9 октября 2018, 14:57 Читати українською

Торговля лекарствами и аптечные сети. Что может поменяться

12 июля в Верховной Раде был зарегистрирован законопроект №8591, предусматривающий равномерное распределение аптек. Изменится ли после принятия модель работы многих игроков рынка, и переориентируются ли они с получения сверхприбылей на обеспечение интересов пациентов? Об этом в комментарии «Минфину» рассказала Елизавета Белей, юрист ЮФ «Антика». 

12 июля в Верховной Раде был зарегистрирован законопроект №8591, предусматривающий равномерное распределение аптек.
Фото: Корреспондент

Негативные тенденции монополизации рынка лекарственных средств сегодня ни для кого не новость. Среди них есть нарушения действующего законодательства, и снижение профессионального уровня обслуживания на рынке розничной реализации лекарственных средств, а также появление предпосылок для незаконных действий аптечных сетей по повышению цен на лекарственные средства путем злоупотребления доминирующим положением на рынке.

Рациональные 500 метров

Законопроект №8591, который был зарегистрирован в Верховной Раде 12 июля, предусматривает установление правила равномерного распределения аптек с минимальным расстоянием между ними в 500 метров. Такой подход предусматривает создание сбалансированных финансовых условий для всех участников рынка: каждая аптека сможет стать прибыльной и сделать акценты на улучшении уровня сервиса, предоставляемого потребителям. Пока же на локальных рынках наблюдается явление чрезмерной конкуренции, которое деструктивно влияет на рынок в целом. К примеру, большое количество конкурентов и борьба между ними приводит к нерыночным эффектам, в частности устранение тех, кто не в состоянии играть по их правилам: демпинговать, предоставлять несправедливые скидки за лояльность. Еще один негативный эффект нечестной игры — отсутствие прибыльности, делает невозможным развитие бизнеса и профессиональное удовлетворение потребностей клиентов и т.п.

Конкретное же то рациональное расстояние в 500 метров учитывает интересы маломобильных групп населения, граждан пожилого возраста, а также пациентов лечебно-профилактических учреждений. Предложенные законопроектом новшества, будут стимулировать предоставление аптеками максимального количества фармацевтических услуг. Это сделает лекарственные средства более доступными для населения.

Вектор изменений

Здоровье и жизнь человека, защита прав пациента, а не коммерческая функция, должны быть первоочередными. Необходимо, чтобы учредители аптек были профессиональными участниками фармацевтической деятельности, то есть в полной мере обеспечивался профессионализм управления аптеками, ведь они являются учреждениями здравоохранения, а не обычными объектами розничной торговли продовольственными товарами. Соблюдение такого подхода обеспечит не только защиту права человека на жизнь и здоровье, но и будет гарантировать защиту прав потребителей, контроль за качеством и безопасностью продукции.

Сегодня абсолютное большинство аптек, управляемых не провизорами, осуществляют свою деятельность как обычные предприниматели, пытаясь максимизировать прибыль и создать для этого как можно большее количество аптек. Введение профессиональных требований к учредителям аптек обеспечит эффективное устранение этих недостатков. При этом необходимо учитывать, что к фармацевтическим работникам установлены динамические требования по проверке их профессионализма и регулярного и систематического совершенствования именно профессиональных навыков. Кстати, такой подход широко применяется во многих профессиях «общественного доверия»: аудиторские и адвокатские фирмы, страховые компании. Там он зарекомендовал себя как эффективный механизм обеспечения высокого уровня профессионального поведения юридических лиц. В то же время, законопроект содержит гарантии сохранения государственных и коммунальных аптек.

Законопроект №8591 также направлен на решение и других актуальных проблем фармацевтического рынка. Во-первых, это недоступность обезболивающих препаратов, содержащих подконтрольные вещества, поскольку в Украине, в отличие от Польши и других стран-членов Европейского Союза, лишь несколько процентов аптек имеют лицензию на реализацию лекарственных средств, содержащих подконтрольные вещества. Во-вторых, это тенденция к сокращению аптечного производства — абсолютное большинство аптек отказалась от осуществления такого вида деятельности в пользу чисто коммерческой реализации. Поэтому в законопроекте предлагается содействие осуществлению деятельности по производству (изготовлению) лекарственных средств в условиях аптеки, а также деятельности, связанной с оборотом наркотических (психотропных) лекарственных средств, путем предоставления юридическим лицам, осуществляющим данные виды деятельности, возможности осуществлять торговлю через увеличенное количество аптек.

Однако стоит отметить, что проблему качества нельзя решить только путем усиления регулирования розничного сегмента рынка. Здесь нужен комплексный подход.

При потреблении лекарств важной составляющей является врач. Он выписывает рецепт на конкретный препарат с указанием дозировки и режима применения. Рекомендации врача базируются на результатах осмотра пациента, анализов, истории болезни и т.п. Аптека не способна влиять на эти процессы и не должна подменять собой врача.

Таким образом, нормы законопроекта направлены не только на выравнивание экономических возможностей малых и средних предприятий в сфере розничной торговли лекарственными средствами, уменьшение влияния аптечных сетей, но и защиту интересов потребителей от нарушений, угрожающих их правам на жизнь и охрану здоровья.

