На руках у украинцев находится порядка $20 млрд. Но эти деньги не работают ни на страну, ни на своих владельцев. В колонке для НВ управляющий партнер GR capital Макс Филиппов рассказал, как это можно изменить. «Минфин» публикует главное.
Почему Украине нужен свой фондовый рынок
Как исхудал «матрас» за 20 лет
Получается, что нас нельзя назвать откровенно бедными людьми, раз мы владеем личными миллиардами. Но отчего эти деньги не работают?
Средства, которые просто лежат в какой-то валюте, теряют свою стоимость. Скажем, доллар США с 2001 по 2021 год девальвировался на 50%. Гривна за тот же период стала дешевле по отношению к доллару в 5,4 раза. Фундаментальная задача владельца денег — спасти их от девальвации. То есть, куда-то вложить. Но и этого недостаточно, ведь сохранение влечет за собой желание преумножить.
Длительное время главными способами приумножения капитала в Украине считали инвестиции в недвижимость и банковский депозит, однако после 2016 года банки постепенно снижают свои ставки и этот инструмент становится невыгодным. Наиболее доступным способом инвестиций остаются вложения в недвижимость, преимущественно — в квартиры «на этапе котлована».
Других инвестиционных инструментов, доступных и понятных для каждого желающего, в Украине нет. Точнее, есть брокеры и компании, вкладывающие ваши деньги в акции зарубежных публичных компаний. Есть возможность играться на курсовой разнице в приложениях и системах, но это история для тех людей, которые готовы разбираться в тонкостях и нюансах торговых площадок. Большинство желает простых решений.
Читайте также: Все инвестиции в одном приложении. Что такое Multi Invest и зачем он инвестору
Необходим полноценный украинский фондовый рынок, на котором будут котироваться компании ведущих украинских предприятий, к числу которых уместно относить и государственных монополистов вроде «Укрзалізниця» и прочие «голубые фишки». По состоянию на сейчас, из них — из топовых — на бирже котируется только «Энергоатом», но в целом сама биржевая организация состоит из небольшого количества компаний. Выбора нет, так сказать.
Вряд ли мы пока способны создать свои индексы S&P 500 или Nasdaq-100, однако дорога возникает под ногами идущего. А пока наши биржи и индексы идут куда-то не туда. Идея о том, что каждый украинец должен обладать возможностью прозрачно и понятно инвестировать свои деньги, должна стать ключевой для макроэкономики.
Читайте также: Инвестиции на рынке земли: как удвоить свой капитал
Деньги — это кровь экономики, без которой не существует государства. А значит, чем больше средств находится в ежедневной работе, то есть — инвестированы в украинские компании — тем больше получим мы все. Поясняю на базовом уровне. У вас есть компания, производящая овощи. Допустим, большую часть аналогичных овощей Украина импортирует. У вас недостаточно денег для масштабирования своего производства и закрытия потребностей потребителей у нас в стране. Но также у граждан нашей страны на руках есть миллиарды долларов и гривен, которые они могут вложить в вашу компанию.
Нехватка доверия, а не денег
У вас мало денег для развития, а граждане тратят накопленные наличные на покупку импортных овощей. То есть деньги уходят из украинской экономики. А значит, сугубо за счет овощей, торговое сальдо Украины смещается из экспортного в импортное. Если граждане инвестируют в ваш бизнес, то вы увеличите объемы производства, закроете внутренние потребительские потребности, создадите рабочие места, сохраните часть денег в украинское экономики. А ваши инвесторы, кроме инвестиционного возврата, еще и получат возможность купить овощи локального производства, часть денег из стоимости которых пойдет на оплату труда местных работников.
Читайте также: История о том, как онлайн продажи помогли создать мебельный бренд Barsky
Заметьте, в этой истории нет ни «руководящей роли партии», ни госкапитализма, ни протекционизма. Это чистый капитализм тех людей, которые хотят жить комфортно и богато на своей территории. Овощи — это пример приземленный, но его можно экстраполировать и на промышленные производства, и на стратегические объекты, и на новую экономику.
Большинство владельцев денег не будут разбираться со сложными инвестиционными предложениями, ходить на встречи с брокерами, участвовать в разработке инвестиционных стратегий. Им нужно просто дать часть денег в систему, которая сама инвестирует деньги туда, куда это выгодно, исходя из экономических и финансовых показателей.
Читайте также: Руслан Магомедов: «Хотим, чтоб в Украине торговались акции компаний из S&P 500»
Но система должна быть защищенной и в технологическом смысле и в юридическом. Потому что украинец не доверяет государству и его институциям. Доверие между двумя контрагентами — основа эффективной работы между ними. Доверие между инвестором и предпринимателем — фундамент их общей финансовой выгоды. Но прежде требуется создать эту систему, которая позволит каждому желающему вкладывать свои деньги в украинскую традиционную и новую экономику.
Комментарии - 8
Посадовці фонду розробили протиправну схему розтрати коштів установи, перевівши на рахунки комерційних структур понад 600 мільйонів гривень. Гроші спрямовувалися на придбання цінних паперів емітентів, які мають всі ознаки фіктивності.
У результаті протиправної діяльності колишніх посадовців фонду значних фінансових втрат зазнали понад 10 тисяч працівників НБУ — учасників недержавної програми пенсійного забезпечення.
Довідка: НПФ НБУ — найбільший недержавний фонд в Україні. Його активи, за даними Національної асоціації НПФ України, на червень 2014 року становили 1,571 млрд грн, а частка в загальній вартості активів пенсійних фондів — 66%. Кількість учасників у пенсійному фонді НБУ становила 12,9 тис. осіб.
В попередньому моєму повідомленні, я навів яскравий приклад як в нашій країні можуть «покерувати» чужими грішми так щоб вони перейшли у свою кишеню…
Звичайна пересічна людина, яка має фул тайм роботу, для якої ринок не є основним засобом заробітку, вона і не повинна розбиратись в усіх хитросплетіннях акцій, валют, облігацій, деривативів, комодітіз та ін.
Більше того, ані накопичувальна пенсія, ані страхова медицина не можуть працювати, якщо немає фонду.