Минфин - Курсы валют Украины

Установить
5 ноября 2019, 14:21 Читати українською

Вариант для «евроблях»: как будут растамаживать иномарки по новой формуле

История с «евробляхами» может разрешиться уже в самое ближайшее время. В Верховной Раде появился законопроект №2342, который прописывает правила растаможки авто на иностранных номерах. Законодатели не забыли и об «обычных» машинах — для иномарок тоже будут нововведения.

«Минфин» разбирался, как изменятся условия для «евроблях» и всего автомобильного импорта.

«Зеленый свет» для старых авто

Президент Владимир Зеленский уже давно пообещал решить вопрос по «евробляхам». А до тех пор депутаты решили приостановить штрафные санкции, которые ввел прежний состав парламента. Напомним, что максимальную сумму штрафа для владельцев «евроблях» закон устанавливал в размере 170 тысяч гривен. Кроме того, была предусмотрена возможность конфискации авто.

Законопроект №2342 зарегистрировал в Раде народный депутат от «Слуги народа» Алексей Ковалев. Но над документом также активно работала общественная организация «АвтоЕвроСила», которая отстаивает интересы евробляхеров.

Активисты новым проектом, судя по всему, довольны. «Просим всю общественность поспособствовать скорейшему принятию проекта через работу с народными депутатами», — написал на своей странице в Facebook соучредитель «АвтоЕвроСилы» Александр Чернявский.

В пояснительной записке к проекту указано, что прежняя политика в отношении владельцев «евроблях» была «карательной»: сначала власти сделали недоступным ввоз недорогих машин, а потом включили всю машину государственных репрессий против водителей.

Автор проекта также говорит об общей дискриминационной политике в отношении подержанных авто. «К примеру, для транспортных средств, которые использовались более 8 лет, ставки акцизов применяются с коэффициентом 50! Хотя ввезенные иностранные авто более экологичные, чем советские «Волги» и «Жигули», грузовики и маршрутки, которые колесят по дорогам Украины», — говорится в пояснительной записке.

Нынешнюю систему налогообложения хотят поменять в два этапа — сначала для «евроблях», которых в Украине осталось приблизительно 100 тысяч, а потом — и для всех остальных машин.

Еще полгода для «евроблях»

Законопроект предлагает внести следующие изменения в Налоговый кодекс:

— временно (в течение 180 дней с момента принятия проекта) ставки акцизного сбора для авто будут определяться без учета коэффициента возраста.

Напомним, в так называемых «законах Южаниной», которые были приняты прошлым летом, и, якобы, должны были решить проблему с евробляхами, предлагалась новая формула акцизного сбора: некая базовая ставка (50 евро для бензинового и 100 евро для дизельного двигателя) умноженная на объем двигателя и коэффициент возраста. Последний определялся в зависимости от возраста авто, но не должен был превышать 15.

«АвтоЕвроСила» сразу же раскритиковала эту норму, поскольку большинство евроблях — откровенно старые. И для них акциз автоматически возрастал в разы. Активисты не скрывали, что в первую очередь, будут лоббировать именно отмену этого коэффициента.

— приостановить норму, которая предусматривает применение коэффициентов к ставкам акцизного сбора: для ТС возрастом от 5 до 8 лет — 40, более 8 лет — 50.

Тут речь идет о старой норме, которая содержалась в законодательстве еще до принятия «законов Южаниной» и делала растаможку старых авто практически неподъемной. Собственно, с них и началась эпопея с «евробляхами» в Украине. 

«Законы Южаниной» эту норму приостановили, но не навсегда, так как они сами были прописаны под временную акцию по льготной растаможке «евроблях». Правда, не ясно, на какой именно срок сняли рекордные коэффициенты на старые авто и когда их могут снова вернуть.

Также отменяется норма по соответствию экологическим стандартам для раритетных авто (возрастом более 30 лет), которая была проблемой для любителей коллекционных машин. Но, как отметил глава Autoconsulting Олег Омельницкий, в проекте нет объяснения, какие именно авто будут считать коллекционными и раритетными и кто это должен определять. А если отдать этот вопрос на усмотрение таможенников, то на этой теме могут выстроить новую коррупционую схему. В результате автохлам будут завозить как «раритет», а по настоящему ценные модели станут тормозить.

