На этой неделе стало известно, что Совет Нацбанка дал негативную оценку денежно-кредитной политике регулятора. В свою очередь, глава Нацбанка Яков Смолий заявил, что такая позиция противоречит экономической логике.
В чем причина противостояния Совета и Правления НБУ
О том, что на самом деле происходит в Совете НБУ и в чем причина противостояния представителей Совета и Правления регулятора, рассказал на своей странице в Facebook член Совета НБУ Виталий Шапран. «Минфин» публикует ключевые тезисы поста.
Не происходит ничего странного
Идет нормальный рабочий процесс, когда орган, на который возложены полномочия по контролю за денежно-кредитной политикой (Совет НБУ) осуществляет свои функции в соответствии с действующим законодательством. Умеренная критика монетарной и валютно-курсовой политики НБУ, конечно, не будет нравиться policy makers, которые такую политику продуцируют.
Правовых последствий не будет
Почитайте внимательно закон «О НБУ». Что бы там Совет не писал в своих решениях, Совет не может снять члена Правления своим решением. Все негативные выводы Совета НБУ завершаются согласно Закону «О НБУ» одинаково: в случае неоднократного неисполнения или ненадлежащего исполнения Правлением Нацбанка решений Совета, которые являются обязательными, в соответствии с настоящим законом, Совет вправе обратиться к председателю НБУ или к Верховной Раде и Президенту с изложением своих позиций.
Дорогие друзья, мне как члену Совета НБУ, которого назначил парламент, вообще не нужны никакие решения Совета НБУ, чтобы обратиться к Верховной Раде. Как гражданин Украины, в установленном законом порядке, я могу обратиться и к Президенту, и наконец, как член Совета НБУ я могу обратиться к главе НБУ, поскольку по закону он является одним из членов Совета НБУ по должности и я вижу его почти на каждом заседании. Более того, если бы Совет хотел именно отставки Правления, то никакого смысла в критических публичных оценках не было бы. Было бы достаточно одного-двух писем.
Кто против кого
«Смолий против Данилишина? Или Данилишин против Смолия?». Механизм противостояния между Советом НБУ и Правлением заложен уже в законе «О НБУ» и базируется на полномочиях Совета по контролю за денежно-кредитной политикой. Извините, а кому нравятся контролеры? Зайцам в трамвае, бухгалтерам перед налоговой проверкой? Здесь каждый «защищает и хвалит свое болото». Смолий защищает Правление и то, что они делают, и если бы он не защищал людей, с которыми работает, то уже к нему бы был вопрос, а верит ли он в то, что делает?
Данилишин борется за то, чтобы полномочия, которыми закон наделяет Совет, были реализованы в полном объеме на практике и Рада была не просто машиной для голосования, а критически переосмысливала политику НБУ. Было бы очень подозрительно, если бы Смолий и Данилишин воспевали победы друг друга на фоне тех фундаментальных проблем, которые есть сейчас на рынке. Вот поэтому Богдан Михайлович и Яков Васильевич, по-моему, нашли друг друга. Они как инь и ян, как море и берег, как скрипка и смычок – они дополняют друг друга. Конечно, «музыка», которая звучит от такого предусмотренного законом конфликтного тандема публично, не всем нравится и возможно немного нервирует наших западных партнеров.
«Друзья» Коломойского
Интересным является тезис, который сейчас разгоняют СМИ, лояльные к Правлению НБУ и который следует из официальных заявлений: «все, кто критикует Правление НБУ, – являются друзьями Игоря Коломойского или даже работают на него». Очень слабая позиция. Во-первых, вместо того, чтобы спорить по существу критических замечаний, одна из сторон обвиняет другую в политической заангажированности. Подозреваю, что это происходит из-за нехватки достойных аргументов.
К тому же такие заявления только вероятно раздражают членов Совета НБУ, которые вообще не имеют к экс-акционерам Привата никакого отношения. Правление такими действиями отталкивает от себя членов Совета НБУ и как бы подталкивает их на путь политической борьбы. У меня после таких заявлений возникает две реакции:
Найти ответ на вопрос: какой процент Правления сейчас работает не на Государство, а на действующую оппозицию? Правдивость полученного ответа я хотел бы проверить лично.
