Multi от Минфин
(8,9K+)
Установить
українська
ВХОД
Вернуться
22 апреля 2025, 7:10 Читати українською

Вместо А-95 — Е5: с 1 мая на всех АЗС станут продавать бензин со спиртом

С 1 мая меняются законодательные требования к бензину. Теперь в нем обязательно должно быть не менее 5% биоэтанола. «Минфин» разбирался, как «спирт в бензине» скажется на ценниках на АЗС и автомобилях украинцев.

Закон, прописывающий это нововведение, парламент принял еще в прошлом году, но для адаптации рынка депутаты тогда предусмотрели переходной период.

На первый взгляд, ничего страшного в наличии биоэтанола в бензине нет. «В ЕС уже давно действует похожая норма, и топливо, которое завозится к нам из Европы, уже содержит «зеленую» добавку, — говорит руководитель специальных проектов НТЦ «Психея» Геннадий Рябцев.

Считается, что небольшая доля биоэтанола в топливе делает бензин более «чистым», что благотворно действует на экологию. Собственно, в рамках адаптации украинского законодательства к европейскому и была принята эта норма.

Впрочем, в украинских реалиях возможны не совсем приятные для водителей нюансы.

«Качество топлива сейчас фактически не контролируется, что открывает большие возможности для различных «экспериментов» с бензином, тем более, что добавлять биоэтанол продавцам выгодно по цене (спирт намного дешевле чистого бензина).

Если же нормы присадок будут превышены или же станут «бодяжить» с некачественным биоэтанолом, автовладельцы это сразу заметят — сократится период езды без ремонта, могут выходить из строя различные системы машины и т. д.", — пояснил «Минфину» Рябцев.

Многие эксперты пугают украинцев и возможным подорожанием хорошего бензина с добавками высококлассного биоэтанола.

Лоббизм или экология

Закон об обязательном использовании жидкого биотоплива (биокомпонентов) в транспортной отрасли появился в Раде еще в 2020 году. Но парламент принял его только 4 июня прошлого года. И в тот же день он был подписан Президентом.

Как указано в пояснительной записке к проекту этого документа, он разработан в рамках выполнения Национального плана действий по возобновляемой энергетике, а также имплементирует в отечественное законодательство нормы европейской Директивы 2009/28/ЕС.

Изначально проект предусматривал, что уже с 1 мая 2022 года в бензине на украинских АЗС должно быть не менее 5% биокомпонентов. Исключение сделали только для бензина А-98 с высоким октановым числом (он и так считается более чистым).

Нововведения должны были улучшить экологию «за счет уменьшения объемов выбросов в атмосферу вредных веществ, которые образуются при сгорании топлива». Дополнительно этот закон должен поспособствовать привлечению инвесторов, в том числе иностранных, в сферу производства биотоплива.

Но прохождение этого проекта в Раде с самого начала стало скандальным. Эксперты и активисты обвиняли депутатов в лоббировании интересов спиртзаводов, которые, якобы, станут «сливать» на бензоколонки спирт, забракованный водочниками. Веских аргументов в пользу этой версии тогда так и не озвучили.

Тем не менее голосов «за» для принятия проекта долгое время не находилось. Затем началась война, и экологические проблемы отошли на второй план. И только в прошлом году депутаты снова вернулись к этой идее.

Руководитель компании «А-95» Сергей Куюн называет несколько причин, по которым депутаты узаконили «спирт в бензине».

Первая — экология. При сгорании спирта выбросы меньше, чем при сгорании чистого бензина.

Вторая — энергобезопасность. В Украине недостаточно собственной нефти (и война эту проблему только усугубила), зато есть много спиртзаводов и сырья, из которого можно производить биотопливо. «Замещение хотя бы части импортного топлива на спирт — это снижение энергозависимости», — отметил Куюн.

Третья причина — обязательства Украины перед ЕС по имплементации европейских норм в отечественное законодательство.

Четвертая — связана с экспортом зерна, который стал более сложным с началом войны. «Переработка в Украине той же кукурузы на спирт, вместо ее экспорта, может частично решить эту проблему», — говорит Куюн.

