1 апреля 2014
Последний раз был на сайте:
3 июня 2023 в 12:53
-
044blog
36 лет, Киев
-
magmerlin
Днепр
-
Сергей Гончаренко
36 лет, Николаев
-
MILEBCKIY .
28 лет, Украина, Киев
- 14 ноября 2017, 15:40
Малый бизнес: игра с нулем
Или с огнем. Много в последнее время общаюсь с владельцами малого бизнеса, чтобы понять, вернется ли когда-то в Украину 2013 год или 2007. Годы, когда зарплата в $1000 в месяц не считалась относительно большой, а малый бизнес без особых усилий смог бы приносить $1500-2000. Ну а, если напрячься, то сильно больше. Расскажу несколько историй, разложенных на цифры и факты, и предлагаю Вам высказаться в комментариях, что думаете сами по этому поводу.
Кофейня в спальном районе
Раньше это был МАФ у дороги на Осокорках, по ул. Чавдар, затем его снесли. Кофейня переехала в помещение на 30 квадратов. Если бы хозяин кофейни не имел других доходов, эту затею давно бы прикрыл это дело, но пока еще верит в светлое будущее. Район относительно новый, здесь много мам, рядом новые частные детские садики. Есть и молодежь, которая просто любит кофе, — берет с собой утром или вечером заходит посидеть с друзьями.
Аренда помещения до недавнего времени составляла 18 тыс. грн в месяц. После долгих переговоров ее удалось сократить до 12 тыс. Для примера, в проходном месте на пляже в Батуми (но там — сезонность) или в центре Петербурга можно найти дешевле. И там будут люди, которые готовы покупать кофе за 40 грн, а не за 14-17 грн. Много людей, — поток клиентов там будет сильно больше. И клиентов платежеспособных.
Зарплата бариста не космическая, смена — 200 грн +%. Но когда персонал начинает готовить кофе сильно быстро и узнавать клиентов с порога, спрашивая, «вам как обычно?», это уже становится хороший специалист, который сможет найти себе место поинтереснее, расти дальше. Скажем, обучать других барист или пойти админом в Сетевое кафе.
Доход с одного клиента варьируется от 7 до 30 грн, в среднем это число около 15 грн. Расходы в день (при нынешней арендной ставке) — 700 грн. То есть, чтобы выйти в ноль, в спальном районе клиенты должны в день 46 раз посетить кофейню (это может быть 46 разных людей или кто-то зайдет больше одного раза). Чтобы выйти в плюс, соответственно, их должно быть больше. Когда аренду поднимут (а это случится с 01.2018), расходы в день увеличатся на 200 грн, то есть, нужно быдет не 46, а 60 клиентов в день, чтобы выйти в ноль.
Масла в огонь добавляют время от времени появляющиеся бизнесы-однодневки, — то машина с кофе приедет в район, то кто-то арендует в соседнем доме фасад 2х3 метра и начнет продавать кофе за 7 грн (вместо 14). Клиенты все постоянные, и их не очень много, — они из близстоящих домов. Увеличить их количество нереально, но повысить лояльность постоянных можно. Еще один путь к увеличению прибыли, — это игра с поставщиками в цены, отсрочки платежей, экономия на персонале.
В итоге и получается, что бизнес, который имеет материальные и нематериальные активы на сумму больше 150 тыс. грн, а также оборотных 50 тыс. грн., приносит чистыми не более 10-ки, и то, в идеальном случае.
СТО на окраине Киева
У товарища моего Виталика свое СТО. Ранее он работал на официальной станции Ford, затем ушел. Зарплата маленькая, а специалист он хороший. В Киеве арендовать бокс на два автомобиля ему не показалось подъемным, поэтому он обосновался на окраине города, за м. Лесная.
Аренда этих двух боксов составляет 14 тыс. грн. За б/у оборудование, купленное в кредит (был взят потребительский кредит, купил он, понятное дело, все за наличку), Виталик отдал 140 тыс. грн. Поскольку кредит получить не смог, был безработным, он воспользовался кредитными лимитами в трех банках, где, как известно, проценты не маленькие. И за взятые 120 тысяч гривен (остальное у него было), нужно выплачивать проценты и тело. Это около 5 тыс. грн в месяц, если не сильно погашать тело, а закрывать процент по кредиту и чуть-чуть сверху накидывать. Итого, расходы 19 тыс. грн.
