцев разработки), связанная с искусственным интеллектом для удаленной идентификации клиентов, может стоить порядка $200 тыс.
Но будет ли смысл в таких инвестициях и сможет ли прогрессом воспользоваться большая часть украинских потребителей – зависит от понимания НБУ, насколько удаленная идентификация опасна с точки зрения отмывания денег и мошенничества. Если опасна, банкам придется подождать другого удачного момента, чтобы наконец-то догнать Европу.
Кризис и карантин ускоряют диджитализацию по всему миру. Консервативные британские суды начали массово проводить слушания по видеосвязи, в США бум телемедицины, вузы переводят все курсы в онлайн, а проникновение интернет-банкинга достигло исторического максимума. Украинской банковской системе нужно тоже воспользоваться этим моментом, чтобы сделать скачок в развитии.
Ольга Терещенко
Комментарии - 53
по базе потерянных или недействительных.
Даже сейчас при первом открытии счетов в отделении банковские сотрудники не проверяют
паспортные документы на предмет кражи — им видите ли лень (некогда или не научены)…
То есть к примеру я открою карту, перекину туда свои же деньги и потом не смогу купить ничего дороже пяти тысяч? или пополнить на 200 долларов я тоже не смогу, пока доллар не упадет?
Уже давно по максимуму все делаю в онлайн - заказ продуктов, покупка техники, коммуналка. Клиентом монобанка стал сразу, как он на рынок вышел, подкупила возможность никуда не ходить. Даже в том же привате нужно в отделение идти (последний раз карту менял), это реально неудобно.
Я уже представляю, как оператор колл центра будет меня идентифицировать, пока что они посылают в отделение по любому вопросу.
Вот реально непонятно, зачем сначала загонять клиентов в отделение, чтобы потом их отправлять в онлайн. Почему нельзя сразу все делать в онлайне? Мы не ищем легких путей…
Надеюсь банки смогут оформлять депозиты онлайн, скоро заканчивается депозит и если честно, идти в отделение в нынешней ситуации не хочется. Только непонятно, почему такие лимиты, если фонд гарантирования до 200 тысяч покрывает.
Грубо говоря - о том , чтобы по вашему украденному паспорту вам не открыли счет. Вернее не вам , кому-то другому.
проделывать такие вещи онлайн - намного проще. можно паспорт и не воровать - можно просто получить сканы вашего паспорта.
Или нарисовать их (это не так трудно)
не так давно на одном из сайтов рекламировалась услуга - рисовались любые документы на базе реальных на указанное вами имя. и вам высылали «скан». Причем и вариант «фото непонятного человека держащего в руках такой » документ« со »своей« фотографией» - был в комплекте.
А все огрехи рисования можно списать на некачественное сканирование.
каждый отвечает за результаты своей работы. это правило.
Вопрос о сканах остался без ответа...
А как относится к тому , что работу по идентификации провели не в банке? Где-то в другой организации. И к вам приходит человек и говорит «я честный пацан. меня Вася проверял». А на вопрос «кто такой Вася и как он проверял? отвечает »неважно. Вы че , васе не верите ? "
при этом вася - никакой ответсвенности не несет.
Я , как клиент ощада , не променяю его на какой-то моно , который завтра отключит сайт - и вы его будете по придорожным кустам искать.
Ну а легенды об очередях в ощаде - это старые сказки. Которыми вас бабушка напугала. Обычные интернет-банк и мобильное приложение. никаких проблем.
После этого у мошенника на руках законная дебетовая БПК, на которую он в режиме онлайн в Манивео и паре десятков аналогичных контор получает кредиты — кто сколько даст, и эти кредитные средства поступают на дебетовую БПК, с которой вполне законно снимаются налом.
После завершения депозита, который тоже снимается налом с БПК, у мошенника есть ещё масса вариантов по продаже «воздуха» на ОЛХ, опять же получив аванс на карту и сразу его монетизировав.
При желании и некоторой сноровке в достижении мошеннических целей — можно много чего накуралесить…
«Ну і досвід у вас…: »
Скорее память хорошая и умение пользоваться гуглом…
Возможно вы в 2018 читали на Минфине отзыв:
Аваль — Надежно, как в банке
Кредиты на утерянные паспорта
Кредиты на утерянные паспорта
Счета в других юрисдикциях на «утерянные» паспорта
Оформление банковского счета на потерянный паспорт
«Ну і досвід у вас…: » - звичайно, це був жарт...
