Минфин - Курсы валют Украины

Установить
23 февраля 2024, 12:30 Читати українською

Как зарабатывать на вендинговых автоматах в 2024 году

Вендинг — продажа товаров через автоматы — позволяет стартовать в бизнесе с минимальными вложениями и опытом. Как работает отрасль и сколько в ней можно зарабатывать? В этом мы разбирались вместе с двумя компаниями — представителями рынка вендинга в Украине — EasyVending и «Мама, ну купи».

Что такое вендинг и какие тренды на этом рынке

Вендинг — розничная продажа товаров или услуг с помощью торговых автоматов. Это могут быть автоматы по продаже кофе, еды, полуфабрикатов или других товаров, платежные и почтовые терминалы. Вариантов становится все больше с каждым годом.

Толчок для развития отрасли дала пандемия COVID-19, во время которой предпринимателям приходилось минимизировать личные контакты, в частности, и между персоналом и покупателем. Поэтому многие из них начали обращать внимание на автоматы самообслуживания.

Одним из самых популярных направлений этого бизнеса являются кофейные автоматы. Их можно увидеть всюду: в ТРЦ, на почте, в бизнес-центрах, на улицах. Это направление стало едва ли не главной тенденцией 2023 года. В частности, формат кофейных уголков Coffee To Go. Это наглядно подтверждают данные Google Trends: запрос «кофейня самообслуживания» за 12 месяцев в Украине вырос на 650%.

Это направление, в котором работает компания EasyVending. Она продает кофейные аппараты, как новые, так и б/у, ее персонал первично консультирует о старте бизнеса и настраивает б/у оборудование для работы. Также занимается продажей снековых автоматов, кофемашин, кофеварок, кофемолок, кофе, чая и всех ингредиентов для кофейных автоматов.

Есть и другие интересные ниши. К примеру, компания «Мама, ну купи» реализует через автоматы детские игрушки. Сейчас ее сеть насчитывает 94 автомата в четырех странах. Основатель компании Виктор Оношко, создавая ее, привлек почти 200 инвесторов и 16 франчайзи. В Украине автоматы «Мама, ну купи» можно встретить в торговых центрах Respublika, Cosmo Multimall, Blockbuster Mall, сетях «Сильпо» и «Ашан». Компания также развивает дополнительный бренд «Мама приготовила» — продажа замороженных полуфабрикатов через автоматы, установленные в подъездах многоэтажек. Через них можно купить вареники, сырники, котлеты и другие продукты, которые достаточно просто разогреть перед употреблением. Причем сделать это можно даже во время действия комендантского часа, что сегодня особенно актуально.

Отдельное направление вендинга — почтоматы. Этот сегмент активно осваивают такие известные компании, как Новая почта, ROZETKA, Meest China.

Участники рынка вендинга ожидают его расширения в текущем году, появления на нем новых направлений и локаций, а также усиления конкуренции. «Я вижу большее развитие разных направлений. Все продукты, которые можно купить в супермаркетах, можно будет покупать в автоматах: молочные изделия, сыры, колбасы, напитки, — говорит владелец сети «Мама, ну купи» Виктор Оношко. — «Мы будем развивать наши бренды «Мама приготовила» и «Мама, ну купи». Сейчас большинству кажется необычным купить детский сюрприз или пельмени в автомате. Но раньше так же относились и к почтаматам, а сейчас это привычное и удобное явление».

Почему вендинг — это выгодно, и какие есть преимущества того, чтобы стартовать в нем

В Европе в среднем на 175 человек приходится один торговый автомат. И при этом рынок еще растет — за прошлый год он вырос на 1,1%. В Украине количество человек на один автомат в 2−3 раза больше, а это значит, что есть перспектива для развития. Также во всем мире сейчас тенденция на автоматизацию торговли и процессов в сфере общественного питания. Так что спрос на напитки и еду из автоматов будет только увеличиваться. И в Украине тоже.

