Верховная Рада приняла закон о защите прав потребителей финансовых услуг. НБУ будет наказывать финансовые учреждения за скрытые проценты, обманчивую рекламу и навязывание услуг.
Как будут защищать потребителей финуслуг
Руководитель управления защиты прав потребителей финансовых услуг НБУ Ольга Лобайчук рассказала в интервью УНИАН, как решать проблемы в отношениях с банками. «Минфин» выбрал информацию, которая может пригодиться заемщикам.
Самый распространенный вопрос в жалобах – навязывание услуг и их непрозрачная стоимость. Человек берет кредит под сорок процентов годовых, но на самом деле платит вдвое больше. А потребительские кредиты популярные из-за того, что у людей нет денег для покупки самого необходимого, например, холодильника. Но они не понимают, сколько должны платить за кредит. Получается замкнутый круг – банк не все рассказал, а должник становится проблемным.
По 2018 год в Национальный банк поступило тринадцать тысяч жалоб. Мы получаем полторы-две сотни жалоб в день. Ожидаем, что в ближайшее время их количество увеличится.
Финучреждение согласно закона по защите прав потребителей финуслуг должно раскрывать полные данные о реальной процентной ставке со всеми комиссиями. Теперь есть четкие требования к раскрытию информации и законодательно утверждена формула расчета ставки. Нацбанк может применять санкции, предусмотренные за нарушение банковского законодательства: от предупреждения до лишения лицензии.
В случае некорректного заключения договора или неполного раскрытия информации мы можем применить штраф к банку в размере от 50 до 600 минимумов доходов граждан. Штраф к ответственному лицу – председателю правления или руководителю розничного бизнеса банка – в размере до 500 минимумов.
Наша цель – не только научить банки быть прозрачными и раскрывать информацию, но и научить граждан читать договоры до их подписания. Нужно изучать и анализировать, а не идти в первое попавшееся отделение банка и подписывать соглашение.
Если заемщик выяснил, что должен платить по кредиту больше, чем ему рассказывали во время заключения сделки, он прежде всего должен обратиться к банку. Заемщик может досрочно погасить кредит, реструктуризировать или взять другой с более благоприятными условиями. Но просто не платить по кредиту нельзя.
Получайте полную информацию и заказывайте выгодный кредит
Информация в кредитном договоре должна быть изложена 14 шрифтом без вставок мелким шрифтом. Клиент будет иметь возможность без особых усилий сравнить условия того или иного продукта в разных банках. Финучреждения будут имплементировать новые требования от трех до шести месяцев, в частности, доработают свои системы, кредитные калькуляторы.
Читайте также: Карты, деньги, телефон: как мошенники крадут деньги с банковских счетов
Есть еще два направления защиты прав потребителей. Первый — методология, поскольку без разработки конкретных требований к банкам непонятно, за что их наказывать. Эти требования уже разработаны в соответствии с евродирективами и регламентами, есть план их постепенного внедрения. Второе направление – надзор за рыночным поведением. Такая система уже работает в странах Евросоюза и США лет двадцать-тридцать.
Надзор за рыночным поведением НБУ будет осуществлять через мониторинг сайтов банков и рекламы, анализ жалоб. То есть в онлайн-режиме. Планируют классифицировать банки, используя риск-ориентированный подход. Выездной надзор будет осуществлять другое подразделение НБУ– департамент выездных проверок.
Ольга Лобайчук утверждает, что планирует через год достичь прозрачности финансового рынка, банковского и небанковского, когда дело доходит до качества услуг. Она убеждена, что банкирам не нужно бояться регулятора. НБУ стремится наладить активный диалог, чтобы не было нарушений. Если работать вместе в направлении защиты прав потребителей, НБУ получит прозрачность рынка, а банки – дополнительных клиентов.
Первый приоритет – создать команду, поскольку невозможно ничего сделать самому. Второй – наладить коммуникации с банками и финансовыми компаниями, которые пока что враждебно относятся к новым требованиям. Третий – реализация нового механизма работы с обращениями граждан.
Стоит понимать, что защита прав потребителей – это инвестиция банков в будущее, а не дополнительная нагрузка. Ведь результатом станет усиление доверия к банковскому сектору, его рост, расширение базы фондирования и усиления финансовой стабильности.
Комментарии - 10
Уже и размер шрифта, которым обязаны печатать договора утвердили законодательно а ведь надо было и сам шрифт узаконить, а то начнут каким-нибудь калибри печатать вместо Times New Roman или Arial Black.
Если все параметры договора формализовать, вплоть до отступов слева и верхних колонтикулов с кратким названием документа а также нижних колонтикулов с нумерацией страниц — такие договора клиентами будут исполняться на ура и никогда по ним ни просрочек ни штрафов не будет.
Если же договора будут напечатаны шрифтом, не согласованным с НБУ — это однозначно
может ухудшить финансовое состояние банка, привести к штрафам и вводу ВА в банк.
Как сказала Начальник Управления защиты прав потребителей финансовых услуг НБУ Ольга Лобайчук:
«Наша цель – не только научить банки быть прозрачными и раскрывать информацию, но и научить граждан читать договоры до их подписания. Нужно изучать и анализировать, а не идти в первое попавшееся отделение банка и подписывать соглашение.»
А вот как они планируют научить граждан читать договора до их подписания - тема полностью не раскрыта...