Минфин - Курсы валют Украины

Установить
10 февраля 2020, 14:15 Читати українською

Экономику не подкосит падение промышленности. Но риски для роста остаются

Отечественные СМИ раскручивают тему грядущего экономического коллапса. Его предвестниками считают падение промышленности и значительные недопоступления в казну. В действительности же риски для экономики лежат совершенно в иной плоскости. 

Экономика, инвестиции, рынки, бюджет, гривна, программа МВФ
фото: focus.ua

Инвестиционный банкир, специалист отдела продаж долговых ценных бумаг Dragon Capital Сергей Фурса рассказал на странице в фейсбуке о реальной угрозе, которая ждет украинскую экономику. «Минфин» выделил главное.

Почему промпроизводство отходит на второй план

Промышленное производство сокращается. Если бы мы сейчас жили в 19-м веке и у нас бы падало промышленное производство, то это было бы предтечей кризиса и «зубожіння». Но теперь 21 век. И в 21-м веке сфера услуг, например, гораздо важнее, чем промышленное производство.

Чем современней экономика, тем менее важно для нее промышленное производство. Тем важнее сектор услуг. Ведь сейчас сотня айтишников дает добавленной стоимости больше, чем десяток тысяч сотрудников металлургического завода. И, при этом, не вредит экологии.

За счет чего растет экономика

Падение промпроизводства — это неприятно. Но не смертельно. Это не мешает экономике расти. Рост ВВП в 2019 году был выше 3%. Примерно таким же он ожидается и в 2020 году. Растет сектор услуг, растет строительство, растет торговля. Почему падает промышленное производство в Украине? Основной драйвер падения – металлургия. Там действительно тяжелая ситуация. А осень стала худшим периодом для сектора лет за 20. 

Металлургов подкосили торговые войны

Резко упали цены на мировом рынке, резко упал спрос, что и ударило в том числе и по украинским производителям. Причем, металлурги оказались зажаты в тиски. С одной стороны низкие цены на металл, с другой — высокие цены на руду, основное сырье.

В итоге производство временно стало вообще не рентабельным. Многие его или остановили, или существенно сократили. Результат мы видим в динамике промышленного производства. Почему сложилась такая ситуация на мировом рынке? Причина в торговых войнах, которые затеял Трамп. Они ударили по мировой экономике. И та ударила по металлургии.

Читайте также: Почему инфляция снижается, а жизнь дорожает. И что будет дальше

Парадокс теплой зимы

Это звучит парадоксально, но это так. И не надо считать, что автор сошел с ума или что он последователь Греты Тумберг. Если теплая зима, просто меньше надо топить и меньше производить электричества. Меньше топить – меньше производишь тепла.

Как результат – падают показатели промышленного производства. Парадоксально, но факт. То, что хорошо для экономики в целом, то, что приводит к падению цен на газ, плохо для показателя промышленного производства. Но надо ли грустить по этому поводу?

Откуда взялась «дыра» в бюджете

Действительно, план по доходам бюджета не был выполнен в прошлом году и не выполняется уже в 2020 году. Говорит ли это о том, что у нас в экономике проблемы? Нет. Потому что причиной такого падения является более сильный курс гривны, чем закладывался в бюджете. Одним из основных наполнителей бюджета есть таможня. Теперь она стала давать просто меньше, чем ей записали.

«Минус» для бюджета — «плюс» для потребителей

Таможня отстает от плана, потому что стоимость импортных товаров в гривне снижается по мере того, как растет курс гривны. Потому что цена в долларах. Гривна сильнее, значит импорт дешевле. А значит и налог с этого импорта меньше.

Как результат, у нас есть минус для бюджета. Это тот минус, который в реальности очень радует потребителей, которые видят это в цене импортных товаров. И мы видим, что инфляция снизилась до 4%. Рекордно низкий показатель. Но да, это плохо для бюджета.

