Весенний рост на фондовых рынках сменился падением. Биржевые индикаторы в мае 2021 года покраснели, акции крупнейших мировых компаний ушли вниз. Поэтому и начинающие инвесторы, и те, у кого за плечами сотни успешных вложений, столкнулись с проблемой — удешевление приобретенных активов.
Что делать, если акции начали дешеветь: три действенных стратегии
Что делать в такой ситуации — распродавать акции, которые продолжают падать, или ждать восстановления, какие решения в таких ситуациях принимают успешные инвесторы, как они советуют действовать сейчас, — разбирался «Минфин».
Убытки — это нормально
Самое первое, что должен осознать любой инвестор, начинающий торговать на фондовом рынке, — избежать убытков, по крайней мере на каком-то этапе, невозможно и к ним нужно быть готовым.
Худшее, что можно сделать, если активы уходят в минус — начать паниковать и действовать необдуманно. Поэтому важно заранее понимать, что вы будете делать, если сложится негативная ситуация.
«Фиксация убытков может обсуждаться при реализации сценария, который закладывают еще на этапе рассмотрения инвестиции. Нужно понимать, как глубоко цена может упасть, чтобы появилась необходимость выйти из инвестиций досрочно. Этот фактор абсолютно индивидуальный», — объясняет старший аналитик компании Empori group Артем Беркович.
На необходимости подготовить план заранее акцентирует внимание и сотрудник Конгресс-Инвест Сергей Гончаренко. «Перед началом инвестирования надо поставить четкую цель по сроку содержания активов, периодичности пересмотра портфеля, допустимым просадкам по каждому активу», — объясняет эксперт.
Существует несколько основных стратегий реакции на снижение стоимости активов.
Стратегия «купил и держи»
Такой стратегии придерживаются, в первую очередь, те, кто инвестирует на долгий срок в 3−5 лет, а то и вообще не планирует продавать приобретенные акции никогда. Любое проседание стоимости, если речь идет о фондовом рынке в целом или о компаниях-лидерах рынка, — вещь временная и рано или поздно начнется восстановление.
К примеру, с октября 2007 года по март 2009 года во время финансового кризиса и Великой рецессии индекс S&P 500 упал на 57,7%. Но до марта 2013 года отыграл все убытки и продолжил 10-летний бычий рост более чем на 400%.
В 2020 году из-за пандемии и глобального спада фондовые рынки снова пошатнулись, а индекс S&P 500 упал на 51%. Но уже во второй половине прошлого года индекс вернулся в норму, а до 1 апреля этого года достиг нового рекордного уровня 4 019,87.
Периоды длительного падения были и у большинства успешных на сегодняшний день компаний. Те, кто их просто переждал, — оказались в выигрыше. Яркий пример — акции Apple.
В начале 1992 года цена акций Apple достигла исторического максимума, превысив цену в 60 центов. Однако, через год за акцию давали уже около 25 центов, а в 1997 году акция оценивалась в 12−13 центов. То есть, от своего пика обесценилась в 5 раз.
После этого было несколько временных взлетов, которые завершались очередным обвалом. Превзойти рекорд начала 90-х и больше не опускаться ниже него Apple сумела лишь в 2004 году. Однако, «ленивые» инвесторы, которые 12 лет просидели «в минусе», были вознаграждены за свое терпение: сейчас одна акция «яблочной» компании стоит около $125, а ежегодные дивиденды составляют 88 центов, то есть больше чем стоимость акции в 1992 году.
Читайте также: Как купить акции Apple и Tesla в Украине
Один из самых известных инвесторов, часто пытающийся переждать падение, — миллиардер Уоррен Баффет. Его компания Berkshire Hathaway еще с 2015 года владеет акциями Kraft Heinz Co: они составляют 4,18% портфеля инвестиционного гиганта, а их общая стоимость превышает $11 млрд.
Но если в 2015 году 1 акция производителя продуктов питания стоила около $77, то сейчас — всего $42,7. В «минусе» этот актив находится уже несколько лет. И не похоже, что восстановится в ближайшее время. Баффет признает, что переплатил за акции, но все равно называет Kraft Heinz «прекрасным бизнесом» и заявляет, что не собирается продавать эти активы.