Но в целом перечисленные новации должны помочь растаможить оставшиеся «евробляхи». То есть на то, чтобы перерегистрировать авто на украинские номера, водителям дали еще полгода. При этом они могут заметно сэкономить на акцизах. К примеру, если ранее на авто с дизельным мотором 3,5 литра (старые машины, как правило, отличаются большими моторами) возрастом 15 лет насчитали бы 5250 евро, то, по новой формуле — всего 350 евро.

Растаможка без акциза

Бонусы для всех остальных водителей обещают не сразу, а только с 2021 года. В случае принятия законопроекта, уже с 1 января 2021 года автомобили вообще исключат из списка подакцизных товаров, то есть, попросту уберут на них акциз. Не нужно будет платить этот сбор также на кузовы, прицепы и полуприцепы, а также мотоциклы.

Как поясняет автор проекта, в статье 1 директивы Совета ЕС № 2008/118/ЕС, которая прописывает полный перечень товаров, облагаемых акцизным сбором, автомобилей нет. А поскольку Украина, подписывая соглашение об Ассоциации с ЕС, обязалась имплементировать европейское законодательство, то и мы вполне можем отказаться от акцизов на авто.

Напомним: сейчас при растаможке авто платят 20% НДС, 10% ввозной пошлины и акциз по формуле. Причем, в общей структуре налога сам акциз занимает достаточно скромную долю — 3-5%. К примеру, за иномарку возрастом 5 лет с бензиновым двигателем 2,5 литра стоимостью $10 тысяч насчитают $2 тысячи НДС, тысячу долларов ввозной пошлины и 625 евро акциза. То есть после отмены этого сбора, водитель сможет сэкономить порядка 700 долларов. Правда, эта сумма больше, если речь идет о старых авто. Скажем, для такого же автомобиля возрастом 15 лет акциз составил уже 1250 евро.

«Срочно завозить евробляху»

В проекте есть немало узких мест: 

  • Во-первых, получается, что, предоставив льготы евробляхерам, государство автоматически ущемляет других водителей, которые растаможили авто по полной стоимости. «Непонятно, что сейчас делать — срочно ехать завозить евробляху», — иронизирует Омельницкий,
  • Во-вторых, перед теми же «евробляхерами» возникает дилемма — растамаживать сейчас по низком акцизу или подождать до 2021 года и вообще его не платить. То есть снова может появиться группа евробляхеров, которые решат выждать. В итоге проблема с авто на еврономерах так и не будет решена.
  • В третьих, к примеру, в проекте прописана отмена акцизов для грузовых авто в случае их переоборудования в пассажирские. «С одной стороны, государство борется с перевозчиками, которые используют переоборудованный транспорт, с другой — включает зеленый свет для микроавтобусов сомнительного качества», — отмечает Омельницкий.

Впрочем, вполне возможно, что все эти несостыковки уберут в процессе работы над документом в Раде.

«На мой взгляд, данный законопроект немного опоздал. Почти половина из более 600 тыс. находящихся на территории Украины „евроблях“ прошла процедуру таможенного оформления по существующей формуле. Возникают сомнения, что по новому закону, в случае его принятия в нынешней редакции, произойдёт растаможка остальных евроблях. С другой стороны, чтобы снять социальное напряжение и выполнить обещания, нынешняя власть будет вынуждена принять подобное решение до конца этого года — периода, когда не действуют штрафы», — отметил глава совета предпринимателей при Кабмине Андрей Забловский.  

Читайте также: Что выбирают украинцы. Топ-5 популярных авто

Какие проблемы остаются

Основные проблемы автомобильного импорта новый законопроект не решит.

