Хотя Джереми Грентему уже больше 80 лет, он остается одним из самых авторитетных инвесторов. Он убежден, что над рынком сгущаются облака, но продолжает верить в некоторые направления и собственные средства из них не забирает. Куда инвестирует гуру и стоит ли прислушиваться к его советам, — исследовал «Минфин».
Джереми Грентем: уже предсказал 3 пузыря и пророчит новый обвал рынка
Существует известный исторический анекдот о миллиардере Джоне Моргане (в некоторых источниках его сменяет Рокфеллер), который вроде бы распродал свои акции после разговора с чистильщиком обуви, который интересовался инвестициями на фондовом рынке. Случилось это незадолго до обвала рынка в 1929 году.
Почти такая же история произошла в реальной жизни с Джереми Грентемом. В 2017 году один из сотрудников его компании ехал в автобусе и просматривал финансовые документы. Это заметила одна из пассажирок и поинтересовалась у финансиста, стоит ли ей продать дом, чтобы вложить все деньги в фондовый рынок. Она рассчитывала на доходность в 20% годовых.
Когда сотрудник рассказал эту историю Грентему, его вердикт был однозначным — готовиться к очередному обвалу рынка. Вскоре он, правда, отменил свое распоряжение, решив, что рынок, конечно, рухнет, но на несколько лет позже.
В то время Грентема уже называли «главным по надзору за пузырями». Это прозвище он оправдал целиком, совершенно точно предусмотрев 3 обвала рынка.
Инвестиционная стратегия: не вкладывать в конкретную компанию
Британец по происхождению, Джереми Грентем, начал свою карьеру в США. В 1966 году он окончил Гарвардскую бизнес-школу, а вскоре устроился в компанию Batterymarch Financial Management. Набравшись опыта, он стал одним из основателей инвестиционной компании Grantham Mayo Van Otterloo&Co (GMO). В компании с его именем Грентем занял должность главного экономического стратега. В настоящее время под управлением GMO находится около $100 млрд.
Умение предусматривать просадку рынка — принципиально важное для Грентема. Дело в особенности его инвестиционного подхода. Он не слишком верит в то, что сможет предвидеть успех конкретной компании, поэтому считает слишком рискованным вкладывать деньги клиентов в ту или иную фирму. Вместо этого он инвестирует в экономические направления.
Например, в 70-е ему удалось заработать на компаниях с малой капитализацией, которые показывали лучший результат, чем рынок в целом. В 80-е основой его стратегии стали инвестиции на международный фондовый рынок. В этих случаях особенно важно вовремя выйти из активов. Если отдельная «хорошая» компания еще сможет пойти против общего тренда или быстрее восстановиться, то с широкими инвестициями это не удастся.
Падение Nikkei, пузырь доткомов и финансовый кризис 2008-го: что предсказал Грентем
Первый пузырь, который обнаружил Грентем, предшествовал обвалу рынка Японии в 1989 году. Тогда ключевой индекс страны Nikkei 225 достиг своего исторического максимума почти в 39 тыс. пунктов, но за этим последовало падение в пять раз. «Сдувался» этот пузырь около 10 лет.
До своих максимумов японский фондовый рынок с тех пор так и не восстановился. Еще хуже ситуация была с японской недвижимостью, которая в 80-х тоже стремительно росла, но, в конце концов, ее цена обвалилась в десять раз. Начала восстанавливаться она только в середине нулевых.
Ожидая грандиозное падение, GMO вышла из всех собственных японских активов еще в 1987 году. То есть впереди было еще 2 года роста, а Nikkei 225 за это время прибавил более 50%. Однако с точки зрения Грентема, его компания уже достаточно заработала на росте и пора готовиться зарабатывать на падении.
Следующий пузырь, распознанный инвестором, — кризис доткомов. Он раздувался с 1995 года и лопнул в 2000 году, когда обанкротились сотни компаний. Технологический индекс NASDAQ камнем ушел вниз, а восстановился только через 13 лет.