Среди преимуществ того, чтобы начать работать в вендинговом бизнесе, представители рынка выделили следующие:

Небольшой порог входа. К примеру, если начать бизнес на кофейных автоматах, то стартовать можно и с 50 000 грн. Для автоматов с игрушками эта сумма будет от $12 000. В целом, если сравнивать уровень инвестиций с тем, чтобы вложить деньги в открытие, например, магазина игрушек площадью в 50 — 100 кв.м., то он будет несопоставим. Ремонт помещения, закупка товаров, расходы по аренде и на персонал — все это стоит в десятки раз больше. А что касается вендингового автомата, то его нужно только забрендировать, включить в розетку и загрузить негабаритными недорогими игрушками.

Прибыльность. Например, при себестоимости 1 стаканчика американо 7−10 грн вы получите почти 100% прибыли. Продажи 20−25 купленных напитков в день приносят свыше 5 000 грн прибыли в месяц. И это только при покупке американо, а, как правило, в автомате покупают не только его. По статистике, в среднем партнеры компании EasyVending получают 10 000 — 25 000 грн ежемесячно на 1 точке.

Время. В среднем на поддержку вендингового бизнеса уходит до 2-х часов в день, то есть это возможность дополнительно зарабатывать, продолжая работать на основной работе. Вендинг может быть отличным способом дополнительного заработка. А если уделить этому больше времени, то еще и будете расти в этом бизнесе.

Мобильность. Если обычный магазин не приносит прибыли из-за неудачной локации, то перевезти его в другое место, то есть найти помещение, сделать в нем ремонт, переместить товары и т. д., будет стоить достаточно дорого. В случае с вендингом сменить локацию можно за несколько часов. Для этого достаточно перевезти автомат в другое место.

Уникальность. Это новое и интересное для людей. Одновременно и необычно, и удобно. К тому же, нет такой конкуренции, как в магазинах.

Отсутствие человеческого фактора. В большинстве стандартных ситуаций сервис зависит от работников. Если, например, продавец в плохом настроении, нахамил или что-то еще, это повлияет на отношение к бренду. При этом вендинговые автоматы не грубят покупателям, не болеют и работают круглосуточно.

Каким бывает вендинговое оборудование

Как правило, вендинговое оборудование разделяют на три типа. Для продажи:

  • продовольственных товаров — аппараты для кофе, снеков, готовых сэндвичей, воды;
  • непродовольственных товаров — автоматы по продаже игрушек, бахил, одноразовых масок;
  • услуг — платежные терминалы.

Автоматы первого типа считаются самыми прибыльными. В частности, это касается кофейных автоматов и кофемашин.

В компании EasyVending говорят, что сейчас пользуются повышенным спросом б/у кофемашины. Чаще всего ее клиенты выбирают оборудование зарекомендовавших себя на рынке известных торговых марок — это Rheavendors, Saeco, Necta, Bianchi, Azkoyen, Franke, Dr.Coffee. Преимуществом является возможность подключения к моделям терминалов бесконтактной оплаты с возможностью фискализации наличных и безналичных расчетов.

Среди моделей кофемашин в EasyVending советуют обратить внимание на Jetinno. «Уже сейчас Jetinno предлагает оборудование с двухсторонней телеметрией, аналитикой и возможностью удаленного управления, что позволяет быстро действовать в разных случаях, например, в случае ремонта или необходимости изменения настроек напитков», — говорят в компании.

К тому же, оборудование Jetinno удобное для потребителей, так как у него есть функция самостоятельного выбора состава своего напитка, регулирования количества сахара и сливок. В ассортименте Jetinno также есть автоматы, которые готовят напитки из листового чая, спортивные напитки, а также есть автоматы со льдогенератором и сиропной станцией. Один такой многофункциональный автомат способен обеспечить предпринимателя прибылью как в холодное время года, так и летом.

