Министерство социальной политики планирует большую пенсионную реформу. До конца 2025 года планируется внедрить, в частности, накопительную систему общеобязательного государственного пенсионного страхования и новую формулу расчета пенсий в солидарной системе по баллам. Какие риски может нести эта реформа, ЗН рассказал эксперт по вопросам социальной политики Андрей Павловский. «Минфин» выбрал главное.
Пенсии отреформируют до конца 2025 года: чем это грозит будущим пенсионерам
Как будут считать по баллам
С июля 2025 года планируется новая формула расчета пенсий с разделением на две части.
Базовая пенсия — 30% от минимальной зарплаты после уплаты налогов. В 2025 году это 1 848 грн (меньше прожиточного минимума для нетрудоспособных в 2 361 грн и в три раза меньше фактического прожиточного минимума). Выплачивается всем пенсионерам, независимо от стажа и зарплаты.
Страховая пенсия — рассчитывается по баллам, в зависимости от лет страхового учета, размера зарплаты и ее соотношения к средней зарплате в стране, за каждое место трудовой деятельности пенсионера.
Преимущества бальной системы:
- убирается разница между пенсиями, назначенными в разные годы при одинаковых показателях;
- для людей с зарплатой на уровне средней заработной платы в стране и ниже размер пенсии будет немного больше;
- новый механизм индексации будет применяться ко всем пенсиям, в том числе и к ранее назначенным, что обеспечит применение одинакового порядка повышения всех пенсий.
Недостатки:
- стоимость одного балла (сейчас 1,02 грн в 2025 году) будет ежегодно устанавливать правительство в ручном режиме;
- для тех, у кого зарплата превышает среднюю, пенсии будут ниже.
Также предлагается в Законе Украины «О государственных социальных стандартах и государственных социальных гарантиях» такой социальный показатель, как «минимальный размер пенсии по возрасту», заменить «размером базовой части пенсии по возрасту».
Такая замена безосновательная, ведь статьей 17 настоящего Закона определено, что основные государственные социальные гарантии устанавливаются с целью обеспечить конституционное право граждан на достаточный жизненный уровень.
При этом определено, что основные государственные социальные гарантии, которые являются основным источником существования, не могут быть ниже прожиточного минимума, установленного законом.
Что с доходом
Есть серьезные оговорки относительно введения обязательной накопительной системы во время войны и экономического кризиса. Опыт других стран и эксперты международных финансовых организаций указывают, что для успешного внедрения накопительной пенсионной системы требуются устойчивый экономический рост и значительное увеличение доходов населения на протяжении нескольких лет подряд. Прогнозировать устойчивый экономический рост в Украине во время войны сложно.
Инвестиционный доход от пенсионных активов должен превышать уровень инфляции за год хотя бы на 2−3%. По данным НБУ, инфляция в 2022 году была 30%, в 2024 — 12%. По данным Госстата, в мае 2025 инфляция в Украине ускорилась до 15,9%. То есть годовая доходность инвестиционных инструментов (депозитов, ОВГЗ или коммерческих ценных бумаг) должна превышать минимум 3% инфляционных показателей.
Однако в Украине легальных отраслей экономики с такой инвестиционной доходностью практически нет. В лучшем случае, можно говорить о 8−10% годовых. При этом в Украине очень слабые финансовые институты, неразвитый рынок ценных бумаг и ограничено количество реальных инвестиционных инструментов. В таких условиях гарантировать людям сохранность средств от инфляции невозможно.
Определяющий риск запуска обязательной накопительной системы в нестабильной экономике — накопления на пенсионных счетах могут стать отрицательными.
Для эффективности необходимы низкие административные расходы — не более 1−1,5%. Опыт Аргентины и Чили показывает, что высокие административные расходы приводят к крайне низким результатам долгосрочного инвестирования и существенному уменьшению пенсионных выплат.