Читайте также: 10 причин для оптимизма. Почему кредиты должны подешеветь

Почему не растут долги

Означает ли это коллапс экономики? Нет. Означает ли это рост дефицита бюджета и как результат, стремительное наращивание долга? Опять нет. Потому что правительство не наращивает долг, а сокращает расходы. Это в той или иной форме происходило последние 3 года, потому что как постоянно курс гривны был сильнее ожиданий. Просто сейчас разница была больше обычного. Но МВФ жестко отслеживает, чтобы мы жили по средствам и не наращивали дефицит.

Означает ли это, что над всей Украиной чистое небо и нет экономических рисков? Нет, не означает. Просто они совершенно не там, где их ищут на телеканалах.

Риск — в зоне сотрудничества с МВФ

В 2020 году Украину ждет период рекордных погашений внешнего долга. Для этого критически важно иметь доступ к внешнему финансированию. То есть, доступ к новым кредитам. Стране важно выпускать новые облигации, как внутри страны, так и вне ее. И эту возможность для Украины обеспечивает сотрудничество с МВФ, которое постоянно оттягивается.

Инвесторы пока оптимистичны

Инвесторы способны временно игнорировать любые плохие новости. Речь идет о настроении на мировых финансовых рынках, которые сейчас пребывают на исторических максимумах. Там царит супер оптимизм. В этот период инвесторы готовы закрывать глаза на риски и видят мир через розовые очки. Но этот период не длится вечно. Никогда.

Пока что инвесторы игнорируют негативные сигналы из Украины. Как, например, ситуацию вокруг МВФ. На этой неделе украинский парламент опять проявил себя как сборище анонимных импотентов и пошел по длинной процедуре голосования рынка земли, которая предусматривает голосование по очереди каждой из поданных спам-правок. В итоге, само голосование продлится где-то до апреля.

Читайте также: Украинский парламент «забуксовал» до апреля и отложил «антиколомойский» законопроект

«Антиколомойский» законопроект отложен до апреля

Значит, до апреля парламент не сможет голосовать ничего другого. Поэтому не пройдет и «антиколомойский» законопроект. Который, теоретически, должен был идти в повестке дня до рынка земли, но был изменен неравнодушными депутатами до неузнаваемости и вообще не попал в зал. В результате, первое чтение этого закона будет как минимум в апреле.

Во-первых, за это время в украинских судах может произойти что угодно. Во-вторых, это означает, что пока не будет ни программы МВФ, ни поддержки ЕС или Мирового банка. Учитывая тягу к майским праздникам, даже если рынок земли будет проголосован в апреле, то второе чтение «антиколомойского» закона появится не раньше мая-июня. И только после этого может быть вынесен вопрос на правление МВФ.

Значит, мы получим программу не раньше середины лета, а может быть и в сентябре. И это на фоне того, что изначально рынки ожидали ее в сентябре 2019 года.

Хрупкое равновесие

Поэтому украинская экономика может ничего и не почувствовать. Но стоит настроениям изменится, стоит какой-то критической массе инвесторов задуматься – и тут поезд может развернуться и полететь в другую сторону. Что будет этим взмахом крыла бабочки, предсказать невозможно. Она может прилететь из Верховного Суда Украины, а может из любой точки земного шара.

Комментарии - 36

+
+53
Captain  Cisco
Captain Cisco
10 февраля 2020, 14:59
#
Брехло. Цены на импортные товары в магазинах не то,что не снижаются,а растут.
+
+71
SAndreyS
SAndreyS
10 февраля 2020, 15:21
#
Айфон новой серии подорожал по сравнению с прошлой серией? :-)
+
0
Ozborn
Ozborn
10 февраля 2020, 18:36
#
Я брал телевизор модели 2018 года в марте за 13700, а сейчас аналогичная модель 2019 года 12200. При том, что в июне месяце эта модель 2019 года стоила 14000
«подорожалооо»
+
+19
vladymyrkiev
vladymyrkiev
11 февраля 2020, 9:36
#
Аналогичная модель в 2019ом уже морально устаревшая.
+
0
Ярослав Карпенко
Ярослав Карпенко
11 февраля 2020, 8:20
#
Нет, цены на импорт упали, посмотри даже на машины.
+
+31
Olezhechka
Olezhechka
10 февраля 2020, 16:01
#
Фурманова, вы точно экономист? У меня большие сомнения.
+
+56
Viktor Andriyenko
Viktor Andriyenko
10 февраля 2020, 16:04
#
Шота мне этот эксперт не нравицца :))

