Уровень государственного и гарантированного государством долга в Украине составляет $76 млрд, то есть около 70% от ВВП. Резервы НБУ для сравнения сейчас составляют лишь $18,8 млрд.
Украина в долговой ловушке: как будем выбираться
Высокий государственный долг дамокловым мечом нависает над всей экономикой страны, угрожая ей очередной дестабилизацией и кризисом. Как справиться с этой угрозой, в своем блоге на НВ написал заместитель руководителя Стратегической группы советников по поддержке реформ (SAGSUR) Павел Кухта. «Минфин» публикует сокращенный текст статьи.
Более 70% долга номинировано в иностранной валюте. Соответственно, девальвация гривны на 10% увеличивает уровень государственного долга примерно на 5,5% от ВВП. То есть в случае стремительной девальвации долговая нагрузка резко возрастет и государство может очень быстро потерять платежеспособность.
Расходы на обслуживание государственного долга уже составляют около 4% от ВВП – это больше, чем военный бюджет страны. Доля этих расходов в государственном бюджете превышает 13%.
Убрать эту угрозу можно только одним способом – значительно снизив соотношение размера долга к размеру экономики.
Существенной помощью здесь может стать быстрый экономический рост, которій позволил бы «перерасти» долговую проблему путем увеличения ВВП. Однако, не следует забывать, что одним из главным факторов медленного (или, иногда, отсутствующего) экономического роста в Украине является как раз макроэкономическая нестабильность и ее риски, которых опасаются инвесторы. То есть высокий уровень государственного долга сам по себе является фактором, сдерживающим темпы роста экономики – нужно решение, которое позволит напрямую его снизить.
Такое решение существует – оно заключается в фискальной консолидации и постепенном переходе к бездефицитному (или профицитному) бюджету. Это позволило перейти непосредственно к политике возвращения государственных долгов и снижения долговой нагрузки на экономику страны.
Снижение дефицитов бюджета является ключевым элементом программы МВФ, однако текущая программа должна закончиться в 2019 году и предусматривает предельный уровень дефицита бюджета 2019 года в размере 2,2% от ВВП, то есть все еще далеко от бездефицитности. Если хотим быстро избавиться долговой проблемы, должны снизить дефицит бюджета значительно большими темпами. Только так сможем наконец избавиться от этого бремени, созданного неуклюжей дореволюционной экономической политикой.
Комментарии - 49
Это да, в позу поставят и ручонки выкрутят…
Это нужно было делать ещё в начале реструктуризации внешних долгов в 2015.
А сейчас это нынешнему правительству уже не поможет, хотя для страны — необходимость.
Любые подачки сьест инфляция и курс, без реальных шагов — власть подпишет себе вердикт
Расходимся. Кто то нагнитает панику среди безграмотного населения минфина, (сам минфин?)
Статья чистой воды кликбейт расчитанный на тех кто не умеет пойти на сайт Минфина (уже Украинского) и скачать таблицу
Кароче, тема на подобие той что любят форсить в рашке — «а вы долг США видели?»
только нюанс — станок для их печати в США :)
Это прекрасно
# Порошенко рассказал о новой программе макрофинансовой помощи от ЕС
Европейцы будут зажимать гайки, но очень постепенно — чтобы не спугнуть. В ЕС и евроЗону принимаются все, и косые и кривые, потому что это политический проект против стран находящихся по другую сторону баррикад… Все разговоры о том, что мы не готовы к вступлению в ЕС и НАТО, потому что не имплементировали те или иные реформы — в пользу бедных. Если бы не боялись репрессий со стороны России, то приняли бы хоть завтра. И туда, и туда. Поэтому транши будут поступать всегда и дефолта никогда не произойдёт. Другое дело, что с экономической точки зрения и в масштабах страны, это процесс злокачественный, деградирующий экономику и уничтожающий средний класс. Поэтому гайки будут зажиматься в той сфере, где это возможно сделать незаметно и априори безболезненно. Это будет убивать нашу экономику изнутри. Взамен же будем получать эффект «музея», свободу передвижения, отсутствие необходимости менять валюту (евроЗона) и перенос штаб-квартир для создания видимости «экономического чуда»…
Деньги зарабатываются там, где нет идеального порядка, где нет беспредела международных корпораций и концернов, где есть государственная экономическая политика направленная на собственные интересы, а не на интересы крупного иностранного капитала и там где нет долгов. В ЕС нужно было вступать 20 лет назад, а сейчас нужно выходить, и чем быстрее, тем лучше…
Вы какойто бред несёте.
