5 жовтня 2011
Останній раз був на сайті:
16 квітня 2024 о 23:09
-
Mikhail6759
54 года
-
DiGek
Киев
-
Kyleta 12
Полтава
-
vetalmihey
54 года, Запорожье
-
Romancho
40 лет
-
ballistic
3 года
- 23 вересня 2018, 22:51
27 лет независимости: итоги и перспективы
27 лет независимости приблизили Украину к идее экономической самостоятельности, но мы так и не смогли войти в перечень европейских стран, которые играют определяющую роль в экономике региона Центральная и Восточная Европа. Я не сторонник негативной риторики в отношении своей Родины, но пока мы можем констатировать факт: риск того, что Украина будет отнесена к категории стран «утраченных возможностей», растет. И дело тут вовсе не в выборе вектора интеграции, а в медлительности реформ, нерешительности реформаторов и в тяге «ТОП-менеджеров страны» к старым методам управления времен 90-ых годов или периода СССР.
Украина глазами соседей
Даже в нашем регионе «Центральная и восточная Европа» украинская экономика занимает весьма незавидное место по масштабам работы. Возьмём, к примеру, итоги 2017 года по данным Мирового банка. Так, в Украине по итогам 2017 года на душу населения приходился ВВП в размере 2640 долларов США. Наши ближайшие соседи по рейтингу – Судан, Филиппины, Марокко, Папуа Новая Гвинея и Гондурас. А вот соседи по месту расположения имели более внушительные показатели: Польша – 13811 долларов США, Венгрия – 14224, Румыния – 10813.
Конечно, это сравнение производилось по номинальному ВВП в долларах США, но именно этот показатель дает нам понимание готовности населения потреблять глобальные продукты, цены на которые везде примерно одинаковы. Если проводить сравнение размера ВВП на душу населения по покупательной способности, то и тут утешительных новостей для читателей у меня нет: Венгрия – 28375, Польша – 29291, Болгария – 20329, Украина – 8666 долларов США на душу населения.
Второй проблемный момент – это сам масштаб номинального украинского ВВП – до 120 млрд. долларов США. Это в разы меньше, чем у РФ, Турции, Польши, Венгрии и т.д. Выходит, что масштаб нашей экономики недостаточен для того, чтобы привлекать инвестиции, заинтересовывая инвесторов в своем рынке сбыта. А в ЕС Украину пока не берут, поэтому использовать преимущества рынков сбыта в ЕС мы также не можем. Получается, что Украина как бы застряла между новыми странами членами ЕС и идеей стать такой себе «восточно-европейской Швейцарией». На этом фоне продолжается конфликт и силовое противостояние за часть украинской территории с РФ.
Однако наши соседи не замечают Украину на карте инвестиций не из-за небольшого масштаба экономики, а из-за предстоящих выборов. Из страны постряпает очень противоречивая информация, и нет никаких гарантий, что Украина не сменит выбор вектора развития. А ведь вариантов не так и много: ЕС, РФ или нейтральная страна. Учитывая конфликт, в пользу РФ выбор остается маловероятным, а вот выбор между ЕС и нейтралитетом остается, и он может нравиться как крайне правым, так и националистам.
Нужно диверсифицировать экономику
И хотя экономическое будущее Украины остается туманным, в принципе, можно сказать, что главная проблема Украины сегодня – это очень малый поток инвестиций в реальный сектор. Экономика Украины остается слабо диверсифицированной. По сути, мы производим стальной прокат и агропродукцию на экспорт, что снижает диверсификацию нашей экономики. Зато вот с диверсификацией импорта у нас все отлично, кроме энергоресурсов Украина импортирует весь спектр товаров народного потребления, интересный населению.
Чтобы переломить такую тенденцию Украине нужны иностранные инвестиции, которые были бы направлены не просто в агробизнес и металлургию, а и в другие отрасли экономики. Украине интересно машиностроение, энергосбережение, телекоммуникации, новые виды транспорта, производство электротехники и т.д. – то есть любые виды промышленности и агробизнеса с высокой добавочной стоимостью.