А якщо серйозно, то усю суть економіки, яка тримається на послугах і запозиченнях, автор висловив однією фразою: «Но стоит настроениям изменится, стоит какой-то критической массе инвесторов задуматься...»

Чому до сучасних розвинутих економік це правило не застосовується? Може саме тому, що крім масажування дуп і запозичення під це грошей вони ще й виробляють багато чого? 

І так, по ринку землі (скоріше базару землі) я не підтримую бажання автора пошвидше це зробити, у звичному для the влади турборежимі, тобто «нє глядя». Але автор - інвестиційний банкір, і цим усе сказано...
+
+15
Ярослав Карпенко
Ярослав Карпенко
11 февраля 2020, 8:22
#
А нормально розглядать 4000+ тупих правок які всі як під копірку??? Все автор правилбно сказав.
+
+30
Viktor Andriyenko
Viktor Andriyenko
11 февраля 2020, 11:09
#
Автор дійсно дав досить якісний аналіз того, що відбувається. Єдине, що мене хвилює, так це оцінка (+ чи -) впливу і наслідків нинішньої політики. І сам автор правильно вказав, що «льогкім двіженієм рукі...» плюс в лічені дні перетворюєть на мінус.

Щодо 4000+ тупих правок. ОПЗЖопісти (а саме їм належить більше половини правок) чесно визнали, що це - технологія, спрямована на затягування процесу. І при тому, що я ідеологічно противник ОПЗЖ, в даному випадку це підтримую. Тому що закон про ринок землі (якщо про ринок, а не про базар) повинен «визріти». І найкращий метод для цього - час.
Я переконаний, що чи не основним фактором, через який Нафтогаз пішов на компроміс з Газпромом, було отримання 2,9 ярдів зелених «зараз і вже». Як тільки про це домовились - на все інше вже не дуже зважали. Причина? Мінфіну для затикання дірок потрібні були кошти зараз і вже.
За аналогією, я переконаний, що поспіх з ринком землі - це, у першу чергу, бажання отримати у руки ліквідний товар (державні землі), грошей від продажу якого вистачить на прикриття голої дупи «прохвесіоналів-рехворматорів» на увесь термін каденції преЗЕдента, щоб народ без пенсій, очолюваний лідером усіх знедолених - Ляшком, не підняв їх на вила. Тобто буде можливість розпродавати землю - можна буде не паритися відносно бюджету, неправильного прогнозування, неправильної економічної і фінансової політики. Високоліквідний товар прикриє усі недоліки.
+
+118
Tod
Tod
10 февраля 2020, 20:37
#
Короче, производство – встали и ушли. Мы будем развивать сферу услуг! Диджитализация, страна в смартфоне – наше всё! Ничего страшного, что мы ничего не производим, зато справку любую за 20 минут оформим.
От же оленьё блин. Если так продолжится, то вместо переписи в 2025 можно будет перекличку сделать.
+
+56
Ярослав Карпенко
Ярослав Карпенко
11 февраля 2020, 8:23
#
В развитых странах сфера услуг занимает до 80%
+
+15
Viktor Andriyenko
Viktor Andriyenko
11 февраля 2020, 11:29
#
Правильно, якщо тих 20%, які припадають на виробництво в розвинутій країні, достатньо для забезпечення 300% потреб населення самої країни продуктами виробництва (тобто,  ще й з іншими країнами можна поділитися), то й інші 80% можуть припадати на послуги. Якщо ж ваша країна нічого не виробляє і ніяких послуг не може запропонувати назовні (окрім ІТ, які навряд чи витягнуть нашу економіку), то й не треба прагнути «наздогнати і перегнати» розвинуті країни щодо структури економіки. Ви вважаєте, що українська економіка може жити тільки за рахунок того, що ми усі будемо перепродувати один одному вироблене за кордоном?

