Минфин - Курсы валют Украины

Установить
torka2009
Зарегистрирован:
10 января 2020

Последний раз был на сайте:
18 августа 2023 в 10:38
Виктория Берещак — Все о рынке недвижимости в Украине
обозреватель рынка недвижимости
9 октября 2020, 10:21

Почему в Украине затягивают ввод в эксплуатацию новостроек

Реформа государственной архитектурно-строительной инспекции, которая началась весной этого года, несмотря на всю свою обоснованную необходимость, превратилась в реальную угрозу для рынка недвижимости.

Дело в том, что компании, которые могут, продолжают строить и завершать дома, но вводить в эксплуатацию им удается через раз. Или приходится на один сертификат подавать сразу несколько готовых домов, чтобы закрыть вопрос с документацией в условиях, когда слишком медленно и выборочно происходит процедура согласования.

Удручает тот факт, что страдает в конечном итоге именно покупатель: человек инвестировал, застройщик формально тоже выполнил свои условия по договору и построил дом (мы говорим о строительстве с соблюдением всех норм законодательства, разумеется), но ни о каком праве собственности речи нет месяцами. Потому что процесс получения сертификата в новой структуре ГАСИ накладывается на вроде бы как запущенную реформу, в условиях которой так просто работает старый добрый административный ресурс.

Крупные игроки рынка, которые продолжают демонстрировать динамику на площадках и строить, несмотря на все сложности, жалуются: вводят в эксплуатацию, но не всех. Иногда просто «забывают» о пакете собранной документации, который месяцами лежит на столе, ссылаясь на карантинные ограничения, загруженность сотрудников и, конечно же, реформу в разгаре.

Такая избирательность может привести к колапсу в разрешительной системе, который рынку недвижимости точно не нужен.

Давайте взглянем на цифры. Вначале на статистику URBANDATA.online. CEO компании DreamDim, эксперт по градостроительному и земельному праву Юрий Брикайло, ссылаясь на данные реестра Государственной архитектурно-строительной инспекции (ГАСИ), подготовил на мой запрос данные по вводу в эксплуатацию многоквартирных домов класса СС3 за март-сентябрь 2019 и март-сентябрь 2020.

В прошлом году за этот период выдачи 146 сертификатов, а за нынешний — около 124. То есть выдача снизилась на 15%.

При этом, на примере Киева, хочу сказать, что, по данным ЛУН Місто, 397 тыс. кв.м реально было построено за 1 кв. 2020 года, а введено лишь 88 тыс. кв.м. То есть 236 496 тыс. кв.м зависло в воздухе.

По моим данным, за 2 и 3 квартал это количество увеличилось еще на несколько десятков тыс. кв.м благодаря активному строительству несколькими компаниями в своих крупных ЖК.

Смотрим дальше: официальная статистика по Киеву гласит, что в первом полугодии в многоквартирных домах принято в эксплуатацию 232,3 тыс. кв.м. А общая площадь принятого в эксплуатацию жилья (254 тыс.кв.м) в январе-июне этого года по сравнению с соответствующим периодом 2019 года уменьшилась на 41%.

Получается, что, еще из построенного в 1 квартале, неприкаянны остались порядка 160 тыс. кв.м, я уже не говорю о тех, что прибавились за второй и третий квартал 2020 года.

Это значит, что тысячи людей, которые приобрели квартиры в новостройке, не могут стать собственником жилья по причине, что готовый дом либо дожидается своей очереди в хаотическом порядке, либо умышленно создаются условия, при которых застройщику выписывают недочеты и продлевают время на устранение, а со следующей проверкой находят еще и еще какие-то причины.

Я не исключаю халтуры и халатности со стороны девелоперского бизнеса. Тема некачественного строительства и грубых нарушений, разумеется, имеет место быть, но в ситуацию, когда топовые застройщики города дружно вдруг стали строить абсоолютный шлак, я не верю. У всех есть изъяны и огрехи, не без этого, но качество жилья в стране за последние несколько лет медленно, но уверенно повышается.

Более того, в условиях тотальной борьбы за деньги покупателя мне доподлинно известно, как некоторые компании по-настоящему дорожат собственной репутацией, тщательно выбирают подрядчиков по строительным материалам, уделяют вниманию проектированию, дизайн-проекту, концепции.

Эти игроки строят в рамках существующей законодательной модели, собирают пакет разрешительной документации и активно отстаивают право не строить в системе тотальных поборов со стороны разрешительных органов.