Я пересмотрел более 25 экономик стран мира с развивающимися рынками и не нашел ни одной «happy story», где бы характер экономики удалось изменить менее чем за 5 лет. Обычно на это уходит от 5 до 25 лет, при этом поток иностранных инвестиций должен быть довольно интенсивным: для экономики Украины это около 5-7 млрд. долларов настоящих прямых иностранных инвестиций в год. Само собой, Украина не придерживается такого графика, и для входа в него нам нужны реформы: налоговой системы, системы пенсионного обеспечения, открытие финансового сектора для иностранных инвесторов и реформа своего финансового рынка до состояния, когда он сам становится поставщиком долгосрочных пассивов для инвестиционных компаний.
Будущее за инвестициями
Я полностью разделяю радость банкиров, когда украинский парламент принимает какие-то законы, направленные на защиту прав кредиторов. Украине это не помешает, и более того, это своего рода санитарный минимум для инвесторов, который даст возможность пользоваться в стране инструментами финансирования, к которым они привыкли дома. Однако просто кредитными ресурсами поменять экономику страны невозможно. Сразу после выборов, власти в Украине должны расконсервировать три источника инвестиций: прямые иностранные инвестиции, инвестиции от населения и инвестиции от олигархов. Эти три источника нам могут дать 7-10 млрд. долларов в год, и это только на начальном этапе. Иностранным инвесторам интересно, чтобы в Украине были: а) адекватная налоговая система, например, с налоговой нагрузкой не больше, чем в Грузии; б) либеральное валютное законодательство (чтобы легально выводить дивиденды); в) гарантия права собственности без прецедентов рейдерства.
Внутренние ресурсы населения может пробудить пенсионная реформа, ведь на руках у населения находится от 20 до 50 млрд. долларов США. Не все эти ресурсы могут быть моментально брошены в экономику Украины, часть из них обслуживает теневой оборот. Тем не менее, официальная экономика может рассчитывать на приток около 2-3 млрд. долларов в год от населения в форме инвестиций. Опыт Польши, Венгрии и Румынии показывает, что опираться на деньги собственного населения может быть и дороже, но надежнее, т.к. эти инвестиции никуда из страны не убегут.
Вопрос инвестиций от олигархов остается открытым. Сегодня 75-85% экономики негосударственного сектора представлены в Украине инвестициями олигархов. Именно благодаря ним в Украину уже никогда не вернётся коммунизм, но именно они не очень хотят пускать иностранцев на рынок Украины, и часть своих ресурсов (денежных и людских) тратят на борьбу между собой, что снижает их роль и ставит их успешность в зависимость от политических процессов.
Если Украина хочет стать полноценным рынком в регионе Центральная и Восточная Европа, то в качестве единственного бенчмарка успешности нашей экономики следует брать инвестиции, причем без формальных денежных потоков или без каких-либо художественных схем. Только инвестициями можно изменить характер нашей экономики и приблизить страну по уровню развития к ЕС. Весь остальной инструментарий – это вспомогательные инструменты, которые стоит задействовать ради основной цели.
Виталий Шапран
Член исполкома УОФА
|
45
|
- 18:39 В НБУ кажуть, що курсові коливання не несуть ніякої загрози
- 18:17 Блокнот із написом «Buy Bitcoin» продали на аукціоні за $1 млн
- 17:54 Активи «дочок» росбанків вже продано на 5 млрд гривень — Мінекономіки
- 17:41 Курс валют на вечір 25 квітня: долар та євро на міжбанку пішли вниз
- 17:15 Україна розраховує отримати $38 мільярдів допомоги у 2024 році
- 16:16 Парламент легалізував працю домашніх працівників
- 15:18 Банки підвищили готівковий курс долара
- 14:47 Регулятор готує низку кроків з валютної лібералізації в найближчі тижні
- 14:02 НБУ знизив облікову ставку до 13,5%
- 13:11 Рада провалила голосування за Пенсійну реформу
Коментарі - 98
«мы так и не смогли войти в перечень европейских стран, которые играют определяющую роль в экономике региона Центральная и Восточная Европа» — то же самое можно сказать о любой восточноевропейской стране, вроде Польши или Румынии.
На фоне «старой Европы» они просто нищие.