Правда, стратегия «купил и держи» иногда подводила и Баффета. Чуть больше года в портфеле инвестора находилась компания Finova Group. «Оракул из Омахи» не разглядел ее проблем и пока держал акции в портфеле, они упали в цене на 92%. В конце концов, компания объявила о банкротстве.
Стратегия «наблюдай и выходи вовремя»
Другая стратегия — наблюдать за ситуацией в компании и выходить из актива, если прогнозы и оценки пессимистичны.
«Продавать акции необходимо, когда бизнес-модель компании больше не может генерировать прибыль, а компания не может ее изменить. Обычно в таких случаях в компании падает выручка, уменьшается маржинальность и чистая прибыль, если она была. В то же время, конкуренты, изменившие стратегию, увеличивают долю на рынке, вытесняя „нашу“ компанию. Яркий пример — Nokia и LG, которые стали банкротами на рынке смартфонов», — объяснил «Минфину» сооснователь Wotan Михаил Ритчер.
Иногда вниз идет не конкретная компания, а весь сектор, который она представляет. Например, цена табачных гигантов достигла своего пика в 2017—2018 годах, но общий тренд на здоровый образ жизни и законодательные ограничения подкосили отрасль. Акции гигантов индустрии ушли вниз и с тех пор так и не восстановились.
Используя такой метод, главное не перепутать временное снижение цены с глобальными тенденциями. Ошибочные оценки можно найти в опыте даже самых успешных инвесторов. Так, прошлогодней весной стало известно, что Уоррен Баффет продал все свои акции 4 американских авиакомпаний: Delta Air Lines Inc, Southwest Airlines Co, American Airlines Group Inc и United Airlines Holdings Inc.
Читайте также: Что происходит с акциями компании-банкрота: главное для инвестора
Пандемия спровоцировала падение акций крупнейших авиаперевозчиков. Поэтому, Баффет, опасаясь их банкротства, избавился от акций. В то же время, все указанные авиакомпании пережили 2020 год и ни одна из них не объявила о банкротстве, а многие непрофессиональные инвесторы заработали, покупая акции «на дне» и наблюдая за их восстановлением.
Автоматическое закрытие позиций
Этот способ подходит тем, кто вкладывает деньги на фондовом рынке на небольшой срок. Например, на 1 год. Суть метода простая: если определенный актив дешевеет до определенной отметки, он продается. Например, если акции теряют 10 или 20% стоимости.
Именно такой метод рекомендовал использовать «Минфину» в нашем инвестиционном проекте лектор учебных программ Freedom Finance Украины Тарас Гандзий.
Если акции существенно проседают при инвестициях на короткий срок, просто нет возможности ждать их восстановления. Нужно избавляться от убыточных активов и искать те, которые принесут прибыль. В таком случае не важно, насколько потенциально привлекательна компания и как могут вырасти ее акции за несколько лет.
Не готов рисковать на фондовом рынке? Открывай депозит, получай стабильный доход и бонус от «Минфина»
Подобный метод иногда применяют в инвестиционных компаниях. Скажем, у компании на счету $1 млн клиентов, а консервативные инвестиции уже принесли $100 тыс. В таких условиях уже можно обратить внимание на рискованные активы.
Если инвестиции окажутся неудачными, клиенты еще смогут простить снижение доходности, но не потерю своих сбережений. Поэтому компания рискует уже полученной доходностью. Имея условный $1,1 млн, она устанавливает барьер — если счет снижается, например, до $1,05 млн, убыточные позиции сразу закрываются, несмотря на то, что это за активы и их потенциал. Таким образом гарантированно будут защищены деньги клиентов.
Читайте также: Сколько потеряли те, кто вложился в золото в начале года
Частный инвестор может выбирать различные стратегии обращения с убыточными активами и для каждой акции использовать свою. Но главное, чтобы решения были обоснованными и подготовленными заранее. Это не убережет от ошибок, но, по крайней мере, снизит импульсивность в торговле.