Самой большой проблемой является отсутствие реальных государственных гарантий сохранения пенсионных накоплений. Нет четкой системы возврата пенсионных активов в случае ликвидации эмитентов ценных бумаг и банков. Есть угроза, что накопительная система при неблагоприятных условиях превратится в крупную финансовую пирамиду.
Проблемы социальной справедливости
С 2022 года наблюдается резкий рост (в 2,5 раза) количества людей с зарплатой более 160 тыс. грн (максимальная база начисления ЕСВ), из части которой не уплачивается единый социальный взнос. Это создает дополнительную нагрузку на бюджет Пенсионного фонда.
Еще одна серьезная проблема состоит в разительной диспропорции в оплате труда между руководителями госпредприятий, членами наблюдательных советов, работниками центральных органов власти и работниками реального сектора. Эта диспропорция оказывает негативный мультипликативный эффект — неравенства в зарплатах вызывают еще большие неравенства в пенсионном обеспечении.
По данным Минсоцполитики, средний размер пожизненного содержания судей в конце 2024 года достигал 99,74 тыс. грн в месяц — в 17 раз больше средней пенсии и в 42 раза больше минимальной пенсии для неработающих.
Цель реформы должна включать в себя решение таких главных проблем: создание предпосылок для устойчивого развития экономики и, как следствие, для развития пенсионного обеспечения на основе государственного и негосударственного пенсионного страхования; усовершенствование системы управления пенсионным обеспечением.
Для усиления социальной защиты граждан необходимо соблюдать единые принципы реализации процесса реформирования пенсионной системы Украины, к которым можно отнести:
- экономическую обоснованность и финансовую состоятельность пенсионной системы;
- социальную справедливость — один закон для всех и одинаковые правила, и одна формула начисления пенсий для всех без исключения; исключение существования привилегированных групп спецпенсионеров, получающих пенсии по отдельным законам, например, таких, как бывшие прокуроры, полицейские, судьи;
- понимание и поддержку пенсионной реформы широкими слоями населения;
- добровольность и свободу выбора, повышение заинтересованности и ответственности граждан за свое благополучие в старости;
- содействие экономическому развитию страны и национальным сбережениям.
Опыт каких стран может быть полезен
Правительство должно учесть негативный опыт стран, где в мирное время и при более благоприятных экономических условиях введение обязательной накопительной системы потерпело крах:
- Венгрия (2010): парламент приостановил уплату взносов на индивидуальные счета и санкционировал перевод средств в солидарную систему из-за слишком высоких долгосрочных расходов;
- Польша (2014): из-за государственных ограничений фонды начали получать отрицательную доходность, правительство дало гражданам три месяца на возвращение в солидарную систему;
- Чехия (2016): объявила о ликвидации второго уровня, созданного только в 2013 году.
Итак, перед введением правительство должно обеспечить:
- отсутствие отрицательного влияния на солидарную систему (требование МВФ);
- стабильный экономический рост, повышение зарплат и понижение инфляции;
- гарантирование сохранности пенсионных накоплений;
- меры против злоупотреблений и повышенных административных расходов.
Читайте также: Пенсия для тех, кто за границей: что делать, чтобы не потерять ее в 2026 году
Что еще необходимо учесть
Что касается накопительной системы: внедрение в условиях войны, кризиса, высокой инфляции без реальных гарантий сохранения накоплений несет большие риски негативного результата. На современном этапе целесообразно воздержаться от внедрения обязательной накопительной системы.
Что касается балльной системы: положительные и отрицательные признаки. Позитив — устранение разниц между пенсиями разных лет, несколько большие пенсии для людей со средней зарплатой и ниже. Негатив — базовая пенсия меньше прожиточного минимума, более низкие пенсии для высокооплачиваемых работников.
Для усиления действующей системы требуется:
- ввести равные правила начисления для всех, максимально сократить привилегированные группы спецпенсионеров;
- устранить диспропорции в оплате труда;
- снять ограничения по максимальной базе начисления ЕСВ;
- минимизировать теневую занятость.
