Блокировка Суэцкого канала стала главной темой мировых СМИ. Часто можно было услышать, что это проблема, в первую очередь, страховых компаний, которые компенсируют убытки судовладельцев. Что же будет происходить на самом деле и как будут рассчитаны компенсации, «Минфину» рассказал директор департамента андеррайтинга «Страховой компании ИНГО» Андрей Семченко.
Кто заплатит за блокировку Суэцкого канала
Убытки владельца судна
Что именно стало причиной блокировки, будут устанавливать независимые эксперты по урегулированию — диспашеры. Уже сейчас существует несколько версий, среди которых порыв ветра, ошибки в навигации и немореходность судна. От того, что именно официально признают причиной инцидента, будет зависеть вариант развития процесса урегулирования.
Скорее всего, судовладелец объявит общую аварию. Это означает, что в перечень убытков включат все расходы на снятие судна с мели. Спасательные работы и услуги, а также сопутствующие расходы пропорционально будут разделены между судовладельцем и всеми грузовладельцами.
Распределение будет сделано независимо от того, пострадал ли их груз и насколько. Этот довольно сложный расчет также проводят диспашеры. Согласно их отчету и производятся выплаты. Процедура предусматривает арест всех грузов в пунктах назначения до получения гарантий от страховщиков.
Другие пострадавшие стороны
Потери от инцидента несут не только владельцы судна, но и собственники канала. И здесь учитывается как ущерб, произошедший в результате простоя транзитного направления, так и из-за возможного экологического ущерба. Теряют и другие лица: владельцы грузов, владельцы других судов, фрахтователи
Как именно будет действовать страхование в этом случае? Здесь может сработать целый ряд страховых покрытий. В первую очередь, КАСКО для судна и ответственность судовладельца. Во-вторых, страхование грузов как на судне, которое перекрыло движение, так и на других, которые были заблокированы.
Обычно убытки, вызванные задержкой доставки предметов, не покрываются. Но страховка остается в силе, когда задержка груза произошла по обстоятельствам, не зависящим от страхователя или вынужденного отклонения от маршрута. Именно наш случай.
А вот потеря ожидаемой выгоды от своевременной продажи и доставки может попасть под исключение согласно Лондонских правил страхования грузов. Чтобы этого не произошло, существует так называемый Project cargo — покрытие, которое нужно покупать отдельно и включать в договор специальные предостережения.
Основные риски, покрываемые в соответствии с Project cargo — это физическое повреждение груза, повреждение судна, в том числе поломка оборудования на судне, а также общая авария.
Таким образом, страхование Project cargo также может помочь владельцам груза. В первую очередь, оно актуально для сложного и дорогостоящего оборудования, которое изготавливается на заказ. Например, для строительства объекта морем доставляется критически важный компонент, который нужно получить и установить согласно графика, чтобы продолжать строительство, вовремя сдать объект и генерировать прибыль.
У нас была практика использования такого покрытия при строительстве в Украине ряда солнечных электростанций с финансированием международных организаций. Но для отечественных предприятий в основном это экзотика.
Читайте также: Что будет с ценами на недвижимость при полном локдауне
Таким образом, возможностей для возмещения убытков основных участников инцидента много. А вот успешность их реализации будет зависеть от экспертов, а именно скорости и качества расчетов и условий договоров страхования.
Комментарии - 2