Купить у протестующих под НБУ оранжевую жилетку с надписью ПАО «НФЗ» и прийти в ней на следующее заседание Совета НБУ. А чего же?, раз нас уже назвали друзьями экс-владельцев Привата, получатся хорошие фото с заседания и добрый троллинг Правления.
Читайте также: НБУ попал в цель. Почему это плохо
Вопросом А я уже задался и хочу получить для себя ответ, и я его получу. А вот в пункте Б, конечно, я пошутил, но если давление будет продолжено, я в той или иной форме вернусь к этой идее – show must go on.
Комментарии - 38
Возникает вопрос — а зачем Совет вообще нужен?
Чтобы давать советы и не нести за них никакой ответственности...
за державу обидно
А заодно старательно имитируют бурную деятельность.
Разогнать бы.
Исключительно в целях экономии бюджетных средств.
Рада Національного банку:
1) розробляє Основні засади грошово-кредитної політики на підставі пропозицій, наданих Правлінням Національного банку, публікує їх в офіційних виданнях та подає щорічно до 15 вересня до Верховної Ради України для інформування;
2) здійснює контроль за проведенням грошово-кредитної політики;
3) здійснює аналіз впливу грошово-кредитної політики України на стан соціально-економічного розвитку України та розробляє пропозиції щодо внесення відповідних змін до неї;
4) затверджує щорічно до 15 листопада поточного року кошторис адміністративних витрат Національного банку на наступний рік;
6) приймає рішення про спрямування прибутку до розподілу на збільшення статутного капіталу Національного банку;
7) затверджує Регламент Ради Національного банку України, положення про Аудиторський комітет та інші робочі органи Ради Національного банку;
8) приймає рішення про збільшення розміру статутного капіталу Національного банку;
9) визначає порядок, періодичність проведення внутрішнього аудиту у структурних підрозділах Національного банку та затверджує річний план його проведення, затверджує положення про підрозділ внутрішнього аудиту;
10) затверджує до 1 листопада звітного року аудиторську фірму для проведення аудиту річної фінансової звітності Національного банку, визначену за результатами проведення процедури закупівлі згідно із Законом України «Про публічні закупівлі»;
Все требуемые показатели по уровню инфляции, заложенные в документе — НБУ выполнил.
Либерализацию валютного рынка проводит, поддержку плавающего обменного курса валюты осуществляет, при необходимости проводит интервенции для сглаживания курсовых колебаний, в общем делает всё то, что прописано в документе.
Если вы подзабыли, можете освежить свою память
https://bank.gov.ua/news/all/osnovni-zasadi-groshovo-kreditnoyi-politiki-na-2019-rik-ta-serednostrokovu-perspektivu
последняя страница, четвёртый абзац с конца…
Кстати, в «Основних засадах грошово-кредитної політики на 2019 рік» нет ни слова на тему бешенного принтера в Минфине, бесперебойно печатающего ОВГЗ и также нет ничего вразумительного на тему, что делать НБУ в такой ситуации, а ведь Совет НБУ должен предвидеть различные варианты развития событий, а такую мелочь даже не описал в перечне рисков.
Может вместо необоснованных претензий к Смолию и Правлению НБУ надо предъявлять претензии и к суперпрофессионалам из Кабмина, еженедельно рисующим и продающим ОВГЗ на миллиарды гривен…
Вот и воспользуйтесь своим правом прямого обращения к Кабмину…
А так получается, что Совет критикует Правление за то, что члены Правления не являются экстрасенсами и не улавливают роящиеся в головах членов Совета умные мысли, а свою деятельность сверяют исключительно по бумажке с названием «Основні засади грошово-кредитної політики на 2019 рік» , утверждённой этим самым Советом.
И ведь формально выполнили поставленные Советом задачи...
А дальше начинается большая политика...
Только эти риски генерит исключительно Кабмин в лице Минфина с ОВГЗ, а не НБУ.