В преддверии обвала многие экономисты заявляли о наступлении новой эпохи, когда интернет-технологии принесут богатство компаниям и их акционерам. Однако Грентем в это уже не верил. GMO распродала свои активы в 1997 году, а затем, вспоминает инвестор, он с ужасом наблюдал, как еще 2 года происходил неумолимый рост, а он нес убытки. В конце концов, после обвала GMO отыграла все потери.
Третий пузырь в списке успехов Грентема — финансовый кризис 2008 года. Еще в 2007 году он опубликовал статью, в которой отметил, что экономику в ближайшее время будут ожидать 3 испытания: падение рынка недвижимости, снижение маржи прибыли и рост премии за риск. «Вы были бы так же в этом уверены, если бы так же часто, как я, читали учебники по истории и изучали каждый предыдущий пузырь», — рассказывал Грентем.
По словам инвестора, приближение кризиса 2008 года он наблюдал как в замедленной съемке, он казался неизбежным и беспощадным. В то же время возмущался Грентем, руководители банков Merrill Lynch и Citi, а вместе с ними тогдашние министр финансов США и глава ФРС, казалось, просто не видят этого.
«У меня есть теория, что люди, управляющие крупнейшими компаниями, сосредотачиваются на том, что они делают в этом квартале или году. Они нетерпеливы и сосредоточены на сегодняшних делах. Но, чтобы увидеть приближение кризиса, нужно больше вдумчивых людей с исторической перспективой», — убежден Грентем.
Грентем не только эффективно определял назревание пузырей, но и проявил себя в других областях. И с этим следует разобраться подробнее.
Портрет инвестора: 5 фактов о Джереми Грентеме
Придумал индексные инвестиции (почти)
Большинство современных инвесторов, которые вкладывают деньги на фондовом рынке, имеют в своем портфеле индексные фонды или ETF. Самые популярные индексные фонды привязаны к S&P 500, то есть вкладывают деньги во все входящие в этот индекс компании. Основателем и самым известным популяризатором такого способа инвестирования считается Джон Богл. Однако это не совсем так.
Реализовать идею индексного инвестирования первым попробовал Грентем еще во время своей работы в Batterymarch Financial Management. Идея получила одобрительные отзывы в академических кругах, а компания за свои разработки — престижную награду. Не хватало только одного пустяка — найти клиентов для индексного инвестирования. И с этим уже были проблемы. Не добились существенного успеха на этом поприще и несколько других компаний. Полноценно же воплотить идею удалось Боглу и его компании Vanguard. Однако подтолкнули его к этому предшественники.
Читайте также: Что такое ETF и как на них зарабатывать
Не верит в биткоин и криптовалюты
По мнению Грентема, нынешний рост криптовалют не только сам по себе является пузырем, но и сигнализирует, что на финансовых рынках ситуация ухудшается. Мол, один из признаков «последних дней» бычьего тренда — активные инвестиции в сомнительные активы.
По его словам, стоимость биткоина держится только на одной вещи — вере. В то же время, проблемы криптовалют — это отсутствие фундаментальной ценности и какой-либо регулируемости рынка. По мнению Грентема, резкие обвалы биткоина повторяют показатели NASDAQ, который в 2000 году перед затяжным обвалом тоже резко снижался и восстанавливался.
Грентем признается, что его заявления о нерадужном будущем криптовалюты номер один вызвали волну хейта. «Больше всего мне писали о том, что я стар и ничего не понимаю в биткоине. Но я получал обиды и из-за своих больших ушей — этого не было с семи лет», — делится инвестор.
С его точки зрения, агрессивность апологетов бычьего тренда крипты — это еще один из признаков раздувания пузыря. То же самое происходило и накануне предыдущих падений.
