Купить некоторые авто в определенных странах Европы существенно дешевле, чем в Украине. Часть граждан воспользовалась пробелами в нашем законодательстве, и теперь улицы и дороги заполнены автомобилями с иностранными номерами. Как мы оказались в такой ситуации и есть ли варианты решения этой проблемы — в своей статье на ЭП рассказывает председатель комитета Верховной Рады по вопросам налоговой и таможенной политики Нина Южанина. «Минфин» публикует сокращенную версию.
Еврономера: когда простого выхода нет
Опыт ЕС и Украины, или почему в некоторых странах авто дешевле
Купить подержанный автомобиль в некоторых странах ЕС дешевле, но нужно учитывать следующее: в ЕС ОЧЕНЬ разные ставки и подходы к плате за регистрацию авто.
Специалистами Комитета по вопросам налоговой и таможенной политики были подробно проанализированы формы взимания налогов и сборов при регистрации и пользовании авто в ЕС и ряде других стран. Одним из самых показательных является исследование от июля 2012 года «Vehicle taxes in EU countries. How fair is their Calculation?», Которое на конкретных примерах показывает подход стран ЕС. Согласно этому исследованию, плата за регистрацию авто и ежегодный налог при их эксплуатации выглядит следующим образом:
Как видно из этих примеров, подавляющее большинство авто в Украине с иностранной регистрацией завозятся именно из стран ЕС (Литва, Чехия, Словакия и др.), стоимость регистрации минимальна, а ежегодный налог за пользование авто вообще отсутствует.
В Украине фактически также существует аналог налога за регистрацию авто — акциз, при этом отсутствует ежегодный налог на авто. Кроме этого, при импорте из ЕС придется заплатить НДС и импортную пошлину, поскольку мы не является членом ЕС.
В Украине есть два критерия для определения размера акцизов (аналог платы за регистрацию авто): объем двигателя и возраст авто.
Разберем покупку импортного авто на примере машины 2009 года из Германии. Пример этой страны показателен, так как именно там налоги при регистрации авто минимальны, а при использовании — высокие. В связи с этим авто действительно дешевые:
Вот столько оно будет стоить уже после теоретического применения ставок растаможка в Украине:
Розрахункова вартість розмитнення KIA Sportage 2.0 EURO 4 в Україні | ||
Податки | Ставка | Євро |
ПДВ | 20% | 1 856 |
Мито | 10% | 400 |
Акциз | 2,441 євро за куб см | 4 882 |
Податок до пенсійного фонду | 4% | 371 |
Всього вартість після розмитнення | 11 509 |
Мы видим скачок от 4,000 евро стоимости автомобиля в Германии до 11,509 евро после растаможки и регистрации в Украине. Данное авто старше 5 лет и к нему в Украине применяется повышенная ставка акциза в размере 2,441 евро за 1 куб. см объема цилиндров двигателя.
Следует заметить, что в наших ставках акцизного налога есть экстремальные перепады. Так, в случае если бы у того же авто был двигатель объемом 2,3 литра вместо 2,0 литра, то размер акциза вырос бы с 4,882 евро до 11,466 евро. Но если это же авто с двигателем объемом 2,3 литра было младше 5 лет, то размер акциза упал бы до 5,090 евро. А для такого же нового, но более мощного автомобиля, акциз составит лишь 635 евро:
Наряду с размерами акцизов в Украине также действует другое ограничение. Согласно Закону Украины «О некоторых вопросах ввоза на таможенную территорию Украины и регистрации транспортных средств» с 1 января 2016 года запрещено ввозить на территорию Украины автомобили ниже стандарта евро-5 (то есть не старше 2010 года). Поэтому даже при условии, что акциз будет уплачен, поставить на регистрацию вышеописанное авто стандарта Евро-4 в Украине будет просто невозможно.
Схемы, благодаря которым автомобили попали в Украину
Есть два основных пути.
Резидент Украины, используя пробелы в Таможенном Кодексе, ввозит авто на транзитных условиях. Для жителей приграничных территорий, которые часто работают за рубежом — это выход, ведь они каждые 5-10 дней должны пересекать границу для выполнения требований законодательства.
Но статистика свидетельствует, что срок пребывания такого авто на территории Украины значительно длиннее. Тогда в силу вступают поддельные документы о болезни водителя или неисправности автомобиля. Конечно же, таможенник и пограничник может в это не поверить, и тогда ситуация решается с помощью взятки. Есть и еще один вариант — уплатить штраф. Но быть нарушителем и коррупционером в данном случае для обычного человека дешевле.