«Иностранным инвесторам интересно, чтобы в Украине были: а) адекватная налоговая система, например, с налоговой нагрузкой не больше, чем в Грузии;» — ликвидировать ПФУ, и платить бюджетную пенсию, равную нашей минимальной?
И то при условии, что пенсионер сможет доказать свою бедность.
''Он выплачивал деньги в фонд'' — в фонд какой страны он уплачивал деньги до 1991 года?)
«лучше быть таким нищим как Польша, чем таким богатым, но с долгами как испанцы или итальянцы» — согласна.
Но вот поляки с вами не согласятся)
«Не все определяется ВВП / средними з/п /» — тоже согласна.
Далее, полный развал в Польше начался несколько раньше чем у нас. Уже в 89-м году годовая инфляция была 640%, производство обвалилось и половина промышленности оказалось на грани банкротства. И уже тогда поляки оказались в полной нищете и страна была на грани голода. У нас в то время еще все было в шоколаде по сравнению с ними. Уже с 91-го начался развал, а у поляков наоборот все начало постепенно налаживаться.
— Росія в ресурсному плані на першому місці в світі, але її аж ніяк не назвеш багатою. Бідність/багатство країни оцінюється в першу чергу за рівнем добробуту населення.
На початку 90-х Польща була бідною, але точно не біднішою за Україну. Згадайте таке явище як «чєлнокі», якраз в цей період їздили до «багатої» Польщі за дефіцитними і дешевими товарами.
А в 90-х вже наші поїхали до них продавати своє барахло, а везли звідти більше екзотичні продукти, походження яких було точно не польським. В тому числі і мої батьки.
— про цей період не можу нічого сказати. Але для мене звучить дивно, ніколи такого не чув.
Ви спершу писали про 91-й (початок 90х) про який я трохи знаю, тому написав.
По санкциям, из Википедии:
Сразу после введения военного положения правительство США ввело экономические санкции в отношении Польши и СССР. В 1982 году Польша была лишена статуса наибольшего благоприятствования в торговле, а её заявка на вступление в Международный валютный фонд заблокирована. Некоторое смягчение режима в середине 1980-х, особенно амнистии политзаключённым, открыла дверь нормализации польско-американских экономических отношений. 20 февраля 1987 года президент Рейган объявил об отмене оставшихся санкций и восстановлении режима нормальной торговли.
Санкции оказали негативное влияние на польскую экономику (польское правительство утверждало, что в период 1981—1985 годов они стоили польской экономике 15 миллиардов долларов[28]). Потери были частично компенсированы советскими кредитами и разного вида субсидиями, составившими в совокупности 3,4 миллиардов долларов, увеличением поставок сырья и энергоносителей
активы банковской системы в 2013 году составляли 150 млрд. долларов, а в 2018 году = только 50 млрд. долларов. В три раза меньше! Ориентировочно: 30-50 млрд. долларов выведены!
В 2015 году у вас тот же миллион, но это уже 45000 долларов.
Вы делаете вывод, что 80 000 долларов кто-то куда-то вывел. И иронизируете над версией что они просто сгорели. Курс скушал.
Подумайте еще раз.
а по сути — есть что сказать?
не обесценивалась
это легко проверяется:
1. по ВВД сокращение со 142 млрд. д. до 116 млрд. д.
2. по валютным счетам и депозитам в банковской системе сокращение с 30 млрд.д. до 16млрд.д.
3. А баланс банковской системы как был 1.2Т гривен, так и остался в районе 1.2Т гривен. В ОВГЗ ничего не ушло — ОВГЗ находится на балансе банков в активах.
4. А инвестиций в ближайшие годы ждать не приходится — законодательство не соответствует
Я также устал повторять, нам нужны Инвестиции-Инвестиции-Инвестиции, для этого нужно задействовать все инструменты: законы, реформы и т.д.
Это решает сразу несколько проблем:
1)меняет вектор импортной страны на экспортную, 2)убирает проблему платежного баланса, 3) меняет сам курс в стране из-за притока валюты, при этом важно НБУ по умному выкупать и плавно дать просесть, накапливая в резервы и выплачивая долги(резкий обвал никому не интересный), 4) решает проблему со средней ЗП и занятостью, 5) решает проблему отчислений в ПФ и саму проблему ПФ, 6) развитие инфраструктуры, стандартов и т.д…
Кто будет этим «Богданом Хмельницким», пока сложно сказать…
Потому только с другим Президентом и другой ВР. Что сложно. Другой Президент — это также открытый вопрос, куда подводных камней, и порой они хуже чем вариант сейчас.