Потратит на благотворительность 98% своего состояния
Пока Грентем не входит в списки самых богатых людей планеты. Однако в значительной степени причина этого — активная благотворительная деятельность. В 2019 году его личное состояние оценивалось примерно в $1 млрд, но тогда же он заявил, что планирует потратить 98% собственных средств на преодоление последствий изменения климата. Хотя филантропом он стал еще задолго до этого.
В 1997 году инвестор создал свой фонд защиты окружающей среды. Среди основных направлений расходов его фонда — финансирование научных разработок по предотвращению изменения климата. Для этого, в частности, создан институт имени инвестора.
Кроме научных разработок, он финансирует и другие мероприятия природоохранных организаций. Среди тех, кто получал средства от Грентема, такие известные структуры как Greenpeace, Фонд дикой природы, Фонд защиты окружающей среды, Rare и многие другие.
Читайте также: Дениэл Леб: на чем сделал свои миллиарды тот, кто разделит Shell
Приветствует снижение рождаемости в развитых странах
Инвестор не только тратит средства на экологические программы, но пытается убедить других в важности этой деятельности. Он признается, что до 2000 года считал себя «обычным» экологом, но после победы на президентских выборах в США Джорджа Буша понял, что проблемы в окружающей среде куда более серьезные, в том числе, из-за «антиэкологической» пропаганды стоящих за ними промышленников и политиков. «Возможно, они просто ненавидят своих внуков», — говорит инвестор.
«Я вижу параллели между тем, как некоторые инвесторы отказываются признавать тенденции на рынке и реакцией на некоторые из экологических проблем. Есть нежелание анализировать неприятные данные», — говорит Грентем. Он лично участвовал в экологических акциях и митингах, в частности, протестовал против строительства нефтепровода Keystone.
Кроме изменения климата, одна из ключевых проблем для человечества, убежден Грентем, — это невозможность прокормить растущее население. Он обращает внимание, что из-за развития сельского хозяйства быстро сокращается верхний слой почвы. Если увеличение уровня океанов затопит плодоносные дельты рек, это быстро приведет к катастрофе.
Поэтому Грентем приветствует снижение рождаемости в развитых странах, видя в этом выход для цивилизации. Хотя у самого трое детей и шесть внуков.
В некоторых вопросах взгляды инвестора расходятся с экологическим мейнстримом. В частности, распространение ГМО-продуктов он считает вполне обоснованным компромиссом, который должен обеспечить продовольственную безопасность. Также, говорит Грентем, хотя экологическая повестка считается «левой» идеологией, в вопросах образования и миграции он стоит скорее на «правых» позициях.
Инвестирует в древесину и советует это другим
Одно из направлений, в которое Грентем вкладывает и собственные сбережения, и средства своей компании, — это выращивание древесины. Как объясняют в GMO, древесина росла в цене за последние 200 лет, а за 100 лет ее средняя доходность составляла 6,5%.
Также Грентем инвестирует в другие направления, которые выигрывают от декарбонизации. В частности, чистая энергетика, энергоэффективность. Вкладывает средства в медь, которая нужна для энергетической революции, а также в разработку новых методов ведения сельского хозяйства, очистки воды
Читайте также: Стоит ли инвестировать в «зеленую» энергетику прямо сейчас
Что пророчит Грентем сейчас
Можно догадаться, что инвестор, который уже не раз обнаруживал пузыри, сейчас говорит о надувании нового. Готовиться к нему он начал еще в 2017 году, после 9 лет «бычьего» тренда. Однако довольно быстро он признал, что поспешил: неожиданным оказался «фактор Трампа», а вернее, — устроенная им торговая война. Это замедлило рост рынка и, как следствие, тогдашний президент США спас рынок от очередной эйфории и раздувания пузыря. Хотя сам не знал, что делает.
По мнению инвестора, раздувание пузыря до опасных размеров было только отложено, и уже несколько лет он говорит о возможности нового падения. Такие прогнозы вызывают нескрываемый скепсис у значительной части как профессиональных, так и частных инвесторов. Они месяц за месяцем слышат неутешительные прогнозы от Грентема, а вместе с тем видят, как ключевые индексы продолжают бить рекорды. За свои прогнозы обрушения Грентем получил прозвище «вечный медведь».
