Multi от Минфин
(8,9K+)
Оформи кредит — выиграй iPhone 16 Pro Max!
Установить

ВВП-варранты снова в центре внимания: что правительство предлагает их владельцам и стоит ли покупать эти бумаги

Сообщения о возможном дефолте Украины облетели ключевые отечественные СМИ. Причиной стали неудачные переговоры между Министерством финансов и владельцами варрантов об изменении порядка выплат по ним. Насколько реален такой риск, и к чему это может привести, разбирался «Минфин».

Что такое ВВП-варранты

Для того, чтобы понять, вокруг чего сейчас ведутся дискуссии, придется совершить небольшой экскурс в историю. ВВП-варранты Украины были выпущены в 2015 году во время реструктуризации евробондов.

В условиях ослабления экономики из-за российского вторжения в Крым, Донецк и Луганск, и катастрофического снижения золотовалютных резервов при власти Януковича, Украина потеряла возможность обслуживать внешние долги. Тогда с кредиторами удалось договориться о реструктуризации $18 млрд обязательств: 20% этой суммы было списано, а для остальных — срок погашения продлили на 4 года.

В то же время эти 20% были не просто списаны — вместо них инвесторы получили так называемые варранты на ту же сумму, то есть $3,6 млрд. Выплаты по этим бумагам зависят от темпов роста украинской экономики.

Логика была такой: если экономика растет, значит, у государства есть деньги и, соответственно, оно может платить заемщикам. Если же роста нет — то и взыскивать нечего.

В момент заключения этих договоренностей ВВП Украины составлял $91 млрд, а осуществлять выплаты Украина должна была лишь в том случае, если он достигнет $125,4 млрд. То есть сначала должен был быть рост экономики почти на 38%.

Далее, если за год экономика растет на 3% или меньше, то выплаты по этому инструменту не предусмотрены. Если ВВП растет от 3 до 4%, то выплата составляет 15% от суммы роста свыше 3% ВВП. Например, если рост составит 3,9%, то выплата составляет 15% от 0,9% ВВП.

Если же рост ВВП превышает 4%, то платить по варрантам следует 40% от суммы роста свыше 4%, плюс, уже упомянутые выплаты за рост от 3 до 4%. Например, если ВВП за год растет на 4,9%, то Украина должна выплатить кредиторам сначала 15% за рост от 3 до 4%, а потом 40% от роста ВВП на 0,9%.

Такие правила должны были действовать до 2040 года. Критики варрантов отмечали, что результат реструктуризации обрекает Украину на катастрофические выплаты и экономический рост для нее становится невыгодным. Так, в 2021 году министр финансов Сергей Марченко посчитал, что, даже при умеренном росте ВВП, общие выплаты по этому инструменту достигнут $22 млрд. Если бы экономика Украины к 2040 году достигла уровня Польши, то суммарно заплатить пришлось бы $80 млрд.

В то же время, несмотря на возможность такой фантастической прибыли, инвесторы, получившие варранты, не слишком верили в эту перспективу. В 2016 году варранты торговались на европейский биржах по цене в 30% от номинала, то есть владельцы пытались от них избавиться, получив хотя бы какие-то деньги, вместо эфемерного богатства.

Но в 2021 году, когда экономика Украины начала восстанавливаться, многие поверили в эти сказочные выплаты, что и сказалось на стоимости бумаг, которая превысила 117% от номинала.

В то время как инвесторы надеялись на фантастические выплаты, правительство их боялось, а потому понемногу выкупало варранты с рынка. Как следствие, сейчас на руках у инвесторов их осталось на $2,6 млрд.

Как на варранты повлияла война

После начала полномасштабного вторжения цена варрантов резко упала и торговались они на уровне около 20% от номинала. Однако вскоре проявилась еще одна скрытая угроза этого инструмента для Украины — выплаты учитывают рост экономики в каждом году отдельно, несмотря на то, что было в предыдущем.

Поэтому, если, к примеру, в одном году ВВП упал на 30%, а в следующем — подрос на 10%, то понятно, что глобально экономика находится в существенном минусе, но, несмотря на это, должны быть полноценные выплаты из расчета роста за год.