1. Сохраняются все остальные налоги, в частности, НДС и ввозная пошлина, а это — 30% от стоимости авто. То есть за на ту же 15- летнюю машину с дизельным мотором 3,5 литра акциз действительно резко снизится, но насчитают НДС и пошлину. Средняя заявленная стоимость такого авто — до 2 тысяч долларов. Значит общий налог составит 650 евро, а это все равно больше, чем готовы платить многие водители. Ранее они заявляли, что согласны отдать государству 300-500 долларов, не больше.

2. Не понятно, как быть с юридической легализацией «евроблях». По словам Олега Омельницкого, большинство авто на иностранной регистрации, у которых было все в порядке с документами, растаможились еще во время предыдущего «льготного периода» (в начале этого года). А те, что остались, чаще всего не имеют необходимых документов, подтверждающих право собственности. Не секрет, что много евроблях было зарегистрировано на европейские фирмы-однодневки — владелец оформлялся как их сотрудник. Переоформить авто на себя человек зачастую попросту не может, так как фирмы давно ликвидированы и искать «концы», по-сути, негде.

Поставить авто на украинские номера по одной только доверенности, которая, как правило, есть у «евробляхера», нереально. Плюс — многие авто и вовсе продавались с поддельными документами. Поэтому очередная «льготная растаможка» им вряд ли поможет.

3. Остается нерешенной проблема оценки б/у авто.

Водители жалуются — таможенники вообще не обращают внимание на стоимость, прописанную в договоре купли -продажи. И оценивают авто по-своему. Они руководствуются так называемыми каталогами SCHWACKE, в которых собрана информация о стоимости машин в зависимости от их комплектации и технического состояния. Но она далеко не всегда соответствует реальным рыночным ценам. Даже таможенники всегда держат в уме цены на внутреннем рынке, а у нас они изначально выше, чем в Европе.

Читайте такжеКакие электромобили предпочитают украинцы (рейтинг)

В итоге авто могут оценить и в 2-3 раза дороже, чем вы его реально купили. И уже на эту сумму насчитывают налоги, которые привязаны к стоимости: НДС и ввозную пошлину.

«Я купил Volkswagen Passat 2010 года в Германии всего за 1,5 тысячи евро, правда, после ДТП и со значительными повреждениями. Но на таможне его оценили в 6 тысяч евро. Никакие аргументы — ни договор купли -продажи, ни тот факт, что авто битое, не сработали. Таможенники сказали, что в Украине такой стоит до 8-10 тысяч евро, так что мне еще повезло. Соответственно, налогов насчитали почти на 2 тысячи евро. В итоге авто по налогам мне обошлось дороже, чем я его купил», — рассказал «Минфину» автогонщик Руслан.

По его словам, схема оценки авто уже давно стала коррупционной. Таможенники работают через своих брокеров и те, за дополнительную плату (от пары сотен до нескольких тысяч долларов, в зависимости от класса авто) добиваются «реальной цены» или хотя бы выбивают «дисконт».

И пока такая система сохраняется, дешевой растаможки в любом случае не будет, даже если полностью уберут акциз. Ведь привязанные к цене авто налоги — НДС и ввозная пошлина — все равно остаются.

Глава ВААИД Олег Назаренко отмечает, что, возможно, стоило бы отменить НДС и пошлину и заменить их новым налогом на импорт. Так, например, сделали в Грузии. Этот налог можно привязать к объему двигателя авто: например, 1 евро за каждый «кубик» мотора.

«Исчезнет проблема занижения/ завышения стоимости авто при растаможке, то есть, коррупция на таможне! Никто не будет смотреть при растаможке в Шваке, а только на объём двигателя!!! Хочешь травить окружающих дымом, «колотить понты «и ездить на «крутой» шестилитровой тачке- плати 6 тыс евро (ведь на бензин для такого авто деньги есть?), а хочешь ездить на Смарте 800 куб см (а не понтоваться) — уплати только 800 евро за всю растаможку. Может, я и ошибаюсь, но по другому мы никак не уйдем от игры в «казаки- разбойники»: одни будут занижать стоимость авто, а другие завышать», — написал Назаренко на своей странице в Facebook.