По словам экономиста Алексей Куща, развитие производства биотоплива, вместо экспорта агросырья, создает дополнительную добавочную стоимость, что идет на пользу экономике. Кроме того, активизация этого сегмента упростит Украине вхождение в европейский рынок, ведь местные фермеры выступают против большого потока нашего зерна в ЕС, а вот поставки биокомпонентов, если бы они были, такого «отторжения» не вызывали бы, так как спрос на него в Европе растет.

В законе прописано, что биокомпоненты должны быть во всех объемах автомобильного бензина, которые отпускаются с мест оптовой и розничной торговли топливом, за исключением поставок для потребностей Минобороны, Госрезерва и для создания минимальных запасов нефти и нефтепродуктов.

Что это значит для водителей, и как изменятся стоимость и качество бензина с 1 мая?

Новые ценники

Биобензин производят путем смешивания на нефтебазах базового бензина, близкого по характеристикам к А-92, со спиртом. Добавлять биокомпоненты могут производители — европейские или отечественные.

В Европе норма о биокомпонентах в бензине действует уже больше 15 лет. Сейчас производители ЕС выпускают биобензин стандарта Е10. Но, по украинском законодательству, у нас бензин должен быть другого стандарта — Е5.

«Он не типичный для Европы, поэтому будет дороже в закупке. Для производства Е5 производителям нужно запустить отдельные мощности — резервуары, наличные эстакады и т. д. За это они просят с нас дополнительно 15−25 долларов на тонне. Это плюс 50−80 копеек на литре. Надеюсь, в мае из-за снижения цен на нефть мы получим удешевление бензина на 3 гривны за литр, поэтому „бионаценку“ водители не заметят», — прогнозирует Куюн.

Владелец компании «Прайм» (импортер топлива) Дмитрий Леушкин называет два варианта обеспечения биотопливом — либо завозить готовое из Европы, но оно действительно может оказаться дороже, либо «лить здесь».

В последнем случае, по его словам, «разбавлять» бензин спиртом может оказаться очень выгодно.

«Себестоимость литра бензина с наших мини-НПЗ с добавкой спирта составляет порядка 22 гривен. Для сравнения: импортное топливо стоит на границе 46−48 гривен за литр. Несложные подсчеты показывают, что у местных производителей есть шансы заработать баснословные деньги. Что, при желании, позволит им „поделиться“ с потребителями — дать скидки на топливо», — говорит Геннадий Рябцев.

Но, понятно, возможность давать такие скидки появится лишь в том случае, если производители станут использовать недорогие спирты, в первую очередь отечественного производства, так как, по словам Рябцева, высококлассный импортный биоэтанол стоит дорого.

«Скорее всего, украинские АЗС разделятся на две категории — те, кто станет закупать дорогой импортный бензин с биоэтанолом (по этому пути могут пойти крупные сети), и те, кто сделает ставку на недорогую продукцию отечественных мини-НПЗ (мелкие региональные сети)», — отметил Рябцев.

Поэтому на заправках может увеличиться разброс цен на бензин — разница на литре может достигать 10 гривен.

Как ездить на биотопливе

Рябцев отмечает, что в украинских реалиях требование о «спирте в бензине» сопряжено с несколькими рисками. Главный — удар по качеству топлива.

«Проблема в том, что нет законодательно утвержденных стандартов и регламентов на новый бензин. Это дает производителям пространство для маневра. Другими словами, если ранее «бодяжничество» считалось правонарушением, то сейчас его фактически узаконили.

Ситуацию усугубляет отсутствие массового мониторинга качества топлива на АЗС со стороны государственных контролирующих органов. А раз так, то в бензин можно добавлять 5% спирта, а можно 10%, или даже 20% — все на усмотрение производителя. Если биокомпонент позволяет сэкономить на себестоимости, не исключено, что найдутся желающие «поэкспериментировать»", — предположил Рябцев.