Работает Виталик сам. Помощника взять хочет, но пока как-то по финансам не все так хорошо, как хотелось бы. Да и имея долг перед банками, Виталик боится рисковать и брать на себя дополнительные фин.обязательства (чисто психологический момент). В среднем за час у него получается 150 грн дохода, иногда выходит прикрутить на запчастях еще какие-то деньги. За день работы в 10-12-часовом режиме можно заработать от 1000 до 2000 грн, в зависимости от загруженности. Но такие дни бывают не всегда, да и иногда нужно все таки выделять время на семью.
В итоге, если вычесть расходы, и работать постоянно, конечно, есть прибыль. Но не сказать, что она сильно больше зарплаты, которая была на Ford. В перспективе, я надеюсь, что Виталик возьмет помощника и расширит клиентскую базу. Но цены на услуги вряд ли получится поднять, потому что клиенты поедут на другое СТО, где будет на 50 грн дешевле.
Имея активы в размере 140 тысяч гривен (пусть и купленные в кредит), оборотные средства (небольшой склад запчастей, жидкостей и т.п.) около 100 тыс. грн, Виталику хватает на жизнь и остается 10-15 тысяч гривен в месяц на семью, которая его практически не видит.
Агент такси со своими водителями
Мой тренер из спортзала решил затеять бизнес со сдачей автомобилей в аренду. Сначала стал агентом такси в двух крупных компаниях — операторах такси (чтобы не было рекламой, озвучивать не буду, но думаю, и так понятно, о ком речь), затем сдал свое авто в аренду. Этот небольшой бизнес начал работать, — сдал в аренду машину тестя. Затем взял два автомобиля в кредит.
В цифры здесь особо вникать не будут, потому что там большая каша в голове у владельца этого дела, и бизнес относительно молодой. Но в целом, чтобы гасить кредиты за два автомобиля, работы четырех водителей не хватает. Говорит, что пока чуть меньше нуля получается, и приходится погашать расходы из дохода с основной работы.
Недавно один из водителей попал в ДТП, и один автомобиль встал на два месяца на ремонт. Помимо того, что он перестал зарабатывать деньги, начал тянуть ресурс на ремонт. Когда его сможет отработать водитель, — большой вопрос. Скорее всего, через 3-4 месяца после ремонта.
Также эти автомобили нужно обслуживать. Скажем, сейчас только на одном автомобиле из четырех есть зимняя резина. О том, что они проходят ТО позже на 5-10 тысяч километров, думаю, тоже говорить не стоит.
Тренер считает, что оплата за услуги такси в Украине крайне мала. И было бы правильнее купить LT/PL автомобили на «еврономерах», тогда бы сразу вышел в плюс. Но убежден, что это перечит законодательству и не правильно. А работать честно и в белую для него пока тоже является игрой с нулем. В будущем планирует установить ГБО для экономии на дорогом топливе, а водителей перевести на ставку вместо % от заказов. А когда выплатит оба кредитных автомобиля, один из них планирует продать.
Четыре автомобиля имеют стоимость около 1 млн. грн, также тренер планирует держать запас средств около 100 тыс. грн на обслуживание автомобилей и форс-мажоры. Вот столько вложено в еще один небольшой бизнес, который пока что близок к нулю.
***
Последний пример, конечно, не так печален, все таки это дело требует много вложений, а активы можно будет потом продать. Тем не менее, все три бизнеса — истории о том, что малый бизнес зачастую играет с нулем. Малейшая ошибка и ты уже в минусе. При этом арендные ставки и цены на автомобиле (да и на все, что угодно) привязаны исключительно к доллару, который может быть 8 грн, а может и 100 грн, все равно цена будет равняться по USD. В других странах, замечу, это не так. А у нас даже на сайтах с недвижимостью и авто всегда есть цена в долларах.
А еще демпинг. Вот станет кофейня эта продавать кофе за 40 грн, — так через дорогу его вам продадут вдвое дешевое. Виталик никогда в жизни не сможет сделать вам замену масла за 1000 грн (как в США, Европе, и даже России). Просто потому, что Вася через дорогу поменяет это же масло за 100-150 грн. Ну а тренер никогда не получит «минималку» в 100 грн от оператора такси, как в других странах, где автомобили и топливо стоят столько же.
А готовы ли мы платить за услуги больше? Готовы ли помыть автомобиль за 400 грн (как в других странах)? Покупать кофе за 40+ грн в обычном бумажном стаканчике? Делать ТО в 5 раз дороже, чем это делают сейчас мастера? Я задавался этим вопросом и понимаю, что лично я — не готов. И, думаю, никто не готов. И владелец нежилого помещения тоже не готов сдавать его с привязкой к гривне, а не к доллару (и тут его тоже можно понять). А поэтому offline-бизнес пока будет играть с нулем. Беря кредиты под 3.5% в месяц, арендуя помещения дороже, чем в курортных странах у моря, продавая услуги за копейки и оплачивая нищенскую зарплату работникам.
