С 1 июля небанковские финучреждения перешли под надзор Нацбанка. За новых «подопечных» регулятор сразу взялся серьезно — уже за первый месяц 20 компаний лишились лицензий.
Новый регулятор: «небанки» начинают уходить с рынка
Какими были первые шаги регулятора и чего ожидать от него в дальнейшем, в колонке для «ЭП» рассказала первый заместитель главы НБУ Екатерина Рожкова. «Минфин» выбрал основное.
В течение последнего года мы встречались с «небанками» чаще, чем с банками, но многие вопросы для нас остаются открытыми. Ответить на часть из них должна была финансовая отчетность за первое полугодие 2020 года. В начале августа мы получили информацию от 1 642 небанковских учреждений или 92% рынка (без учета АР Крым и территории проведения ООС).
Мы напомнили всем, кто не успел подать отчетность, это серьезное нарушение с соответствующими последствиями.
Показатели отчетов проанализируем, потом начнем встречаться с каждым сегментом. Где нужно — объясним, а где нужно — учтем обстоятельства.
Читайте также: «Сплит»: Что НБУ обещает небанковским финучреждениям
Страховщики: никаких поблажек из-за covid-19
Со страховым рынком, вероятно, будем больше всего дискутировать и встречаться. Уже сейчас некоторые компании решили не ждать «у моря погоды» и добровольно покинуть рынок. Семь страховщиков подали заявления об аннулировании лицензий.
Во время их рассмотрения особое внимание будем уделять выполнению компаниями своих обязательств перед клиентами. Не называя компаний, отмечу, что их доля на рынке в премиях составляет 7%, в выплатах — около нуля. После их выхода сектор «просядет» в цифрах, но это точно не скажется на его содержании.
В целом, процесс консолидации страхового рынка был запущен еще до «сплита». В июне 2018 года, когда Нацкомфинуслуг ввела для страховщиков норматив платежеспособности и достаточности капитала, перед рынком встал выбор: поэтапно выполнять норматив (30% — с июля 2018 года, 60% — с 30 июня 2019 года, 100% — с 30 июня 2020 года) или цивилизованно уйти с рынка без потери деловой репутации для акционеров и менеджмента.
Закономерно, что с июня 2018 около 70 компаний ушло с рынка. Сейчас процесс добровольного выхода продолжается уже при новом регуляторе. Итак, все ли страховые компании готовы к выполнению норматива в размере 100%? К сожалению, нет. 34 компании так и не достигли значения норматива 60%, не говоря о 100%.
В июне всем, кто находится в зоне риска и нарушает норматив, были направлены соответствующие требования. Часть страховщиков заверила, что выйдет на необходимый уровень путем докапитализации или реструктуризации, часть — не отреагировала. Есть и такие, которые жалуются на негативное влияние на их работу карантина.
Откровенно говоря, мы не видим, что карантин повлиял на показатель платежеспособности страховых компаний. Не вдаваясь в детали расчета норматива, отмечу, что существенных обстоятельств, которые бы повлияли на справедливую стоимость приемлемых для обеспечения активов, не было.
Рынок недвижимости не обвалился. Оттока депозитов также не было. Поэтому и оснований говорить, что необходимые для выполнения норматива активы обесценились, нет. Как и оснований для переноса выполнения норматива в размере 100%.
Поэтому мы продолжаем придерживаться плана предыдущего регулятора и будем требовать выполнения норматива. Конечно же, будем учитывать объяснения от страховщиков, почему норматив не выполняется и что было сделано, чтобы выполнялся. Окончательный перечень компаний, с которыми будем видеться чаще в ближайшее время, получим только после анализа отчетности.
Читайте также: Сплит на старте. НБУ станет регулятором «небанков» по графику, несмотря на карантин
Право выбора для «финок»
Еще один сегмент, где представленная отчетность «поднимет занавес» реального положения дел, — финансовые компании. В свое время немало «финок», больше 350, получили лицензии на гарантии, однако фактически их использовали лишь 10% учреждений.