— грошей на міжнародних ринках повно, але вони чомусь до нас не йдуть.
Чому? Є дві важкопереборні причини — корупція і російська агресія.
І перша і друга причини в одну мить не зникнуть, тому треба запастися терпінням і наполегливо «лупати цю скалу».
Если инвестор очень рисковый, проще инвестировать в них, чем в экономику одной восточноевропейской страны.
Хотелось бы доказательств.
кредит можно взять в европе, а завод строить здесь. Какие проблемы? для приличных компаний — это вообще не вопрос.
А без ''верхушки'' в Украину рекой польются инвестиции?)
А то вы так игнорите мои вопросы.
закон первый — «а нехай усе чиновники не воруют и интерес державный блюдут».
мы тоже удавимся и лопнем от смеха :)
http://sfs.gov.ua/media-tsentr/novini/321825.html
2. внешний НДС на импорт=250мд. гривен, оставить, или внимательно просмотреть на предмет махинаций для уклонения.
http://refru.ru/budgets.pdf
Структура доходов и расходов бюджетов США, России, Китая
2. нагрузка на внутреннюю экономику сокращается на 15% — ранее эти средства получали экспортеры на оффшорные счета
3. Простота в налогообложении — не нужен контроль, автоматически списывается в момент перечисления
4. В продуктовых магазинах продукты снизятся в цене — ранее эти 20% НДС взимались с покупателей продуктов и возмещались затем экспортерам
Все схемы экспортные разрушатся — посмотрите выше яргу подробно прокомментировал.
2 — вообще не понял.
3 — простоты не будет т.к. во-1 налог будет братся многократно при перепродаже одного товара и во-2 — непонятно с каких платежей его брать «автоматически». и кто будет это делать.
4 — нет конечно. скорее даже повысятся.
НДС всегда платит конечный потребитель товара. Но если конечный потребитель — иностранец, то он не может являтся плательщиком НДС. Поэтому если компания А покупает товар у компании Б и экспортирует, то пока товар ходил по Украине — с его продажи был взят НДС. Когда товар ушел на экспорт — компания А получается НДС заплатила, но плательщиком не является. Следовательно просит возместить уплаченный в бюджет НДС. И происходит возмещение. Это не имеет вообще никакого отношения к ценам в продуктовых магазинах.
мелкие же НДС не платят… Кстати, по предпринимателям можно было совместить опыт России — единственный учредитель ООО, он же директор, без бухгалтера, подает банковские документы без второй подписи — чтобы предпринимателей перевести в полноценные юрлица.
Планы — как у Наполеона.
Но только всех Наполеонов сейчас госпитализируют и лечат)
Сингапур 100 лет был единственным и самым крупным портом, через который проходил весь экспорт-импорт Юго-Восточной Азии. Потом он был оффшором под британским протекторатом, где хранили деньги элиты Малайзии, Индонезии, Камбоджи и прочих. За что эти страны люто ненавидят Сингапур — много наворованного он и не отдал. Был он и тыловой базой американцев во Вьетнамской войне… Через него все снабжение 500 — тысячной армии шло 10 лет… Но вель дедушка Ли ничего этого вам не рассказал, да? он рассказал о борьбе с коррупцией… Не упомнив при этом как он сам из бедного адвоката стал одним из богатейших жителей Сингапура и пожизненным правителем острова.
какое дело бизнесменам до какой-то бредовой преданности непонятно кого и кому?
Половину инвестиций в мире получил китай. Это признак особой смиренной лояльности?
Китай= 700 долларов на душу против Украины 3000 долларов на душу
ну и да, небыл китай никогда смиренным. Он воевать не умел, но любил :)
внешний валовый долг страны состоит из кредитов, инвестиций и собственности принадлежащей нерезидентам. Для упрощения экономисты считают и кредиты, и покупку собственности иностранцами — инвестициями…
По поводу смиренности — сейчас же вы видите что Китай начал противиться указаниям и получил разные ограничения.