По его словам, если в бензин добавить 5% биоэтанола, то, скорее всего, на работе автомобильного двигателя это никак не скажется. Но вот в случае превышения этой нормы, могут быть проблемы, особенно в жару.

«Топливные системы авто, выпущенных до 2005 года, вообще не приспособлены к биотопливу. А в случае превышения норм по содержанию биокомпонентов, может уменьшится срок эксплуатации авто между ремонтами (проще говоря, машина будет чаще ломаться). Также не исключено расслоение топлива, станут чаще „гореть“ прокладки, возможно снижение мощности двигателя», — перечисляет Рябцев.

«У спирта плотность порядка 0,8 г/куб см, у бензина— 0,74. Поэтому смесь имеет свойство расслаиваться, а за 10 дней при хранении без движения (к примеру, в емкостях на АЗС) спирт выпадает в осадок. Поэтому некоторые водители будут заправляться чистым бензином (верхним слоем), а некоторые — чуть ли не чистым спиртом. Последствия для тех, кому не повезет, плачевные — придется ехать на СТО», — пояснил «Минфину» Леушкин.

Куюн отмечает, что проблема биоэтанола в том, что он гигроскопичен, то есть абсорбирует воду, после этого бензиновая смесь расслаивается и теряет свои свойства.

«Поставщик может закупить качественный Е5, но, если у него в бензовозе, резервуаре, на нефтебазе или АЗС есть подтоварная вода, — будут проблемы. Думаю, первые два месяца — май и июнь — будут полны сюрпризов, проклятий и жалоб», — предположил Куюн.

Леушкин добавил, что, поскольку спирт в теплое время года быстро испаряется, некоторые АЗС станут «накручивать» колонки, то есть недоливать топливо в баки, чтобы таким образом компенсировать «летучесть» нового топлива.

«А могут, чтобы предотвратить испарение, вообще добавлять „тяжелую“ химию, содержащую в том числе свинец. Это еще хуже, так как крайне опасно для здоровья тех, кто непосредственно держит шланг бензоколонки при заправке», — рассказал Леушкин.

Таким образом, с 1 мая на отечественном рынке усилится «расслоение» бензина по качеству и цене. Можно будет приобрести качественное топливо, но за него придется переплачивать. В то же время станет больше недорого бензина, но вот какими будут последствия езды на нем — вопрос открытый.

Комментарии - 41

+
+45
orest frank
orest frank
22 апреля 2025, 8:06
#
В ЄС вже давно діє схожа норма, і паливо, яке завозиться до нас із Європи, вже містить «зелену» добавку, — каже керівник спеціальних проєктів НТЦ «Психея» Геннадій Рябцев. ===== Триндить як дише. Паливо з ЄС не містить ЖОДНИХ добавок і відповідає ДСТУ. Воно і не може і не повинно їх містити оскільки це не передбачено вимогами виробників авто. Біоетанол добадяжують місцеві бариги аби звести кінці з кінцями
+
0
Три літри
Три літри
1 мая 2025, 9:13
#
На БРСМ спиртовий бензин продають дуже давно.

Я там ніколи не заправлявся, але в часи паливної кризи довелось тож звернув увагу на те що там продавався бензин з здаєтся аж 40% спирту.
+
+45
orest frank
orest frank
22 апреля 2025, 8:09
#
Вважається, що невелика частка біоетанолу в паливі робить бензин «чистішим», що благотворно діє на екологію. ===== Триндьож. Взагалі нічого окрім заміщення бензину на БЕ у складі і економічних вигод це не дає.
+
0
Я_ __
Я_ __
22 апреля 2025, 8:58
#
«З 1 травня змінюються законодавчі вимоги до бензину. Тепер у ньому обов’язково має бути не менше 5% біоетанолу.»