НБУ и так выкупает с межбанка почти все излишки предложения валюты, но он тоже не резиновый и не может выкупать всё предложение валюты, создавая искусственный дефицит валюты и таким образом корректировать курс доллара в сторону цифровых показателей, заложенных при расчёте бюджета 2020 — ведь такие действия противоречат и валютной либерализации и рыночному ценообразованию.
Даже Данилишин в своём фейсбуке уже признал профессионализм топ-менеджмента НБУ, цитирую:
«Отмечу качественный подход составителей отчета — прогноз они обосновывают многими причинами. Это ответственно и профессионально. Свой вопрос хочу адресовать не тем, кто работал над составлением «Отчета о финстабильности», а, так сказать, выше и шире — что будет, если не произойдет кредитное сотрудничество с МВФ или не все будет складываться со структурными реформами (пока что не особо получалось)?»
А вот «выше и шире» — это однозначно не НБУ а исключительно — Кабмин, Президент и конечно ВРУ.
12) затверджує рішення Правління Національного банку про участь Національного банку у міжнародних фінансових організаціях;
13) оцінює діяльність Правління Національного банку щодо виконання Основних засад грошово-кредитної політики та з інших питань, рішення щодо яких є обов’язковими для Правління Національного банку; вносить Правлінню Національного банку рекомендації
14) вносить рекомендації Кабінету Міністрів України стосовно впливу політики державних запозичень та податкової політики на стан грошово-кредитної сфери України;
15) затверджує за поданням Правління Національного банку методику визначення заробітної плати Голови Національного банку та його заступників;
16) створює Аудиторський комітет та інші робочі органи Ради Національного банку, визначає їх склад та керівників;
17) призначає на посаду та звільняє з посади керівника підрозділу внутрішнього аудиту;
19) здійснює нагляд за діяльністю підрозділу внутрішнього аудиту;
20) затверджує за поданням Правління Національного банку методику визначення винагороди членам Ради Національного банку, крім Голови Національного банку. Розмір щорічної винагороди члена Ради Національного банку України не може бути вищим за чотирикратний максимальний розмір заробітної плати члена Правління Національного банку за один місяць;
21) підтверджує наявність або відсутність ознак нестійкого фінансового стану банківської системи, погіршення стану платіжного балансу України, виникнення обставин, що загрожують стабільності банківської та (або) фінансової системи держави, для цілей запровадження та (або) подовження строку дії та (або) дострокового припинення дії заходів захисту відповідно до статті 12 Закону України «Про валюту і валютні операції».
— на тему законности актов проверок Приватбанка и принятия решения о его неплатёжеспособности и последующей национализации;
— на тему юридической ошибочности (безграмотности) при составлении и заключении с собственниками банков договоров о личном поручительстве, ведь эти договора разработал юридический департамент НБУ, а украинские суды признают их никчемными и противоречащими действующему законодательству. Почему за не профессионализм юристов НБУ, вылившийся в потерю миллиардов гривен, никто не понёс даже символического наказания — ну хотя-бы по итогам аудита юридического департамента издали бы приказ о неполном служебном соответствии, хотя можно бы и уволить, ведь юристы НБУ просто обязаны знать законодательство Украины…
Данилишин мог бы и по Привату выступать хоть каждую неделю и убеждать всех в законности действий НБУ.
Да и публичная поддержка Гонтаревой от имени Совета НБУ была бы не лишней
Есть и другие более мелкие вопросы к НБУ, по которым нет смысла беспокоить таких важняков, как Совет НБУ, но от этого вопросы к НБУ никуда не исчезают…
«Совет не может вмешиваться в операционную деятельность НБУ»
Ну да, Совет не может вмешиваться в операционную деятельность НБУ, но критиковать ведь может — что мы видим уже на протяжении целой недели.
Потоки критики действий главы НБУ и Правления НБУ, действительно, публичная критика — это ведь не вмешательство — это просто озвучивание точки зрения главы Совета НБУ.
«законны ли действия или нет, решает только суд, а не Совет НБУ и тем более глава совета.»
