Нацбанк в пятый раз за год снизил учетную ставку. В этот раз минимально – с 15,5 до 15%. Гипотетически это должно снизить стоимость кредитов, которые украинские банки выдают клиентам. «Минфин» проверил эту гипотезу.
Учетная ставка НБУ не влияет на стоимость кредитов
У НБУ есть конкретное определение учетной ставки и ее функций. Звучит оно так:
«Это один из монетарных инструментов, с помощью которого Национальный банк устанавливает для банков и других субъектов денежно-кредитного рынка ориентир по стоимости привлеченных и размещенных денежных средств на соответствующий период»
По этой логике вместе со ставкой НБУ должны синхронно снижаться и ставки по кредитам для бизнеса и населения (по депозитам соответственно тоже). «Минфин» сверил динамику учетной ставки с целой кредитов.
Получился такой график:
Данные: НБУ, ставки по кредитам — левая шкала, учетная ставка — правая
Учетная ставка и кредиты живут разной жизнью. Учетная снизилась на 7%, но, например, ставки по кредитам для населения опускались ниже 20% лишь несколько раз за год. В некоторых случаях, снижению учетной ставки предшествовало резкое падение стоимости кредитов.
«Ставки по депозитам напрямую зависят от инфляционных ожиданий бизнеса и населения. Последние несколько месяцев стабильный курс гривны привел к снижению инфляционных ожиданий, что отразилось на ставках по депозитам, - рассказывает Андрей Приходько из UniCredit Bank. - То есть ставки по депозитам падают не потому, что НБУ изменил ставку, а потому, что курс гривны, самый главный драйвер украинской инфляции, остается стабильным. Влияние монетарной политики НБУ на экономику, к сожалению, остается ограниченным и не идет ни в какое сравнение с ФРС или ЕЦБ».
Но в теоретическом определении учетной ставки есть и вторая, не менее важная, часть:
«учетная ставка является базовой относительно других процентных ставок НБУ, она используется одновременно как средство реализации денежно-кредитной политики и ориентир цены на деньги»
«Другие процентные ставки» — это в первую очередь ставки по депозитным сертификатам НБУ. Здесь роль учетной ставки становится ключевой, потому что депсертификаты – это один из вариантов размещения свободной ликвидности для банков.
«Прямого влияния учетной ставки на стоимость кредитного ресурса банков на данный момент нет. Практически никто из активных банков не фондируется в НБУ, — рассуждает главный экономист Альфа-Банка Андрей Блинов. - Но изменение учетной ставки меняет ставку по депозитным сертификатам НБУ, где банки размещают свободные средства. Это не альтернатива кредитованию, так как в данном случае речь идет об очень короткой по срочности альтернативе».
То есть, снижая учетную ставку и вместе с ней доходность по депсертификатам, Нацбанк дает рынку сигнал – пора более активно работать с кредитованием. Когда ставки были высокими, банкам было более выгодно (и более надежно), хоть и краткосрочно, но размещать свободную ликвидность в депсертификатах, а не через кредиты.
На практике эта логика не работает. Банки по-прежнему не спешат расширять свои кредитные портфели. Причины – в экономической ситуации в стране с нестабильной гривной и высоким уровнем инфляции. Отсюда и высокие кредитные ставки – они включают в себя кредитные риски банков. Покупать депсертификаты во всех отношениях привлекательнее, чем выдавать кредиты, рискуя нарваться на еще один безнадежный пункт в своем портфеле. По данным аналитического отдела UniCredit Bank, доля кредитов с просрочкой более 30 дней, не учитывая банки-банкроты, выросла с 45,3% от общего кредитного портфеля на начало года до 47,2% на конец июня.
«Если бы НБУ не понизил ставку в соответствии с текущими тенденциями, банки еще больше увеличили бы размещение свободных средств в депозитных сертификатах НБУ и реальная экономика получила бы еще меньше кредитов», — говорит Приходько.
Но помогла ли ставочная политика Нацбанка подстегнуть кредитование? Не очень. По словам, Приходько, за семь месяцев 2016 года общий гривневый кредитный портфель банковской системы сократился на 0,6%.
Комментарии - 13
Например (если очень просто):
Вы все знаете, что банки ежедневно отчитываются о размере процентных ставок, по которым приняты новые или пере-размещены действующие депозиты.
Привлек выше учетной ставки – увеличь либо размер обязательного резервирования либо рисковость активов при расчете адекватности регулятивного капитала, либо увеличь процент отчислений в фонд гарантирования.
Почему это важно:
1. Рентабельность любого бизнеса в среднем составляет 15 – 30%, это относительный показатель характеризующий уровень процентной ставки, которую он может переварить.
2. Спрос – порождает предложение и новый спрос:
со стороны бизнеса – адекватный уровень процентной ставки (в гривне не более 10%)
со стороны банка – адекватный уровень риска (как вы думаете, если все понимают что бизнес не «переварит» процентную ставку – он вернет деньги?)
Или наоборот через ставку по выданным кредитам.
ВОПРОС – можно таким образом переоценить стоимость пассивов – ДА МОЖНО.
В любой системе работает только причинно – следственная связь, один показатель должен влиять на другой или другие.
Отсюда вопрос, верности приоритетов монетарной политики – на текущий момент задекларирован уровень инфляции — относительный показатель, на величину которого можно влиять структурой потребительской корзины при его расчете. А должен быть абсолютный – количество рабочих мест.
i.piccy.info/i9/3de8ea4de8747bb8ae79de78703c8f21/1474284267/45618/1071395/rates.jpg
https://www.eximb.com/ukr/sme/loans/conditions/ — только что зашел на сайт «Укрексімбанк» не ниже 20% для среднего и малого бизнеса
minfin.com.ua/2016/09/16/24185158/
minfin.com.ua/blogs/Apollo17/103588/
Ставка НБУ могла бы потянуть вниз ставки по кредитам банков, если бы система была бы сферической в вакууме. Т.е. присутствует ещё туева хуча факторов, которые не способствую железобетонной привязке процентов банка в ставке НБУ.
К примеру — зачем банку выдавать кредит под меньший, если потреблянт и так берёт кредит? Т.е. тут действует закон «спрос-предложение», ибо кредиты — это тоже товар. А значит, им можно торговать и на них можно спекулировать. Факторов много, в том числе и имеет место временной лаг. Рынок не реагирует мгновенно, особенно на копеечные изменения.
Но то, что проценты по кредитам (а, как следствие, и по депозитам) не прикручены железобетонно к ставку НБУ, — сомнений не вызывает. Другое дело, как работает банковская система в Украине: ставка НБУ указывает на минимальные уровни по кредитам, и максимальные по депозитам. Т.е., грубо говоря, банки перепродают получение кредиты от нацбанке, выступают в роли диллера, работая с потреблянтами в розницу, перекредитовываясь у НБУ, который наливает рефинансы оптом. Конечный мелкий (и не очень) банк живёт за счёт процентной разницы — взял у НБУ под X%, продал потреблянку под Y%, профит = (Y% — X%). Да, имеет место «внутреннее закрытие» заявок и баланса, без привлечения средств из-вне. Т.е. кредит потреблянту может быть предоставлен за счёт лишних депозитов, которые были размещены в данном банке под ставку D%, где D% < X%, это выгоднее, чем привлечение бумаги со стороны НБУ.