Знаючи тенденції українських ринків, це швидше за все буде не 5%, а 30−40% мінімум. Плюс водії вже в курсі невизначеності того, як це вплине на відносно не нові авто.
+
0
bosyak
bosyak
22 апреля 2025, 9:43
#
Вартість бензину з мині нпз навели 22 грн, а вартість біоетанолу ні. Підемо від самогону з кукурудзи 11 грн кг, вихід 450 мл спирту. Тобто без логістики, ліцензій і витрат енергії біоетанол дорожчий за бензин с минінпз.
+
0
bosyak
bosyak
22 апреля 2025, 9:53
#
Найдешевшій біоетанол знайшов по 36 грн від Укрспирту.
+
0
Три літри
Три літри
22 апреля 2025, 12:36
#
Відчізняний біоетано точно не дорожче за європейський. А скоріш за все дешевше. Тож якщо будуть використовувати український то це буде не тільки патриотично, але й вигідно.
+
0
bosyak
bosyak
22 апреля 2025, 13:33
#
Не буде
+
0
Три літри
Три літри
23 апреля 2025, 2:19
#
Аргументовано!
+
0
bosyak
bosyak
23 апреля 2025, 8:29
#
Аргументація в попередньому дописі. Коротко: біоетанол дорожчій за бензин.
+
0
Три літри
Три літри
23 апреля 2025, 9:07
#
Я казав про інше: біоетанол відчізняний дешевше за біоетанол зроблений в ЄС.
+
0
bosyak
bosyak
23 апреля 2025, 11:27
#
Не впевнений, якщо биоетанол дорожчій за бензин у нас, том і подавно. Тому вигідно буде тільки виробнику біоетанолу, всі інші втратять.
+
+14
657
657
22 апреля 2025, 10:09
#
Спиртзаводы то активно распродавали нужным уважаемым людям, теперь значит пора ускорить окупаемость выгодных покупок. Ну, а то что у вас расход теперь вырастет и движки начнут сыпаться — то така прикра доля.
+
+15
Три літри
Три літри
22 апреля 2025, 12:34
#
Двигунам пофіг чи є в бензині біоетанол — воно все чудово згорає, зі спиртом навіть краще ніж без нього.
+
+30
zhu
zhu
23 апреля 2025, 10:21
#
Особливо 'пофіг' двигунам де є алюмінієві запчастини які контактують із паливом і будуть потерпати від корозії.

А ще 'пофіг' тим двигунам що не пристосовані до високооктанових сумішей, бо у спирта октанове число 108 (хоча для них і так зазвичай 95 не підходить).

Ну і дійсно пофіг двигунам на те що у спирті на 40% менше енергії (27 МДж/кг) у порівнянні із бензином (46 МДж/кг), але на це вже не пофіг тому, у кого пробіг на 1 літрі скоротиться на 2−4%.

+
0
Три літри
Три літри
23 апреля 2025, 10:55
#
Особливо 'пофіг' двигунам де є алюмінієві запчастини які контактують із паливом і будуть потерпати від корозії.

Саме таким двигунам як раз пофіг бо це більшість сучасних двигунів які як раз і розроблялись з урахуванням того що буде використовуватись біоетанол в паливі.

Ви багато алюмінієвих двигунів з 90-х знаєте?
+
+15
zhu
zhu
23 апреля 2025, 15:49
#
Тут не про двигуни йдеться, а про алюмінієві або дюралеві патрубки у паливній системі. Саме вони будуть страждати.
Наскільки впевнені водії у яких немає маркировки Е5/Е10 що їхній паливній системі не прийде гаплик?
+
0
Три літри
Три літри
23 апреля 2025, 16:38
#
Наскільки впевнені водії у яких немає маркировки Е5/Е10 що їхній паливній системі не прийде гаплик?

Ну то хай подивлятся у відповідний список
Наприклад тут
https://www.gov.uk/check-vehicle-e10-petrol
+
0
Три літри
Три літри
23 апреля 2025, 16:44
#
Або тут
https://e10.klimat.gov.pl/
+
0
Три літри
Три літри
23 апреля 2025, 11:07
#
В мене стоїть саме алюмінієвий двигун — спеціально поліз в специфікацію щоб не помилитися.
Знаєш що написано на кришці бензобаку? Підкажу, там два написи: E5 та E10.
+
0
Три літри
Три літри
23 апреля 2025, 11:24
#
А ще 'пофіг' тим двигунам що не пристосовані до високооктанових сумішей, бо у спирта октанове число 108 (хоча для них і так зазвичай 95 не підходить).