Я так понимаю, что у Совета НБУ есть одно табу для публичного обсуждения — Приватбанк и его национализация.
И предлог придуман прикольный — только суд может решать, а у Совета НБУ своё мнение отсутствует напрочь либо его боятся озвучивать по каким-то личным причинам.
В то же время удивляет тот факт, что глава Совета обвиняет главу НБУ и Правление НБУ в коррупции, хотя общеизвестно, что нет ни одного решения суда на эту тему.
И что же получается — по Привату молчим как рыбы и киваем на отсутствие решение суда, а по Правлению НБУ — обвиняем в коррупции, хотя аналогично нет ни одного решения суда, а только предположения и личное мнение.
За последний год мало интересует, ведь до 12 ноября 2019 года вы не были членом Совета НБУ.
Вас назначили в Совет НБУ совсем недавно — 12 ноября 2019 года и поэтому меня интересует ваша публичная поддержка действий НБУ и его Правления в должности члена Совета НБУ, а именно после 12 ноября 2019 года.
Ни одного вашего интервью после 12.11.2019 на эту тему я не нашёл.
Если пропустил — опубликуйте на него ссылку…
И научитесь наконец без отправки в бан своих оппонентов
или оскорбительных выражений отстаивать свою точку зрения.
Навешивание ярлыков на оппонентов не красит даже члена Совета НБУ.
Только не делайте вид, что в этом виновата Гонтарева, а не «бегающий депутат»…
«А теперь вы тут непрозрачно намекаете что я человек Игоря Валерьевича.»
Я не намекаю, а публично пишу о том, что Зеленский человек Игоря Валерьевича.
А все назначенцы от команды президента, что от ОП что от ВРУ так или иначе, но почему-то всё больше помалкивают на тему Привабанка и Коломойского, стараясь держать своё личное мнение при себе от греха подальше.
Ведь уже есть примеры, когда за критику действий Коломойского госслужащие получали реальные нагоняи, например тот же Труба с возбуждённым уголовным делом против одной из фирм Коломойского…
Вот и боятся даже косо посмотреть, а не то что критиковать…
«Не Совет отчитывается перед правлением, а правление перед советом. И я ничего никому не должен как член совета»
Как раз об этом я и писал немного ранее — Совет НБУ ни за что и ни перед кем не отвечает ни за свои просчёты ни за свои неправильные оценки существующей реальности.
Тут мы как близнецы-братья:
— вы в Совете НБУ ни за что не отвечаете и ни перед кем не отчитываетесь
— я на форуме Минфина ни за что не отвечаю и ни перед кем не отчитываюсь
С одной лишь разницей — вы в Совете НБУ под своей фамилией,
а я на форуме под никнеймом.
«Я вижу что вы не осилили все 21 пункта.»
Конечно не осилил, ведь я первоначально поверил официальному интернет-представительству НБУ и ознакомился всего с 20-ю пунктами, которые опубликованы на сайте НБУ
https://bank.gov.ua/about/council
в разделе в разделе «Рада НБУ» в блоке информации под заголовком «Повноваження Ради».
И это не моя вина, что на сайте НБУ вместо 21 пункта «повноважень» опубликовано всего 20 пунктов да и ссылка на официальный сайт ВРУ недействующая.
Мне кажется, что это больше ваши проблемы, как не самого рядового сотрудника НБУ — ведь с даты назначения прошло больше месяца, а на официальной странице «Совета НБУ» о вас только скромное упоминание о назначении на должность и больше никакой информации…
Опубликую на всякий случай действующую ссылку на ЗУ «Про НБУ» № 679-XIV
https://zakon.rada.gov.ua/laws/show/679-14
Может найдёте кого-нибудь, кто сверит 21 пункт в законе с 20 пунктами на сайте НБУ и вычислит недостающий…
19 декабря 2019, 22:21
#
Зачем совет? Ответ на этот вопрос дает статья 9 ЗУ «Про НБУ»
Рада Національного банку:
1) розробляє Основні засади грошово-кредитної політики на підставі пропозицій, наданих Правлінням Національного банку, публікує їх в офіційних виданнях та подає щорічно до 15 вересня до Верховної Ради України для інформування;
2) здійснює контроль за проведенням грошово-кредитної політики;
3) здійснює аналіз впливу грошово-кредитної політики України на стан соціально-економічного розвитку України та розробляє пропозиції щодо внесення відповідних змін до неї;
4) затверджує щорічно до 15 листопада поточного року кошторис адміністративних витрат Національного банку на наступний рік;
6) приймає рішення про спрямування прибутку до розподілу на збільшення статутного капіталу Національного банку;
После 4 сразу идёт 6. Вот и весь фокус. Так можно расширять количество пунктов до бесконечности. Маленький лайфхак.
