1 октября 2019, 16:53 Читати українською

Как будут защищать потребителей финуслуг

Верховная Рада приняла закон о защите прав потребителей финансовых услуг. НБУ будет наказывать финансовые учреждения за скрытые проценты, обманчивую рекламу и навязывание услуг.

Защита прав потребителей финуслуг, НБУ, кредит, закон
фото: mycredit.ua

Руководитель управления защиты прав потребителей финансовых услуг НБУ Ольга Лобайчук рассказала в интервью УНИАН, как решать проблемы в отношениях с банками. «Минфин» выбрал информацию, которая может пригодиться заемщикам.

Самый распространенный вопрос в жалобах – навязывание услуг и их непрозрачная стоимость. Человек берет кредит под сорок процентов годовых, но на самом деле платит вдвое больше. А потребительские кредиты популярные из-за того, что у людей нет денег для покупки самого необходимого, например, холодильника. Но они не понимают, сколько должны платить за кредит. Получается замкнутый круг – банк не все рассказал, а должник становится проблемным.

По 2018 год в Национальный банк поступило тринадцать тысяч жалоб. Мы получаем полторы-две сотни жалоб в день. Ожидаем, что в ближайшее время их количество увеличится.

Финучреждение согласно закона по защите прав потребителей финуслуг должно раскрывать полные данные о реальной процентной ставке со всеми комиссиями. Теперь есть четкие требования к раскрытию информации и законодательно утверждена формула расчета ставки. Нацбанк может применять санкции, предусмотренные за нарушение банковского законодательства: от предупреждения до лишения лицензии.

В случае некорректного заключения договора или неполного раскрытия информации мы можем применить штраф к банку в размере от 50 до 600 минимумов доходов граждан. Штраф к ответственному лицу – председателю правления или руководителю розничного бизнеса банка – в размере до 500 минимумов.

Наша цель – не только научить банки быть прозрачными и раскрывать информацию, но и научить граждан читать договоры до их подписания. Нужно изучать и анализировать, а не идти в первое попавшееся отделение банка и подписывать соглашение.

Если заемщик выяснил, что должен платить по кредиту больше, чем ему рассказывали во время заключения сделки, он прежде всего должен обратиться к банку. Заемщик может досрочно погасить кредит, реструктуризировать или взять другой с более благоприятными условиями. Но просто не платить по кредиту нельзя.

Получайте полную информацию и заказывайте выгодный кредит

Информация в кредитном договоре должна быть изложена 14 шрифтом без вставок мелким шрифтом. Клиент будет иметь возможность без особых усилий сравнить условия того или иного продукта в разных банках. Финучреждения будут имплементировать новые требования от трех до шести месяцев, в частности, доработают свои системы, кредитные калькуляторы.

Читайте также: Карты, деньги, телефон: как мошенники крадут деньги с банковских счетов

Есть еще два направления защиты прав потребителей. Первый — методология, поскольку без разработки конкретных требований к банкам непонятно, за что их наказывать. Эти требования уже разработаны в соответствии с евродирективами и регламентами, есть план их постепенного внедрения. Второе направление – надзор за рыночным поведением. Такая система уже работает в странах Евросоюза и США лет двадцать-тридцать.

Надзор за рыночным поведением НБУ будет осуществлять через мониторинг сайтов банков и рекламы, анализ жалоб. То есть в онлайн-режиме. Планируют классифицировать банки, используя риск-ориентированный подход. Выездной надзор будет осуществлять другое подразделение НБУ– департамент выездных проверок.

Ольга Лобайчук утверждает, что планирует через год достичь прозрачности финансового рынка, банковского и небанковского, когда дело доходит до качества услуг. Она убеждена, что банкирам не нужно бояться регулятора. НБУ стремится наладить активный диалог, чтобы не было нарушений. Если работать вместе в направлении защиты прав потребителей, НБУ получит прозрачность рынка, а банки – дополнительных клиентов.

Первый приоритет – создать команду, поскольку невозможно ничего сделать самому. Второй – наладить коммуникации с банками и финансовыми компаниями, которые пока что враждебно относятся к новым требованиям. Третий – реализация нового механизма работы с обращениями граждан.

Стоит понимать, что защита прав потребителей – это инвестиция банков в будущее, а не дополнительная нагрузка. Ведь результатом станет усиление доверия к банковскому сектору, его рост, расширение базы фондирования и усиления финансовой стабильности.

