Multi от Минфин
(8,9K+)
Оформи кредит — выиграй iPhone 16 Pro Max!
Установить
22 октября 2025, 14:44 Читати українською

Лучший комментарий сентября: как банк забрал средства умершего на собственные нужды

Клиентка, обратившаяся в банк за получением наследства узнала, что средств на счете уже нет. Победителем в конкурсе «Минфина» на лучший отзыв о работе банков в сентябре стала пользовательница под ником Asin4you, клиентка Ощадбанка. Она рассказала, почему не смогла получить наследство и как теперь готовится защищать свои права.

Что произошло

«Пришла получать наследство. Когда нотариус делала запрос, деньги на счету были. Но когда пришла в банк, оказалось, что средств уже нет», — поделилась пользователь.

Менеджер финучреждения объяснила, что деньги списаны. А на уточняющий вопрос «куда именно», ответила: «Банк списал на свои нужды».

Пользователь отмечает, что такие действия банка противоречат законодательству, которое запрещает операции со счетами умерших до завершения процедуры наследования. Она усматривает в действиях банка признаки злоупотребления и юридической некомпетентности.

«Это дело уголовное и теперь мне остается тратить время и деньги на адвокатов и открывать уголовное дело», — считает Asin4you.

Позиция банка

В ответ на запрос «Минфина» в пресс-службе Ощадбанка отметили, что без конкретных данных клиента проверить ситуацию невозможно. Однако в общем порядке объяснили:

«Судя по описанной ситуации, на момент обращения в банк на счете уже не было денег, поэтому пользователь не смогла их получить. Это могло произойти, в частности, потому, что банк не получил надлежащим образом и своевременно документально подтвержденную информацию о смерти клиента».

В то же время в финучреждении отметили: если наследник обратится с заявлением о сторнировании списанной комиссии, такой вопрос может быть рассмотрен.

«Такое заявление можно подать в любом отделении Ощадбанка. После его рассмотрения банк может вернуть комиссию, списанную с даты смерти клиента», — сообщили в Ощаде.

Как комментируют ситуацию юристы

Юристы отмечают: с момента смерти человека его счета входят в состав наследства, и никакие операции с ними (снятие, списание, переводы) не могут проводиться. Среди исключений — оплата похорон или долгов наследодателя, но и эти действия требуют подтверждений и контроля со стороны нотариуса.

«Банк обязан заморозить счета после получения уведомления о смерти клиента, пока нотариус не оформит свидетельство о праве на наследство. Любое списание на „собственные нужды“ или „комиссию по обслуживанию“ после этого момента является безосновательным уменьшением наследственной массы. Такие действия могут содержать признаки ненадлежащего выполнения банком договорных обязательств и влекут гражданско-правовую ответственность (возмещение убытков, начисление процентов и т. п.)», — комментирует юрист практики реструктуризации и банкротства ЮК «Приходько и партнеры» Илья Колесник.

Для разрешения ситуации автору отзыва эксперт советует обратиться в письменном виде в банк с требованием предоставить объяснения по поводу списания и копии внутренних документов, подтверждающих операции. Если банк не отреагирует — подать жалобу в НБУ о нарушении правил ведения счетов умерших клиентов. В случае подтверждения списаний без законных оснований, обратиться в суд с иском о взыскании неправомерно списанных сумм и процентов за пользование чужими средствами.

«Рекомендую наследникам действовать исключительно через нотариуса, фиксировать все запросы в письменном виде и не соглашаться на „устные объяснения“ от банка», — коротко подытожил Илья Колесник.

Комментарии - 12

+
+66
Андрій М***к
Андрій М***к
22 октября 2025, 15:54
#
Ваші гроші,ті що у Вас в кишені. Якщо гроші в банку, то значить це гроші банку.
+
+15
chc788
chc788
22 октября 2025, 16:09
#
Повна дурниця
+
0
Aldruino
Aldruino
22 октября 2025, 17:08
#
Буквально недавно тут була новина про таку ж ситуацію в одному з банків Австралії. Тільки там вона була масовішою.
+
0
TattiReuven
TattiReuven
22 октября 2025, 18:17
#
Да, я в день смерти сразу позвонила в банк и сообщила о смерти их клиентки, моей мамы. Кроме того, заблокировала через приложение ее пенсионную карту в тот же день. Поэтому я считаю, что если человек протупил и не сообщил им тут же, поэтому и результат.
Да и потом тоже обращалась в банк, потом к нотариусу по завещаниям, через полгода получила без проблем все, что было на карте.
Никаких претензий к Ощадбанку.
Все отлично.
+
+25
Qwerty1999
Qwerty1999
22 октября 2025, 22:10
#
TattiReuven
«я в день смерти сразу позвонила в банк и сообщила о смерти их клиентки»