https://www.vedomosti.ru/economics/articles/2016/09/29/658959-goskompanii-kontroliruyut-ekonomiki
https://ru.krymr.com/a/27601182.html
и т.д.
Нужно взять ещё кредит на 500 ярдов вечно зелёных, зарядить на крипту, и через пол года МВФ будет ещё и должен. :) (ШУТКА)
#
Пару дней назад слушал выступление по News One лжеэкономиста по фамилии Новак. Опять плелась чушь о госдолге Японии как самом большом госдолге в мире — 240% ВВП. Либо он сознательно врал, либо действительно ничего не понимает… Но дьявол скрыт в деталях, и нельзя не сказать в опровержение его слов, что госдолг Японии — это долг государства перед собственным же ЦБ, т.е. долг самому себе, бухгалтерская пометка, и может быть погашен, при желании, в очень короткий срок. Япония не экспортирует капитал по всему миру как США или евроЗона, поэтому и риска, что какая-нибудь страна потребует его оплатить в один прекрасный момент — нет.
Вот и льёт Новак ахинею на уши украинцам, выгораживая США и евроЗону несуществующим госдолгом Японии…
Япония регулярно отбирает у Китая первенство по вложению денег в экономику сша http://ticdata.treasury.gov/Publish/mfh.txt
То, что Япония — это второй иностранный держатель американских трежерис, мне известно и без ваших таблиц. Это вообще должен знать любой порядочный человек. Но причём здесь несуществующий экспорт японского или китайского капитала??? Это ведь Америка втюхивает по всему миру свои государственные долговые обязательства, и никак не наоборот… Разницу чувствуете???
И хоть Китай и сейчас продолжает быть первым иностранным держателем американских долговых бумаг, он был бы ещё «первее», если бы по примеру России, не обменивал их уже несколько лет подряд на физическое золото. Начинают просматриваться контуры нового золотого стандарта...
https://minfin.com.ua/blogs/semenvekselberg/114531/
Что касается украинских бумаг, то естественно лучше продавать облигации за рубеж и гасить их в установленные сроки, чем работать по более низким ставкам с МВФ, например. Ведь инвесторы не станут рассказывать украинскому правительству как ему лучше жить, сколько и какие налоги платить, куда вступать и прочая хренотень…
И да. А потом нашу операцию назовут инвестированием в экономику США. Впрочем, правда в этом все же есть. :)
Что касается украинских бумаг, то естественно лучше продавать облигации за рубеж и гасить их в установленные сроки, чем работать по более низким ставкам с МВФ, например. Ведь инвесторы не станут рассказывать украинскому правительству как ему лучше жить, сколько и какие налоги платить, куда вступать и прочая хренотень…
Но в государственном масштабе этот опыт не полезен, скорее наоборот. Президент должен перестать думать о своём кармане на весь период каденции. Он — лидер нации, теперь его «карман» малоимущие, пенсионеры, инвалиды, многодетные семьи и прочие категории граждан, которым не выжить без поддержки государства.
Я лично ему сочувствую. Украинский политик — бизнесмен не может одновременно быть благотворителем и меценатом (без выгоды для себя), до тех пор пока в обществе материальные ценности доминируют над моральными всегда будет соблазн конвертировать одни в другие. Субсидии самый яркий пример. На них будет построена избирательная кампания ПАП: «мы дали вам субсидии, не проголосуете за нас — заберём».
«Лучше жевать чем говорить» — рекламный ролик, он тебе бы понравился!