Инфляция бьет по рынку — что делать с акциями
Сейчас американский фондовый рынок снова штормит. Причина — высокая инфляция. Стоимость акций тянут вниз негативные настроения инвесторов, которые всерьез опасаются, что для уменьшения темпов инфляции ФРС может пойти на увеличение ключевой ставки раньше запланированных сроков.
Если ФРС и центробанки развитых стран действительно повысят ключевую ставку, это ударит по стоимости акций с двух сторон.
Во-первых, рост ключевой ставки автоматически повышает ставки по кредитам, а значит, расходы компаний. При этом спрос без дешевых кредитных денег снизится.
Во-вторых, ключевая ставка потянет вверх доходность по облигациям, сделав их более привлекательными.
CNBC собрал рекомендации пяти рыночных аналитиков, которые помогут инвесторам уменьшить риски удешевления портфелей.
Сарат Сетхи, аналитик и управляющий партнер Douglas C. Lane & Associates, рекомендует сохранять рыночную диверсификацию:
«Инвесторы действительно сосредоточены на результатах компаний в следующие пару кварталов. А инфляция находится в самом центре внимания. Что будет двигать экономику вперед дальше? Останутся ли технологические компании основным драйвером инфляции или же их акции превознесут снова? Начнет ли реальная экономика возвращаться на пьедестал? Неизвестно.
Но мы считаем, что портфель должен быть разнообразным. Играйте в обоих направлениях. Думаю, что, если вы не будете диверсифицированы, у вас будет гораздо больше волатильности и рисков".
Валери Грант, вице-президент и старший портфельный менеджер AllianceBernstein, отмечает критическое «несоответствие» макроэкономического равновесия:
«Мы сейчас на таком историческом этапе, когда экономика начинает заново „открываться“, и она открывается с разной скоростью в разных частях мира. Но пока у нас наблюдается резкий рост спроса. Есть несоответствие между совокупным спросом и совокупным предложением, и потребуется время, чтобы решить эту проблему».
Марко Коланович, главный стратег J. P. Morgan по глобальным рынкам, отмечает, что рынок перепродан, а не перекуплен. Особенно — акции технологических компаний:
«Индекс Nasdaq Composite сейчас торгуется на уровнях января. Имейте в виду, что на тот момент у нас было 250 000 случаев заражения covid-19 в сутки (в США), а сегодня — около 35 000 новых случаев. Очевидно, что мы ничего не знали о доходах и расходах компаний, о предстоящих стимулах и денежной поддержке в начале года. Я думаю, что инвесторы сейчас немного запаниковали. Нам кажется, что сейчас рынок в целом немного перепродан».
Хаим Исраэль, управляющий директор по исследованиям в Bank of America Global Research, предположил, что инновации будут внедряться все быстрее — и стоит делать ставку на эту тенденцию:
«Рынок труда меняется. Это началось еще до пандемии covid-19, но она только ускорила эту тенденцию. Я думаю, что из-за ускорения развития технологий и робототехники, которые доминируют во всех сферах нашей жизни, они станут важной частью нового рынка труда. И это не негатив. Мы верим, что, как и в случае с любой другой технологической революцией, это приведет к росту рынка труда, а не разрушит его. Человек и машины будут работать вместе».
Боб Ши, генеральный директор и главный инвестиционный директор TrimTabs Asset Management, считает, что для рыночной паники нет повода:
«Не думаю, что нас должна сильно беспокоить текущая коррекция. По-моему, люди чрезмерно сосредоточены на инфляции. Квартальные доходы оказались огромными, особенно у крупных IT-компаний: они показывают лучшие результаты по свободному денежному потоку, рентабельности и качеству доходов. за этим мы следим в первую очередь».
Эксперты сходятся во мнении, что рыночная паника, вызванная данными об инфляции в США, избыточна. Большие и устойчивые игроки, особенно из высокотехнологичного сектора экономики, продолжают показывать впечатляющие результаты — скорее всего, в будущем они станут еще более значительными.
Комментарии - 5
https://minfin.com.ua/blogs/bonv/166782/
https://minfin.com.ua/blogs/bonv/156127/