В США и странах ЕС уже второй год продолжаются дискуссии по поводу использования замороженных российских средств для помощи Украине. Почему страны Запада не спешат отдавать их, рассказал экономический эксперт аналитического центра «Объединенная Украина» Алексей Кущ.
Передача Украине замороженных российских активов на паузе: что сдерживает Запад
Стоимость российских активов
На данный момент заблокированных российских активов около $300 млрд в эквиваленте, и более $200 млрд сконцентрировано в международной депозитарной системе Euroclear, находящейся под юрисдикцией Бельгии.
США контролируют небольшой объем российских активов, большая часть которых находится под контролем ЕС. Механизмов их прямого списания в пользу Украины на данном этапе нет.
Более того, существует аналитический доклад ЕЦБ, в котором аналитики европейского центробанка негативно относятся к таким действиям: по их мнению, это может нанести ущерб евро и финансовым инструментам, номинированным в евро, в частности, еврооблигациям Германии, Франции и других стран еврозоны.
Значительная часть инвестиций в евро осуществляется со стороны стран Азии, Африки и Латинской Америки, во многих из которых, по мнению Запада, не все хорошо с демократией, а значит, санкции потенциально возможные.
Раньше средства центральных банков считались резервным активом, который нельзя трогать. Именно поэтому резервы центрального банка Ирана, а это десятки миллиардов долларов, были заблокированы на десятки лет и их никто не передавал ни шахскому правительству в экзиле, ни иранской оппозиции.
Для обращения взыскания на суверенные активы должно быть принято соответствующее решение суда, или страну должны признать террористической.
Вообще, вся западная цивилизация построена на безоговорочной защите права собственника, которое нельзя отрицать иным способом, как только через соответствующее судебное решение, причем у собственника есть априори презумпция невиновности. То есть его вина должна быть доказана в суде.
Как можно воспользоваться российскими деньгами
Пока рассматривается несколько вариантов использования заблокированных российских активов:
1. Списание в пользу Украины активов наиболее одиозных политических лиц и компаний с юрисдикцией в рф.
2. Использование прибыли от российских активов для помощи Украине.
3. Передача Украине налогов, уплаченных западными компаниями, тем же Euroclear, из прибыли, полученной за использование российских активов.
Но все указанные источники дают всего несколько миллиардов евро в год. Этих средств Украине явно недостаточно.
Именно поэтому сейчас рассматривается четвертый вариант — выпуск долговых инструментов под залог заблокированных российских активов.
Механизм таков: происходит эмиссия облигаций, средства от которой передаются Украине. Далее облигации должны быть погашены — средств на это нет, и собственники получают свои деньги за счет наложения взыскания на предмет залога — то есть за счет заблокированных российских активов.
Здесь чрезвычайно важно, чтобы в проспекте эмиссии было четко указано, что такая эмиссия не включается в состав украинского суверенного долга и Украина не будет платить по этим долгам даже в случае, когда суд отменит возможность наложения взыскания на российские активы, или владелец активов откажется их передавать для погашение долга.
Потому что, в противном случае, мы можем получить деньги, которые быстро потратим, а потом нам придется погашать этот долг, на который мы не рассчитывали. И таким образом, буквально за день мы можем оказаться с удвоенным государственным долгом.
Проблема российских долгов
И еще один очень важный момент, о котором у нас почти не вспоминают. Объем заблокированных российских активов почти равен внешнему долгу рф, и это, в основном, долг перед западными инвесторами. За два года войны внешняя задолженность россии сократилась с 26% ВВП до 17%.
В частности, государственный долг составляет $40 млрд (до начала войны — $63 млрд).
Долг ЦБ и банков — $93 млрд (на начало войны — $115 млрд).
Долг других субъектов (в основном, компаний) — $225 млрд (до войны — $304 млрд).
Что происходит сейчас с этим долгом? Средства от погашения долговых обязательств поступают в рублях на особый счет инвесторов в российских банках.
Далее инвесторам предлагали либо инвестировать эти средства в западные ценные бумаги (эту лавочку быстро прикрыли), либо происходил так называемый обмен активами.
То есть определенные активы россиян разблокировали на Западе, в обмен на это специальным указом путина разрешалось продать определенному западному инвестору иностранную валюту (за счет рублей на спецсчете) и вывести эти средства за границу.
Если западные страны наложат взыскание на российские активы или переведут их в залог по выпуску специальных долговых инструментов в пользу Украины, россия аннулирует свой долг западным инвесторам.
Читайте также: Помощь США задерживается: причина в украинской коррупции?
То есть российские банки и предприятия не будут больше никому ничего должны, что, конечно, пойдет им на пользу, ведь оздоровит балансы. Пострадают западные частные инвесторы: венчурные, пенсионные и инвестиционные фонды. Эту проблему нужно учитывать, ведь у нас о ней почти не вспоминают, а она ключевая в данном контексте.
Комментарии - 7
Поэтому по факту в России у Запада застряло точно больше 1 триллиона долларов.
Но есть еще фактор. На самом деле на Западе все обсуждают тему, что после войны типа замутим фонд восстановления Украины и Путина попросим туда сделать взнос частью из ЗВР, а половину ему вернем. Эта идея очень популярная у политиков, хотя мало муссируется в СМИ. В этом плане если даже актив этот спустить на войну, то непонятно из каких шишей финансировать восстановление Украины. Поэтому часть политиков на Западе исходят из того, что эти деньги отложены на восстановление под мирное соглашение и не надо их сейчас тратить по спорным сделкам.
Ще не висохло чорнило на угоді ЄС про виділення Україні 50 мільярдів євро, однак вже зараз ця сума здається незначною. Фінансові потреби країни зростають з кожним днем, а війна з Росією тягнеться вже майже третій рік, пише Politico.
Так, 50 мільярдів євро, виділених ЄС, мають бути використані до 2027 року, але МВФ оцінює дефіцит фінансування України у понад 40 мільярдів доларів лише цього року. Для Києва один з найбільших ризиків полягає в тому, що дефіцит допомоги, ймовірно, підштовхне його до інфляційного шляху друкування грошей.
Зі свого боку Київ покладається на західні кредити і гранти для покриття основних соціальних витрат. Брюссель і Вашингтон були найбільшими фінансовими донорами України, кожен з яких виділив 27,5 млрд євро і 22,9 млрд євро від початку вторгнення Кремля.
Зазначається, що міжнародні фінансові організації б’ють на сполох, що припинення західної підтримки України може призвести до катастрофи для країни, що потерпає від війни.
Мексика обігнала КНР і стала головним постачальником товарів до Сполучених Штатів. Про це повідомляє ABC News.
Найбільше падіння китайського імпорту спостерігалося в електроніці (зокрема, в комп’ютерній техніці), а також виробах хімічної та фармацевтичної промисловості.
Зазначається, що востаннє мексиканські товари, імпортовані США, перевищували за вартістю китайський імпорт ще у 2002 році.
Скоріш за все Китай не зможе повернутися на першу позицію у найближчому часі.
«Я не бачу, щоб США були задоволені відновленням у цих сферах у 2024 і 2025 роках», — говорить фахівець з Китаю Дерек Сіссорс з Американського інституту підприємництва.
Мексика виявилася серед тих, хто отримав найбільшу вигоду від падіння американо-китайської торгівлі. Але картина складніша, ніж може здатися на перший погляд. Справа в тому, що деякі китайські виробники побудували свої заводи в Мексиці, щоб скористатися перевагами 3-річної торговельної угоди між США, Мексикою та Канадою, яка дозволяє безмитну торгівлю багатьма продуктами в Північній Америці, пише видання.