В Верховной Раде ожидает второго чтения законопроект о предотвращении и противодействии легализации доходов, полученных преступным путем (№2179). По словам авторов документа, он может испортить жизнь «схемщикам», закрыв ряд законодательных пробелов.
Финмониторинг. Какие операции будет контролировать государство
Как нормы будут реализовываться на практике, повлияют ли они на работу финучреждений и граждан, «Минфину» рассказала руководитель юридической компании Группы HLP Вита Шкарапута.
Пороговая сумма контроля
Проект определяет, в каких случаях субъекты первичного финансового мониторинга — банки, страховщики, кредитные союзы и т. п. — должны сообщать Госфинмониторингу об операциях клиентов. Инициатива устанавливает, что пороговая сумма, о которой следует информировать, увеличится с нынешних 150 тыс грн. до 400 тыс грн.
Такое нововведение положительное для субъектов первичного финансового мониторинга (СПФМ), которые проводят многочисленные финансовые операции. Ведь финучреждения будут тратить меньше усилий и времени на «незначительные» суммы, а больше внимания уделять операциям со значительными суммами. Собственно, это и является целью проекта – «взять под надзор» финоперации крупного бизнеса.
Закрепление бенефициаров
Одним из нововведений является совершенствование процедуры раскрытия субъектами хозяйствования своих конечных бенефициарных владельцев и ужесточение требований к выявлению СПФМ таких владельцев своих клиентов.
В Кодексе законов об административных правонарушениях устанавливается, что юридические лица будут нести ответственность за непредоставление государственному регистратору в установленные сроки сведений о конечном владельце.
Также согласно закона «О государственной регистрации юридических лиц, физических лиц – предпринимателей и общественных формирований», юридические лица обязаны поддерживать информацию о конечных бенефициарах и структуру собственности в актуальном состоянии, обновлять ее и сообщать государственному регистратору об изменениях в течение 30 рабочих дней со дня их возникновения и подавать государственному регистратору документы, подтверждающие эти изменения.
Разобрались с терминами
Также проект вводит общепринятую терминологию, которая приведена в соответствие с международными нормами.
Так, Госфинмониторинг обращал внимание, что клиентами украинских банков все чаще становятся нерезиденты, организационно-правовая форма которых не определена украинским законодательством (например, трасты). Это приводит к трудностям установления их бенефициаров.
Трасты создаются с целью сохранения и приумножения активов их владельцев, а анонимность позволяет сохранить тайну происхождения средств. Очевидно, такие структуры могут быть привлеченными к схемам отмывания средств. Поэтому законодатель расширяет терминологию, предоставляя определения траста. Это позволит СПФМ более глубоко проверять своего клиента.
Действующая редакция закона «О предотвращении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения» содержит много пробелов, которые приводят к неправильной или неточной интерпретации терминов. Поэтому проект прописывает такие определения как «банк-оболочка» и «существенное участие».
Благодаря этому СПФМ будут иметь удобную настольную книгу с единым консолидированным перечнем терминов.
Читайте также: НБУ выявил незаконные операции клиентов банков на 17 миллиардов
Важным положением проекта является внедрение риск-ориентированного подхода. Он заключается в проведении идентификации не только с формальной точки зрения, но и исходя из реальной необходимости выявления, оценки и понимания рисков отмывания доходов. Такой подход должен быть пропорционален характеру и масштабу деятельности СПФМ.
Комментарии - 28
очень интересно :)
но это не мешает банку расследовать и более мелкие случаи.
Клиент: следующая ситуация на карте тыща с чемто.пополняю на 9000 в терминале.пишет незачислено окончательно приходит на почту письмо-подтвердить законность денег.и началось…
Ответ банка: Поверьте, мы сами не любим бюрократию, при этом по требованию НБУ банки проверяют абсолютно все платежи, которые зачисляются на счета клиентам. Для проверки и анализа документов, необходимо, чтобы они были хорошего качества. Мы стараемся как можно скорее проверять предоставленную вами информации. Проверьте, пожалуйста, ваш емейл, отправили вам информацию касательно данной проверки.
где работал клиент ?от кого получал деньги ? кому платил ? сколько ?
повторюсь - ни один банк не смотрит мусор в 9000 просто так - это очень трудоемко. А вот ловить дропов и т.п. - совсем другое дело.
А если идет разбивка взятки или еще чего-то незаконного на 10-100 и больше мелких операций?
Если установить какую-то минимальную сумму проверки, то это значит, что сразу начнут разбивать большую сумму на мелкие, в лимите.
Взятка в 200 тыс. долл. по 50 тыс. грн - это конечно не 5-ти минут дело, но собственно не очень сложно, всего 100 операций. В Украине есть целые сети, которые такими вещами занимаются без проблем. Я лично встречал такие операции, стоит человек и вносит час и 2 или снимает с банкомата. И таких очень много ходило.
Полностью и жестко прописать все случаи не получится, вместо этого применяется: принцип знай своего клиента и риск ориентированный подход.
Банк изучает клиента, его операции и финансовое состояние, и если видит несоответствие операций, может запросить подтверждение на любую сумму.
«Хочу видеть взятку в 200 тыс.долл. разбитую по 50 тыс грн и официально перекинутую на карточку взяточника в банк.» - элементарно. О существовании «дропов» знаете ? это такие специальные ребята , на имя которых открывают карточки , чтобы мелкими суммами такие взятки обналичивать.
Сапожник может и пироги печь а пирожник и сапоги шить по этому у нас в государстве все так через Ж.
Еще раз суть финмониторинга - это выявлять операции с грязными деньгами.
А для этого нужно знать клиента, подумайте у нас десятки тысяч студентов, у которых кроме стипендии и немного помощи родителей (обычно кэшем) ничего нет, а то и стипендии нет. И вот такому товарищу начинает заходить по 20к мелкими суммами.
20 к на 1000 человек = 20 000 000 в день = 600 000 000 в мес = 7,2 млрд. в год.
Неужели это неважно? Можно не трогать?
«Тут ведь не сумме дело а в регулярности переводов (не касается сумм выше 150тыс грн.)».
"20 к на 1000 человек = 20 000 000 в день" - Киевский национальный университет культуры и искусств имени Поплавского имеете в виду?
И это все покупается за деньги через банки и счета.