Впервые за несколько лет Украина вышла на международные финансовые рынки и разместила еврооблигации. Властям удалось привлечь $3 млрд под 7,375%. Срок размещение оказался самым длинным в истории – 15 лет. Финансовое сообщество сразу разделилось. Одни считают эту операцию очередной «зрадой», другие – видят грамотный подход украинского Минфина в управлении госдолгом. Почему размещение еврооблигаций – «перемога», написал на своей странице в Facebook финансист Сергей Фурса. «Минфин» сократил.
Зачем Украине еврооблигации на $3 млрд
Почему размещение еврооблигаций прошло успешно
Итак, Украина провела хорошее размещение. Чуда не случилось. Да и на рынке его не бывает. Тут только расчет. И традиционное украинское «плоха та сделка, где мы никого не кинули» тут не работает. Страна впервые привлекла 15 летний бонд, так далеко еще не размещались. Доходность в процессе размещения снизилась с 7,75 до 7,375%.
И, честно говоря, еще месяц назад о такой ставке мы не могли мечтать и по 10-и летним бумагам. Тут и ребята на роад-шоу постарались, и лид-менеджеры не зря свой хлеб едят (причем с черной икрой). Ключевое в этой сделке даже не сумма, а сам факт сложной операции по управлению госдолгом, что позволило разгрузить 2019 году, убрав оттуда риски.
Учитывая, что это год выборов, то для финансовой надежности страны это очень важно. Но тут супер профессионалы, представляющие то ли группу крепких хозяйственников, то ли отчаянных популистов, то ли товарищей, которые хотят все завалить дешевыми деньгами, пишут…
Первый тезис. Зачем брать под 7,375% когда можно привлекать на внутреннем рынке под 5%. И еще и с Ощадбанком и его ставками можно сравнить. Этот аргумент можно было бы простить бабушке на скамейке, но не бывшему министру финансов. Который, очевидно, понимает, что пишет бред, но сознательно манипулирует.
Но все же напомним ему, что стоимость денег зависит от срока, на который вы эти деньги привлекаете. И сравнивать стоимость привлечения на 2-3 года и на 15 лет просто не допустимо. Для такого срока стоимость привлечения адекватна украинскому риску. Хотим привлекать дешевле – делаем реформы и повышаем кредитный рейтинг. Не говоря уже о том, что совсем не работа государства пылесосить валюту у населения или локальных банков. Скажем прямо, это даже вредно.
И еще один аргумент. Сейчас ставки на историческом минимуме. Так дешево деньги не стоили никогда. И вечно этот аукцион невиданной щедрости продолжаться не может. Поэтому решение занимать «на долго» очень верное. Хорошо бы еще вдогонку 30 лет сделать. Или 100 лет, как Мексика. Но боюсь инвесторы икать начнут от таких предложений.
Второй тезис – что деньги направили не на проедание, а на погашение будущего долга. В чем тут «зрада» до конца не ясно. Вся идея данной операции была именно в том, чтобы разгрузить 2019 год и 2020 год. Так раньше делали наши корпоративные заемщики. Теперь вот сделало государство. Это абсолютно здравая политика министерства финансов, которое думает чуть дальше, чем до конца текущего года. Хотя, кому мы это говорим. Какой был горизонт планирования у министра финансовом в правительстве Тимошенко мы все прекрасно помним.
Ну и наконец про налоги. Это уже любимый аргумент «зрадофилов». И опять мимо. Да, отменили налоги. Но их тут и не могло быть по определению. Представьте себе картину, приходит Минфин к иностранному инвестору, который торгует еврооблигациями по лондонскому праву и которые формально торгуются на ирландской бирже. И торгуют они давно друг с другом украинские еврооблигации. И тут приходит Минфин Украины и говорит «продай мне, дорогой друг, назад мой долг». И вроде все хорошо, но тут Минфин добавляет «Да, но ты мне продашь по рынку, по рыночным ценам, но я с тебя еще налог возьму».
Что случится тогда? Сразу пошлют и чаю еще предложат допить? Совершенно очевидно что платить налоги тут никто не собирался. Это просто нонсенс. Поэтому и снять налоговую нагрузки в данном случае было полностью разумным и рациональным шагом. Иначе бы вся эта сделка не получилась.
Комментарии - 19
и вопросов не остается
Я также считаю, что все правильно и заранее сделано, а не попихах в 2018-2019 года, тогда бы и цена заимствования была дороже. То что это сделано на большой срок — это также супер.
Я также считаю сравнения, которые многие люди здесь приводят, неверными насчет заимствования на внутреннем рынке. Это два разных понятия, и они даже в том же ЕС или США не вяжутся.
Почему никто не говорит зачем продолжаем занимать…
Вы свято верите, что если погашать долг из ЗВР и они уменьшаться что то случиться…
Может продолжаем занимать потому, что в ЗВР нет монетарной составляющей и это фикция?
І є привабливість України від інших інвесторів.
Учитывая, что это год выборов» — остальное можно не читать.
З приводу коменту що Фурса оптиміст, скажу одне, так прогнозувати досить важко, тим паче коли «попередники-популісти» спустили всі ЗВР на проїдання, повиводили в офшори і т.д. В країні війна, криза — які там прогнози, так глянув сказав і забув. Тому тут комент ваш не доречний.
Далі, беремо кошти щоб віддати борг. Так, все вірно, а в чому тут проблема? Так весь цивілізований світ робить. Візьміть до прикладу Китай або США, хіба вони боргів не мають? Хіба кожного року не беруть кредити? Беруть і не по 3 млрд.дол. — для них це смішна сума. Так, їм дають на порядок менший %, бо в них все прозоро, ризики низькі.
Далі, пан Фурса вірно підмітив, що кредит взяли для розгрузки 19-20 років, так все вірно. В чому тут питання. Життя продовжується, курс держави встановлений, як кажуть «собака лає, караван їде».
В нашій ситуації треба тільки грамотних менеджерів при владі, терпіння, ну і звісно самому долучитися до цього процесу. Допоможи боротися з корупцією, або хоча б сам не давай взятки, бачиш що порушується закон — повідом у відповідне відомство. Так працює система в США і норм живуть