Минфин - Курсы валют Украины

Установить
20 мая 2021, 14:47 Читати українською

Как научиться контролировать свои финансы — 5 главных шагов

Куда опять делись деньги? Вопрос, который время от времени ставит перед собой большинство из нас, независимо от уровня доходов и образа жизни. Если вы не исключение, время наладить финансовый менеджмент. Как это сделать с помощью 5 шагов, рассказал исполнительный директор компании Agricom Group Петр Мельник в колонке для НВ. «Минфин» выбрал главное.

Шаг 1. Посчитайте свой день

Попробуйте посчитать, сколько вы зарабатываете в день. И сравнить с тем, сколько вы за день тратите. Так вы хотя бы поймете, по карману ли вам ваш стиль жизни. Как правило, подобный анализ служит мощным стимулом что-то изменить в жизни или хотя бы заставляет задуматься.

Вы видите, что за день зарабатываете, например, 1 тыс. гривен, и вам явно этого не хватает. Поставьте цель зарабатывать 2 тыс. гривен в день. Если вы не понимаете пока, каким образом удвоить доход, это верный сигнал: нужно вылезать из ракушки и расширять кругозор: спросить, как другие зарабатывают, оценить возможности в своей профессиональной сфере, в смежных сферах или освоить что-нибудь принципиально новое.

Шаг 2. Введите финансовый контроль

Повторяйте процедуру, как минимум, пятьдесят дней. Желательно — в одно и то же время. Установите в смартфоне напоминания. Вечером в спокойной обстановке подведите итоги, уделите этому минут пятнадцать: зафиксируйте факт поступлений и факт расходов. Посмотрите на цифры, подумайте над ними, сравните с предыдущим днем. Лично мне удобнее работать с финансовым планом утром.

Шаг 3. Систематизируйте поступления и расходы

Прошло почти два месяца — теперь, изучая свои ежедневные записи, вы можете разделить и систематизировать статьи поступлений и расходов: повторяющиеся и ситуативные. Пришло время оформить их в документ, состоящий из двух основных колонок, обозначенных соответствующим образом.

В колонку «Поступление» попадут: заработная плата, дополнительные доходы, нерегулярные доходы (от продажи какого-либо имущества, например), займы. В колонку «Расходы»: регулярные расходы, нерегулярные расходы, обслуживание займов (проценты по кредитам), прочее.

Не создавайте много статей — объединяйте их. Если же, наоборот, какая-то статья слишком запутана и непонятна, расшифруйте ее. Важно: этот документ — ваш инструмент, и он должен быть максимально вам понятен и функциональный.

В статью «Другое» попадают расходы в пределах несущественной для вас суммы, о которой вы сами с собой договорились. Например, если за месяц вы зарабатываете 100 тыс. гривен, то в «другое» попадет две-три тысячи: чай, кофе, обед в ресторане, ситуативная покупка, разовый выезд на такси и тому подобное. Но если в этом пункте есть регулярные расходы, лучше их поместить на видное место.

Шаг 4. Составьте долгосрочный план

Опираясь на оцифрованный факт, вы можете составить долгосрочный план. Начните с месяца, затем замахнемся в год. В документе теперь будет четыре колонки: план и факт в «поступлениях» и аналогично — в «расходах».

Чем дальше горизонт планирования, тем меньше детализированными должны быть статьи в плане. И наоборот. Например, в годовом бюджете: пять доходных статей тридцать затратных.

Читайте также: Как рефинансирования кредитов от Ocean. credit помогает выбраться из кредитной ямы

Составление плана — ответственная работа, требующая сосредоточения. Ее выполнение занимает около четырех — пяти часов.

Шаг 5. Контролируйте план и управляйте им

Ваша жизнь в цифрах — перед глазами. Пусть не все, но многое теперь можно взять под контроль. Свой финансовый план я храню в папке на Google Диск, чтобы в любой момент можно было его открыть при необходимости. Обязательно открываю раз в месяц.

Вообще, без воспитанного в себе привычки фиксировать факт, все предыдущие шаги и выполненная работа теряют смысл. Факт позволяет не только взять финансовый аспект своей жизни под контроль, но и управлять им. Я смотрю на свой оцифрованный год и задаюсь вопросом: устраивает ли он меня? Не слишком он скучный и монотонный? Возможно, в него стоит добавить немного фейерверка: праздников, поездок, отдыхов.