Главное: пенсионное обеспечение затрагивает интересы каждого гражданина, поэтому от прозрачности схем отчислений и справедливости начисления зависит общественное настроение реформ. Успешное реформирование возможно только в условиях устойчивого экономического развития и роста доходов населения. Будет экономический рост — станут возможны настоящие пенсионные реформы, не будет — продолжатся упадок и деградация пенсионного обеспечения.
Реформирование пенсионной системы возможно только при устойчивом развитии экономики и росте доходов населения, потому что проблемы пенсионного обеспечения производны от проблем экономики.
Будет экономический рост — станут возможны и настоящие пенсионные реформы, не будет экономического роста — продолжатся упадок и деградация пенсионного обеспечения.
Комментарии - 28
Если бы это был «эксперт» то он не акцентировал внимание на зарплатах (огульно) гос служащих (отдельная тема) а начал бы с самого Министерства Соц Политики в подчинении которого находится Пенсионный фонд .
для начала. посмотрим Бюджет Украины за 2018 год, Год рассвета «реформ» и «всеобщего экономического счастья»
2500000(код) Міністерство соціальної політики України — 160 млрд 720 млн 424 т гривен, фонд заработной платы -744 млн 269 т гривен, коммунальные платежи 49 млн 921 т гривен.
2501010 — 0412 (код 0 Керівництво та управління у сфері соціальної політики — фонд зар платы 131млн 036 т гривен. коммунальные платежи 4 млн 524 т гривен. В состав Мин Соц Пол. входит —
1.2502000 (код) Державна служба з питань праці - фонд зар платы — 461млн 682 т гривен
2. 2505000… Державна служба України у справах ветеранів війни та учасників антитерористичної операції
3. 2506000 … Пенсійний фонд України
4.2507000 Фонд соціального захисту інвалідів
Вот надо с чего начинать, а потом начинать пересматривать всю систему оплаты труда гос служащих… для справки есть РАБОЧИЙ пример организации работы самого «офиса» пенсионного фонда в Грузии.
И для справки в 2018 году зарплата всех Судей Украины составила 8 млрд 413 млн 525 т гривен. Это после проведенной «рехформы»
В Украине на апрель 2025 года насчитывалось 10 331 375 пенсионеров.
Из них пенсию по возрасту получают всего 7 490 320 человек.
В то же время сейчас всего 3769 человек получают пожизненное содержание судьи.
.очень содержательный комментарий (как обычно).
Ну, а по поводу реорганизации самого аппарата Мин Соц с сокращением персонала и применения электронных ресурсов для администрирования поступлений и начисления пенсий и других соц выплат, вам. конечно как «эксперту» добавить нечего?
Ну. да , понимаю ,вам и вашим братьям по разуму, как …старожилам… форума лучше заниматься сплетнями и склоками .
Ну и периодически «тащить» на украинский форум откровенную пророссийскую МАЯЧНЮ например —
Qwerty1999 24 декабря 2024, 19:10
Трохи ретроспективи про приватбанківські судові справи у США 08.04.2024
…
…Довідково:
RK02 — Коломойський
RZ11 — Зе…
И потом всем вашим «скопом» смаковать эту БРЕХНЮ!!!
«очень содержательный комментарий (как обычно).»
Конечно содержательный, ведь оспорить приведенные мною фактические цифры численности невозможно, поэтому GrugoriyHoland как всегда в своём репертуаре — что-то насочинял, в чём-то огульно обвинил, написал текст «БРЕХНЯ» или «МАЯЧНЯ» и считает, что справился…
Гришраня - почаще вспоминайте свою «БРЕХНЮ» и «МАЯЧНЮ»,
например, о финансировании зарплат Наб. совета НБУ из бюджета страны,
да поменьше выдумывайте отсебятины…
https://zakon.rada.gov.ua/laws/show/679−14#Text
Про Національний банк України
(Відомості Верховної Ради України (ВВР), 1999, № 29, ст.238)
…Стаття 4. Економічна самостійність
Національний банк є економічно самостійним органом, який здійснює витрати за рахунок власних доходів, а у визначених цим Законом випадках — також за рахунок коштів Державного бюджету України.