Отчетность за первое полугодие покажет, как они выполняли нормативы, которые в этом периоде впервые начали применяться. По предварительным данным, 40% компаний, имеющих лицензии, но не предоставляющих гарантии, нарушают установленные нормативы.
«Финки» также получат время для устранения выявленных нарушений. Однако дальше им необходимо будет определиться: работать над устранением этих нарушений (нормативы являются обязательными) или подумать о целесообразности использования такой лицензии, если компания не осуществляет деятельности по предоставлению гарантий.
Читайте также: У Нацбанка появился комитет по регулированию рынков небанковских финуслуг
Новые правила игры
Отдельно остановлюсь на еще одном направлении — построении системы законодательства и нормативной базы на небанковском рынке. Планы у нас амбициозные.
Кроме обнародованных законопроектов «О финансовых услугах» и «О кредитных союзах», до конца сентября планируем завершить работу над проектами «О страховании» и «О финансовых компаниях». Все документы будут обсуждаться с рынком и будут переданы в профильный парламентский комитет.
Параллельно мы обновляем нормативную базу. Все документы адаптируются с действующим законодательством. Обнародовано и утверждено положение о проведении финансового мониторинга. Обсуждается новый порядок инспектирования.
Полный перечень всех положений на третий квартал выглядит так.
- О прозрачных структурах собственности. Это один из самых интересных документов. В 2014-2016 годах мы раскрыли всех владельцев украинских банков. Это была колоссальная работа. Теперь время узнать реальных акционеров небанковских учреждений.
- О мерах воздействия. Если кратко, то перечень мероприятий к «небанкам» определен законодательством. Вместе с тем положение о мерах воздействия будет раскрывать порядок их применения в зависимости от типа учреждения. Понятно, что к страховщикам и кредитным союзам — свои меры воздействия, к остальным компаниям — свои.
- О лицензионных условиях. Это будет самый большой по объему документ. Он объединит постановление правительства о лицензировании и несколько нормативных актов Нацкомфинуслуг относительно существенного участия, разрешительных процедур, государственного реестра.
- О порядке представления отчетности. Если раньше для каждого сегмента рынка был отдельный документ, то теперь это будет объединенный документ для всех секторов.
- О критериях рискованности. Определение критериев, по которым будет составляться план инспекционных проверок на следующий год.
- О безвыездном надзоре. Абсолютно новый подход, который не применялся Нацкомфинуслуг, но который применяется в НБУ к банкам.
- О временной администрации. Планируем реанимировать этот инструмент Нацкомфинуслуг, ведь некоторые компании по тем или иным причинам будут уходить с рынка, а мы должны защитить их клиентов.
Читайте также: Какие новые законы готовит Нацбанк для страховщиков и финкомпаний
Подытоживая, хочу призвать участников небанковского рынка к диалогу. Мы планируем все документы обнародовать и обсуждать с вами. У нас есть совместная работа. Мы хотим вместе навести порядок на небанковском рынке и дать ему стимул для развития. Это возможно только при условии, когда и регулятор, и участники рынка являются партнерами в самом лучшем понимании этого слова.
Комментарии - 6
Хотя бы на уровне банков.
Посмотрим тогда, чего стоят их ''гарантии''.
Такую феерию рассказывают)
мало того, что эти «умники» в процессе подачи отчетности умудрились поменять ее форму, так еще и програмное обеспечение НБУ не было готово принять отчетность такого количества компаний, которые они перетащили на себя через продавливание СПЛИТа в договоре с МВФ (изначально СПЛИТ - это украинская инициатива. МВФ это было фиолетово. Но, когда СПЛИТ попал в протокол МВФ уже начал заставлять исполнять). Т.е. не приходило подтвержение о получении. А как поступают в случае, если не пришло подверждение об отправке отчета? Естественно, отправляют еще раз. И еще. И еще... Т.е. по факту, НБУ сам себе организовал DoS-атаку. :)