Экономист, эксперт Института GROWFORD Алексей Кущ считает, что все налоги на автотранспорт следовало бы заменить некой фиксированной ставкой, привязанной к стоимости авто — порядка 10-15%.

«Понятно, что если рядом с нами такой большой рынок относительно дешевых авто, нет смысла искусственно удорожать их для украинцев. Тем более, что свой автопром мы благополучно убили, и защищать нам, по-сути, нечего», — резюмировал он. Прислушаются ли законодатели к экспертным мнениям или же ограничатся полумерами — посмотрим.

Константин Сопрыкин

Комментарии - 35

+
+14
bonv
bonv
5 ноября 2019, 14:32
#
Основні проблеми автомобільного імпорту новий законопроект не вирішить - то для чого такі законопроекти?
+
0
Влад Котенко
Влад Котенко
5 ноября 2019, 14:33
#
Печаль беда
+
+76
bonv
bonv
5 ноября 2019, 14:35
#
Україна стає відстойником старого автометалобрухту з Європи та світу де утилізація старих машин  коштує великих коштів..
+
+100
Bitcoin
Bitcoin
5 ноября 2019, 14:54
#
Ты был в восточной Германии, Польше или в провинции Франции?
съезди глянь, но не транслируй чушь тошную из тв
+
+50
bonv
bonv
5 ноября 2019, 14:56
#
Так само чорним  смердить з вихлопної? Ні?
+
+30
Vong
Vong
5 ноября 2019, 20:21
#
В Києві дихати немає чим від чих бляхєрів довбаних.
Добре хоча б ті що розтаможились, на догорах адекватніше ведуть себе, бо вже можуть отримати по голові.
А ті мудні, що залишись, то ще більше оборзіли.
+
0
bonv
bonv
5 ноября 2019, 20:49
#
Ось про це і мова. За кордоном ніхто не буде кермувати таким транспортом. Одразу оштрафують на круглу суму і авто заберуть..
+
0
YuryRed
YuryRed
21 декабря 2019, 10:01
#
Ага, при растаможке у авто сразу автоматически менее вредный выхлоп становится :). А на автобусы и самосвалы видимо все забыли, за которыми сзади вообще ехать не возможно.
+
+50
bonv
bonv
5 ноября 2019, 14:42
#
Параллельная парковка — это когда ты удачно припарковался и тебе совершенно параллельно, куда встанут остальные.....
+
+61
Bitcoin
Bitcoin
5 ноября 2019, 14:53
#
Нужно сделать 5% растаможку банковской карточкой при въезде и все, можно ехать ставить на учет в СЦ. Все остальное тухлая хрень и идиотизм. 
Кстати, такая 5% растаможка это и есть борьба с коррупцией, но коррупционеры будут сопротивляться и как всегда это все ничем не кончится.
Выглядит пока все именно так, как 30 лет до этого. Шизофрения с государственным лицом.
+
+26
Bitcoin
Bitcoin
5 ноября 2019, 14:55
#
Надо с 3031 года сделать нормальный закон, а сейчас не время. надо потерпеть еще лет 1000 и на этой территории будут экономические свободы. наверно, может быть, кто знает.
+
+21
finets
finets
5 ноября 2019, 14:57
#
1 евро дорого, за два литра 2000 евро овердохрена, логичнее оставить только один платеж 20% на авто младше 5 лет, все остальное 50 центов за кубик....
+
0
bonv
bonv
5 ноября 2019, 16:04
#
Та не хоче зе-влада зменшувати податки бо це вигідні потоки..
+
+50
bonv
bonv
5 ноября 2019, 15:02
#
Сдавала девушка вождение по городу. Гаишник, который принимал экзамен, решил подловить. Просит остановиться, а там знак «стоянка запрещена». Девушка послушно остановилась... НО! Включила аварийку, вышла - поставила знак аварийной остановки, и с аптечкой в руках нежно спросила у гаишника:
- Вам плохо?
+
+40
seaman
seaman
5 ноября 2019, 15:40
#
«Средняя заявленная стоимость такого авто — до 2 тысяч долларов. Значит общий налог составит 650 евро, а это все равно больше, чем готовы платить многие водители. Ранее они заявляли, что согласны отдать государству 300-500 долларов, не больше.»