Банки придумывают сложнейшие схемы идентификации, но не способны наладить
обязательную проверку паспортов новых клиентов по базе данных недействительных паспортных документов.
И ведь этим страдают не только, Аваль, Альфа, А-банк но и многие другие, исключая Монобанк - эти ребята научены горьким опытом Приватбанка и не ленятся пробить по базе номерок всего один раз перед выдачей БПК даже с нулевым кредитным лимитом.
А проблема дійсно серйозна. НБУ мав би звернути на це увагу і посилити відповідальність за такі проколи.
И ходить сними в отделение банка - страшно , а прислать скан - очень даже можно...
В базе появляются все недействительные паспорта довольно оперативно:
- паспорта умерших
- украденные и потерянные паспорта, если владелец паспорта подал заявление в полицию
- чистые бланки паспортов, «пропавшие» в Крыму и на не подконтрольной территории Донбасса
Сейчас уже не страшно - в подавляющем большинстве отделений банков отсутствует должность охранника, девочки-экономисты не представляют никакой угрозы для мошенников, главное - в кассовый узел недействительный паспорт не совать, а то могут забыть вернуть, а туда так просто и не достучишься...
«В нормальных банках проверка паспорта проходит автоматически при вводе номера паспорта»
Сказки, сказки и ещё раз сказки…
У баз ДМС и МВС нет публичных api для формирования автоматических запросов к базе и получения автоматических ответов.
В ОДБ нет «пимпочек» с названием «проверка паспорта» или аналогичных.
Из того, что известно мне — Монобанк проверяет вручную перед выдачей кредитной карты.
Также известно, что Аваль, Альфа, А-банк, Ощад, ПУМБ — не проверяют паспорта по базе недействительных или утерянных документов при открытии счетов и выдаче дебетовых карт новым клиентам-физлицам.
Цитата дня:
«ira26101969
1 сентября 2018, 16:08
По моему утерянному и недействительному паспорту взяты кредиты в Манивео, Быстрозайм и Динеро, а также открыты карточные счета в Ощадбанке, Райфайзен, Акцент банке, Альфе, Пумб. Это только то, что я знаю.»
Более подробно с отзывом по этой проблематике можете ознакомиться по ссылке:
https://minfin.com.ua/company/aval/review/117646/
https://youcontrol.com.ua/ru/topics/proveryt-pasport-na-podlynnost-eshchyo-nykohda-ne-byilo-tak-prosto/
"Как правильно проверить паспорт
Вы можете совершить проверку через сайт ГМС, указав серию и номер документа. Однако, куда проще и удобнее проверка подлинности паспорта пройдет через систему Youcontrol. Благодаря модулю «Физические лица» вы можете не только узнать, действителен ли паспорт интересующего вас лица, а также многое другое."
При попытке воспользоваться модулем «Физические лица»
получаю код 404 - вот результат попытки проверки через youcontrol
и их модуль «физические лица»...
Возможно вам повезёт больше...
Одно дело на веб-сайте делать редиректы и фреймы и совершенно другое - из под проприетарного софта делать запросы «в наружу», особенно если по безопасности у большинства рабочих мест сотрудников заблокирован выход в интернет...
«Проверка паспорта - стандартная услуга того же юконтрола. значит АПИ есть.»
На сайте youcontrol есть описание функционала по физлицам и там есть более подробная информация о том, как данные ДМС (ГМС) становятся доступны, цитирую:
"Модуль «Проверка паспортных данных»
YouScore сообщит, если паспорт гражданина Украины недействителен или числится похищенным/утерянным. Причем очень быстро. Информация о похищенных и утраченных паспортах поступает из реестров МВД дважды в день, из базы недействительных документов Государственной миграционной службы – раз в день."
Даже моих элементарных знаний в ИТ достаточно для того,
чтобы понять - это не api, а обычный экспорт (выгрузка) данных за период.