Вы реально прикалываетесь — ведь любой шутник может
позвонить в банк и сообщить о смерти любого клиента…

По закону и банковским правилам надо предоставить в банк оригинал
свидетельства о смерти, а сотрудник банка должен снять с него ксерокопию
и заверить надписью «згідно з оригіналом» а также поставить дату и свою подпись…
+
+15
TattiReuven
TattiReuven
22 октября 2025, 22:47
#
Я не прикалываюсь. Мы были в Болгарии и я физически не могла ехать в Украину в банк.
Но у меня все получилось.
И почему любой?
Любой может войти в приложение?
Я же через приложение звонила.
Потом, когда я приехала в Украину, я предоставила документы. Переведенные официальным переводчиком и заверенные украинским нотариусом
+
+10
Qwerty1999
Qwerty1999
23 октября 2025, 12:43
#
«Я же через приложение звонила.»

В приложении в разделе связь с банком обычно прописан номер телефона горячей линии при тыцяньи в который идёт стандартный звонок по GSM-каналу и принимающая звонок сторона видит только номер телефона звонящего абонента и ничего больше.
С таким же успехом нашедший или укравший чужой смартфон с физической сим-картой может посмотреть на перечень установленных банковских приложений и обзвонить все горячие линии соответствующих банков, сообщив о смерти владельца финансового номера телефона…
+
0
TattiReuven
TattiReuven
23 октября 2025, 15:37
#
Вы как всегда спорите.
Я рассказала как поступила я в такой же ситуации, как негативно описано в статье Минфин.
У меня проблем с получением денег от Ощадбанка, естественно, после вступления в завещание через полгода после смерти клиента банка, не возникло.
Значит я все сделала правильно.
Может клиентка из статьи через год полтора обратилась в банк. Ее проблемы
Больше не хочу комментировать и спорить
Хорошего дня!
+
0
TattiReuven
TattiReuven
23 октября 2025, 15:49
#
Вы не вникли, кстати, в день смерти я позвонила в банк и заблокировала ее карту в приложении.
А через две недели с полным пакетом переведенных и заверенных нотариусом документов о смерти, обратилась в банк, лично, в Украине, и к нотариусу по завещаниям.
И через полгода получила всю сумму, оставшуюся на карте.
Законы все соблюдены
Почему у клиентки не получилось, из статьи абсолютно мне непонятно.
+
0
TattiReuven
TattiReuven
22 октября 2025, 23:29
#
Сообщить банку о смерти клиента в Украине онлайн можно, но процесс требует официального подтверждения, поэтому онлайн-уведомление может быть лишь первым шагом.
(Погуглила)
+
+46
matroskin
matroskin
22 октября 2025, 19:02
#
Банки в Україні нічим не відрізняються від інших установ тому дивуватися тут абсолютно нічому.
Ніхто ні за що реальної відповідальності не ніс і не несе, завтра банк скаже що клієнт зняв гроші за 15 хв до смерті або навіть через тиждень після неї… з банкомату карткою і на тому все.
Можите поскаржитися в НБУ, ГПУ, СБУ, НАБУ максимум що вони зроблять (якщо у Вас там нема родича-генерала) це перешлють Вашу скаргу в банк з проханням надати Вам відповідь. :)
+
+30
Lololoq
Lololoq
22 октября 2025, 19:42
#
«Для разрешения ситуации автору отзыва эксперт советует обратиться в письменном виде в банк" — можно просто прийти в банк в центральное отделение если есть такая возможность. Начальник отделения решил бы проблему, хоть и банк отстой. Тем более зная, что ощяд списывает с счёта около 25 гривен в месяц если нет движения по счёту за определённый период. Сумма наверно около 300 гривен. Я даже больше скажу, что нач.отделения лично в руки бы ей отдал эту сумму при личной явке.
Чтобы оставить комментарий, нужно войти или зарегистрироваться