Второй путь — найти резидента европейской страны, оформить авто на него, и за определенную плату он ввезет авто на территорию Украины. Эта схема сложнее в реализации, но удобнее по факту — ведь срок больше, несмотря на возможность уплаты штрафа за нецелевое использование авто. Но здесь есть немало проблем для самих граждан. Очень легко, не разобравшись, попасть в тупик.
Сейчас по официальной информации таможенных органов более 65 тыс. автомобилей с иностранной регистрацией находятся на территории Украины благодаря использованию дыр в таможенных процедурах или их нарушению.
Какие основные проблемы следует решить
Первой и основной проблемой является безопасность на дорогах. Ежегодно в Украине погибает около 5 тыс. человек на дорогах. Еще больше травмируется. В Украине смертность на дорогах составляет 13,5 погибших на 100 тыс. населения. Для сравнения: этот показатель составляет с 4,3 в Германии, 6,1 — в Чехии или 7,0 — в Эстонии. И это при значительно меньшей насыщенности авто в Украине! Поэтому очень критично, чтобы за рулем авто всегда были люди, у которых отсутствует опция «просто бросить авто и убежать в случае ДТП».
Вторая производная проблема — здоровье граждан. Загрязненный воздух реально вредит населению, особенно в городах. Украина является 74 страной по количеству машин на душу населения. В США насыщенность авто ровно в 4 раза больше и страна прекрасно функционирует.
Третья проблема — это правовая защищенность собственности на авто, в том числе и тех, которые уже приобрели по вышеописанным схемам.
Четвертая — наполнение государственного бюджета. Те несколько миллиардов гривен, которые дают нам средства от регистрации авто. Это небольшая цифра в общем бюджете, но сумма все же существенная.
Пятая, но не менее важная проблема — это, собственно, доступность авто. Автомобиль — это не только средство комфорта, но и ежедневного заработка для миллионов.
Что недавно было сделано Верховной Радой
В 2016 году был принят закон «О внесении изменения в подраздел 5 раздела XX Переходных положений «Налогового кодекса Украины относительно стимулирования развития рынка бывших в употреблении транспортных средств» № 1389-VIII. Он разрешил ввоз авто по льготным ставкам акциза. Но эти автомобили, согласно закону, не могут быть произведены раньше 2010 года.
В 2017 году мы также приняли изменения в статью 2 Закона Украины «О некоторых вопросах ввоза на таможенную территорию Украины и регистрации транспортных средств». Ими мы отложили на два года введение обязательности стандарта Евро-6 до 1 января 2020 года.
Кроме того, принятие этого закона по сути продлило возможность применения до 31 декабря 2018 года льготных (сниженных до 28 раз) ставок акцизного налога на легковые транспортные средства стандарта Евро-5.
Мы надеялись, что принятие данных мер позволит существенно снизить уровень проблем. Очевидно, что нужно сделать больше.
Необходимо искать компромисс
Как видим, такого выхода чтобы удовлетворить всех на 100% — нет. Все стороны должны уступить в чем-то, и чем-то довольно серьезном. Так, владельцы авто на еврономерах должны смириться с тем, что для безопасности на дорогах необходимо принять жесткие меры по закрытию действующих схем ввоза. Владельцы бизнесов по ввозу этих авто должны будут искать новые способы заработка.
С другой стороны, нам необходимо реформировать действующую систему ставок акцизного налога на авто. По моему мнению, такая система должна быть более сбалансированной, иметь меньшие перепады в ставках и сделать авто более доступными. Целесообразно ввести систему, при которой базовые ставки акцизов будут устанавливаться в зависимости от вида транспортного средства и типа двигателя, и к ним применять повышающие коэффициенты в зависимости от объема двигателя и возраста транспортного средства. Такая система должна привести к снижению ставок акцизного налога.
Требования о запрете регистрации транспортных средств, не соответствующих экологическим стандартам, можно либерализовать, сохранив их только для новых авто.
Также, по моему мнению, Кабинету Министров Украины следует разработать вместе с автомобилестроительной отраслью новые подходы по развитию отечественного автомобилестроения. Старые, очевидно, не работают.