«Допущена ошибка на старте выпуска ВВП-варрантов. У Украины малая и открытая экономика, которая зависима от экспорта и импорта. Наш ВВП и без войны показывал экстремальное снижение в прошлом. Например, из-за глобального кризиса в 2009 году ВВП Украины сократился на 14,8%. Поэтому закладывать показатель годового темпа прироста без права пересмотра и поправок этого показателя — методологически неверно», — отмечает финансовый аналитик Виталий Шапран.

Собственно, такая ситуация из-за полномасштабного вторжения произошла в 2022 году: тогда экономика сократилась на 29%, а в 2023 году начала медленно восстанавливаться, прибавив 5,3%. Как следствие, за этот рост Украина должна выплатить около $600 млн. То есть около 23% от номинальной стоимости варрантов.

Летом 2022 года произошло еще одно важное событие. Договариваясь о реструктуризации евробондов, Украина согласовала отсрочку выплаты по варрантам, а также возможность их выкупа до 2027 года по номинальной стоимости.

Это означает, что в любой момент Украина может окончательно закрыть вопрос с варрантами, уплатив инвесторам $2,6 млрд. Владельцы же ценных бумаг, если такое предложение появится, не могут от него отказаться. В таком случае, Украина по факту «выйдет в ноль» с реструктуризацией в 2015 году — сколько средств тогда списали, сколько в итоге и выплатила.

Почему говорят о дефолте

В условиях войны и дефицита бюджета правительство не спешит выкупать варранты, но и выплат за рост экономики в 2023 году стремится избежать. Согласно меморандуму с МВФ, государство должно до мая этого года договориться с кредиторами о реструктуризации долгов по варрантам.

«ВВП-варранты были созданы для экономической реальности, которой уже не существует. Умеренный рост ВВП Украины в 2023 году не свидетельствует об экономическом процветании — это лишь хрупкое восстановление после почти 30% падения, вызванного полномасштабной войной рф против Украины. — Объясняет Сергей Марченко несправедливость выплат, которые должна осуществить Украина. — Наша цель — найти справедливое и комплексное решение этого вопроса».

Правительство предложило инвесторам два варианта. Первый — обменять варранты на дополнительные еврооблигации, выпущенные в рамках реструктуризации в 2024 году. Согласно этой опции, инвесторы получат тот же набор облигаций A и B, что и владельцы еврооблигаций прошлого года, в соотношении 1:1,35 (на каждую единицу варрантов 1,35 единицы облигаций).

Второй вариант — изменение условий выпуска ВВП-варрантов следующим образом: выплаты за 2025−2028 годы отменяются; возможность выкупить ВВП-варранты продлят до мая 2029 года, тогда как цена выкупа будет прогрессивно расти с 85% в 2026 году до 100% в 2029 году. Реструктурированные варранты (с выплатами в 2029—2041 годах) будут иметь те же характеристики, что и действующие, кроме опциона выкупа. Дополнительно владельцы, которые согласятся на реструктуризацию, получат 36,6 центов облигаций A и B на каждые 100 центов варрантов.

Если объяснить эту схему упрощенно, то первый вариант отменяет варранты, а в обмен инвестор получает обычные облигации с бонусом. Во втором — варранты остаются, но выплата, в зависимости от роста экономики, переносится, а у государства будет возможность принудительно выкупить их со скидкой.

Правительство выдвигает оба эти предложения одновременно — и если их согласуют, то каждый кредитор может выбрать один из предложенных вариантов.

Рады ли инвесторы предложениям

Предложение, выдвинутое Минфином, является неоправданно щедрым, — считает эксперт Аналитического центра «Объединенная Украина» Алексей Кущ. Он говорит, что многие нынешние держатели этих бумаг покупали их с большими скидками во время биржевых колебаний.

«Условно говоря, кредитор купил ВВП-варрант во время войны за $500 при номинале этой ценной бумаги $1 000. Минфин теперь предлагает кредитору получить вместо этого инструмента облигацию с фиксированной доходностью на сумму $1 350. Следовательно: $500 сейчас — это $1 350 после погашения», — объясняет он и добавляет, что, кроме этой суммы, инвестор в течение 5−6 лет будет получать 7,5% годовых, предусмотренных новыми бондами.

