12 ноября 2021, 9:40 Читати українською

Как превратить медиастартап в успешную финтех-компанию

Так исторически сложилось, что украинцы рассматривают два главных инвестиционных инструмента — депозит в банке или квартира у метро под сдачу в аренду. Надеюсь, мы сможем помочь людям найти новые способы инвестировать деньги, — говорит Сергей Виндерских, Head of Fintech Product в компании Триум.

В подкасте Product&Growth Сергей Виндерских рассказал о том, как превратить медиастартап в успешную финтех-компанию и какие уникальные сервисы предлагают пользователям порталы minfin.com.ua и Finance.ua. «Минфин» выбрал главное.

Какие проекты входят в Treeum?

Компании Treeum уже 12 лет. Она начиналась с финансового портала minfin.com.ua, который мы с партнерами запустили в разгар экономического кризиса 2008 года, но со временем превратилась в украинскую продуктовую финтех-компанию.

Мы делали minfin.com.ua как медиа. Он начинался с истории про курсы валют. В 2008 году впервые случилась девальвация, когда гривна упала с 5,05 до 8 гривен за доллар. И вдруг люди стали смотреть курсы валют, как прогноз погоды. Это был один из первых продуктов, который мы запустили на «Минфине».

Зарабатывали на рекламе для финансовых компаний и банков, продаже баннеров. Потом наши рекламодатели захотели получать не только рекламу, но и клиентов. Мы задумались, что мы можем им предложить, и занялись бизнесом лидогенерации. То есть собирали заявки людей, которые хотят получить определенный продукт, а банки платили нам за привлеченных клиентов.

Так сайт вырос в компанию с двумя проектами — финансовым порталом «Минфин» и партнёрской сетью для финансового сектора Finline. В 2016 году в нашу группу влился сайт о финансах Finance.ua. А также присоединился ивент-бизнес BankOnline. С его помощью мы организовываем крупнейшие конференции для банков, микрофинансовых и страховых компаний.

Со временем на сайтах «Минфин» и Finance.ua появились каталоги разных финансовых продуктов — депозитов, кредитов, страховок. Как другие сайты сравнивают цены на товары в интернет-магазинах, так мы сравниваем для потребителей стоимость финуслуг.

В декабре 2020 года компания Treeum привлекла инвестора — фонд Dragon Capital.

Читайте также: Как начинался «Минфин». История успеха компании Treeum

Наш следующий виток эволюции — не просто связывать банки и клиентов, а предоставить пользователям полный цикл получения финансового продукта. Например, в случае с займами — это возможность заполнить заявку на кредит и получить деньги на карту, не уходя с наших сайтов.

Вы эту историю где-то подсмотрели?

Во многих странах есть похожие сервисы, которые дают доступ пользователям к финансовым услугам. В Америке — Nerd Wallet, Klarna, в Великобритании — Money Supermarket.

Что собой представляет ваша СPA-сеть Finline?

Мы изначально «заточились» на финансовых продуктах и не выходим из этой ниши. Finline сервис призван соединять людей и финучреждения.

Финансовые продукты очень специфичны. Взять хотя бы лиды на кредиты. Если человек хочет взять кредит в определенном банке, нет никаких гарантий, что он получит его. У каждого банка есть свой скоринг и критерии, по которым он выбирает заемщика.

Поэтому челлендж не только в том, чтобы найти человека, который хочет взять кредит, и соединить его с банком или микрофинансовой компанией, но еще и найти то финучреждение, которое выдаст ему этот кредит. Вот в этом наша экспертиза.

Анализируем профили пользователей, собираем информацию с заполненных анкет, а потом подбираем банки на основе знаний об их требованиях к заемщикам. Что-то банки озвучивают: например, мы выдаем кредиты официально трудоустроенным людям от 25 лет. Но на практике может быть немного иначе, и мы это учитываем.

Мы собираем заявки людей не только у себя на сайте. У нас есть партнерская сеть веб-мастеров. То есть любой сайт в интернете может подключиться к нам, получить формы или лендинги и предлагать своей аудитории получить кредит.

Ваш продуктовый бизнес начинался с медиа-составляющей. Как происходила трансформация?

Изначально мы делали медиа не ради самого медиа, а старались закрыть потребности пользователей. Часто цифры, таблицы и каталоги отвечают на запрос читателя лучше, чем просто текст. Например, если человек ищет, где взять кредит, то ему нужна не статья какая-то, а сравнительная таблица с возможностью сортировки и фильтрами. То же касается курсов валют в разных обменниках. В нашем медиа сервисы для клиентов всегда играли важную роль.

Какие услуги доступны сейчас вашим пользователям?

Мы агрегируем информацию о большинстве банковских и финансовых продуктов. На сайте Finance.ua можно сравнить депозитные ставки, кредитные карты, кредиты наличными в банках и микрофинансовых компаниях, разного вида страховки, ипотеку, автокредиты и т. д.

Объясню, в чем челлендж. Если человек, например, задается вопросом, где взять кредит на машину, ему нужно потратить кучу времени, чтобы обойти сайты банков и сравнить условия. Везде они подаются в своем формате, есть множество комиссий и разных тарифов.

Мы же гордимся тем, что собираем полную информацию обо всех финансовых продуктах и даем ее клиентам в виде простых таблиц.

Мы также стремимся к тому, чтобы закрыть у себя полный цикл продаж. Например, страховку ОСАГО можно оплатить картой прямо на Finance.ua и получить готовый электронный полис на почту.

