Рынок ведет себя очень оптимистично, предугадывая события следующего года: распространение вакцины, возобновление авиасообщения, оживление экономики, резкий рост корпоративной прибыли. При этом от ФРС ожидают сохранения мягкой монетарной политики. Но что будет, если все сложится по-другому?
Три сценария, которые могут шокировать инвесторов в 2021 году
О трех возможных негативных сценариях развития событий написал Profinance со ссылкой на CNBC.
Федрезерв пойдет на попятную
Чиновники ФРС дали ясно понять, что будут удерживать краткосрочные ставки на нулевом уровне в течение нескольких лет и позволят инфляции оставаться выше целевого показателя в 2% в течение некоторого времени, чтобы обеспечить полную занятость в экономике. Председатель Джером Пауэлл заявил, что он даже мысли не допускает о повышении ставок. В недавнем выступлении перед Конгрессом он признал, что в следующем году может возникнуть «риск чрезмерного роста», но его позиция при этом не изменится.
Можно поверить ему и его коллегам на слово. Но нужно подумать о предпосылках для потенциального подъема экономики, даже в течение пары кварталов, и понять, смогут ли рынки проверить, насколько решительно настроена ФРС. Даже без дальнейшей фискальной поддержки потребители в совокупности накопили более $1 трлн «избыточных сбережений», по сравнению с докоронавирусным уровнем. Рынок жилья накалился до предела. Компании S&P 500 накопили рекордные $2 трлн, а те, у кого есть долги, рефинансируются по самым низким ставкам и продлевают сроки погашения на рекордные сроки.
Большая часть этих денег может быстро просочиться в экономику, если удастся восстановить ее нормальное состояние и добиться всеобщего оживления.
Уже сейчас рыночные инфляционные ожидания вернулись к докризисным уровням около 1,9%, так что период роста может подтолкнуть их к уровням, когда некоторым участникам рынка может показаться, что для ФРС «миссия выполнена». Это стало бы большой «проблемой» для реальной экономики. Но есть вероятность, что страх ужесточения, спровоцированный рынком, негативно скажется на оценке акций в краткосрочной перспективе.
Отложенный спрос не поможет
Инвесторы ожидают, что дополнительные денежные средства в размере $1 трлн, накопленные на потребительских банковских счетах за счет неизрасходованных стимулирующих чеков и неиспользованных отпусков с марта, могут способствовать восстановлению расходов.
Тем не менее, во время пандемии люди тратили деньги на разные вещи — автомобили, бытовую технику, спортивные товары, игрушки для собак. Как показывают официальные тенденции потребления товаров и услуг, проблемы сохраняются только в сфере услуг — рестораны, спортзалы, отели, казино, дополнительные медицинские процедуры.
Тем не менее, поскольку пострадавшие из-за сovid виды деятельности больше ориентированы на местный бизнес, рынки публичного капитала, вероятно, в большей степени охватывают ту часть экономики, которая производит товары, а не услуги.
Безусловно, наиболее пострадавшие туристические компании, котирующиеся на бирже, могут заработать на возобновлении путешествий. И все же рынок в основном уже учел это. Авиакомпаниям и круизным компаниям пришлось выпустить гораздо больше акций и долгов, а также зафиксировать гораздо более высокие процентные расходы, из-за чего общая стоимость предприятия не далека от докоронавирусных максимумов. Компания Wolfe Research в пятницу понизила рейтинг акций некоторых авиакомпаний, отчасти из-за этой динамики.
Несомненно, более свободный потребитель повысит общий уровень экономики и поддержит корпоративную прибыльность в целом. Тем не менее, стоит ожидать усиления конкуренции между компаниями, которые слишком много заработали в 2020 году и столкнулись с более жестким давлением. При этом большая часть возобновленных расходов пойдет на помощь широкой массе налогоплательщиков, которые так сильно в этом нуждаются.
Инвесторов ждут обманутые ожидания
Мы имеем дело с «риском избыточного роста», хотя это не совсем то, что имел в виду Джей Пауэлл. Почти все показатели настроений инвесторов и интереса к риску находятся на верхней границе многолетнего диапазона, и многие из них датируются январем 2018 года, когда яростное 14-месячное ралли достигло пика и привело к неожиданному обвалу.
Кроме того, индекс S&P 500 намного выше 200-дневной скользящей средней, как и 2 сентября, когда рынок достиг пика перед коротким, но резким откатом на 10%.
Все это не мешает дальнейшему росту — перекупленный рынок часто является признаком мощного, устойчивого восходящего тренда. Так было и в 2013, и в 2017 годах (хотя каждый из них начинался с более умеренного оптимизма и спекулятивной лихорадки). Подобные перегибы могут компенсироваться незначительными колебаниями и умеренными откатами. Тем не менее, такой большой диапазон настроений делает события, которые могут вызвать потрясения, более предсказуемыми.
Но что делать, если правила 21-го века больше не будут действовать? Нынешняя динамика кажется экстремальной только в масштабе последних 20 лет. Во второй половине 1990-х годов интерес к акциям сохранялся в течение многих лет, и доходность оставалась высокой до достижения пика в 2000 году, после чего рынок сократился вдвое в течение двух с половиной лет.
Соотношение опционов «пут» и «колл» находится на опасно низком уровне и говорит об уязвимости индекса — если только он не собирается пробить многолетний минимум и скатиться в диапазон конца 90-х. Выше, чем сегодня, оценки собственного капитала были только в годы бума 90-х. При этом, по данным Citi, интерес домохозяйств к акциям уже находится на уровне двадцатилетней давности.
Это не означает повторение самого масштабного и безрассудного рынка современности. Но если в 2021 году всплывет отражение этих дней, это будет весьма красноречиво.
Комментарии - 4
https://minfin.com.ua/ua/blogs/bonv/156127/