Яким боком А98 та А100 до теми біоетанолу? Там нічого не змінюєтся.
+
+15
zhu
zhu
23 апреля 2025, 20:58
#
Маркування бензину ніяким, а ось RON (Research Octane Number) на рівні 105−108 етанол має.
+
0
Три літри
Три літри
23 апреля 2025, 21:02
#
Ще раз: норми стовоно переходу на E5 стосуются виключно 95 бензина. Щоб там не казали неуважні автоблогери в ютубі.
+
0
Три літри
Три літри
23 апреля 2025, 11:28
#
Ну і дійсно пофіг двигунам на те що у спирті на 40% менше енергії (27 МДж/кг) у порівнянні із бензином (46 МДж/кг), але на це вже не пофіг тому, у кого пробіг на 1 літрі скоротиться на 2−4%.

Капец яка трагедія, особливо для міст типу мого Харкова де суто через звичну водятлів летіти щоб зайняти краще місце на червоному світлофоні розхід пального виростає на літр на сотню, а це не 2−4%, це набагато більше — це 12%! Просто перестаєш їздити по Харкову яв вжалений в  *** і відразу економиш. От такі справи.
+
+15
zhu
zhu
23 апреля 2025, 10:27
#
Все одно у нас немає стільки потужностей на всіх спиртзаводах щоб забезпечити спиртом повністю всі потреби.
Тож як завжди, будуть ескпортувати сировину кудись у європку, там зроблять спирт і продадуть нам вдвічі дорожче…
+
0
Три літри
Три літри
23 апреля 2025, 11:10
#
Ніщо не заважає тобі інвестувти в спиртзавод і закрити всі потреби України, а ще й продавати біоетанол в ЄС і мати на цьому грубі гроші.
+
0
zhu
zhu
23 апреля 2025, 21:00
#
Трохи заважає те, що спиртзавод такий самий 'військовий об'єкт' як і нафтопереробний. А грошей на ППО замало.
+
0
Три літри
Три літри
23 апреля 2025, 21:03
#
Брехня, що доводить функціонування українських спиртних заводів.
До того ж це тимчасова проблема, в той час як перехід на біоетанол це стала тенденція на купу років вперед.
+
+15
veritas69
veritas69
22 апреля 2025, 11:25
#
Саме час турбуватись про екологію ударними темпами
+
0
Андрій М***к
Андрій М***к
22 апреля 2025, 14:03
#
Особливо від кількості підірваних складів і щоденних вибухів на ЛБЗ
+
0
zhu
zhu
23 апреля 2025, 10:34
#
Ну насправді той закон там бовтався ще із часів президента-«прохфесора» та Кілі Азірова.
(Проект Закону України від 12.06.2012 № 10572−1)

Але мені здається тут більше не про екологію, а про синхронізацію законодавства з ЄС у першу чергу, у якому схожі норми ще з 2011 року присутні у тому чи іншому вигляді.
+
0
Три літри
Три літри
22 апреля 2025, 12:39
#
Добре що в статті правильно розписали що і Е5, і Е10 це все А95 в якому відрізняєтся кількість наявного біоетанолу.