P.S. Конечно, есть и хорошие примеры небольшого бизнеса и нужно всегда искать способы улучшить свое дело. Однако из грустных историй, которые я привел в пример, за последнее время я слышал подобных несколько десятков, в самых разных сферах.
|
45
|
- 17:45 В 2023 году коллекторы в Украине заработали 737 миллионов
- 17:31 Курс валют на вечер 4 ноября: евро закрепилось на 45 грн на межбанке
- 16:44 В октябре ущерб от хакерских атак составил $88,5 млн
- 16:26 За октябрь в «Дии» начислено 125 млн грн «национального кешбека»
- 15:52 Крупнейшие финорганизации Уолл-Стрит предоставили $11 млрд займов компаниям на ИИ-чипы от Nvidia
- 15:15 АРМА готовит продажу активов почти на 820 млн грн
- 14:54 Биткоин-трейдеры готовятся к ценовым качелям из-за приближающихся выборов в США
- 13:52 Eni продала свои активы на Аляске за $1 миллиард
- 13:15 NovaPay будет открывать счета юридическим лицам
- 12:07 USAID выделяет $1,8 миллиона для поддержки трудоустройства украинцев
Комментарии - 30
30м2 это микрокафе с булочками и прочим… И совсем др. экономикой.
Кофейня ДОЛЖНА БЫТЬ 3-4 м2 и развивать ее в спальном районе при этой аренде «на скалах виноград выращивать-- трудно и возни много, урожай мал и нестабилен».
-СТО на окраине Киева
Это бизнес на начальной степени развития. Без комментариев.
Человек начал его в кредит! Да еще и самозанятостью, без помощников! и т.д…
Вот и получает в 2 раза меньше доход чем надо.
И возможно, выплатив кредит, наработав базу… с помощником и будет зарабатывать 10% от активов.
-Агент такси.
Вообще «удивили». Честно, бизнес по прокату авто так не выглядит. И делается совсем другими масштабами.
Дураков много, умных тоже.
Именно эти примеры просто можно назвать: «как продавать если перепутали формат?» (кофейня) или «зачем делать проекты на 200тыс ДОЛЛ имея в кармане 200тыс ГРН» (прокат авто).
Тут даже о маркетинге говорить не стоит. Им (кроме СТО) не поможет никто и ничто.
Я имею/имел ряд проектов и очень удачных. И онлайн и оффлайн.
НО гипотетически вздумав «на шару» поработать директором у этих людей…
Кофейня-- меняет аренду до «фасада 2х3м2» или становится миникафе кофейня+фастфуд для гуляющей молодежи…
В нынешнем виде не целесообразно.
СТО- нет денег не лезь в бизнес, а влез так терпи и выплачивай кредиты… Затем уходи от самозанятости и делай это бизнесом. Пока
Другие знакомые открыли кафе в Батуми, вложив меньше денег, и там профит чистый больше килобакса в месяц, это если самому не стоять за стойкой. Можно больше. Но сезонно.
На счет нет денег — не лезь, не согласен. Я без денег открывал несколько бизнесов, через год два выросли и кормят другие проекты на начальной стадии.
-меняет. Избыточная АРЕНДНАЯ площадь становится полезной.
Малой кофейне надо 10м2, у него 30м2. Т.е. он платит 2-3 аренды.
Это в корне меняет всю экономику. Без этого ляпсуса он бы вышел на рент акт 10%/мес что нормально.
Когда то тоже что-то открывал без денег, затем работал за кредитные средства… Но при этом была цель закрепить ситуацию и обрасти не кредитными активами… А НЕ СЧИТАТЬ РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ (на тот момент).
Это не бизнес (еще) и ее у него не будет (пока).
Это же формат бизнес-сплетен, не более того.
Так что вы строго не судите.
Из Ваших примеров только один автомеханик подходит под «малый» бизнес.
-а я наивный думал что «во всём мире «малый» бизнес связывают с»:
-штатом менее 15чел;
-годовым оборотом менее 5000мин з/п.
хотя методики есть разные.
Вот так все наивные думают, а в итоге не могут отличить рентный доход от предпринимательского.
и
«-штатом менее 15чел;»
У малого бизнеса могут быть наемные работники.
Как правило собственник участвует в процессах. Тут Вы правы, но наемный труд это не отменяет.
«рентный доход от предпринимательского»
А потом еще удивляются что без них процессы не работают. Хотят прям как в среднем бизнесе где уже есть отдельные отделы сбыта, кадров, бухгалтерия и т.д…
Согласен, таких много. :)
Проблема намного глубже, чем кажется.