p.s. Якби все у нас було так прекрасно, нова зевлада не намагалась би так швидко, за будь-яких обставин, добитись розпродажу землі - чи не єдиного активу, яким можна торгувати і безболісно забезпечувати 80% послуг у ВВП. Можна, тільки не довго...
+
+31
Tod
Tod
11 февраля 2020, 11:34
#
Не тупите, во всех нормальных странах – сфера услуг призвана обслуживать сферу производства. И только так. Иначе не бывает. Да, и не нужно приводить примеры на государствах типа Ватикана или что-то на подобии. Речь идёт о странах соразмерных нашей, а то и больше.
+
+30
nikshe
nikshe
11 февраля 2020, 8:45
#
Соглашусь с автором практически во всем.
Производство нужно, но на даном этапе сфера услуг более важна.
80% экономики штатов - услуги
Посмотрите на Сингапур - 5 млн населения, внутреннего рынка практически нет, природных ресурсов нет, зато одно из первых мест в мире по уровню жизни и ВВП на душу населения. Никто там не плавит руду и не продает ее за копейки, или не выращивает зерно. Там высокомаржинальный экспорт и в основном услуги
+
+51
vladymyrkiev
vladymyrkiev
11 февраля 2020, 9:41
#
Чтобы сварить кофе (услуга), его нужно вырастить, произвести удобрения и прочую агрохимию, нужна техника для обработки и т.д. Это к тому, что вокруг одного производителя формируется хрен знает сколько смежников и сервисников. Не будь кофейного зерна, отпадает потребность в кофемашинах, бариста, аренды помещений под кофейни, интернет и оффлайн магазины кофе.
+
0
nikshe
nikshe
11 февраля 2020, 10:06
#
Все правильно говорите, но выращивание\сбор этого зернышка не должно занимать львиную часть экономики. И потом сидеть и молиться, уродит ли кофе в этом году
+
+1
Tod
Tod
11 февраля 2020, 12:01
#
Вы шутите? Сравнили *** с пальцем.  Они сделали все условия для инвесторов,  а так же помогали начать производство и наладить бизнес. Таких вещей как рейдерство, маски шоу там нету. Налоги там тоже очень от наших отличаются. Теперь их там  5 млн. человек, живущих, по сути в Лас-Вегасе и они живут на острове с огромным портом и аэропортом.
Это абсолютно разные вещи. Тут нельзя проводить сравнение.
+
0
nikshe
nikshe
11 февраля 2020, 8:48
#
Про 80% экономики штатов взял с головы еще школьные знания. Решил перепроверить себя
Вот данные из википедии:

Структура экономики США отличается ярко выраженной постиндустриальностью. Большая часть американского ВВП (79,4 % в 2004 году) создаётся в отраслях сферы услуг, куда относятся, прежде всего, образование, здравоохранение, наука, финансы, торговля, различные профессиональные и личные услуги, транспорт и связь, услуги государственных учреждений. На долю материального производства (сельское хозяйство, лесное хозяйство и рыбная промышленность, добывающая и обрабатывающая промышленность, строительство), таким образом, остаётся 20,6 % ВВП. В сфере сельского хозяйства создаётся около 0,9 % ВВП, а промышленность даёт менее 20 % ВВП.

