Национальный банк хочет изменить правила игры на рынке автогражданки. Два проекта постановлений регулятор недавно вынес на обсуждение рынка.
Страховщикам предлагают больше платить по ОСАГО
Что хотят изменить
Речь о том, чтобы страховые компании больше платили жертвам ДТП. Сейчас максимальная страховая сумма, которую может получить пострадавший на ремонт автомобиля — 130 тыс грн. Если в аварии пострадали люди, максимальный размер компенсации составит 260 тыс грн на одного человека. НБУ предлагает увеличить эти лимиты до 160 тыс. грн и 320 тыс. грн соответственно.
Мол, при расчете нынешних страховых сумм был учтен старый показатель инфляции, зафиксированный на август 2018 года. «Кумулятивный показатель уровня инфляции вырос на 22,81% за период с августа 2018 года по май 2021 года, поэтому есть потребность пересмотра и повышения страховых сумм», — говорится в аналитической записке к проекту постановления.
Максимальная сумма, которую можно получить при оформлении ДТП по упрощенной схеме, в рамках европротокола, НБУ предлагает увеличить с 50 тыс грн до 80 тыс грн. Напомним, в рамках этой схемы ДТП оформляется без вызова полиции. Но она применяется только для «мелких» происшествий, в которых не пострадали люди.
Сколько пострадавшие получают по факту
Лимиты в 130 тыс. и 260 тыс. грн — это тот «потолок», который компания сейчас может выплатить пострадавшему в аварии, если тот сможет подтвердить ущерб на эту сумму документально.
Но на практике в большинстве случаев жертвы ДТП получают гораздо меньше. Средняя выплата по имущественному ущербу в целом по рынку составляет 25 тыс. грн.
Заместитель руководителя департамента андеррайтинга СК «Инго» Ольга Погорелая отметила, что в последнее время размер средней выплаты по ущербу жизни и здоровью растет. В последний год этот показатель в компании составляет порядка 40 тыс. грн.
По оценкам страховщиков, за рамки лимитов выходит не более 5% случаев. «Подавляющее большинство выплат „вписывается“ в действующие страховые суммы, но только потому, что сейчас выплата по имущественному ущербу происходит с учетом износа автомобиля. Как только эта норма будет изменена и компании будут выплачивать без учёта износа, страховой суммы тут же станет недостаточно», — убеждена управляющий акционер, заместитель предправления СК «Арсенал Страхование» Марина Авдеева.
Проект закона об автогражданке как раз предполагает отменить такую систему расчета. Но когда он будет принят — пока неизвестно.
Что будет с франшизой
Франшиза — это часть ущерба, которую страховая компания не оплачивает. Виновник ДТП должен заплатить ее из своего кармана. Если страховые суммы по автогражданке вырастут, то автоматически увеличатся и франшизы.
«Максимальный уровень франшизы, предусмотренный законом, установлен в процентах от лимита по имущественному ущербу. К примеру, сейчас максимальный размер франшизы составляет 2 600 гривен (2% от 130 тыс. грн). При новом лимите сумма составит, соответственно, 3 200 гривен», — поясняет Ольга Погорелая из СК «Инго».
Людям, которые пострадали в аварии, компании выплачивают 100% суммы — по этому риску франшиза не предусмотрена.
Что будет с ценами на полисы
Базовый страховой платеж по автогражданке не изменится — 180 грн. Однако НБУ предлагает изменить порядок применения корректирующих коэффициентов. А именно от них в значительной степени и зависит итоговая стоимость полиса.
В частности, регулятор хочет увеличить максимальное значение коэффициента К6 «Показатель убыточности/доходности деятельности страховщика по ОСАГО» с «3» до «5».
«На практике это означает свободное ценообразование. Страховая компания сможет повышать цены для убыточных сегментов и уменьшать для неубыточных», — поясняет Марина Авдеева.
«Такой подход позволит некоторым страховщикам дополнительно увеличивать страховые платежи — до 60%», — говорит Ольга Погорелая.
Речь идет о подорожании автогражданки не для всех подряд, но для самых убыточных категорий авто, по которым компании много платят. Один из примеров — машины, зарегистрированные в городах-спутниках крупных мегаполисов. Например, стоимость полиса для авто, зарегистрированных в Ирпене, как правило ниже, чем для киевских. Однако часто такие транспортные средства эксплуатируют именно в столице, где движение больше и выше аварийность.
«Стоимость полиса ОСАГО последние два года растёт из-за увеличения частоты и роста среднего убытка. Я думаю, эта тенденция сохранится», — прогнозирует председатель правления страховой компании ВУСО Андрей Артюхов.
Комментарии - 7