Поверьте, в гонке за покупателя им есть, куда потратить эти деньги, поэтому теория о том, что коррупция выгодна строительному бизнесу, исключена и работает лишь в отдельно взятых случаях. Да, у нас до сих пор одним выдают разрешение вперед всего рынка, потому что позвонили, договорились, занесли. Но это вопрос к реформе органов контроля, а не ко всему строительному сектору.

На практике мы, похоже, видим новую коррупционную лазейку в условиях структурных изменений бывшей Государственной архитектурно-строительной инспекции, которые необходимы рынку. Ведь в период карантина и реформирования можно прекрасно сделать инкубатор для новой системы поборов, где условные $5/кв.м покажутся счастьем.


Чем вообще это чревато для рынка:

  1. Результаты всех этих задержек, повторюсь, бьют по конечному потребителю. Это сказывается на инвестициях в строительную отрасль, которая могла бы стать реальным драйвером роста экономики страны с высоким мультипликативным эффектом.

  2. Старт части проектов может быть отложен до того, пока органы контроля не образумится. Это снижение деловой активности, меньше уплаченных налогов, рабочих мест, инвестиции в смежные отрасли (строительные материалы, транспорт, техника и т.д)

  3. Снижение общего объема жилья в перспективе 2-лет на треть. И это не совсем здоровая рыночная корреляция спроса и предложения, как должно быть. Кстати, все коррупционные издержки будут сказываться и на цене квадратного метра, соответственно.

На данном этапе важно четкое понимание зон ответственности каждого из структурных подразделений бывшей ГАСИ, а также контроль за выполнением этих функций со стороны профильного министерства.

Если процедура выдачи разрешений и сертификатов про ввод меняется, пора уже озвучить новый порядок, обсудить с рынком и принять его за основу.

Если мы пока в перевалочном пункте и медленно, но уверенно двигаемся в новую систему органов контроля, тогда нужно дать возможность рынку функционировать в нормальном порядке.

Это и четкость процедуры согласования документации и проверки при вводе в эксплуатацию, и прозрачность рассмотрения, а также понятный механизм оценки.

Просмотров: 790, сегодня — 0
Следить за новыми комментариями

Комментарии - 9

+
+76
bonv
bonv
9 октября 2020, 16:04
#
Гроші зібрали і у вус не дують..
+
+13
optyma
optyma
10 октября 2020, 9:18
#
Если так можно, то почему бы и нет. Каждый крутиться как может, капитализм - счастье 21-го века, где каждый сам за себя и все против всех. Закон джунглей. В этом есть нечто животное, естественное и природное и это очень хорошо.))
+
+68
bonv
bonv
10 октября 2020, 11:49
#
Тварин треба відстрілювати, особливо диких, з джунглів:) Щоб крутилися в межах законів,, не джунглів:)
Як захищатимуть українських інвесторів у нерухомість: законопроєкт Мінрегіону.
https://news.finance.ua/ua/news/-/479984/yak-budut-zahyshhaty-ukrayinskyh-investoriv-u-neruhomist-zakonoproyekt-minregionu
+
0
Nordic
Nordic
10 октября 2020, 15:03
#
Для начала хотя-бы вывозить в лес и подвешивать за задние лапки - прилив мочи в голову иногда помогает ускорить конструктивные процессы.
+
0
bonv
bonv
9 октября 2020, 16:07
#
У Європі падають ціни на житло: де подешевшало найбільше.
Детальніше читайте на УНІАН: https://www.unian.ua/economics/other/u-yevropi-padayut-cini-na-zhitlo-de-podeshevshalo-naybilshe-ostanni-novini-11176055.html
+
+15
ccc2013
ccc2013
10 октября 2020, 13:41
#
Чиновники,от которых зависят разрешительные документы,банально хотят взятку или откат
+
0
optyma
optyma
11 октября 2020, 19:54
#
Ныне это нормально, было бы ненормально, если бы наоборот не хотели взятки и откаты.
+
+47
niko 555
niko 555
12 октября 2020, 11:47
#
Нормально - если бы боялись брать взятку.
+
0
Ranet
Ranet
11 октября 2020, 21:14
#
Может быть дело в реформе? Ведь очевидно, что для того чтобы построить дом в Чернигове или ввести в эксплуатацию фабрику в Каменец-Подольске не нужно разрешения вседержавного или национального органа. А вот органы контроля за региональными ДАБИ должны быть государственными. Давно пора вялотекущий и невнятный процесс без времени и цели под названием децентрализация привести к известной организационно правовой форме.
Чтобы оставить комментарий, нужно войти или зарегистрироваться