+
+1
SemperIdem
SemperIdem
11 февраля 2020, 10:31
#
Це нагадує одного американського ідіота економіста, який проаналізував статистичні дані і зробив висновок, що винайдення залізниці не мало великого значення для розвитку економіки Штатів, бо було лише 3% у структурі ВВП. Якось при цьому не враховуючи, що залізниці уможливили появу і зростання багато чого іншого, особливо торгівлі. Фурса забуває для яких галузей економіки айтішники пишуть софт: а це ж дуже часто промисловість або рітейлінг, який може займатися продажем промислових товарів. Ще дуже багато чого зав'язане на промисловість.
+
0
Ярослав Карпенко
Ярослав Карпенко
17 февраля 2020, 8:17
#
От сам подумай, стоїть завод, наприклад по виготовленню дверних ручок. Багато софта там треба. І другий варіант банк. Доя кого працюють айтішніки???
+
0
SemperIdem
SemperIdem
11 февраля 2020, 10:44
#
Взагалі оцє прєклонєніє перед такими «експертами» як Фурса дуже дивує. Якщо людина спеціалізується на продажах-перепродажах CDO, CDS, різних ф'ючерсів та інших прочіх деривативів і при цьому з самозакоханою манерою пише постіки у ФБ, то ми вважаємо його генієм економічної думки і сприймаємо це все за епістемологічне (істинне). Дуже сумніваюсь, що якщо запросить його на якийсь економічний подкаст і поганять по розумінню еволюції економічного вчення та історії через призму не тільки Адама Сміта, Давіда Рікардо, а й Ліста, фон Гайєка з Шумпетером, то він швиденько попливе.
+
+10
Niko159
Niko159
11 февраля 2020, 11:40
#
«Чем современней экономика, тем менее важно для нее промышленное производство.» - эксперД! ты это Трампу расскажи...
«Причина в торговых войнах, которые затеял Трамп.» - так а зачем же он эти войны затеял-то?.. А не для того ли, что бы вернуть промышленность в сша?..
Посмотрите ежедневные объёмы межбанка в 2011, 2012, 2013 годах!.. И сравните с сегодняшними... Это когда в Украине была промышленность...
+
0
yarg
yarg
12 февраля 2020, 9:56
#
И что - вернул промышленность ? 
 Ну и да фраза «когда в Украине была промышленность» - повеселила. А куда же она исчезла ? за исключением той , которую рашка попилила в Донецке...
+
0
Консультант порталу «Мінфін»
Консультант порталу «Мінфін»
11 февраля 2020, 16:25
#
Доллар по 30 или дефолт: как мировой кризис повлияет на Украину?