Но и предыдущие падения легендарный инвестор прогнозировал за несколько лет до этого события. «Пузыри невероятно легко увидеть, но гораздо труднее сказать, когда именно произойдет падение», — объясняет Грентем, почему в его прогнозах нет точных дат.
Он называет несколько основных факторов, указывающих, что на рынке формируется пузырь. В первую очередь — это информационный шум, своеобразная вариация истории с чистильщиком обуви: когда новости о росте рынка появляются на первых полосах нефинансовых медиа.
Второй важный фактор — «дикие спекуляции». Среди них инвестор называет взлеты Hertz, Kodak, Nikola и «особенно Tesla». Будучи настоящим экоактивистом, Грентем и сам ездит на Tesla, но обращает внимание, что вклад каждого проданного электромобиля в капитализацию компании Маска составляет невероятные $1,25 млн. Для примера, у General Motors этот показатель лишь $9 тыс.
Также он обращает внимание на то, что рынок в целом перегрет, количество новых IPO существенно превышает показатели 2000 года, а 150 компаний с капитализацией до $250 млн за год выросли более чем в три раза. «Это в три раза больше, чем в любом году предыдущего десятилетия», — отмечает Грентем.
Видит он и одно существенное отличие нынешней ситуации от предыдущих. Все предыдущие большие пузыри надувались в условиях, как тогда казалось, сильной экономики и низкой инфляции. Сейчас же мировая экономика ослаблена и невероятно много неопределенностей. В то же время, инвесторы верят в ФРС и мягкую монетарную политику так сильно, будто она никогда не изменится.
«Рост индекса потребительских цен на 6,2% в октябре был бы достаточен для обвала любого рынка с 1925 года. Но сегодня вера в ФРС настолько велика, что когда они говорят об инфляции как временном явлении, мы верим в это», — говорит Грентем. По его мнению, ФРС уже не в первый раз чрезмерно стимулирует экономику, как это было в 2000 и 2008 годах. И сейчас регулятор тоже ничему не научился и провоцирует безумие на рынках.
Читайте также: Депозиты, облигации, недвижимость, золото: как надежно вложить деньги
Из-за искусственного разогрева рынок уже дороже, чем был в 2000 году, а значит и падение будет более существенным, предсказывает Грентем. Но что именно станет последней каплей и когда точно это будет — спрогнозировать невозможно. «К обвалу может привести распространение вируса, инфляция, или какая-то из вещей, о которых вы бы даже и не подумали», — отмечает Грентем.
Что делать
Самый простой способ не пострадать от падения рынков — быть в стороне от фондового рынка и оставаться в кеше. Если уж инвестировать, то Грентем обращает внимание на так называемые недооцененные «акции стоимости», а также на компании с развивающихся рынков, которые росли не так стремительно как американские.
Конечно, не обходит стороной он и «зеленые инвестиции». Движение капитала к компаниям, ищущим решение экологических проблем планеты, создает «несправедливое преимущество для „зеленого“ инвестирования», считает Грентем. «Это станет важнейшей инвестиционной темой на всю вашу жизнь», — убежден он.
Читайте также: Все инвестиции в одном приложении. Что такое Multi Invest и зачем он инвестору
Хотя это тот случай, когда трудно сказать, не выдает ли легендарный инвестор желаемое за действительное, пытаясь перетащить на сторону природы как можно больше последователей.
Комментарии - 12
Будет только дорожать!
Этим стоило подытожить. Вы все продавайте, скоро все упадет. Вы все покупайте, будет только дорожать.
И да, я тоже со 100% верятностью предсказываю обвал рынка. Но когда точно он будет я вам не скажу.
https://nv.ua/ukr/spec/v-yaku-kriptovalyutu-investuvati-i-yak-pokrokova-instrukciya-50196521.html