Клиентка, обратившаяся в банк за получением наследства узнала, что средств на счете уже нет. Победителем в конкурсе «Минфина» на лучший отзыв о работе банков в сентябре стала пользовательница под ником Asin4you, клиентка Ощадбанка. Она рассказала, почему не смогла получить наследство и как теперь готовится защищать свои права.
Лучший комментарий сентября: как банк забрал средства умершего на собственные нужды
Что произошло
«Пришла получать наследство. Когда нотариус делала запрос, деньги на счету были. Но когда пришла в банк, оказалось, что средств уже нет», — поделилась пользователь.
Менеджер финучреждения объяснила, что деньги списаны. А на уточняющий вопрос «куда именно», ответила: «Банк списал на свои нужды».
Пользователь отмечает, что такие действия банка противоречат законодательству, которое запрещает операции со счетами умерших до завершения процедуры наследования. Она усматривает в действиях банка признаки злоупотребления и юридической некомпетентности.
«Это дело уголовное и теперь мне остается тратить время и деньги на адвокатов и открывать уголовное дело», — считает Asin4you.
Позиция банка
В ответ на запрос «Минфина» в пресс-службе Ощадбанка отметили, что без конкретных данных клиента проверить ситуацию невозможно. Однако в общем порядке объяснили:
«Судя по описанной ситуации, на момент обращения в банк на счете уже не было денег, поэтому пользователь не смогла их получить. Это могло произойти, в частности, потому, что банк не получил надлежащим образом и своевременно документально подтвержденную информацию о смерти клиента».
В то же время в финучреждении отметили: если наследник обратится с заявлением о сторнировании списанной комиссии, такой вопрос может быть рассмотрен.
«Такое заявление можно подать в любом отделении Ощадбанка. После его рассмотрения банк может вернуть комиссию, списанную с даты смерти клиента», — сообщили в Ощаде.
Как комментируют ситуацию юристы
Юристы отмечают: с момента смерти человека его счета входят в состав наследства, и никакие операции с ними (снятие, списание, переводы) не могут проводиться. Среди исключений — оплата похорон или долгов наследодателя, но и эти действия требуют подтверждений и контроля со стороны нотариуса.
«Банк обязан заморозить счета после получения уведомления о смерти клиента, пока нотариус не оформит свидетельство о праве на наследство. Любое списание на „собственные нужды“ или „комиссию по обслуживанию“ после этого момента является безосновательным уменьшением наследственной массы. Такие действия могут содержать признаки ненадлежащего выполнения банком договорных обязательств и влекут гражданско-правовую ответственность (возмещение убытков, начисление процентов
Для разрешения ситуации автору отзыва эксперт советует обратиться в письменном виде в банк с требованием предоставить объяснения по поводу списания и копии внутренних документов, подтверждающих операции. Если банк не отреагирует — подать жалобу в НБУ о нарушении правил ведения счетов умерших клиентов. В случае подтверждения списаний без законных оснований, обратиться в суд с иском о взыскании неправомерно списанных сумм и процентов за пользование чужими средствами.
«Рекомендую наследникам действовать исключительно через нотариуса, фиксировать все запросы в письменном виде и не соглашаться на „устные объяснения“ от банка», — коротко подытожил Илья Колесник.
Комментарии - 12
Да и потом тоже обращалась в банк, потом к нотариусу по завещаниям, через полгода получила без проблем все, что было на карте.
Никаких претензий к Ощадбанку.
Все отлично.
«я в день смерти сразу позвонила в банк и сообщила о смерти их клиентки»
Вы реально прикалываетесь — ведь любой шутник может
позвонить в банк и сообщить о смерти любого клиента…
По закону и банковским правилам надо предоставить в банк оригинал
свидетельства о смерти, а сотрудник банка должен снять с него ксерокопию
и заверить надписью «згідно з оригіналом» а также поставить дату и свою подпись…
Но у меня все получилось.
И почему любой?
Любой может войти в приложение?
Я же через приложение звонила.
Потом, когда я приехала в Украину, я предоставила документы. Переведенные официальным переводчиком и заверенные украинским нотариусом
В приложении в разделе связь с банком обычно прописан номер телефона горячей линии при тыцяньи в который идёт стандартный звонок по GSM-каналу и принимающая звонок сторона видит только номер телефона звонящего абонента и ничего больше.
С таким же успехом нашедший или укравший чужой смартфон с физической сим-картой может посмотреть на перечень установленных банковских приложений и обзвонить все горячие линии соответствующих банков, сообщив о смерти владельца финансового номера телефона…
Я рассказала как поступила я в такой же ситуации, как негативно описано в статье Минфин.
У меня проблем с получением денег от Ощадбанка, естественно, после вступления в завещание через полгода после смерти клиента банка, не возникло.
Значит я все сделала правильно.
Может клиентка из статьи через год полтора обратилась в банк. Ее проблемы
Больше не хочу комментировать и спорить
Хорошего дня!
А через две недели с полным пакетом переведенных и заверенных нотариусом документов о смерти, обратилась в банк, лично, в Украине, и к нотариусу по завещаниям.
И через полгода получила всю сумму, оставшуюся на карте.
Законы все соблюдены
Почему у клиентки не получилось, из статьи абсолютно мне непонятно.
(Погуглила)
Ніхто ні за що реальної відповідальності не ніс і не несе, завтра банк скаже що клієнт зняв гроші за 15 хв до смерті або навіть через тиждень після неї… з банкомату карткою і на тому все.
Можите поскаржитися в НБУ, ГПУ, СБУ, НАБУ максимум що вони зроблять (якщо у Вас там нема родича-генерала) це перешлють Вашу скаргу в банк з проханням надати Вам відповідь. :)