https://www.youtube.com/watch?v=r_UJ229kDU8

Подписывайтесь на youtube-канал Минфина и оставляйте комментарии с вопросами под видео.
+
0
Petr Maslov
Petr Maslov
12 февраля 2020, 8:07
#
Бредни сивого Сороса...
+
0
SAndreyS
SAndreyS
12 февраля 2020, 12:07
#
Комментарий образец отличного анализа, прекрасная аргументация, вообщем КГ/АМ.
+
+30
Olimpiec
Olimpiec
12 февраля 2020, 12:41
#
Все что нужно знать об этом «икономесте»,: «Ведь сейчас сотня айтишников дает добавленной стоимости больше, чем десяток тысяч сотрудников металлургического завода». Можно пример от икономиста где 100 айтишников (естественно фопов) создают больше добавленной стоимости чем например Запорожсталь...
+
0
yarg
yarg
12 февраля 2020, 12:54
#
Нуу.... они вот тысяч 10 гривен налогов платят. 
и еще  - тысяч 5 НДС  (о котором они так любят говорить). 
вроде все.
+
0
SAndreyS
SAndreyS
12 февраля 2020, 13:20
#
На самом деле - это он утрирует, но для примера возьмем Криворожсталь.
EBITDA Криворожстали = 17,8 млрд. грн. за 2018 год. (это и есть по сути добавленная стоимость).
Количество сотрудников - 20 783 средняя за 2018 год.
Это получается 856 632 грн. на сотрудника в год или 71 386 грн. в мес. = по курсу 25 - 2 855 долл. в мес.
То есть в среднем 1 работник мет. завода производил в месяц добавленной стоимости как 1 senior айтишник. 
Получается, что примерно 1 к 1. 
Но нужно учесть несколько нюансов, например в 2017 году, EBITDA была в 2 раза меньше, а в 2016 в 2 раза меньше 2017. Потому что мет заводы очень зависят от внешней коньюнктуры. А вот АйТишники не очень зависят.
В 2019 году также ожидается падение прибылей мет. компаний, и вообще ближайший прогноз плохой по отрасли. А по АйТи - хороший.
+
+15
yarg
yarg
12 февраля 2020, 13:34
#
Прибыль - это добавленная стоимость ? 
не уверен что это корректно.
предприятие может получить нулевую прибыль или даже убытки , при этом создавая большую добавленную стоимость...
+
0
SAndreyS
SAndreyS
12 февраля 2020, 14:15
#
Такое возможно, если убытки идут от различных бухгалтерских вещей типа переоценок, курсовых разниц и.т.д., и.т.п.
Но вроде за последний год у предприятия такого особо не было. Да, возможна ошибка в пределах 20%. 
Но это не сильно влияет.
К тому же я беру не чистую, а операционную прибыль т.е. разница реальных доходов и реальных расходов.
+
0
Olimpiec
Olimpiec
12 февраля 2020, 14:33
#
Утрирование здесь не уместно. Айтишников едва наберется в целой стране, равное количество сотрудникам Криворожстали. И еще добавленная собственность и айтишники в нашей стране отдельная тема. 1 работник криворожстали vs 1 мифический айтишник, не плохо.
+
0
SAndreyS
SAndreyS
12 февраля 2020, 14:39
#
Еще раз, давайте смотреть все же здраво и придирчиво. 1 к 1 — это лучший год за последние лет 5. До этого было 1:2, 1:4, а что было в 2014-2015 вообще не имеет смысла обсуждать.
+ Стабильный рост АйТи в прошлом и в будет в ближайшие годы, а металл уже обвалился и при любом кризисе обвалится сильнее.
Это крайне важно.
Кроме того, нужно учесть, что новую Криворожсталь строить не имеет смысла, т.е. развить эту отрасль не получится, а количество АйТишников и возможно увеличивать, и оно само по себе увеличивается.
+
0
yarg
yarg
12 февраля 2020, 15:03
#
«Украинский IT-рынок за последние четыре года увеличился вдвое и достиг показателя в 184 700 IT-специалистов.» https://tech.liga.net/technology/novosti/skolko-v-ukraine-aytishnikov-i-ih-deneg---issledovanie

это 7 Криворожсталей.
+
0
korjakin1000
korjakin1000
13 февраля 2020, 8:40
#
Это хороший «научный метод». Взять весь персона металлургического комбината (с банщицами, охранниками и уборщицами) и сравнить с IT-специалистом уровня senior. В IT-компаниях нет Junior, Middle специалистов, нет администраторов, секретарей, уборщиц и т.д.? В какую сторону сдвинется сравнение если взять IT-компанию с полным пакетом сотрудников?
+
0
SAndreyS
SAndreyS
13 февраля 2020, 10:08
#
Korjakin1000, это называется прикидочный подход. Примерно. Для того, чтобы сказать, что-то точно нужно целое исследование проводить. 
Прикидочно, получается, что 1 работник завода производит как один Senior АйТишник. В самый лучший год.
Год назад было как middle АйТишник, а еще год назад как Junior.
Да, и опять же мы смотрим только зарплату АйТишника, доходы АйТи компании мы не учитываем. Это очень консервативно, не уверен, что правильно.
Чтобы оставить комментарий, нужно войти или зарегистрироваться