Мы договариваемся с банками о том, чтобы наши пользователи получали особые условия. К примеру, на «Минфине» есть каталог депозитов — подобного в украинском интернете больше нет. Это калькулятор, который покажет с точностью до гривны, какой доход принесет вклад в том или ином банке. К нему мы придумали своеобразный кешбэк: банки платят нам за то, что мы приводим им вкладчиков, а мы отдаем часть этих денег нашим пользователям. Если они разместят заявку на депозит у нас на сайте до того, как пойдут в банк, могут получить дополнительный процент к ставке.

Размести депозит и получи +1% годовых

Сейчас работаем над тем, чтобы размещение вкладов полностью проходило онлайн. Это большая работа, которая требует интеграции с разными финучреждениями. Ведь некоторые банки предлагают высокие ставки по депозитам, но у них могут быть отделения только в нескольких городах по всей Украине. Для людей, которые живут где-то в регионах, доступ к этим банкам закрыт. Мы хотим эту историю изменить.

А готовы ли клиенты доверить деньги «неизвестным» банкам?

Мы глубоко исследуем аудиторию банковских вкладчиков. Кому-то очень нужна надежность банка и они несут деньги только в известные бренды, преимущественно банки с иностранным капиталом.

Но для многих важна доходность, особенно сейчас, когда ставки по депозитам не перекрывают даже инфляцию. К тому же, самые продвинутые пользователи поняли, что есть Фонд гарантирования вкладов (ФГВФЛ), который гарантирует вкладчикам возврат суммы до 200 тыс. грн.

Есть ли альтернативы депозитам?

Сейчас в США около 60% семей инвестируют в фондовый рынок. В России также наблюдается бум покупки акций — около 11 млн людей торгует на фондовом рынке. Популярность таких финансовых инструментов у нас тоже будет расти. Это вопрос времени и финансовой культуры.

Надеюсь, что мы сможем помочь людям найти новые способы вложить деньги, кроме депозитов. Так исторически сложилось, что украинцы рассматривают два главных инвестиционных инструмента — депозит в банке или квартира у метро под сдачу в аренду. И только сейчас, благодаря падению депозитных ставок, люди начинают узнавать что-то об ОВГЗ, фондовом рынке, инвестициях в бизнес и т. д.

Наша миссия — научиться находить эти инвестиционные инструменты, помогать людям их выбирать, сравнивать и обеспечить легкий доступ к ним.

Мы имеем силу образовывать людей и показывать, как этими инструментами пользоваться. Сейчас охват наших сайтов — до 5 млн уникальных посетителей в месяц.

На какие компании смотрите и желаете делать такие же продукты, как они?

В финтехе безумное количество направлений. Мы следим за множеством компаний. Мой любимый проект о финансах — британский сайт Money Saving Expert. Его запустил журналист лет 20 назад. Он рассказывал о финансовых фишках и разбирался, как британские банки могут обманывать своих клиентов. Сайт перерос в огромный медиаресурс с десятками миллионов посещений в месяц.

Это проект про объяснение, честность и финансовую грамотность. Очень хороший пример, на который хочется равняться. В итоге сайт приобрел Money Supermarket, который занимается лидогенерацией. Так медиа и бизнес лидогенерации подружились и в Британии.

Читайте также: Маргулан Сейсембаев об успехе «глупого» портфеля и почему наличие ума не гарантирует заработка

В России тоже есть сильный игрок — Тинькофф, на которого можно смотреть и учиться в плане финтеха. Они и медиа хорошее запустили — Тинькофф-журнал. К сожалению, оно не применимо к Украине, так как они пишут про российские реалии, но это хороший пример того, как нужно делать финансовую журналистику.

Вы хотите фокусироваться только на украинском рынке?

Пока что не думаем о загранице. В Украине сейчас большой и интересный рынок. Массово появляются необанки и начинают бороться за клиентов. Мы помогаем им привлекать как заемщиков, так и вкладчиков. Наблюдаем, куда движется украинский рынок, и ставим новые челленджи.

Автор:
Светлана Тартасюк
Журналист Светлана Тартасюк
Пишет на темы: Банки и банковские продукты, недвижимость, рынок труда, бизнес, финансы, инвестиции

Комментарии - 2

+
+45
bonv
bonv
12 ноября 2021, 12:59
#
І тут реклама:)) Як допомогти людям за їхні гроші:))
+
0
Три літри
Три літри
15 ноября 2021, 8:02
#
Компании Treeum уже 12 лет. Она начиналась с финансового портала minfin.com.ua, который мы с партнерами запустили в разгар экономического кризиса 2008 года, но со временем превратилась в украинскую продуктовую финтех-компанию.

Чуваки, вернитесь к истокам, дайте одного-двух человек которые исправят такие тупые и досадные вещи на сайте как проблемы с форматированием комментариев и общий стиль меню для всех разделов сайта, а не так как сейчас есть в мобильной версии — на части страниц меню в виде выпадающемго списка, на части как в дексткоп-версии. Те лодыри что работают в Минфине сейчас потратили больше года на то чтобы убрать внесённый ими же баг в форматировании комментариев. Но там ещё осталось трошки других. Полгода если не больше они возвращали кнопки форматирования и лайки которые «вдруг» внезапно пропали весной.
Чтобы оставить комментарий, нужно войти или зарегистрироваться