зеконтингент, позарез нужно старое 3,5 литровое ведро, но 200 долларов это дело принципа
+
+20
bonv
bonv
5 ноября 2019, 15:45
#
Змін на краще не чекайте.
+
+8
Olezhechka
Olezhechka
5 ноября 2019, 16:14
#
Бедные. Уже не знают что выдумать. Опять закон и всё как обычно через… опу. Я не понимаю, как можно быть такими идиотами. В Грузии не делали евро за куб иначе они не наняли бы от себя к нам. Ну смешно же. Даже в России тачки дешевле. Ну средний объем 2000 кубов, народ согласен платить 500 за тачку. Неужели трудно сесть и посчитать. Ну никто особо не возит по 5000 кубов авто. Вот с них и дерите. А тут в данной ситуации нужно быть мобильным. Без авто сейчас никуда, а у нас сделали что то вроде культа. Смешно же. Зато идёшь по Днепру стоят одна одной краше тачки, все на… еные и ямы по полметра глубиной на дороге и тротуарах и дома уборная на кухне. Зато я на тачке крутой. Задолбала эта показуха. Дайте людям возможность нормально ездить, стройте дороги, развивайте отрасль и будет вам доход а бюджет.
+
+88
satro
satro
5 ноября 2019, 16:15
#
Надо тупо забрать все бляхи и кинуть в металлолом. Кто хотел уже оформил или по-другому решил вопрос с тачкой.
А то стоишь в пробке и нюхаешь этих жлобов. А еще хуже, когда они безнаказанно царапют тебе тачку и ржут в окно.
+
+20
satro
satro
5 ноября 2019, 16:17
#
..а то раком становяться перед этими «активистами» из автоевросил всяких
+
+27
nepodarok
nepodarok
5 ноября 2019, 17:07
#
Щоб дійсно позбавитися корупції при розмитненні авто і добитися нормальної ціни для отримання укр. дркументів, таке поняття як «вартість» б/у авто потрібно взагалі ігнорувати. Бо саме «вартість» і є проблемою. Рахую, що достатньо в формулу включити об'єм двигуна, рік авто і відповідно до кожної мооделі або класу авто конкретний коєфіцієнт, що б вартість Порше і Опеля при однакових вищевказаних характеристиках не була однаково низькою. Виходячи з цього, вартість розмитнення буде відома всім і стала без участі брокерів і зажерливих митників.
+
0
bonv
bonv
5 ноября 2019, 19:34
#
Спростити розмитнення. І зробити більш доступним.
+
+49
Dmytro Novosad
Dmytro Novosad
5 ноября 2019, 17:45
#
Пусть техосмотр вернут сначала...
+
0
Maleficarum
Maleficarum
5 ноября 2019, 18:35
#
А  почему  цена  указанная  в купчей  не  может  быть  главным  аргументом  при  оценке ?   Я  не  пойму  никак Цена  по  какой   купили  авто- указана  От  цены  этой  и отталкивайтесь.  Главное  чтобы  авто  ввозимые  все  были  с  пройденным  и  действующим  по  срокам тамошним  заграничным  техосмотром. Такие  тачки      много  дороже а  главное в нормальном  состоянии Цена на  экземпляры с пройденным  и не истёкшим  ТО-  будет высокой  в  любом  случае в  купчей.
+
0
bonv
bonv
5 ноября 2019, 19:37
#
Нюансів є багато.
+
0
nepodarok
nepodarok
5 ноября 2019, 20:15
#
Купчу можна зробити в любій країні європи
+
0
nepodarok
nepodarok
5 ноября 2019, 20:29
#
Ліву
+
0
Olimpiec
Olimpiec
6 ноября 2019, 11:47
#
Ага, купчи голялы блях на коленях делали на таможне, цену естественно нужную писали.
+
+77
AndreySlesar
AndreySlesar
5 ноября 2019, 19:45