Но инвесторы не в восторге от идеи правительства. Предложение рассматривает специальный комитет, в состав которого входят институциональные инвесторы — владельцы около 30% ВВП-варрантов. Если они согласуют реструктуризацию, то для других владельцев бумаг она будет действовать автоматически.

Пока комитет отклонил предложение и выдвинул собственное — уплатить 75% платежа, который предусмотрен за рост ВВП в 2023 году, и для погашения остальной выплаты выпустить новые облигации «C» со ставкой 7,75% с погашением в феврале 2029 года. То есть по факту инвесторы стремятся получить полную сумму выплат, но лишь часть — с отсрочкой. Правила расчета дальнейших выплат при этом не изменятся. Эту идею, в свою очередь, отклонил Минфин.

Готовимся к «дефолту»?

Рынок отреагировал на переговоры падением цены варрантов. Если в феврале на фоне ожидания прекращения войны их стоимость достигала 87% номинала, то сейчас снизилась до 72%.

Дело в том, что, несмотря на, казалось бы, уверенность инвесторов, которые отклонили предложение правительства, все козыри остаются у Украины. Как отмечает финансовый аналитик Андрей Шевчишин, при реструктуризации госдолга в 2022 году были устранены кросс-дефолтные положения между ВВП-варрантами и другими государственными облигациями. То есть невыплата по варрантам не является основанием для объявления дефолта по другим государственным обязательствам Украины.

«Варранты существуют в отдельной вселенной. Если инвесторы не примут альтернативное предложение, то по этим бумагам будет дефолт. Но это не означает проблем с внешним долгом», — добавляет инвестиционный банкир Сергей Фурса.

В условиях, когда инвесторы понимают, что Украина почти ничем не рискует, если оставит их без выплат, они, скорее всего, в конечном итоге договорятся с Минфином, считает Фурса. Тем более, что, по его словам, разница между позициями здесь не такая большая, по сравнению с переговорами о реструктуризации долга в 2022 году.

Читайте также: Украина и США начали обсуждение зоны свободной торговли

Ожидает, что стороны договорятся, и Виталий Шапран, если у комитета кредитов нет мотивов, кроме экономических. А если нет, то, по его мнению, отказ от выплат нельзя будет считать дефолтом, поскольку варранты — не в полном смысле долговой инструмент. К тому же, отмечает Шапран, это событие никак не затронет украинский бизнес и граждан.

Стоит ли покупать варранты сейчас

Исходя из нынешней цены варрантов на бирже и предложения Минфина, покупка варрантов может показаться выгодным предложением. По факту за $720 — цена одной бумаги — можно купить облигаций на $1 350 — в которые она превратится, если кредиторы согласуют идею правительства.

В то же время отсутствие роста цены указывает на то, что в целом инвесторам игра с варрантами не слишком интересна. Так же и еврооблигации торгуются на мировых биржах с большими скидками. Например, Украина-2036 стоит примерно 50 центов от 1 доллара номинала, а Украина-2029 — 63 цента. Все еще существует слишком высокая вероятность, что в конце концов Украина не сможет, или не захочет, обслуживать эти долги.

Как рассказал «Минфину» президент инвестиционной группы УНИВЕР Тарас Козак, у его компании были клиенты, которые покупали варранты, как до полномасштабной войны, так и после ее начала, поскольку цена на бумагу казалась для них выгодной.

Сейчас, по его мнению, исходя из предложения правительства, варранты также могут быть интересными для покупки. В то же время Козак признает, что этот инструмент немного напоминает казино. Кроме этого, следует учитывать достаточно высокую стоимость покупки варрантов в Украине — к цене на международных биржах следует добавить где-то 10%.

Читайте также: Как МВФ определяет требования к странам, прежде чем дать деньги

Руководитель развития инвестиционных продуктов БТС Брокер Сергей Гончаренко рассказал, что, если клиент обратится с просьбой купить ему варранты, компания проведет это сделку, но сама не предлагает эти бумаги, и среди ее клиентов пока никто этих бумаг не держит.

Варранты действительно могут принести высокую прибыль, но, покупая их, следует учитывать высокий риск и зависимость от экономического будущего Украины.