…
Весь текст Закона приводить? Или у вас свое «экспертное» толкование Закона?
По поводу вашей МАЯЧНИ, разбирал в «блоге» не один раз!!!
Ну, а самая яркая МАЯЧНЯ это последнее ваше «творение», которое понравилось всем вашим братьям по разуму!!! -
Как рождается ИПСО (часть 6) или… о «экспертах»…
https://minfin.com.ua/ua/blogs/grugoriyholand/251838/
И о сплетнях, может вам напомнить как вы распустили сплетню о моей работе в таможне и чем это аргументировали??? Есть и «скрин» вашей БРЕХНИ и текстовые записи.
Ну и о правилах форума. которые вы лично постоянно нарушаете —
3.3.2. При цьому заборонені:
б) коментарі, що містять образу на адресу тієї або іншої особи,
Так что это за ГРИШРАНЯ?
Или вы может назавете ,когда я вас оскорблял или неуважительно относился???
Вывод -в очередной раз убеждаюсь что вы есть обычный хам, склочник и сплетник.
Хорошего дня и вам и вашим братьям по разуму!
К чему столько пафоса и брехни.
«Стаття 4. Економічна самостійність
Національний банк є економічно самостійним органом, який здійснює витрати за рахунок власних доходів…»
НБУ более 25 лет не финансируется из бюджета Украины — это факт,
который подтверждается твоей же цитатой.
Хочешь оспорить — приведи реальный факт финансирования НБУ
из бюджета страны, а не норму закона, разрешающего это делать
«у визначених цим Законом випадках».
Приведенная мною численность пенсионеров — это факт.
Хочешь оспорить — приведи свои цифры.
По Канцлерскому суду штата Делавэр я озвучивал только факты.
Если у тебя есть противоположная информация — озвучь публично.
«Так что это за ГРИШРАНЯ?»
Насколько я знаю — это уменьшительно-ласкательное от «Григорий»
и однозначно не является ни хамством ни оскорблением.
Если за годы госслужбы привык к обращению только по имени
и отчеству — так озвучь публично своё имя и отчество, хотя
форум минфина это и не госслужба, но может кто-то и будет
к тебе так обращаться…
Тебе не нравиться обращение «Гришаня», а меня огорчает,
когда специально коверкают мой никнейм или обзывают
каким-то Андреем.
Так что смирись и больше думай о внучке и будущей своей жизни
в Германии, вместо бесплатного времяпровождения на форуме.
.По Канцлерскому суду штата Делавэр я озвучивал только факты.
Если у тебя есть противоположная информация — озвучь публично..
Еще раз, уважаемый,.какие факты. факты должны иметь подтверждение. У вас есть ссылка на оригинал этого документа размещенного на сайте МинЮст США?
С вашим братом по разуму этот вопрос обсуждали — еще 6 февраля 2025!!!
На сайте Мин Юст США и Верховного Суда такого решения НЕТ!!!
У себя в блоге я рассказал откуда и кто был автором этой МАЯЧНИ!!! На мой вопрос к вам. где вы взяли эту БРЕХНЮ, вы помните что ответили? А ваш брат по разуму сказал что это …просто трется в интернете… Так что вы. уважаемый целенаправленно. разместили информационный материал не имеющий подтверждения с целью дискредитации как и гражданина Зеленского так и Президента Украины гражданина Зеленского!
Так кто вы после этого?
И опять. прошу заметить — я вам не хамил! В отличии от вас!
Поэтому еще раз повторяю —
вы есть обычный хам, склочник и сплетник.
Хорошего дня и вам и вашим братьям по разуму!
