Нацбанк постановлением правления от 25.10.2017 № 106 упростил порядок открытия и ведения счетов клиентов банков. Документ вступил в силу 31 октября текущего года. Что для клиентов банков на самом деле значат эти изменения, в своем блоге на НВ написала старший юрист Spenser&Kauffmann Татьяна Гаврилюк. «Минфин» приводит сокращенный текст колонки.
Депозиты онлайн. НБУ дал зеленый свет
Печатям не быть!
В постановлении НБУ действительно предусмотрен ряд столь ожидаемых потребителями банковских услуг изменений в части упрощения и конкретизации отдельных требований действующего банковского законодательства.
Так, полностью отменено требование об обязательности скрепления печатью документов, подаваемых в банк юридическими лицами, включая расчетные документы.
Ранее банковское законодательство содержало формулировку «печать (при наличии)», что делало необходимым проверку учредительных документов, а, следовательно, и дополнительные временные затраты на проведение банковских операций.
Договоры в электронной форме
Претерпел изменения и порядок открытия, использования и закрытия банковских счетов, а также порядок осуществления депозитных операций и безналичных расчетов. В частности, конкретизированы положения, разрешающие заключение договоров об открытии счетов и договоров банковского вклада в электронной форме.
Возможность заключения договоров в электронной форме существовала и ранее, правда была предусмотрена на уровне общих положений о форме сделок Гражданского кодекса Украины. Однако, с учетом формулировок нормативно-правовых актах НБУ в отношении письменной формы договора, процедура заключения договора в электронной форме была усложнена «перестраховочно-осторожным» подходом банков.
Как показывает практика, четкое прописывание на уровне нормативно-правовых актов НБУ всегда срабатывает в пользу клиентов, поэтому данное уточнение как минимум внесет ясность в отношения клиентов с банками, а как максимум — дает надежды на переход банковских услуг в онлайн.
Тем не менее, указанные изменения сложно назвать революционными. По сути, все останется на своих местах, и те, кто активно использовал сервисы «клиент-банк» или другие электронные технические сервисы, будут продолжать работать в привычном формате. Дело в том, что требования к заверению документов, составленных в электронной форме, к использованию обычной электронной либо электронной цифровой подписи остаются актуальными и необходимыми для признания договора заключенным.
Тем, кто еще не работает с банками в электронном формате, для использования простой электронной или электронной цифровой подписи сначала необходимо будет непосредственно в банке пройти процедуры идентификации и верификации, а также заключить с банками соответствующие договоры. И уже в этих договорах будут предусмотрены детальные условия использования электронной цифровой и простой электронной подписи.
Упразднение бесконечных процедур
Регулятор наконец-то разрешил клиентам банков, которые ранее уже прошли процедуры идентификации и верификации, открывать новые счета и депозиты без повторного прохождения этих процедур. Для открытия нового счета или внесения депозита в таком случае потребуется только заключение нового договора, который в силу изменений и с учетом особенностей, указанных выше, возможно будет заключить в электронной форме.
В эру бума развития информационных технологий эти изменения более чем ожидаемы всеми клиентами банков. Однако говорить о полном переходе банковских услуг в онлайн сферу еще очень рано. В первую очередь, это связано с требованиями финансового мониторинга, основной целью которого является предупреждение легализации полученных незаконным путем денежных средств.
Читайте также: Владимир Лавренчук: Если клиент не может подтвердить источник доходов, банк на себя риски брать не будет
В этой связи важно отметить параллельную работу НБУ по усовершенствованию правил проведения банками финансового мониторинга, которые кроме идентификации и верификации личности клиента также включают процедуру анализа происхождения денежных средств.
Так, постановлением Правления от 25.05.2017 № 42 НБУ ввел правила финансового мониторинга на постоянной основе, согласно которым клиенты обязаны отчитываться об источнике происхождения денежных средств при инициировании той или иной банковской операции. Иными словами, если клиент хочет разместить наличные на счету в банке, осуществить платеж наличными через кассу банка или даже осуществить перевод денежных средств в безналичной форме на сумму от 150 тыс. грн, он должен показать банку документы, доказывающие достаточность реальных финансовых возможностей инициировать операцию на соответствующую сумму. И если ранее банки могли проводить анализ постфактум, то сейчас они обязаны отчитаться перед Государственной службой финансового мониторинга день в день.
Комментарии - 6