В Украине уже который год к ряду говорят о буме электрокаров. И, судя по данным статистики, тенденция набирает обороты.
Почему в Украине много желающих купить электрокар, но еще больше — от него избавиться
По данным «Укравтопрома», за десять месяцев этого года наши граждане купили и поставили на учет больше 6,2 тысяч таких авто. Из них около 5,8 тысяч — легковых и почти 500 — коммерческих. «В сравнении с прошлым годом спрос на легковые электрокары вырос на 37%, а на коммерческие — почти вдвое», — констатируют в «Укравтопроме».
Впрочем, по словам руководителя компании Autoconsulting Олега Омельницкого, пока впечатляет разве что динамика этого рынка. «Сам «электрический автопарк» сравнительно небольшой, а сегмент электрокаров занимает меньше 1% на авторынке», — говорит он.
И это несмотря на «пригласительные условия» для водителей. В Украине электрокары освобождены от всех налогов, включая НДС, поэтому их стоимость сравнительно невысокая. То есть, очевидно, есть причины, по которым украинцы не спешат менять привычную машину с двигателем внутреннего сгорания на электрическую.
«Минфин» разбирался, выгодно ли сейчас покупать электрокары, и какие могут быть сюрпризы с их эксплуатацией.
Электрический эксперимент
По данным «Укравтопрома», пока в нашей стране продаются, в основном, электрокары с пробегом. Доля автомобильного секонд-хенда в сегменте коммерческих электромобилей вообще достигает 96%. Причем, есть явные фавориты — Renault Kangoo Z. E. (их за 10 месяцев купили 420 штук) и Nissan e-NV200 – 21 шт. (21 авто).
Читайте также: Секонд-хенд в тренде: какие электрокары выбирают украинцы
Схожая ситуация в сегменте легковых электрокаров. Из почти 5,8 тысяч купленных в этом году авто, новых — менее 500. Остальные — с пробегом.
Половина из б/у электромобилей — одна модель — Nissan Leaf. Таких авто украинцы приобрели почти 3 тысячи. На втором месте с большим отрывом — Tesla Model S (менее 500 штук). В пятерку самых популярных электрокаров в этом году попали также BMW i3 (297 штук), Volkswagen е-Golf (279 штук), Fiat 500е (253 штуки), — отчитались в «Укравтопроме».
Спрос во многом определяется предложением и ценой. Самые ходовые Nissan Leaf массово везут в Украину из США и Европы. И стоят они сравнительно недорого. К примеру, модель 2014 года выпуска можно купить за $10-11 тысяч. Более новую — 2018 года выпуска и без пробега — за $26-28 тысяч.
В Украине нет налогов на электрокары, плюс отменили все сборы, начиная от акциза и ввозной пошлины (на другие машины она составляет 10%) и заканчивая НДС, а это еще 20%. То есть формально государство за счет налогов предоставило водителям «скидку» в 30%.
Руководитель электромобильного направления Renault в Украине Александр Мытник называет два главных плюса электрокаров. «Экологичность – при езде нет выхлопов, и экономичность – минимальные затраты на обслуживание авто благодаря простой конструкции двигателя, коробки передач. К тому же, стоимость зарядки ниже стоимости заправки топлива», — говорит он.
Тем не менее, далеко не каждый водитель готов пересесть на автокар. А многие, уже попробовав электротягу, со временем снова пересаживаются на традиционные машины с двигателем внутреннего сгорания. К примеру, на площадке Auto Ria только автомобилей Nissan Leaf выставлено на вторичную перепродажу почти 1,2 тысячи штук. Есть предложения с большим скидками. К примеру, модель 2015 года реально найти за $8-9 тысяч.
Не хватает заряда
По мнению Олега Хмельницкого, главное, что заставляет украинцев трижды задуматься о покупке электрокара — неразвитая инфраструктура по обслуживанию таких авто. В частности, в Украине пока еще слишком мало зарядных станций.
Есть официальная статистика, по которой на каждые 7 электрокаров у нас приходится одна зарядка. Но в ней учтены все зарядные станции, а не только общественные. «В Украине же немало станций с так называемым ограниченным доступом — при бизнес -центрах, автопарках и пр. Они доступны преимущественно сотрудникам этих структур, а не всем желающим. Кроме того, в общую цифру посчитали зарядные станции любой мощности, вплоть до розеток на 220 Вт. Мощных зарядок у нас по-прежнему не так много,. И это настоящая проблема для владельцев новых электрокаров. К примеру, некоторые модели Mercedes, Yaguar и др. требуют современных мощных зарядок на 50 кВт. Их, конечно, можно заряжать и на более слабых устройствах, но для этого понадобится несколько суток. Согласитесь, это не очень удобно для водителя», — иронизирует Омельницкий.
Электронный полис «автогражданки» с кешбеком
По данным руководителя сети зарядных станций YASNO E-mobility Игоря Ковалева, в Украине на сегодняшний день работает 2 тысячи зарядных станций. Но 95% из них — «медленные» станции переменного тока (АС). «Зарядка на них исчисляется часами. Большинство станций расположены в крупных городах. Дефицит мощности электросетей на трассах и невысокий спрос со стороны владельцев электрокаров усложняют развитие инфраструктуры между крупными городами», — пояснил он.