вы есть обычный хам, склочник и сплетник.»
Почаще смотрись в зеркало…
Тебе же нечего написать с фактами в руках, чтобы подтвердить свою публичную брехню о финансировании НБУ из госбюджета, так почему мне надо что-то тебе доказывать по судебному процессу Приватбанка против Коломойского в Канцлерском суде штата Делавэр…
Приведи года и суммы денежных средств, которые были перечислены из госбюджета для финансирования НБУ — возможно тогда я продолжу дискуссию о судебном процессе против Коломойского в США, но не раньше…
Есть Закон Украины, а есть пророссийская МАЯЧНЯ, которая направлена на дискредитациюкак и гражданина Зеленского так и Президента Украины гражданина Зеленского! И которую лично вы, как «эксперт» и «старожил» притащили на украинский форум, которой «смаковали» ваши братья по разуму, такие же «самопровозглашенные эксперты», более того не надав даже ссылки!!! на ресурс где была размещена эта МАЯЧНЯ,
Так о чем дальше говорить?
…а где вы эту маячню «нацарапали» мне лично известно —
https://minfin.com.ua/ua/blogs/grugoriyholand/251838/
За всё время дискусии ты так ни разу не смог с фактами в руках подтвердить реальность финансирования НБУ из бюджета Украины, а вся твоя аргументация базируется на балабольстве, лозунгах и ярлыках, которые ты хамски навешиваешь на своих оппонентов…
По поводу гражданина Зеленского не стоит так волноваться — суд в США по иску Приватбанка против Коломойского и компании не будет длиться вечно, а значит по завершении суда станут публично доступны его результаты, в том числе, и инфа об аресте и конфискации денежных средств на банковских счетах всех причастных к незаконному выводу клиентских средств из Приватбанка.
Как не обзывай реальную действительность — «ИПСО», «БРЕХНЯ» или «МАЯЧНЯ» — она и дальше будет реальной действительностью
не зависимо от твоих желаний, убеждений или предвзятого мнения…
У вас есть своя трактовка? Ответ — нет.
Далее, то что вы пишете …станут публично доступны его результат…
это будет потом, может быть, когда-нибудь.
А сейчас есть факт — вы притащили на украинский форум с неизвестного ресурса пророссийское ИПСО, дискредитирующее военно политическое руководство Украины. И потом этот бред смаковали со своими братьями по разуму.
И ваши действия имеют не разовый характер, есть скрины той антигосударственной МАЯЧНИ которую вы «извергали». А все остальное это никому не нужная полемика.
… не говоря о вашей сплетне о моей работе на таможне…
Поэтому на этом думаю беседа закончена… Я очень себя уважаю чтобы опускаться до общения с склочниками и сплетниками.
Хорошего вечера.
Спасибо за понимание.
«Повторяю, есть Закон.»
Мог бы и привести хотя-бы одну норму Закона «О госбюджете...» за любой год, где прописана конкретная сумма госфинансирвания НБУ — но такого нет и в помине.
Кстати, почему ты себя постоянно выставляешь дураком,
делая вид, что не понимаешь разницы между нормой закона «имеет право» и фактическим отсутствием финансирования деятельности НБУ из госбюджета страны — или ты действительно не понимаешь разницы…
Пенсії суддів неприйнятні, але їх скасування мало вплине на загальну картину. Проблема суттєво в іншому — демографічна ситуація не тягне солідарну систему. Особливо, коли велика частина працює в тіні.
Я бачу лише один вихід — накопичувальна система, яка інвестує в міжнародні інструменти. Це автоматично дає мінімум 2−5% дохідності, незалежно від локальних криз (як суверенний фонд Норвегії). Це власне те, що роблять люди самостійно, якщо бажають сформувати власну пенсію. Нічого не заважає зробити це на державному рівні.
«для тих, у кого зарплата перевищує середню, пенсії будуть нижчими.» — цікаво було б почитати з конкретними значеннями