Но мы можем продолжать долго и нудно спорить об этом - хотя должны признать - ни МВД ни ДМС не предоставляет свои данные на регулярной основе за просто так да ещё и частным юридическим лицам - у юрлиц должен быть договор на получение данных и должна быть цена этих данных либо какая-то абонплата за получение этих данных.
У youcontrol такие договора были заключены в 2019 году, а вот в 2020 предположительно было отказано в их продлении - возможно и поэтому модуль «Физические лица», запущенный летом 2019 на сегодня реально недоступен...
«А вы купили этот модуль ? он платный.»
Неужели поэтому при обращении к странице, где опубликована инструкция по работе с модулем гордо светиться ошибка 404...
у них этот модуль куплен , проверки ведутся, все данные показываются - от паспорта до имущества.
«Я обращался к знакомому в один из банков из вашего перечня»
Значит они используют доступ к этому модулю только для друзей, знакомых и возможно для каких-то личных и не совсем законных целей, ведь согласно отзыву клиентки, ссылку на который я опубликовал ранее — в озвученном перечне банков мошенница по недействительному (утерянному) паспортному документу смогла открыть карточные счета и получить дебетовые карточки, а значит при заведении в ОДБ нового клиента никто не проверял его паспорт на действительность…
А это значит, что даже при наличии всех существующих возможностей для борьбы с мошенниками — банкам реальная борьба с реальными мошенниками абсолютно не интересна.
А вот помочь друзьям или знакомым — тут конечно без проблем…
Единственное разумное объяснение — счета на утерянный паспорт открывались 2018 году или даже ранее (паспорт утерян в 2016), а этот модуль стал доступен банкам с 2019 года…
Кстати, ради интереса — можете вспомнить в каком году обращались к знакомым…
это в наших темпах изменений - уже «в позапрошлой жизни»
допускаю что тогда и правда ничего такого небыло.
обращался пару месяцев назад.
этот сервис они запустили в середине 2019 и раньше такого функционала у них не было...
Значит прогресс на лицо...
О такой схеме еще не слышал. Спасибо что просветили.
Сейчас это и в европе запрещают.
ссылки ? да полный гугл. вот за 1 минуту нашел
статья об открытии счетов в Германии
http://viza-v-germaniyu.ru/schet-za-granicey-v-inostrannom-banke
«Открыть счет в Германии без личного присутствия с 2012 года более невозможно.»
это не мгновенный процесс.
иностранцам уже запретили, а со своими еще играются.
В Европе давно используется удаленная идентификация разными сервисами. Есть https://exmo.me/ru/article/ru-verification-with-telegram-passport - там все просто и даже в Телеграмме можно все сделать и соответствует европейским правилам финмониторинга.
весь прошлый год переходили на айбан. я писал на этом же форуме что это техническое изменение, которое не принесет радости пользователям и принесет хлопоты и бардак исполнителям.
ровно так и получилось.
хотя мне кричали «это будет революция и волшебный новый мир. европа-европейская»
с удаленной идентификацией - то же самое
А сделали бы на своей технической базе BankID - тогда бы была возможность оперативной и централизованной верификации не только паспортных документов - НБУ, как центральному государственному органу, регулирующему работу банков намного проще договориться с Налоговой, МВД, ДМС о взаимообмене персональными данными о гражданах Украины.
При таких раскладах BankID от НБУ был бы стандартом удалённой идентификации для всех укрбанков, возможно с некоторыми ограничениями, например, только для открытия текущих счетов в нацвалюте, заказа дебетовых карт и открытия депозитных счетов тоже в нацвалюте...
Вместо этого в НБУ постоянно генерят новые идеи, не доводя до ума уже ранее придуманное и внедрённое...
Например, до сих пор большинство укрбанков умеют считывать паспортную ID-карту, а НБУ на это ложил большой болт...
Большинство укрбанков за пару лет так и не удосужились модернизировать свой софт и обеспечить каждое рабочее место экономиста считывателем паспортных ID-карт при цене считывателя в розницу менее одной тысячи гривен.
У подавляющего большинства банков в карточке клиента не предусмотрено место для его актуальной фотографии, как и сама возможность при идентификации обновлять историю фотографий в клиентских персональных данных.
А теперь таким банкам ещё и хранить в ОДБ видеофайлы в десятки и сотни мегабайт, которые не несут какой существенно значимой информации...