Комментарии - 42
Для начала спрос должен быть. Сколько людей (и по какой цене) готовы купить НОВОЕ авто (например, гольф класса) в ближайшие 5 лет? Если «готовы» 10-20 тысяч человек, то ни один серьезный инвестор на такой рынок не придёт.
А то что называется «отверточная сборка» для этого «автомобилестроители» не нужны, достаточно нескольких ПТУшников, арендованного гаража и автовоза.
Ехал недавно в новом автобусе Богдан… Очень кустарно всё сделано, торпеда короче чем её посадочное место, разница добита уголком обернутым в дермантин… Я бы не назвал этот завод «автомобилестроителем».
а возле вашего дома не объективная выборка
http://www.epravda.com.ua/news/2017/10/6/629869/
Вдумайтесь 689 легковых авто на 40 миллионную Украину.
это 3,5 машины в день!!!
Какой автопром сюда захочет прийти? Тут своим делать нечего. Как бы Шкода завод не закрыла.
Скільки там у нас % треба заплатити за ввезення какаобобів? А за устаткування для вироблення шоколаду?
Нуль?
Як нуль?
Вы в своем уме?
Треба націоналізувати рошен, як він не платить податків стільки скільки повинен
Чому я повинен оплачувати льгоні умови ввезення сировини для нього?
не хочешь платить налоги — будь честным, откажись от субсидии и пенсий, бесплатного образования, поставь гусеницы на свою машину и езди по обочине
Особливо тим хто наймає ботів для прикриття своєї п'ятої точки
это тоже про теюя
https://www.youtube.com/watch?v=UWUA2AExS7w
Передайте там нагору, що насірова і інших треба вже садити і забирати все майно
І коли закінчимо чистити голову, хвіст заживе так, що зможе купувати авто з подвійною націнкою в Україні
Насірова і ко треба закрить
Зміна системи відбувається, якщо змінювати її складові
Во-первых — автомобили, ввозимые для перепродажи должны облагаться НДС, так как в этом случае происходит добавление стоимости, которое и облагается налогом.
А для личного употребления облагаться НДС — НЕ должны.
Во-вторых, акцизный налог имеет функцию регулирования потребления и наполнения бюджета.
Авто — это не алкоголь и табак, потребление которых регулируется с помощью акциза, поэтому как источник наполнения бюджета лучше уменьшить акцизы и увеличить количество платежей.
Объясняю почему — в связи с низкой платёжеспособностью населения легче и лучше получить например 10 000 000 платежей по 500 грн, чем 100 000 платежей по 5 000 грн.
Кривая Лаффера указывает, что оптимальная ставка налога находится в пределах 35-45% от базы налогообложения.
А у нас, как видно на примере из таблицы этот налог составляет -120 % от базы налогообложения.
Наши «эффективные» менеджеры вообще с головой не дружат, да и дипломы наверное в переходах покупали.
Точно https://www.radiosvoboda.org/a/28480783.html
Если Вы не в курсе, он и без моих советов ухудшается.
И уровень жизни в стране — обваливается.
Так наверное наверху более — НЕ понимают.
Если ввести правило, к примеру льготный ввоз одной машины раз в 5 или 10 лет, то найдут 100500 алкашей, под которых будут ввозит авто.
Основная суть моего поста: как только какая-то группа людей получает какую-то льготу или выгоду появляется инструмент злоупотребления. Как в экономике — чуть где перекос и она пытается восстановить баланс. Вот у нас перекос по ценам на авто — пожалуйста, начинаются схемы ввоза авто из Европы. В Европе цены на сигареты выше — ловкость рук и с Украины идёт туда контрабас.
После отмены техосмотра, налог в стоимость топлива включили.
И по факту, платим мы на порядок больше чем раньше было.
«Требования о запрете регистрации транспортных средств, не соответствующих экологическим стандартам, можно либерализовать...»
Это демонстрация типичного способа мышления украинского чиновника — нелогичность, непоследовательность и проблемы с краткосрочной памятью (забывает о чем говорил 5 минут назад и начинает противоречить сам себе).
Стоимость авто 4000
После растаможки 11 509
Средняя зарплата в Украине 7114 грн. =224
33 месяца (почти 3 года) человек работает на налог на это авто. Одни воры придумали схему налога/лобби, а другие пользуются. Конечно, зачем отменять налоги/схемы «попередников». Южанина — человек президента из БПП, вот и думай теперь…