А франчайзер «Мама, ну купи» предлагает своим партнерам новые автоматы китайского производства, которые уже настроены и снабжены игрушками и сюрприз-боксами. Франчайзи остается только найти локацию и включить автомат в розетку. Далее — раз в неделю проводить инкассацию и дополнять автомат игрушками. Все операции продаж можно отследить в смартфоне. К тому же, автоматы антивандальные и почти не ломаются, поэтому вендоры могут быть спокойны за свои средства. У компании есть эксклюзивный договор на их производство, поэтому в Украине их можно купить только у «Мама, ну купи».

Начальные инвестиции и заработок

По словам владельца сети «Мама, ну кучи» Виктора Оношко, на вендинговых автоматах в любой нише можно получать около $500 пассивного заработка ежемесячно. Главное, что нужно понимать: вендинг — хоть и несложный бизнес, но он нуждается в постоянном контроле.

Что касается инвестиций, то на их размер влияют два фактора:

  • Формат — франшиза или самостоятельное открытие.
  • Масштабы — количество автоматов и товаров для них.

В EasyVending подсчитали, что в среднем, чтобы запуститься самостоятельно, предприниматель тратит от 50 000 до 450 000 грн. А, например, старт через франшизу «Мама, ну купи» обойдется начинающему предпринимателю, как минимум, в $12 000. Но за эти деньги он получает также поддержку франчайзера и его опыт, полученный за годы работы.

В стоимость франшизы «Мама, ну купи» входит:

  • Вендинговое оборудование: запатентованный автомат собственного производства.
  • Логистика автомата: доставка готового бизнеса с производства на вашу локацию.
  • Растаможка автомата: оплата услуг брокера, оплата услуг доставки, таможенные пошлины.
  • CRM: персонализированная система сбора и анализа данных ваших продаж.
  • Гарантия на автомат 1 год: бесплатная замена и логистика запчастей к автомату.
  • Техническое сопровождение: специалист по настройке программного обеспечения автомата, ремонту в течение всего срока сотрудничества.
  • Купюроприемник: адаптированный под любую валюту, с программным обеспечением.
  • Персонализированный или адаптированный дизайн автомата.
  • Маркетинговая поддержка: консультации и помощь в реализации маркетинга для вашей локации.
  • Клиент-менеджер: персонализированный специалист клиентской поддержки.
  • Брендбук и Франчбук: обучение по всем бизнес-процессам.

Для франчайзи «Мама, ну купи» предоставляет бесплатные консультации. «‎Мы заинтересованы в развитии направления вендинга, считаем, что чем больше будет вендоров различных направлений, тем лучше. Для клиента, который купил франшизу и никогда ранее не занимался вендинговым бизнесом, мы предоставляем френчбук и видеокурс. То есть он может пройти обучение, чтобы понять этот бизнес от, А до Я», — констатирует Оношко.

«В EasyVending франшиза в разработке, мы вкладываем в нее весь свой 14-летний опыт работы в вендинговом бизнесе, презентацию планируем проводить по весне на выставке, а пока предоставляем партнерам комплекс сопутствующих услуг — от консультации по созданию и оформлению бизнеса до продажи и ремонта кофейного и снекового оборудования."Во время первой консультации мы не только предлагаем будущему вендору оптимальную модель оборудования, согласно его бюджету и задачам, но и предоставляем советы по просчету бизнеса, ассортименту расходной продукции, по выбору локации и т. п.», — говорят в компании.

В наличии всегда есть необходимая продукция: кофе, растворимые ингредиенты, расходные материалы, запчасти и средства для кофейных автоматов, оракалов для их дизайна и т. д.

Если говорить о заработке, то здесь все зависит от:

  • товара, который планирует продавать предприниматель, и его качества;
  • местоположения автомата;
  • количества вариантов оплаты (большинство покупателей предпочитают безналичную оплату, поэтому очень желательно обеспечить такую ​​возможность).

К выбору товара следует подходить особенно внимательно. «В свое время я много потерял, пытаясь вести бизнес на продаже еды, например, готовые обеды или сэндвичи. И я эту нишу закрыл», — говорит владелец «Мама, ну купи». Главным минусом он называет остатки непроданных продуктов. Поэтому советует вендорам-новичкам не начинать со скоропортящихся товаров.

