На этих выходных международные перевозчики один за другим начали отменять полеты в украинские аэропорты. Причина — отказ компаний страховать воздушные суда, которые летают в Украину. О ситуации с авиасообщением и как она может отразиться на цене билетов, рассказал бывший глава Госавиаслужбы Украины Денис Антонюк.
Что происходит с авиаперелетами и ценами на билеты
Страховые риски
Страхование (в том числе самолетов) — это про принятие решений на основании оценки рисков. Больше риски — выше стоимость страховых платежей, вплоть до безумных в воюющей стране.
В неспокойные страны тоже летают — Турецкие Авиалинии аж бегом летают и в Сомали, и в Кабул, и в Мазари Шариф, и везде, где только можно: в Ирак, и в Эфиопию (где реально война с танками, а не «может быть что-то случится», как у нас).
Если в стране, в которой не произошло еще ничего, авиационные страховки даже не просто поднимают, а останавливают полностью, и говорят про полный отказ британских страховщиков страховать авиа в Украину, то, наверное, это не про оценку рисков, а про политическое решение.
Разве риск в Аддис-Абебе или Могадишо ниже, чем во Львове или Ивано-Франковске? Риски в Кошице ниже, чем в Ужгороде, до которого ближе, чем от Борисполя до Борщаговки?
Очевидно, что никто точно не считал риски, а принято решение, которое минимально стоит для британцев и американцев, и в тоже время максимально разгоняет панику (напомню, самые большие мировые авиастраховщики именно британские, и все наши бусины («Бусин» — компания по авиационному страхованию, — ред.) и прочие перестраховываются у британцев).
Совершенно очевидно, что риски в аэропортах Сумы, Днепропетровск и Харьков сильно отличаются от рисков во Львове или Ужгороде, до которых крайне сложно достать хоть С300-С400, хоть физически солдатам на БТР, но решения пока принимаются по всей Украине, что сильно не в пользу того же Львова.
Просто, с организационной точки зрения оставить Львов, как точку вывоза и связи Украины с миром, было бы разумно и ответственно, и остается надеяться на то, что решения, скорее всего, будут приниматься не такие, чтобы посеять максимальную панику и вызвать максимальный международный шум.
Читайте также: Мининфраструктуры: аэропорт Борисполь продолжает работать в штатном режиме. Пассажирам рекомендуют заранее выяснять статус рейсов
Заоблачные цены
Вероятнее всего, решение по страховкам будут приниматься сегодня вечером — завтра утром, и мы достаточно быстро увидим, хотят максимальной паники или действительно взвесили риски и отреагировали адекватно на ситуацию.
Мы все надеемся, что завтра все сопричастные, и в первую очередь международные страховые компании, взвесив все за и против, не будут вносить ограничений (или хотя бы значительных ограничений) в страховое покрытие летающих в Украину авиакомпаний.
При этом, понятно, что авиакомпании, особенно европейские, будут вынуждены реагировать закрытием рейсов в Украину, но они будут всего лишь реагировать на решение британских и американских страховщиков.
Я уже проходил подобную ситуацию в Грузии в 2008 году, когда страховые платежи подняли до 30К баксов за рейс — заметьте, не остановили совсем страховки, а подняли до небес.
Авиакомпании, отставив в сторону самолеты, владельцы которых были против полетов в Грузию, благополучно выполнили десятки рейсов в Тбилиси и Батуми. За счет сумасшедших цен на страховки, билеты поднялись в цене в разы, но и МАУ, и, в первую очередь, Аэросвит, выполнили много рейсов. Оставаясь главными связывающими звеньями Грузии с миром.
Я про что? Про то, что полностью полеты точно не остановят ни при каких условиях, но да, часть рейсов, в первую очередь европейских перевозчиков, остановят, но часть точно останется.
Все украинские авиакомпании имеют часть самолетов в собственности, и они сами будут принимать решения — летать или не летать. И это хоть чуть-чуть заставит украинцев ценить свои авиакомпании, именно украинские компании будут вынуждены летать, даже когда многие другие уже остановятся.
Цены на перелеты могут вырасти в разы, и даже в огромные разы, причем это не будет зависеть от авиакомпаний — если страховка вместо 2 тысяч за рейс будет стоить 50 000 за рейс, то понятно, что билет не сможет стоить столько же.
И главное, пока эти решения, как мне кажется, не про реальные риски и реальную угрозу, а скорее про нагнетание ситуации (иначе многие вещи делались бы по-другому). Поэтому, пока нет причин для паники даже близко, смотрим, наблюдаем и ждем, когда это все уляжется.
Читайте также: Стабилизация ситуации на рынке авиаперевозок. Кабмин срочно выделил 16,6 миллиарда
Комментарии - 4
На этих выходных ничего подобного не происходило.
Причина — отказ компаний страховать воздушные суда, которые летают в Украину.
Ни в воскресенье, ни в последующие дни не названо ни одной страховой компании которая бы выставляла такие требования. Потому что их и не было, это выдумка журналистов и некоторых людей по ошибке выбранных депутатами.
Точно такие же как к примеру не менее нашумевшая новость про олегархов разлетающихся из Украины.
По классикие журналажы: вначале статьи пишем про то что страховые компании отказываются страховать самолёты летающие в Украину, где-то к концу куда мало кто дочитывает пишем о реальное положение дел. Хотя уверен переоценки рисков сейчас вообще не делается так как они изначально посчитаны и ничего не поменялось чтобы эти расчёты менять. Никто из журналистов ни с каким авиакомпаниями и страховыми компаниями не связывался, информацию от них не получал — для хайпа и фейков это лишние телодвижения.