Но если на фейерверк не хватает денег, на чем можно было бы сэкономить, или какие есть возможности для увеличения доходов? Еще печальнее, если я планировал фейерверк, но не смог в результате себе его позволить. Извечный вопрос «Куда делись деньги»? Ответ — в статье «Другое». Она неожиданно выросла до состояния «Ого!» Не корю себя и не ругаю — анализирую, делаю выводы, корректирую. Оказывается, что свой фейерверк я проел в ресторане и раздарил в подарках. Точка роста, повод что-то изменить в привычках.

Результаты контроля

Интересная статья — займы. Опираясь на финансовый план и факт, несложно посчитать, во сколько обходится обслуживание кредитов, как сильно вы переплачиваете за продукты и услуги, что могли бы приобрести в перспективе года на сумму фактической переплаты.

Наблюдая картину в целом, вы можете управлять расходами, перенаправить их из одной статьи в другую, регулировать количество и качество фейерверков, просто расставляя приоритеты, действуя сознательно.

Читайте также: Доходность депозитов в гривне застыла на месте, в валюте — продолжает падать

Распространено мнение, что обеспеченные люди легко тратят деньги и не утруждают себя жестким контролем. Это заблуждение. Во многом капитал этих людей и возможность жить красивой жизнью — результат финансовой дисциплины и работы с приоритетами на уровне привычки.

Мой друг, богатый человек с богатой коллекцией раритетных автомобилей, уже лет двадцать не изменяет своей привычке. Каждый раз, рассчитавшись в ресторане, он записывает на лист бумаги или салфетку уплаченную сумму, сворачивает и бросает в портфель. Раз в неделю он извлекает все записи и систематизирует их в своем финансовом плане. Бывает, мы не видимся год-два.

Затем встречаемся — у него все по-старому. «Почему не записываешь в смартфон?» — спросил я его как-то, выходя из ресторана. «Привычки не любят, чтобы их меняли», — пожал плечами мой друг, садясь за руль коллекционного авто за $ 100 тыс.

Комментарии - 9

+
+42
bonv
bonv
20 мая 2021, 18:03
#
Як добре заробляти більше ніж витрачаєш:)))) Щоб скнарою не стати:)))
+
+15
dsn
dsn
20 мая 2021, 20:50
#
После притензий мужа, было решено, что жена будет записывать все расходы. Первый отчёт был таким: корм для кота — 30 грн., туалетная бумага — 10 грн. и другое — 400 грн.
+
+15
preyvanamor
preyvanamor
21 мая 2021, 5:32
#
Як можна контролювати те, чого нема?
+
0
Юрий Новокрещенов
Юрий Новокрещенов
21 мая 2021, 10:18
#
Рекомендую Дзен-мани.
Есть на Андроид и iOS.
Очень удобно — это синхронизация с большинством банков (Приват, Моно, Альфа и т. д.) и не надо ручками записывать.
Есть возможность ведения семейного бюджета.
Только наличные траты от руки вписывать. Аналитика тоже есть.
Хотя я давно на платной подписке и сложно сказать, какой функционал урезан в бесплатной версии.
+
0
Cutlass
Cutlass
21 мая 2021, 14:19
#
Без «ручок» нікуди
чек з умовному сільпо такі проги записують як «продукти» і не важливо, що в чеку корм для кота і туалетний папір
+
0
Юрий Новокрещенов
Юрий Новокрещенов
24 мая 2021, 8:35
#
Есть такое дело. Но если настолько детально не вести учет, то Дзен мега-помощник.
+
+15
stas12345
stas12345
21 мая 2021, 14:31
#
От учёта расходов человек меньше тратить не начнет. Надо экономить и себя ущемлять чтобы откладывать больше
+
+12
niko 555
niko 555
21 мая 2021, 21:42
#
Сначала нужно научиться их зарабатывать, а уже потом контролировать)
+
0
1112VFRFH
1112VFRFH
24 мая 2021, 14:52
#
Треба бути природнім та радіти малому творячиВЕЛИКЕ
Чтобы оставить комментарий, нужно войти или зарегистрироваться