К примеру, франшиза «Мама приготовила» предлагает замороженные продукты, срок годности которых может быть плюс-минус полгода. «За полгода пельмешки точно продадутся. Или, например, игрушки, которые не портятся и являются высокомаржинальным товаром с маржой в 300−500%. Также продукт должен быть высоковостребованным», — говорит предприниматель.

Несколько советов начинающему вендору от опытных предпринимателей

  1. Выберите правильный продукт. Остановитесь на идее, которая реально нужна и будет приносить прибыль.
  2. Выберите правильную локацию для установки автомата. Тщательно проанализируйте. От локации зависит самое главное — прибыль. Ведь чем больше клиентов, тем она выше. А также обращайте внимание, будет ли удобно пользоваться автоматом и уместен ли этот продукт на локации. Самые лучшие места для вендинга — это ТРЦ, бизнес-центры, больницы, образовательные учреждения и общественные учреждения, а также вокзалы и аэропорты.
  3. Купите качественное оборудование. Не обязательно в начале бизнеса покупать, например, дорогое кофейное оборудование с максимальной комплектацией. В случае необходимости обратитесь к специалистам, которые помогут выбрать модель, согласно бизнес-задачам и в пределах бюджета.
  4. Позаботьтесь, чтобы у вендингового автомата была антивандальная система защиты. Если ее нет и автомат стоит на улице, его могут разбить или повредить.
  5. Держите автоматы в чистоте. Ведь никто не захочет, например, пользоваться грязным кофейным оборудованием, какими бы вкусными там ни были напитки.
  6. Будьте яркими. Привлеките внимание покупателей с помощью яркого дизайна, который виден издалека и хорошо запоминается. Цветные оракалы с понятными рекламными надписями, которые раскрывают ваше УТП (уникальное торговое предложение) помогут показать преимущества торговой точки и повысить продажи.
  7. Регулярно анализируйте продажи и ищите точки роста. Если нужно — меняйте локацию, ассортимент, оборудование, чтобы достичь более высокого уровня продаж.
  8. Не заходите в бизнес самостоятельно, лучше выберите для себя франшизу вендинга с опытом. Партнеры могут помочь вам решить сложные вопросы и справиться с трудностями. Выбирая, лучше обратить внимание на более известные бренды, которые уже продали много франшиз.

Комментарии - 4

+
+48
bonv
bonv
23 февраля 2024, 15:31
#
На правах реклами:)
+
0
ValNa82
ValNa82
26 февраля 2024, 10:03
#
Загалом задумка статі цікава, але більше хотілось би дізнатись про інші товари які продаються через такі апарати, якісь нові напралення…
+
+67
Марк Борисовер
Марк Борисовер
1 марта 2024, 16:53
#
Я більш 40 років займався розробкою та виготовленням тогових автоматів і можу сказати, що рентабельними є, в основному, технологічні автомати. Це автомати, які готують та продають продукт. До них належать автомати для приготування та продажу напоїв, кисневих коктейлів, хот догів, чистої води. В них вартість готового продукту набагато більша вартості складових. Що стосується продажу готових виробів, то слід враховувати зарплату механіка-водія, витрати на пальне та обслуговування, арендну плату, споживання єлектроєнергії. Для автоматів по продажу заморожених продуктів ще треба мати пересувний морозильник та враховувати можливість відключення єлектроенергії. Якщо вартість виробів не буде значно вищою, ніж оптова, то не слід чекати на великі прибутки. Час окупності таких автоматів треба ретельно рахувати.
+
0
Anatoll France
Anatoll France
4 апреля 2024, 21:22
#
Зайшов на «маманукупі» а у них ще сайт не дороблений, а вже джинсу купують. Про яку співпрацю може бути мова з тими хто сайт не взмозі зробити собі.
Чтобы оставить комментарий, нужно войти или зарегистрироваться