Комментарии - 13

+
+52
irakez
irakez
9 октября 2018, 16:35
#
Не совсем понимаю, как снижение конкуренции может сделать лекарства более доступными?

Демпинг, большие скидки и отсутствие прибыльности у аптек — это вообще не про Украину. У нас все с точностью до наоборот.
+
+30
nvr4d nvr4d
nvr4d nvr4d
10 октября 2018, 11:06
#
В Польше почему-то нет такого, что в каждом доме 3-5 аптек — как раз около 500 м между ними.
И цены на лекарства гораздо ниже чем у нас почему-то.

А у нас — трагедия общин как она есть. Аптек дохрена, цены одинаково высокие, а вся прибыль уходит на аренду, зарплату и скидки.
+
+52
irakez
irakez
10 октября 2018, 13:18
#
Знаете что такое карго-культ?

Вот них между аптеками расстояние 500 м и лекарства стоят дешевле. Блин, чо ж мы раньше не додумались-то?! Надо тоже сделать расстояние между аптеками 500 м и цены автоматически снизятся! Ура!
+
+23
Експерт лісу
Експерт лісу
9 октября 2018, 17:35
#
Ці дурні знов займаються незрозуміло чим
+
+53
vladymyrkiev
vladymyrkiev
10 октября 2018, 9:17
#
Т.е. если уже где-то есть аптека, то открыть новую недалеко уже нельзя? Это какой то монополизм по территориальному признаку.
+
0
Elena1997
Elena1997
11 октября 2018, 0:18
#
Вообще-то это правило никто и не отменял. Другими словами — лицензии выдавали, закрыв глаза на эти метры. Почему? Потому что кушать хочется всем, особенно тем, кто лицензии стряпает. А норма это еще старая, чуть не совдеповская, только не 500, а если не ошибаюсь, 750 было.
+
+15
Родион Казначейко
Родион Казначейко
10 октября 2018, 9:48
#
Как всегда накрутили… Высокая конкуренция способствует демпингу, поэтому запретим открывать аптеки ближе 500м друг к другу. Чтобы обеспечить маломобильных бабушек лекарствами, но они без демпинга не смогут их покупать.
Программы лояльности есть только у крупных сетей и это логично
+
+105
CoffeeMan
CoffeeMan
10 октября 2018, 12:17
#
Чушь какая-то. В первых абзацах логика напрочь отсутствует. Для контроля монополизированного рынка есть АМКУ. Всё остальное — попытка вытеснить с рынка конкурентов. А статья — заказуха, попытка обосновать вытеснение.
Площадки для доступа к реестрам оценки тоже создавались вроде для защиты конкуренции, а в реале дерут деньги ни за что. Но читать именно здесь, а не на какой-то инфопомойке, о том, что подобные действия во благо — это просто ниже пояса.
Грустно, Минфин.
+
+15
Ander
Ander
10 октября 2018, 14:25
#
Уже что только не делали, но население вымирает слишком медленно, думали-думали — решили. Давайте, что-ли, им аптеки позакрываем?
+
+7
Pens
Pens
10 октября 2018, 18:26
#
Судя по всему, автор статьи считает читателей идиотами, расписывая как сразу все станет хорошо, после совершения такого архиважного шага, как рассредоточение аптек с минимальным радиусом в 500 метров. В реальности очередное «покращення» направленно на чистку аптечного сектора от конкурентов и установления максимально возможных цен для получения сверхприбылей. Естественно это ударит по малоимущим, которым уже давно проблематично пользоваться качественными мед. услугами. Ну что ж, в случае принятия законопроекта, украинцы получат ещё один механизм по освобождению украинской земли от коренного населения. :(
+
0
lunvan
lunvan
10 октября 2018, 19:26
#
Задум авторів закону — повна дурня. З усіх поглядів. 1) Регулювання — це апріорі зло. Але нехай. Припускаю, що міркування дійсно виключно благородні.
2) Але практична реалізація (пропозиція реалізації) — це кам'яний вік.
3) Вони телепні. Вони серйозно вважають, що заборона відкриття аптеки менше, ніж за 500 м від існуючої це благо? Вони хворі. Їм треба лікуватись.
4) Насправді запорука вирішення нездорової ситуації є виключно в застосуванні антимонопольного законодавства. Тобто або цей орган працює неналежно, або треба змінити законодавство, щоби він працював ефективніше. Третього не дано. Інше — це маячня сивої кобили.
+
0
Elena1997
Elena1997
11 октября 2018, 0:22
#
Закончится как обычно — сбором дани к выборам под песню «500 метров и ни сантиметра больше», и всё останется как и прежде.
+
0
Elena1997
Elena1997
11 октября 2018, 0:24
#
Мне вот интересно, к примеру, в течении одного года выдали три лецензии для аптек, расположенных в одном доме. Например в 2009 году. Как выбрать две аптеки, которые лишние?
Чтобы оставить комментарий, нужно войти или зарегистрироваться