Проблема с зарядкой — это ограничение мобильности. Другими словами, владелец авто никогда не может быть полностью уверенным, что в нужный момент сможет подзарядить батарею, особенно если выезжает за пределы мегаполиса.
Поэтому, по словам Омельницкого, покупают электрокары, прежде всего, жители частных домов, где можно оборудовать «зарядку во дворе», или те, у кого станции есть в непосредственной близости от дома или работы.
Впрочем, по словам Ковалева, это и мировой тренд: 90% владельцев электрокаров заряжаются дома.
«Минфин» пообщался с собственником электрокара Дмитрием, который живет в частном доме под Киевом. По его словам, зарядку он оборудовал дома, но для этого пришлось побеспокоится о дополнительной электрической мощности — к 5 кВт и установить зарядное устройство. Все вместе обошлось порядка $3 тысяч. Но зато теперь он заряжает свой электрокар возле дома. «Просто подключаю авто к розетке вечером, а утром — полная батарея. Ее заряд по ночному тарифу обходится до 10 гривен, очень удобно и экономно», — говорит он. Но признает, что, планируя путешествия за город, он прежде всего сверяется с картой электрических зарядок. И некоторые направления для него — закрытые. Особенно это касается «глубинки» — территорий вдали от национальных трасс.
Получается замкнутый круг. По словам Игоря Ковалева, все еще не решен вопрос, что должно быть вначале: зарядная инфраструктура или большой парк электрокаров. «Автодилеры ждут станции, а игроки рынка зарядных станций – электромобили», — поясняет он.
По его словам, пока инвестиции в зарядную инфраструктуру превышают доходы в разы. «Наша сеть насчитывает 23 быстрых зарядных станции мощностью 50 кВт в Киеве (11), и на трассах в направлении Одессы, Львова, Полтавы. Зарядить на них батарею авто можно за 20-40 минут до 80%, в зависимости от марки и модели. Инвестиции в сеть составили 30 млн грн. По завершении строительства автобана до Днепра мы планируем установить быструю зарядку и там. Мы начали предлагать клиентам установку зарядных станций мощностью от 5 до 22 кВт для дома, офиса», — рассказал эксперт.
Сколько стоит «подзарядиться»
Игорь Ковалев дает следующую разбивку по стоимости зарядки электрокаров.
Зарядка батареи Hyundai Ioniq на 28 кВт∙ч для 200 км пробега может стоить:
- дома при наличии двутарифного счетчика и зарядке ночью — около 24 грн (по времени займет около 4,5 часа)
- дома без двутарифного счетчика – около 50 грн
- на работе по тарифу для юридических лиц – около 70 грн
- зарядка на быстрой зарядной станции займет около 40 минут и будет стоить 252 грн.
«Зарядка на быстрых станциях уже не так дешева, как принято считать. В принципе, по цене она сопоставима с заправкой авто газом», — говорит Омельницкий. Но с газовыми заправками в Украине проблем нет. Кроме того, всегда можно перейти на бензин. То есть в этом случае у электрокаров остается только одно преимущество — экологичность. Но идейных борцов за чистую среду обитания, готовых ради этого пересесть из обычного авто в электрокар, в Украине пока не так много.
Государство к стимулированию таких водителей пока тоже не готово. К примеру, в Германии покупка электрокаров отдельно субсидируется — владелец получает до 5-6 тысяч евро «премии». У нас похожих программ пока нет. По словам Омельницкого, это ставит под вопрос дальнейший бум на рынке электрокаров.
Аккумулятор с сюрпризом
С электрокарами есть и другие проблемы. Это, прежде всего — сервис и аккумуляторы. Поскольку электрический транспорт для нашей страны пока в диковинку, разветвленной сети автосервиса нет. Новое авто можно обслужить на официальном сервисе. По словам Омельницкого, это будет дешевле, чем в случае с машиной с двигателем внутреннего сгорания.
А вот с б/у — придется побегать. Если обычное авто реально отремонтировать недорого «в гараже», то за электрические авто наши мастера берутся нечасто и требуют оплаты по повышенному тарифу.
Неприятным сюрпризом для водителя может оказаться и аккумулятор. Срок его службы составляет в среднем 7-10 лет, то есть владельцы новых авто могут годами ездить, особо не беспокоясь.
Другое дело б/у электрокары. Продавцы авто с пробегом не дают гарантий на аккумулятор. Также редко можно получить информацию, когда его придется менять: это зависит не только от времени эксплуатации, но еще и от количества и режима зарядов. Поэтому не исключено, что уже через пару лет езды на б/у электрокаре батарею придется менять, а это — едва ли не половина стоимости авто.
В Европе и США проблему с аккумуляторами решают просто — там электромобили продаются без них, а батареи можно отдельно взять в аренду и, когда придет время, поменять на новую. Но в Украине такого сервиса пока нет.
