Парламент одобрил законопроект, который предусматривает возможность для украинцев легально иметь двойное гражданство. Какие очевидные и неочевидные цели появления этого документа и возможные последствия для экономики, рассказал управляющий партнер КАС Групп Владимир Гаркуша.
Как закон о двойном гражданстве может изменить рынок земли в Украине
На сегодняшний день более ста стран предусматривают возможность множественного гражданства, и существенно меньше — только одно. В этом направлении движется и Украина. Нынешний законопроект — не первая попытка легализовать двойное гражданство, но предыдущие редакции были достаточно «сырыми». Впрочем, как бы совершен не был закон, он противоречит Конституции.
Основной закон предусматривает наличие исключительно одного гражданства — Украины. Следовательно, необходимо либо решение Конституционного Суда, либо внесение изменений в Конституцию. Конституционный Суд пока недееспособен — нет кворума. Для внесения изменений в Конституцию необходимы голоса двух третей депутатского состава парламента. Да и вообще глава XIII делает невозможным изменения Конституции в условиях военного или чрезвычайного положения.
Процедурные вопросы получения и утраты украинского гражданства подробно описаны в законопроекте. Поэтому вынесем за скобки проблемы граждан Украины в оккупации, экзамены, знание языка и другие вопросы, и остановимся только на моментах, которые хотели видеть авторы законопроекта в его реализации, и неочевидные, на первый взгляд, возможные результаты.
Заявленные цели и возможные последствия
Заявленное декларативно «побуждение для возвращения граждан Украины домой» подвергаем сомнению. Решение этого вопроса находится в другой плоскости, в первую очередь — это прекращение боевых действий в любом виде, отдельное законодательное урегулирование процесса возвращения «ухилянтов» и «экономических беженцев», которых более точно называют «батальон Монако».
Урегулирование статуса беженцев закон частично решает, но есть масса нюансов, требующих детализации в подзаконных нормативных документах, которых пока нет. Поэтому комментировать также пока нечего.
Есть рация в мотивах урегулирования вопросов с уже воюющими в рядах ВСУ иностранцами-добровольцами, особенно из расчета потенциального привлечения военных специалистов узких специальностей — летчиков, операторов ПВО
Более интересно и непонятно до конца относительно госчиновников как существующих (имеющих непублично второй паспорт), так и потенциальных — из числа иностранных «украинцев», имеющих доступ к информации, принадлежащей к государственной тайне. Требования и ограничения, в принципе, уже прописаны в других законах. Но, опять же, ждем дополнительных нормативных документов.
Как возможный в перспективе, определим расчет на иностранную рабочую силу. Исходя из очевидной демографической ямы, которую уже имеем, такую ситуацию следует предвидеть. Но те же турки, в свое время, были вовлечены в восстановление Германии уже после окончания Второй мировой. Турки или филиппинцы не приедут работать на заводы под шахедно-ракетными обстрелами. Хотя они получат очевидный бонус в виде безвиза в Европу, который им не светит с существующими паспортами.
Интересный момент приобретения какого-то количества потенциальных избирателей из числа «старой» диаспоры, или, в принципе, из людей, которые могут воспользоваться законом (за исключением граждан россии и других «недружественных» государств). Они действительно могут внести интригу в процесс выборов. Вспомним, как мы следили за выборами в Молдове, Румынии, Польше, когда результаты внутренних экзитполов кардинально отличались от результатов на зарубежных участках. Здесь существенный парадокс в том, что у зарубежных граждан-неофитов отчасти нет тесных связей с Родиной, нет осведомленности о текущей ситуации в стране. Да и вообще, им не жить в ситуации, которую они «наголосуют».
Немного экономики
Первый вопрос, который всегда волновал украинцев, — земля! Очевидно, теперь у нас будет какое-то количество потенциальных зарубежных собственников земли из числа «новых» украинцев. До настоящего времени покупка земель сельхозназначения ограничена для нерезидентов. Закон № 11469 открыл возможности для появления новых участников на рынке земли.
К неочевидным профитам можем отнести возможность гражданину Украины-Великобритании защищать свои экономические права в лондонском суде, а не в печерском.
Что касается налогов. Здесь ничего особенно интересного нет. Этот вопрос в большинстве своем определяется статусом именно налогового резидентства и регулируется другими законами. Есть достаточно весомая статистика по ФОПам — гражданам европейских, и не только, государств, которые выбрали Украину, как «налоговую гавань» для своего бизнеса и без получения украинского паспорта.
Читайте также: Аутсорсинг работников из-за рубежа: нужно ли это Украине
Украинские же «экономические беженцы», даже с узаконенным множественным гражданством, по-прежнему будут нанимать налоговых адвокатов для расчета налогов, определения места их уплаты и подготовки «множественных» отчетов.
Комментарии - 9
Немає такого в конституції
вони можуть стати землевласниками і якщо подвійного громодянства не буде — це взагалі ніяк не впливає
До неочевидних профітів можемо віднести можливість громадянину України-Великобританії захищати свої економічні права в лондонському суді, а не в печерському.
Це так не працює — питання стосовно українського наділу з іншим українцем можна вирішити виключно в українському суді.
наприклад, у Польщі — ніяк не впливає на той факт, що вони служать Польщі
та ігнорують службу державі Україна згідно свого громадянства…
Ну і так як сказав попередній дописувач: обовʼязок «служити» не гарантує що людина буде це робити. Закон може дозволити її покарати за не «служіння». Так закон про множинне громадянство нічого не обмежує і не змінює: держава так само може покарати громадянина не звертаючи увагу на його інші громадянства. Тож питання: нащо цей цирк з моно-громадянством?
В Украине нет законодательной нормы и обязанности сограждан декларировать гражданство
другой страны и тем более вносить эту информацию в Демографический реестр…
При отсутствии таких норм и чётких ограничений по перечню должностей, на которые должно
быть запрещено выбирать или назначать граждан Украины, имеющих гражданство другой страны,
происходит такой бардак, особенно в исполнительной ветви власти, например, когда высшее военное руководство имело гражданство страны-агрессора.
права на набуття та збереження громадянства України № 11469 від 07.08.2024 досі
НЕ підписаний президентом…
https://itd.rada.gov.ua/billinfo/Bills/Card/44687