А то чомусь навіть серед досвідченних автоблогерів гуляє фейк що Е5 це типу А95, а Е10 це А98. Але ж ні, число вказує відсоток біоетанола, і взагалі ніяк не пов’язане з октановим числом. Тож якщо припустим в А98 додадуть 5% біоетанола то він теж мав би позначатись Е5, ак і його брат А95 з 5% спирту.
+
0
Юрий Бойко
Юрий Бойко
22 апреля 2025, 21:20
#
«Тому деякі водії заправлятимуться чистим бензином (верхнім шаром), а деякі — ледь не чистим спиртом…», — пояснив «Мінфіну» Леушкін." Леушкін, ти — дурко. Труба забору палива йде майже до дна (майже, тому що на дні майже завжди є підтоварна вода). Тому жоден водій не може заправитись «верхнім шаром».
+
0
Три літри
Три літри
22 апреля 2025, 21:34
#
Та ціх експердів взагалі краще не читати.
+
0
shadow 2204
shadow 2204
23 апреля 2025, 12:45
#
И плюс ко всему к этому начнут производить и продавать разные «умные» присадки,которые должны будут шось там расщеплять или наоборот,соединять спирт с бензом,шоб чего-то там не прогорело…
+
0
orest frank
orest frank
23 апреля 2025, 15:13
#
Для ZHU Стосовно питомої ваги і КПД згоряння — абсолютна правда. Стосовно написів на лючках — це не стільки вимоги, скільки можливість використання. У мене, особисто, RON 95/98. Ніякого етанолу. Перевага біоетанолу — змиває відкладення і поліпшує чистоту. З недоліків — випаровування влітку. В спеку експлуатацію краще взагалі НЕ проводити на ньому. Крайньо агресивний до гумових патрубків, прокладок. Етери/ефіри — похідні етанолу — ніщо інше як звичайний розчинник. По факту на більшості АЗС перевищення від вказаного в два рази — читай сертифікати. А100 — торгова марка WOG. Не більше. 95й з до 20% біоетанолу. А98 на АЗС не знайдете. Хоча в Україну його завозять. І бадяжать.
+
0
zhu
zhu
23 апреля 2025, 21:13
#
Мустанг100 на WOG — це якраз А-98-Е10 (98 із 10% етанолу), якщо сертифікати не брешуть.
А-95 там же — це Е0, тобто чистий бензин (поки що).
На інших заправках може бути по іншому — деякі і до 40% етанолу наливають і не переймаються.
+
0
Три літри
Три літри
23 апреля 2025, 21:16
#
Мустанг100 на WOG — це якраз А-98-Е10 (98 із 10% етанолу),

Внезапно пан спростував свої власні побоювання.

Бо з’ясувалось що те, чим він лякає —
"А ще 'пофіг' тим двигунам що не пристосовані до високооктанових сумішей, бо у спирта октанове число 108 (хоча для них і так зазвичай 95 не підходить)."
— вже давно продаєтся в Україні і навіть з більшим процентним відсотком етанолу і щось не чутно щоб хтось з власників таких автомобілів скаржились на WOG.
+
0
zhu
zhu
23 апреля 2025, 22:50
#
Якщо б пан уважно читав то б помітив би частку «не», де-інде у дописах.

Я писав що додавання етанолу призводить до підвищення октанового числа і може викликати проблеми у рарітетних двигунах які розраховані на НИЗЬКЕ октанове число пального. Зменшення потужності та/або крутного моменту не те щоб критичне, але дуже неприємне, коли ти за кермом якогось карбюраторного маслкару або кросового мота.

А те що у 100 мустангу октанове 98, 100, або навіть 108 нікому з його покупців не цікаво, бо вони в будь якому разі навмисно і свідомо купують високооктанову суміш, що передбачає що вони її заливають у двигун який розрахований на це.
+
0
Три літри
Три літри
23 апреля 2025, 21:18
#
Отак в 10:21 лякаєш, а в 21:13 сам спростовуєш свої лякалки.
+
0
Три літри
Три літри
1 мая 2025, 9:10
#
Завдяки реальним професіоналам, а не тим *** яких зазвичай запрошує Мінфін, дізнався важливу деталь.

Ось це

Зараз виробники ЄС випускають біобензин стандарту Е10. Але, відповідно до українського законодавства, у нас бензин має бути іншого стандарту — Е5.

тупа маніпуляція, оськільки по перше це взагалі не стандарт, а лише вимоги до вмісту, по друге закон встановлює що спирту має бути не меньше 5%, тобто Е10 цілком відповідає цим умовам і може продаватись на українських АЗС.

«
з 1 травня 2025 року не менш як 5 відсотків об'ємних
«
https://zakon.rada.gov.ua/laws/show/3769−20#Text
Чтобы оставить комментарий, нужно войти или зарегистрироваться