Александр Мытник рассказал, что они специально готовили персонал для работы по обслуживанию электрокаров. Кроме того, несколько раз проверяли зарядную инфраструктуру по стране. К примеру, в 2017 году рейд показал, что общественная инфраструктура в Украине соответствует европейской на 80%, а в 2018 году цифра выросла уже до 85%. То есть постепенно условия для владельцев электрокаров улучшаются. Но параллельно растет и стоимость таких авто, по крайней мере, новых.
Стоимость электрокара и авто с двигателями внутреннего сгорания выравнивается из-за того, что вводятся новые стандарты экологичности (Евро-6). Кроме того, электрокары становятся более комфортными. «За последние пять лет они, к примеру, существенно прибавили в запасе хода. Например, Рено Зое в 2012 году проезжала на одном заряде только 150 км, сейчас — 300 км, а с 2020 года запас хода вырастет до 380 км», — говорит эксперт.
Впрочем, если и сами электромобили, и их зарядка подорожают, то не факт, что для украинцев эти аргументы будут убедительными.
Константин Сопрыкин
Комментарии - 76
Иначе смысла нет покупать подобное авто.
Нові авто через дороговизну не користуються попитом в українців. Ти ще про мерс 2019 року випуску розкажи теоретик канарей..
Дальность хода батареи Performance Battery составляет 407 км, а Performance Battery Plus — 463 км. Это самая большая дальность среди всех моделей Porsche EV. У Tesla Model S дальность батареи достигает 555 км.
https://vc.ru/transport/87989-porsche-vypustit-elektromobil-taycan-4s-stoimostyu-kak-tesla-model-s
https://www.epravda.com.ua/news/2019/11/22/654019/
https://p-p.com.ua/news/na-shcho-zvernuty-uvagu-pry-kupivli-vgyvanogo-elektromobilya/
Зарядные станции — это последнее о чем думает владелец электромобиля. Если нет возможности заряжаться дома — никто не будет покупать такую машину. Заправка дома почти забесплатно — это и есть основная фишка электро. В зарядных станциях появится смысл, когда пробеги электрокаров стабильно превысят 500 км. Ведь тогда на них будет иметь смысл ехать за пределы города. А какой смысл ехать далеко на Лифе с пробегом в 120 км? Заряжаться каждый час?
Про цену оборудования домашней зарядки — от 0 грн. Зарядное от розетки есть в комплекте с машиной, розетка дома есть у всех. Да, заряжается всю ночь, но какая в этом проблема? Если зарядки потом хватает на 2-7 дней (смотря что за машина и какой пробег).
И самое главное — электромобиль никогда не покупается как единственная машина. Это всегда вторая машина в семью.
Детальніше читайте на УНІАН: https://www.unian.ua/economics/transport/10762742-toyota-prezentuvala-naypotuzhnishiy-rav4-foto.html
— Сколько у вас ушло времени на разработку?
— Ну где-то полгода.
— А сколько денег вы потратили?
— Ну где-то 3100 долларов.
— 3100 долларов?
— Ну да: 50 долларов на старые Жигули, 50 долларов на электродвигатель, и 3000 долларов на удлинитель.
Плюс у них обычно слабый мотор и маленький акумулятор. Тоесть, ехать можно, но недалеко и небыстро.
Основной их плюс - их можно использовать как основную и единственную машину. Но еще лет 5-10 и они уйдут в прошлой. Это явно переходной этап.
Далее, посмотрите на современные плагин-гибриды. Passat GTE (та же установка сейчас также появится на новом Супербе, Октавии и ряде других машин ВАГа) — 215 сил и около 7.5 сек до сотни, причем батарея на 13 КВт*ч — это половина батареи того же Лифа. У Пежо 3008 — 300-сильная установка и меньше 6 секунд до сотни, она в ближайшее время появится на ряде других моделей концерна Пежо-Ситроен-Опель-DS. Новый РАВ4 — тоже больше 300 сил и меньше 6 секунд. Причем сами электродвигатели у них мощнее сотни сил, а у 300-сильных их по два. Батареи обеспечивают 50-60 км по WLTP — это реальный смешанный ездовой цикл, то есть эту дистанцию можно реально проехать на электротяге в обычном режиме (без гонок конечно), и при этом мощности электродвигателей даже без ДВС вполне достаточно для езды.
https://autospace.in.ua/povnoprividni-krosoveri-z-pidkljuchaiemim-abo-postijnim-privodom/
https://ecotechnica.com.ua/transport/4430-audi-e-tron-sportback-kupeobraznyj-krossover-na-elektrotyage-predstavlen-v-los-andzhelele.html
Детальніше читайте на УНІАН: https://www.unian.ua/economics/transport/10765484-stali-vidomi-naykrashchi-gibridni-avtomobili-roku.html
https://ubr.ua/market/auto/600-km-bez-podzarjadki-nemtsy-raskryli-hlavnye-fishki-bmw-i4-3888400