Несмотря на санкции, рф находит возможности закупать полупроводники и начинять ими ракеты, которые атакуют Украину. Почему ей это удается, и как этому противостоят США, «Голосу Америки» рассказал замминистра торговли США Мэтью Аксельрод.
США перекрывают пути поставки в рф чипов: как они это делают
Экспортные ограничения против рф играют значительную роль. После полномасштабного вторжения Соединенные Штаты и ряд других стран в мире собрались и ввели беспрецедентные параллельные ограничения на поставку товаров из их стран в россию, чтобы помешать ее способности продолжать вести войну против Украины, и благодаря лидерству США и других стран смогла быть создана эта широкая коалиция.
Определенный успех есть. Но совершенно точно нужно делать больше. Я был в Киеве в октябре вместе с представителями Министерства юстиции США и ФБР. Мы говорили о том, что американские компоненты, в частности, микроэлектроника и полупроводники, продолжают попадать в российские ракеты и дроны, которые находят на поле боя в Украине. Это неприемлемо для нас. Мы пытаемся атаковать эту проблему со всех сторон.
Почему так сложно отследить чипы
Насколько я знаю из открытых источников, рф в своем производстве чипов значительного успеха не достигла. Иными словами, основная проблема — поставки чипов в Россию извне. Если возникнет внутреннее производство — нас это будет беспокоить, но, насколько я знаю, это в основном поставки извне.
Полупроводники достаточно широко распространены и есть во многих местах по всему миру. Есть несколько путей, по которым россия обходит экспортные ограничения. Правительство россии исторически создавало сети закупок, чтобы обойти санкции и экспортные ограничения. Думаю, сейчас они активизировали сети, которые они использовали в прошлом.
Все знают — прямо в россию поставлять нельзя. Однако, когда речь идет о микроэлектронике и полупроводниках — это чипы, так сказать, более низкого уровня. Они достаточно распространенные. Их оборот в большинстве стран мира неограничен.
Например, эти чипы можно продавать из США в Китай, но когда они попадают в Китай, то в Китае нет закона, который запрещает продажу этих полупроводников из Китая в россию. Это запрещено американским законом, но если вы китайская компания и вы покупаете полупроводник у американской компании, или компании в Китае и отправляете их в россию, вы не нарушаете закон Китая, вы нарушаете наш закон. Это вызов.
Не знаю, можем ли мы сделать так, чтобы абсолютно ни один полупроводник в мире не попал в россию. Это оказало бы чрезвычайное влияние, но не думаю, что это полезный подход в целом в части экспортных ограничений, не только полупроводников. Их слишком много, они производятся в слишком большом количестве стран в мире, чтобы отрезать полностью поставки. Это не цель.
Так не работает. Если так мерить успех, то его никогда не добиться. Цель — ухудшить, усложнить, сделать дороже. Это не остановит войско за день или неделю. Это усложнит россии ведение войны против невинных людей в Украине.
Что делать с компаниями-оболочками и какую роль играют Китай и Индия
Китай очень четко заявляет, что не дает летального оружия россии, и нюанс в том, что полупроводники и микроэлектроника не считаются летальным оружием. Пекин считает это нормальной торговлей. Проблема в том, что эти полупроводники и микроэлектроника двигают ракеты и дроны, которые убивают украинцев. Правительство США об этом говорит с китайскими чиновниками.
Индия не входит в какую-либо группу стран, которые объединились для параллельных ограничений.
Компании-оболочки мы отслеживаем, и это очень сложно, потому что когда мы выдвигаем уголовные обвинения против лиц или компаний, или вносим их в санкционный перечень, конечно, есть риск, что они создадут новые компании-оболочки. Но чтобы создать такие компании-оболочки нужно время и деньги. Это не серебряный шар, это не решает проблему, но если цель — создать как можно больше сложностей для россии, то нужно выбивать компании-оболочки, когда мы их обнаруживаем.
Мы меньше занимаемся потребительскими товарами. Это очень громоздкий процесс, отследить, хочет ли кто-то импортировать потребительский товар, чтобы извлечь из него микрочип. Скорее, мы видим перевозку микрочипов. Иногда чипы, произведенные в Соединенных Штатах, затем идут в третьи страны. Но в большинстве случаев эти чипы производят за границей и затем отправляют в россию, либо поставляют в россию через третьи страны и, думаю, самая большая отдача будет именно через влияние на эти поставки.
Но мы добились определенного успеха — российское правительство платит в два раза больше за микроэлектронику и полупроводники, чем до войны.
Если цель — усложнить для россии ведение войны, то один из путей — увеличить расходы. Они вынуждены постоянно перестраивать сети закупок. Они обращаются к странам-париям, таким как Иран и Северная Корея, чьи товары дороже и менее надежны. Потому мы продолжим делать все, что можем.
Читайте также: В США запретили Intel и Qualcomm поставлять чипы для Huawei
Что именно делают США в части санкций
Во-первых, мы работаем с Министерством юстиции США и другими правоохранительными органами над уголовными обвинениями против сетей, которые доставляют эти западные компоненты в россию. Мы уже предъявили более десятка таких обвинений.
Также мы ведем список организаций. Прежде чем отправлять компании из этого перечня товары, нужно просить разрешение у Министерства торговли США. С начала войны более 900 компаний вошли в перечень, включая 250 вне россии. Это страны, куда идут товары, которые потом попадают в россию.
К тому же мы тесно сотрудничаем с компаниями, рассказываем им о проблеме. Высшие должностные лица в США совершают звонки на очень высоком уровне руководителям компаний, лидерам бизнеса и продавцам микрочипов и микроэлектроники, чтобы сообщить им о проблеме, чего опасаться, а также передать им перечень из более чем 600 компаний в этих третьих странах, которые продолжают поставлять в россию.
Мы работаем и с финансовыми учреждениями и перевозчиками, потому что каждый раз, когда идет продажа, есть и финансовая сторона. Мы просим банки следить, нарушаются ли экспортные ограничения. Мы также тесно сотрудничаем с международными партнерами в ЕС и «Группе Семи» и «Альянсом пяти глаз».
Мы сейчас работаем над координацией соблюдения режима, потому что до полномасштабного вторжения россии в Украину не было фактического механизма координации экспортных ограничений. Поэтому мы тесно работаем с партнерами из «Группы Семи», ЕС, Южной Кореи и Японии — все эти страны координируют соблюдение режима.
Мы успешно координируем с международными партнерами, делимся информацией и опытом и даже сотрудничаем по нескольким делам.
Мы работаем с правительством Украины и партнерами над случаями, когда внутри изъятых ракет и дронов находим американские компоненты. Мы получаем такую информацию от украинского правительства.
Такой информации, о пометках на чипах, нужно как можно больше. Потому что мы можем взять эту информацию и пойти с ней в американские компании, и сказать — вот что нашли.
И это может помочь американским компаниям выяснить, как чип попал с производства в российскую ракету или дрон. Это зависит от номера партии, других меток. Иногда им физически нужен чип, это более сложно, но иногда на основе фотографии они могут изучить сети иностранных покупателей.
Комментарии - 3