Комментарии - 10

+
0
AleksandrBank
AleksandrBank
1 октября 2019, 18:04
#
Ребята у Вас будет другая проблема, как научить не банки с 40 или 80%, а фин.компании с 360-730% показывать людям всю правду. Вы так хотели закон о Сплите, вот получите Пирог работы, там не паханное поле, не так как банков менее 90 шт.
+
0
magistralchimi1
magistralchimi1
1 октября 2019, 22:07
#
Хорошо хоть так. Я ходила по банкам в рамках кампании по сбору информации при выдаче кредитов в банках. Мы ходили по банкам и брали кредиты, а через пару дней отказывались. Ни один банк не прошел проверку на отлично. Из тех куда я ходила лучше всех был кредо, а хуже всех а-банк. Последний до подписания договора не говорит ни ставку, ни договор почитать не дает.
+
0
AleksandrBank
AleksandrBank
2 октября 2019, 10:35
#
А-Банк мне больше напоминает ломбард.
+
0
oresta12345
oresta12345
1 октября 2019, 20:49
#
У фінустановах, типу МФО, які реєструються під ТзОВ, на сьогодні маса порушень. Багато працюють без ліцензій, гроші в офшори женуть, брешуть позичальникам, хамлять і погрожують боржникам, коли не віддають вчасно кредити. Драконівські проценти вимагають, порушуючи кримінальний кодекс. Чому іх не перевіряють, не закривають? хто за ними стоіть? вже ж новий през, що, не знає? а якщо знає то чому нічого не робить? може, він з ними за одне? тоді що змінилось???
+
0
Владимир Поливальников
Владимир Поливальников
2 октября 2019, 5:15
#
Что можно требовать от организации (банка), если на просьбу исправить грамматическую ошибку в тексте договора тебе отвечают: «Не можем, - это программа.» Занавес.
+
0
CoffeeMan
CoffeeMan
2 октября 2019, 9:53
#
Вы требовали не от банка в целом, а от конкретного Васи, работающего на самом низком уровне. Конкретный Вася сделать ничего не может, это факт.
+
0
Shooterman
Shooterman
2 октября 2019, 16:00
#
МФО, уже не называя себя, терроризируют звонками людей, требуют деньги, иначе сожгут детей, порежут родственников и прочее. Когда уже разберутся с этими бандформированиями? Они сотрудничают с ПриватБанком, Абанком. Когда уже им запретят звонить на работу, звонить посторонним людям и объявлять, что якобы должник указал их контакты? Этим занимаются такие МФО, как Ваша Готивочка, Кредиткасса, Е-гроши, Гоуфинго, Сслоуны, Credit Plus, Качай гроши, Швыдкогроши. Да почти все эти шараги вонючие!
+
0
Qwerty1999
Qwerty1999
2 октября 2019, 18:38
#
«Информация в кредитном договоре должна быть изложена 14 шрифтом без вставок мелким шрифтом.»

Уже и размер шрифта, которым обязаны печатать договора утвердили законодательно а ведь надо было и сам шрифт узаконить, а то начнут каким-нибудь калибри печатать вместо Times New Roman или Arial Black.

Если все параметры договора формализовать, вплоть до отступов слева и верхних колонтикулов с кратким названием документа а также нижних колонтикулов с нумерацией страниц — такие договора клиентами будут исполняться на ура и никогда по ним ни просрочек ни штрафов не будет.

Если же договора будут напечатаны шрифтом, не согласованным с НБУ — это однозначно
может ухудшить финансовое состояние банка, привести к штрафам и вводу ВА в банк.
+
+15
Qwerty1999
Qwerty1999
2 октября 2019, 18:42
#
Лично мне кажется, что большая часть проблем кроется в совершенно другой плоскости...

Как сказала  Начальник Управления защиты прав потребителей финансовых услуг НБУ Ольга Лобайчук:

«Наша цель – не только научить банки быть прозрачными и раскрывать информацию, но и научить граждан читать договоры до их подписания. Нужно изучать и анализировать, а не идти в первое попавшееся отделение банка и подписывать соглашение.»

А вот как они планируют научить граждан читать договора до их подписания - тема полностью не раскрыта...
+
0
CoffeeMan
CoffeeMan
2 октября 2019, 22:40
#
Вы правы, это другая сторона медали.
Чтобы оставить комментарий, нужно войти или зарегистрироваться
 
Реклама