#
Вот вы мне скажите, у меня уже почти год как стоит в Варшаве автомобиль 2017 года выпуска... я плачу за него лизинг и катаюсь только когда приезжаю в Варшаву по делам своей польской фирмы переседаю в авто на украинских номерах... И при всём желании заехать, я не заеду, так как для консульского учёта на 60 дней, нужно чтобы авто было в собственности... А платить неадэкватный залог наверно ни один идиот не будет(там в условиях оплаты залога, нужно требовать дополнительно справку от психиатра). Вот в куче стран есть система виньет, введите такую систему, например 100евро за пол года... И дальше разработать поэтапную отмену растаможки -10% в год... И проблем не будет... Все будут заезжать, платить за это деньги, а когда будет выгодно растаможат... Но нет... Мы придумываем велосипед... То одних дискриминируем, то других... Страна вечнозелёных помидоров...
+
0
18152229
18152229
5 ноября 2019, 21:02
#
Супер згоден.
+
0
bonv
bonv
5 ноября 2019, 20:58
#
В прошлом месяце украинцы зарегистрировали 27 000 подержанных легковых автомобилей, ввезенных из-за границы. По сравнению с прошлогодним октябрем регистрации импортированного легкового секонд-хенда увеличились в 2,3 раза. Об этом сообщает Укравтопром.
Это максимальный результат, не считая первые три месяца года, когда по льготным ставкам активно легализировались «евробляхеры».
Больше всего среди этих машин было автомобилей марки Volkswagen. В течение октября украинскую прописку получили сразу 4400 подержанных «фольксвагенов». Второй по популярности была чешская Skoda, в активе которой 2400 украинских регистрационных номеров.
На третьем месте Ford – 2300 автомобилей этой марки в октябре поменяли своих иностранных владельцев на украинских. Также в ТОП-5 брендов ввезенных легковых автомобилей с пробегом попали: Renault – 2200 шт. и OPEL – 1800 шт.
Всего с января по октябрь в Украине было зарегистрировано 349 000 подержанных легковых автомобилей, ввезенных из-за рубежа, что более чем в 4 раза выше показателя годичной давности.
+
0
18152229
18152229
5 ноября 2019, 21:00
#
І ви думаете що ця влада щось зробить доступне для свого народу - да  ніколи вжизні  -кожна влада стараеться унизити і здерти з Українського народу по повній а особенно з малоїмущого народу і Зе команда вона така  сама і вона зе команда для простої людини доступно не проголосуе і це правда - і будуть брихати начому світ стоїть що ми нічого неможемо зробити - от і брихння.
+
+29
bonv
bonv
5 ноября 2019, 21:02
#
73% в очікуваннях «халяви». Ось прийде кіношний Голобородько і виконає всі обіцянки-цяцянки. А прийшов не Голобородько, а Голохвастов, «собственной персоной». Частина «голосувальників» вже прозріла, частина — ще ні...
+
+15
GrugoriyHoland
GrugoriyHoland
6 ноября 2019, 7:25
#
Статья просто не о чем, сразу видно что писал «эксперта»! Надо дождаться согласования нового закона и поправок от КабМина а потом что то говорить. Уровень эксперта виден сразу, НДС начисляется, благодаря Южаниной на таможеную стоимость, пошлину и акциз, что автоматически на 200 — 500 евро больше! И у «эксперта» нет информации о том, что оставят формулу штрафа 8500 гр, а это говорит об отсутствии серьезного источника информации Вот и вся «цена' эксперта! Второе, не маловажное, что завышение цен в два три раза началось с января 2019 года, когда эти *** поняли, что на этом можно заработать, вот только, сейчас началась волна судебных исков, и опять придется платить нам, за жадность чиновников Порошенко.
+
0
07366983
07366983
6 ноября 2019, 12:48
#
Всем добрий день. Почему ми должни платить когда покупаем новие машини. Верните нам уплачение налоги.
+
0
finets
finets
8 ноября 2019, 21:40
#
А когда покупаешь бэушную машину платишь налоги?
Чтобы оставить комментарий, нужно войти или зарегистрироваться