Если человек приобретает активы и при этом не участвует в производственных процессах, то он является инвестором, а не бизнесменом.
Если же строит бизнес на инвестировании, то это уже не может являться «малым» бизнесом, так как это уже финансовые операции и требует лицензирования.
Все эти «мелочи» и нестыковки заложены не только в понимании обывателя, а и в понимании госслужащих, ответственных за налогово-бюджетную политику.
В результате — «недоделанное» налоговое законодательство и все потуги по развитию «малого» бизнеса сводятся наоборот к его уничтожению.
Зал примерно 25 кв. м. (на глаз померял), 2 баристы, количество мест примерно 25 (посчитал).
На 10.00 сегодня — 15 посетителей включая меня.
Стоимость кофе от 20 грн. (эспрессо).
Народ бодро заходит/выходит. Кофемашина — 1 шт.
Что-то мне говорит, что 100-150 человек в день проходит.
-в центре кофейня на 30м2 уместна и будет занята…
-в спальном районе кофейня 30м2 (не кафе, не фастфуд, не наливайка… а именно классическая кофейня) это перерасход…
Варианта всего 2:
-перенести кофейню в центр, на набережную и т.д… на самый проходняк и снять там помещение в 30м2 (+ это возможность поднятия цены)
или
-в спальном районе снять ту самую витрину 2*3, на которую жаловались как на конкурента…
Но судя по проходняку, дизайну и контингенту, они вполне нормально нашли нишу (может конечно — это на первый взляд). Кстати открылись мес. 2 назад.
Я тоже плохо понимаю, что может делать на спальном жил. массиве кофе такого вида. На спальниках кофе или дома пьют или берут с собой. Может конечно зимой как-то по другому. Я не спец.
В Киеве на Героях Днепра видел одно интересное кафе, прозрачный небольшой павильон примерно 10-15 кв.м. явно не капитальный. Там тоже мне понравилось. И проходняк есть.
А полноценное кафе да с дикой арендой, думаю нет.
Сидят в машине и считают к-во людей в рабочку, выходные и т.д…
Затем к полу-подвальному помещению применяют понижающий коэф почти 2, и к высокому цоколю…
И смотрят проходят ли по сумме аренды.
Затем ориентируются по локации конкурентов и насколько целевая ЦА и много еще чего…
Второе, расскажу у моем друге. Он уникален в части бизнеса. Работает уже лет 5 неофициально.
Начинал как раз со сдачи такси в аренду (ланосы) и сейчас продолжает, у него их около 18 шт., активно работают 13-14 шт. если ранее был выхлом в месяц 4500, сейчас 6000-6500 грн. с машины.
Короче он так работал, и потом решил занятся операциями с недвижимостью, т.е. покупка-ремонт-продажа, он за время работы по «такси» сумел купить 3 одноком.квартиры (часть денег одылживал потом на ремонты), так ВОТ: с февраля 2017 по ноябрь 2017 он продал эти все три квартиры.
Выхлоп чистый с них около 40 000 дол. США. (при этом он все записывал и считал, т.е. бензин на дорогу, все материалы, все оплаты строителям и т.д.)
Бизнес не для слабых, в такси прогорают многие, куча нюан
А так скажу, официально у нас работать трудно, и хвала тем кто открыто работает и достигает высот!
Щодо фрілансу — якщо ти гарний спеціаліст, то в плані доходу нема великої різниці працювати на велику корпорацію в офісі чи самостійно.
та ладно… есть масса удачных примеров.
НО халявы там нет, есть:
-вложения немалые в раскрутку сайта;
-неуемный труд над организацией продаж;
-неуемный труд над рекламой по ХХ каналам…
-всегда есть с кем посоветоваться (со спецом лучше себя);
-спросить как правильно если что-то что не получается;
-ты получаешь массу и ЧУЖОГО опыта, видишь результаты
экспериментов и чудеса коллег… (на мой взгляд это бесценно);
-получаешь опыт уже правильно происходящей работы «как должно быть»;
-тебя пинком выгонят на тренинг, отправят на курсы и заставят сдать тест по итогу;
-тебя заставят выполнить трудную задачу, за которую сам бы не рискнул взялся…
-фрилансерам не доверяют большие и реально трудные, ответственные проекты, их отдают организациям и выполняются они коллективом.
Специалист на предприятии растет «год за десять» по сравнению с фрилансом.
Если хочет и есть мозги.
Фриланс имеет место быть, но не видел ни одного «гуру» выросшего на фрилансе… Все из крупных предприятий.