И вы также становитесь по-сути инвестором.
Продвинутые страны и стараются любыми путями привлечь капитал в свою страну — через продажу недвижимости с предоставлением вида на жительство, через низкие налоги для бизнеса и другие интересы. Сейчас большинство стран и развиваются благодаря росту валового внешнего долга страны, при этом надо четко понимать что одна составляющего этого долга в виде внешнего государственного долга считается самой нежелательной по причине неэффективности государственного бизнеса и разворовывания займов госуправленцами.
Вот Беларусь что пишет
http://pravo.studio/kreditovanie/analiz-struktura-valovogo-vneshnego-dolga-43359.html
Если хотите поизучайте по поводу частной недвижимости и потом расскажите — считается ли покупка нерезидентом недвижимости в состав внешнего долга страны.
Инвестиции — это не в коем случае не долг.
Долг — это если данные инвестиции были оформлены в виде кредита.
Ведь завод можно построить двумя способами:
1. Создать фирму и купить её акции/долю из-за границы. Это не долг будет. (Цитата из ссылки: В состав валового внешнего долга не входят:
— акции и другие формы участия в капитале, поскольку они не предусматривают выплату основного долга;)
2. Создать фирму и дать ей кредит на строительство завод. Это долг. (Цитата из ссылке Вашей: — долговые обязательства перед прямыми инвесторами и предприятиями прямого инвестирования;)
Но и в том и в другом случае будет строительство завода.
Долг, но только внутренний долг, долговые обязательства банка перед клиентом. Внешний долг страны — означает задолженность в иностранной валюте резидентов перед нерезидентами.
Т.о. если нерезидент берет займ в нацвалюте, т.е. это увеличивает внешний долг его страны вообще и в частности перед страной в которой взят займ.
Обычно никто не доит лично построенные активы, поэтому ПИИ даже оформленные в виде долга (так технически проще выводить деньги, не более), никто не заставляет все вернуть, тем более сразу.
Так что с точки зрения финансов, это не совсем долги.
1. Движение по гос. долгу.
2. Курсовые изменения (у нас долг в разных валютах).
3. Циклические и сезонные колебания.
4. Инвестиции.
И все они имеют разное значение (положительное/отрицательное/нейтральное).
А еще в разных периодах они имеют разное значение.
Например: сезонное (в конце года) погашение торговых кредитов от материнских компаний их дочками в Украине приводит к давлению на курс под Новый год (ноябрь-декабрь), но потом они получают новые кредиты, так что эффект при рассмотрении в периоде 1год+, никакого влияния нет.
1. оффшоры организованы следующим образом — матка в оффшоре, владеет контрольным пакетом дочки в Украине, дочка является экспортером продукции своей матке, внутренние цены занижены и вся цепочка находится в убытке и принадлежит дочке, дочка на минимуме продает матке или напрямую и получает возмещение по НДС, таким образом получая сверхприбыли в районе пяти годовых фондов оплаты труда, и эти дивиденды получает матка учредителем которой может быть иногда один Вася — он же олигарх.
Поставить 1% с оборота — и вся цепочка сдохла, возврат НДС не получишь, а наоборот нужно заплатить 1+...+1% налогов
2. Внутренние предприятия не являющиеся экспортерами по цепочке продукта платят 20% НДС, а при налоге с оборота будут платить 1+… +1% при перепродажах.
3. Банк автоматически 1% перечисляет в бюджет от суммы переводов предприятий. Ну и что, что многократно будет браться при перепродаже? Вы действительно считаете, что +1% или +3% имеет значение в стоимости конечного товара вместо суммарного НДС в 20%?
4. Магазины собирают 20% НДС сверх стоимости продуктов, а при налоге с оборота по цепочке соберется несколько раз по 1% в зависимости от количества перепродаж — т.е. будут иметь возможность на снижение цены для конкуренции,
теоретически процентов на 15%, но фактически хотя бы на 5% можно рассчитывать, а в случае возрастания конкуренции и на 10-15% по сравнению с нынешними ценами.
Виталик, у многих жизнь заканчивается, а ты со своим летом.
Уже наступила усталость от всего этого бреда из года в год.