Как пишут в ЗУ, цитирую:
{Пункт 5 частини першої статті 9 виключено на підставі Закону № 2646-VIII від 06.12.2018}
И поэтому в ЗУ 21 пункт (без пятого), а на сайте НБУ сделали сквозную нумерацию и получилось 20 пунктов.
И теперь полная неразбериха с пунктами выше четвёртого...
2. А я не сотрудник НБУ ))) вы видно вообще закон не читали. Не могу я быть сотрудником НБУ и одновременно членом Совета НБУ. Так что в ноябре в соответствии с законом я уволился из НБУ.
3. «с даты назначения прошло больше месяца, а на официальной странице «Совета НБУ» о вас только скромное упоминание о назначении на должность и больше никакой информации» поскольку я не сотрудник НБУ, то это вопрос не ко мне )))) Скажу больше еще неделю назад там меня вообще не было даже как упоминания. Это Вам наглядно указывает на то как к членам совета относятся департаменты которые подчинены правлению. Вы начинаете проникаться проблематикой дефицита корпоративной культуры.
«Скажу больше еще неделю назад там меня вообще не было даже как упоминания.»
Каюсь и признаю свою вину — через десяток дней после вашего назначения я спросил: — почему на странице «Совета НБУ» устаревшая информация и нет ни слова о вновь назначенном члене Совета.
В результате, через время появилась дополнительная строка о вашем назначении.
Удивляет только одно:
— когда президент был из Донецка (Янукович) — при назначении на должности отдавалось предпочтение донецким. Доходило до смешного — назначали официантов на должности замов налоговых инспекций.
— когда президент был из Винницы (Порошенко) — при назначении отдавалось предпочтение бизнес-партнёрам и выходцам из Винницы.
— когда президентом избрали выходца из Кривого Рога (Зеленский) — при назначении отдаётся предпочтение бизнес-партнёрам и выходцам из Кривого Рога.
На кресло члена Совета НБУ кроме вас претендовал и профессор Пинзеник и очень жаль, что депутаты не изменили ранее устоявшиеся традиции.
мы понимаем причины - кто-то очень хочет стать председателем в НБУ.
но так не работает. ну не светит Данилишину...
Но ведь у этого тоже есть последствия? В том числе возможность «певернуть тренд курса» и получить мощную девальвацию.
Снова разогнать инфляцию?
А то что за неё ничего нельзя будет купить - то комментаторов не сильно волнует...
Цены сейчас держатся на уровне инфляции 5% в том числе и из-за того, что гривна укрепляется...
При повышении курса до 1:30 цены сразу полезут вверх, потому что вниз - временной лаг есть, а вверх - его психологически не будет.
а как можно спорить по существу - если у Данилишина никаких аргументов нет ?
есть общие фразы. Есть куча наездов на Правление в своем фейсбуке, есть 1 (один) ответ Смолия - и есть крики Данилишина «наших бьют».
Ну и да , когда пошел разговор по существу - Данилишин быстро сбежал и начал писать в том же фейсбучке :
«На мій погляд весь шум, який затіяний навколо рішень Ради НБУ є спробою відволікти увагу громадськості від фактів корупції в НБУ, які розслідуються правоохоронними органами.»
после чего начал рассказывать о каких-то туфтовых делах против членов Совета НБУ , не поддержавших его в схватке со Смолием.
это не детская возня ? самая она.