Автор:
Олексій Писарев
Журналист Олексій Писарев
Пишет на темы: Инвестиции, фондовый рынок, forex, макроэкономика

Комментарии - 5

+
0
yago
yago
1 мая 2025, 9:35
#
Просто перестанут выпускать облигации в валютах отменной от гривны, по гривне дефолт маловероятен
+
+15
bonv
bonv
1 мая 2025, 12:56
#
Лагідний доторк дефолту: Мінфін бідкається, кредитори — викручують руки.
https://www.unian.ua/economics/finance/lagidniy-dotork-defoltu-minfin-bidkayetsya-kreditori-vikruchuyut-ruki-12994215.html
+
+15
bonv
bonv
1 мая 2025, 12:59
#
Україна поки що не змогла домовитися з інвесторами про реструктуризацію боргу за ВВП-варантами. Перемовини продовжуються, але західні ЗМІ пишуть про можливий дефолт у випадку невдачі переговорів. Фінансовий аналітик Андрій Шевчишин вважає, що навіть провал перемовин ні на що глобально не вплине, йдеться у статті УНІАН.
«Ми маємо підтверджені домовленості з нашими партнерами, тож ніякої зміни парадигми у фінансуванні України не відбудеться. Україна на сьогодні має дуже значні валютні обмеження, не може залучати капітал на зовнішніх ринках, не має зовнішніх надходжень від приватних інвесторів. Тож такий дефолт, таке невиконання зобов’язань ні до чого не призведе», — каже експерт.
За словами Шевчишина, ВВП-варанти не пов’язані з іншими борговими зобов’язаннями — тобто, якщо за ними не буде виплати, це не означає дефолт за єврооблігаціями чи іншими боргами. Швидше за все, такий дефолт не матиме серйозних наслідків.
«На мій погляд, інвестори розуміють ситуацію, в якій знаходиться Україна. Всі розуміють, що у військовому стані платити за ВВП-варантами після 30-відсоткового падіння економіки і її відновлення просто через базу порівняння на 5% - це дуже спекулятивно, тому що ми дуже далекі від відновлення економіки. Але це умови випуску ВВП-варантів», — підкрелює аналітик.
+
+15
bonv
bonv
1 мая 2025, 12:59
#
Шевчишин пояснює, що процедура дефолту передбачає наступні кроки: спочатку невиплата за зобов’язаннями, далі - настання технічного дефолту, який дає ще місяць на можливість виплати, а це — додатковий місяць на продовження переговорів.
«Авжеж, для реноме країни щодо запозичень дефолт — це поганий фактор, але це коли ви живете в нормальному світі без війни і з вільним рухом капіталу, коли ви залучаєте гроші на світових ринках у приватних компаній. А зараз Україна не запозичує гроші у приватних компаній, ми фінансуємося за рахунок міжнародної допомоги», — додає він.
+
+30
Kankakee
Kankakee
1 мая 2025, 16:59
#
А вам теж здається що це Фурса існує в паралельному всесвіті? 🙈 в якому він вже завіз в Україну мільйони індусів замість українців які виїхали або відмовляються працювати тепер без бронювання? Я взагалі перестав його сприймати після такої маячні 🤷
Порошенко напродавав варантів бо треба були гроші на «жити по-новому», і ніяких форс-мажорних обставин тіпа війни там не прописано бо війна вже йшла, і весь цей борг вручив Зеленському 🏆. А прописаний тільки економічний рост. Тепер в офісі президента всі бігають як ужалені в одне місце з криками — «ололо як так можна у нас же війна?!!» і одночасно запевняють народ «Та все норм та нічого не станеться! подумаєш дефолт» А всі ці карманні експерти їм підспівують 🤦‍♂️ але дефолт — це погано: Україна показувала рост тому що хоче до Євросоюзу. А як тільки оголосять дефолт усілякі запроданці тіпа орбана почнуть оголосити — «ой-ой-ой ви ж підірвете економіку ЄС якщо візьмете Україну, такого проблемного члена за гранью банкрутства» 🤬
Чтобы оставить комментарий, нужно войти или зарегистрироваться